Общая задача эмпирического уровня научного познания состоит в установлении фактов и их первичной обработке, обобщении в форме эмпирических закономерностей, повторяемостей. Про-
127
блема факта относится к дискуссионным проблемам философу в целом и философии науки в частности. Дискуссионность опре. деляется сложностью понятия «факт». Интересно в этой связи отметить, что по степени сложности понятие «факт» У. О. Куайн ставит на третье место после понятий «объект» и «высказывание» [Quine, W. О. Word and Object. N.-Y.; L., 1960. P. 246].
Эмпирическое познание нередко трактуется как простая констатация изучаемых событий и явлений. Но констатация при этом осуществляется, как правило, «языком» некоторой теории с помощью принятых в ней способов разграничения наблюдаемых явлений, описания их свойств, состояний и т. п. В результате вместо описания объекта познания «как такового» дается теоретическая интерпретация, оценка событий и явлений, как говорится, «с точки зрения принятой теории». Иногда утверждают, что научная теория и создается специально для интерпретации данных наблюдения и эксперимента. В этой связи проблема научного факта имеет смысл отделения объективного, твердо установленного эмпирически, сохраняющегося элемента знания от «априорных» теоретических представлений.
Методы эмпирического познания объекта познания сами по себе не решают проблему объективного, твердо установленного, сохраняющегося знания об объектах познания. Результаты отдельных наблюдений, измерений, экспериментов принято называть эмпирическими данными. Французский философ Ж. П. Сартр (1905-1980) разъяснял данность как «существование без основания». Это понимание можно применить и к эмпирическим данным, поскольку они существуют в некотором контексте исследования без основания в смысле генетически предшествующего им другого знания.
Эмпирические данные несут не только информацию об объективном и необходимом в объекте познания. Они несут следы влияния случайных характеристик в самом объекте познания в момент его эмпирического познания, случайных и неконтролируемых условий проведения отдельного наблюдения, измерения, эксперимента, случайных моментов в состоянии приборов и средств наблюдения, субъективного психологического состояния исследователя в момент эмпирического познания. Объективное й необходимое в знании об объекте эмпирического познания в эмпй-128
рических данных «перемешано» со случайными и субъективными моментами.
Особенно остро проблема объективности, твердой установленное™ знания актуальна для случая познания непосредственно не наблюдаемых событий и явлений. Об этом говорит, например, статья И. Ленгмюра «Наука о явлениях, которых на самом деле нет» [41]. В статье рассказывается о том, как французский профессор, член Французской Академии Р. Блондло в 1903 году объявил об открытии им так называемых N-лучей, испускаемых спонтанно многими металлами и якобы усиливающих способность человека видеть предметы почти в полной темноте.
Около двух десятков научных авторитетов, в том числе первый авторитет Франции того времени по электричеству и магнетизму д'Арсонваль, подтвердили открытие Р. Блондло. В научном журнале Французской Академии Comtes Rendus в 1903-1904 годах по открытым лучам было помещено более 100 научных статей. Французская Академия наградила Блондло премией им. Лаланда в 20 000 франков и золотой медалью. Сегодня известно, что открытых Р. Блондло явлений на самом деле не существует.
В некотором ограниченном смысле данными можно назвать эмпирические знания об индивидуальном событии в случайных условиях его существования, при случайных флуктуациях средств эмпирического познания, случайном психологическом состоянии исследователя. Такого рода факт единичен, уникален и неповторим.
Некоторые философы науки не без основания полагают, что эмпирические данные не могут считаться твердой основой, фундаментом науки. Они предлагают считать научным фактом рациональное по форме «статистическое резюме» непосредственных эмпирических данных. Статистическая обработка эмпирических данных освобождает последние от элементов случайности, субъективности, повышает их объективность, придает научным фактам всеобщность. В этом смысле научный факт — высказывание, выражающее статистическое резюме непосредственных эмпирических данных. Такое высказывание не является чисто эмпирическим, оно теоретически «нагружено» смыслами грамматических категорий языка, на котором сформулировано. Эти смыслы непосредственно не почерпнуты из единичных наблюдений рассмат-
129
риваемого события, они как бы привносятся в соответствующее высказывание из теоретической, неэмпирической сферы. Кроме того, эмпирической констатации событий предшествует форму, лировка, выражающая ожидание исследователя увидеть событие определенного рода. Термины «языка ожиданий» участвуют в формулировке, констатирующей факт. Между тем, корни языка ожиданий не в эмпирическом наблюдении события, но в теории. Различение, систематизация, классификация фактов также идет от теории. В результате этих и других обстоятельств эмпирическое высказывание, выражающее факт, оказывается «теоретически нагруженным». Получается ситуация, когда знание субъекта познания — это «точка встречи» опыта с теорией, а не прямой эмпирический образ живой реальности.
Такое понимание научного знания вовсе не означает отрицания высокой степени его эмпирической (относительной) достоверности. В понятии факта содержатся два аспекта — действительное существование и знание об этом существовании, выраженное в форме высказывания. Для того чтобы нечто стало фактом, оно должно существовать и об этом нечто необходимо что-то знать. Никому не известное нечто не может относиться к фактам.
Функциями научных фактов являются выполнение роли эвристической основы теоретических построений, в особенности для установления законов, участие в качестве вспомогательного материала в процедурах теоретических объяснений и предсказаний, участие в процедурах проверки научных теорий.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 288.