После Адорно и Хоркхаймера было поставлено под сомнение само превосходство достижений современного научно-технического прогресса над донаучными формами человеческой активности. Основанием для этого, например, по П. Фейерабенду, служит то, что еще изобретатели мифов овладели огнем и нашли способ его сохранения, они приручили животных, вывели новые виды растений; древние люди переплывали океаны на судах, подчас обладавших лучшими мореходными качествами, чем современные суда таких же размеров, владели знанием навигации и свойств материалов.
Концентрированным выражением критического отношения к науке является антисциентизм , сформировавшийся в 60-е годы XX столетия. Антисциентизм противоположен сциентизму в мировоззренческой оценке познавательных возможностей науки и ее роли в жизни общества. Истоки антисциентистских идей обычно связывают с таким философским направлением конца XIX — начала XX столетия, как «философия жизни» (Ф. Ницше, В. Дильтей, Г. Зиммель, А. Бергсон, 0. Шпенглер и др.). Философия жизни враждебна классическому рационализму. Представители этой философии признавали жизнь как целостный органический процесс в биологической, космологической, культурно-исторической форме в качестве первичной непрерывно творчески становящейся реальности, предшествующей разделению материи и духа, бытия и сознания [66. С. 327-329]. Основанному на разуме и рассудке научному познанию философы жизни противопоставляли интуицию, понимание, вчуствование, вживание как формы постижения жизни, принципиально невыразимой в рациональных категориях. Примечательна в этом отношении концепция А. Бергсона (1859-1941). Интеллект, согласно Бергсону, характеризуется «естественным непониманием жизни», он и базирующаяся на нем наука своим предметом имеют застывшие материальные формы, существенные для организации действия, человеческой практики. Интеллект познает не суть вещей, но лишь отношения между ними, внешнюю сторону реальности. В любых своих проявлениях жизнь может постигаться только непосредственной интуицией — родом интеллектуальной симпатии, путем которой переносятся внутрь предмета, чтобы
163
слиться с тем, что есть в нем единственного и, следовательно, невыразимого. Интуицию Бергсон считает инстинктом, лишенным практического интереса.
Антирационалистические идеи «философии жизни» были подхвачены таким философским направлением XX столетия, как экзистенциализм (К. Ясперс, Г. Марсель, Н. Бердяев, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр и др.), исходным тезисом которого было положение о невыразимости в понятиях абсолютно уникального человеческого бытия.
Обычно выделяют две формы антисциентизма: радикальную и умеренную. Радикальная форма антисциентизма акцентирует внимание на познавательных ограниченностях науки и неизбежных отрицательных последствиях использования ее результатов (создание средств массового уничтожения с непредсказуемыми последствиями для самого существования человеческого рода, техногенные катастрофы, непомерно возросшее экологическое давление на природу как неизбежное следствие технического и технологического прогресса и др.). Антисциентисты подчеркивают также существование разного рода тоталитарных режимов, предлагающих различные, научные по форме, но антигуманные по сути, программы социального переустройства мира (национализм, расизм, моноглобализм и т. п.).
Гуманистически и антропологически ориентированные антисциентисты пропагандируют идею «альтернативной» науки, включающей этические измерения. Вместо ценностной нейтральности защищается тезис включенности ученого в жизнь общества, его влияния на изучаемую ситуацию и результаты ее познания. Ценностные и нормативные суждения приравниваются к другим научным высказываниям. Защищается положение о специфичности методов исследования социальных наук. Умеренная форма антисциентизма, критикуя сциентистскую абсолютизацию познавательных, социальных и практических возможностей науки, подчеркивает вместе с тем необходимую роль науки в обеспечении социального прогресса [85. С. 161-162]. Иррационалистическая форма антисциентизма идет по пути отрицания науки и связанной с ней техники под флагом возврата к традиционным ценностям и способам деятельности. Эта форма антисциентизма трактует науку как силу, чуждую и враждебную подлинной сущности человека. 164
В этой связи выглядит умеренным проявлением антисциентизма требование уравнять науку с другими формами общественного сознания — религией, мифом, искусством. Об этом писал П. Фейе-рабенд: познание представляет собой увеличивающийся океан взаимно несовместимых альтернатив, в котором каждая отдельная теория, сказка или миф являются частями одной совокупности, побуждающими друг друга к более тщательной разработке. Благодаря этому процессу конкуренции рациональности и иррационализма они вносят свой вклад в развитие сознания человека.
Тенденция подчеркивать ограниченность науки, ее неоднозначную связь с культурой является следствием разочарования в европейской по своему генезису культуре, которая не смогла защитить человечество от мировых войн, применения оружия массового поражения, тоталитарных режимов, угрозы экологической катастрофы, поставившей под вопрос само существование человечества. К этому разочарованию присоединяется заметно возросшее влияние на западный менталитет современного восточного эзотеризма с его проповедью иррационализма.
Современная восточная эзотерика накопила большой опыт критики научного рационализма, рационалистического подавления разнообразных форм духовных практик. Японский философ Судзуки, известный своими связями с американскими и британскими университетами, проповедовал спонтанное и внеинтеллек-туальное постижение высшей истины посредством интуитивного озарения. Только в интуитивном проникновении в природу вещей в результате «просветления человека» Судзуки видел средство ясного и полного их понимания. Индийский философ Гхош Ауро-биндо, учившийся в Англии, считал интуитивный разум высшим уровнем «нормального» человеческого интеллекта. Индийский мыслитель Кришнамурти Джидду, долгое время живший в Англии и разъезжавший с лекциями по Европе и Америке, утверждал, что подлинное понимание истины связано с прекращением деятельности ума. Использование каких-либо средств достижения цели развивает у человека «механическое отношение к жизни» и формирует «эффективный ум». Но в сфере духа эффективный ум — это тиран, который удушает людей и делает их рабами. Следует просто жить, чувствовать и понимать, а не рассчитывать с помощью эффективного рассудка, не подчинять свою жизнь рассчитан-
165
ному идеалу. Небезызвестный Ошо, долгое время подвизавшийся в США, утверждал, что достижение истины возможно только через безмолвие, тишину, при отсутствии мысли. Истина — это просто переживание. В самой Европе философ-мистик Р. Штайнер (1861-1925] пропагандировал медитацию как путь созерцания вечного, неразрушимого ядра существа человека. Он считал, что человек может научиться понимать и ценить чувственно видимую природу в ее истинном значении только благодаря прозрению, прорыву в некий «высший» сверхчувственный мир. Сложившуюся ситуацию достаточно ясно подытожил К. Ясперс: как только суеверное преклонение перед наукой сменяется разочарованием, мгновенно следует реакция — презрение к науке, обращение к чувству, инстинкту, влечениям. Поиски «новой рациональности» движутся в этом русле.
При оценке полемики между сциентизмом и антисциентизмом полезно опереться на ряд положений, высказанных итальянским философом и логиком Эвандро Агацци (р. в 1924). Во-первых, Агац-ци утверждает, что «сциентизм и наука — не одно и то же», сциентизм «представляет собой в сущности обобщающую деформацию науки» [2. С. 79-80], которая характеризует науку в качестве абсолютного и безусловного блага [Там же. С. 5]. Согласно этому положению, можно защищать науку и противостоять сциентизму. Во-вторых, Агацци высказывает мнение о том, что антисциентистская полемика против науки как таковой «есть в конечном счете иррационализм» [Там же. С. 80], считающий науку в корне противоположной благу [Там же. С. 5]. В действительности, подчеркивает Агацци, наука и сегодня продолжает оставаться высшей ценностью цивилизации и высшим выражением человеческой рациональности, дающим человеку власть, особенно власть над природой [Там же. С. 138]. Наука увеличивает силу человека и тем самым может многократно умножать его способность к злу и добру [Там же. С. 44]. Наука как система знаний лишена морального измерения. Моральным измерением обладает деятельность человека по использованию научного знания. Поэтому проблема не в отрицании науки как системы знаний, но в правильном приложении способностей человека.
Наука, несмотря на элементы зла, появившиеся в ходе современного практического ее использования, не отвергнута ни одним 166
современным обществом, способным материально «содержать» науку. Она продолжает существовать в качестве особого социального института.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 272.