Термин «гипотеза» употребляется в узком и в широком смысле. В узком смысле слова гипотеза — это предположительное объяснение факта, сформулированное в виде отдельного высказывания (о существовании факта, о законе явления или его причине, о закономерном порядке или других существенных связях между явлениями). Гипотеза в широком смысле слова — это предположительная развернутая картина какого-либо положения вещей в предметной области исследования, выраженная системой высказываний. В этом значении гипотеза смыкается с теорией по своему логическому строению и способу развертывания содержания.
Общие теории включают в свой состав общие положения неограниченной квантификации. Такие положения не имеют строгого (логического) доказательства и появляются, как правило, в результате обобщения в форме неполной индукции или конвенционально принимаемых аксиом. В силу данного обстоятельства
119
универсальные положения теории являются, по существу гипо. тетическими, и поэтому сама общая теория (т. е. рассматриваемая в составе увязанных друг с другом универсальных положений) имеет гипотетический характер.
Несмотря на гипотетичность универсальных положений теории, полное отождествление теории с гипотезой в широком смысле слова не является гносеологически адекватным решением вопроса их соотношения. Конечно, по структуре, способу развертывания содержания между гипотезой в широком смысле слова и теорией может и не быть существенного различия, но они явно различаются в гносеологическом аспекте. Гносеологическая граница между гипотезой в широком смысле слова и теорией пролегает по линии оценки истинностных значений, прежде всего их исходных посылок. В теории эти посылки принимаются по тем или иным основаниям за относительные истины. Исходные посылки гипотезы в широком смысле слова по значениям истинности в момент ее выдвижения принципиально неопределенны. Им однозначно не приписывается ни значение истины, ни значение ложности. Их истинность или ложность еще предстоит установить и проверить. Таким образом, гипотеза в широком смысле слова является теорией лишь в потенции и при условии подтверждения ее исходных положений в процессе проверки. В этом плане гипотеза в широком смысле слова может быть названа прототеорией , которая может получить последующее подтверждение или опровержение. Эта неопределенность («может быть, а может и не быть») заставляет развести гипотезу в широком смысле слова именно как гипотезу (конкретные значения истинности ее положений еще не «высветились») и теорию (исходные предпосылки которой уже определились со статусом относительной истины). Последующее подтверждение исходных положений гипотезы в широком смысле слова переводит ее в научную теорию: гипотеза в идеале прекращает свое существование, а выраженное ей знание приобретает форму научной теории.
В ином отношении к общей теории находится гипотеза в узком смысле слова (отдельное гипотетическое высказывание). Указанное отношение предполагает «комбинированную» модель теории. Согласно этой модели в научной теории выделяется множество фундаментальных (для данной теории) гипотетических общих по-120
ложений, недоступных прямой эмпирической проверке, и множество частных положений и моделей, делающих теорию специальной теорией. Вокруг всего этого «костяка» теории, согласно взглядам И. Лакатоса (1922-1974), располагается периферийный «защитный пояс» гипотез в узком смысле этого слова, вопрос о значении истинности которых является открытым и которые по замыслу в первую очередь должны «подкладываться под пресс» проверочного эмпирического материала. Дело в том, что гипотезы такого типа обычно присоединяются к теории ради увеличения ее объяснительного и предсказательного потенциала, а процедуры объяснения и предсказания напрямую выходят на эмпирический материал. Гипотезы «защитного пояса» «чувствительны» к появляющимся в ходе исследования эмпирическим данным и в случае несоответствия им в определенных пределах подвергаются переформулировкам или даже заменяются другими гипотезами подобного типа. Иными словами, присоединенные к теории гипотезы в узком смысле слова находятся в ситуации непрерывного столкновения с эмпирическим материалом. Существенную роль в процессе отбора периферийных гипотез на стадии их первичного введения играет критерий простоты описания или объяснения с их помощью рассматриваемых теорией явлений.
Существенное значение для уяснения роли гипотезы по отношению к теории имеет трактовка «тесноты связи» присоединяемых к теории гипотез с принимаемыми за относительные истины положениями теории. Согласно общепринятой трактовке проверка теории осуществляется прямым сопоставлением выводимых из теории следствий (частных положений) с эмпирическим материалом. Поскольку гипотезы присоединяются к теории ради ее лучшей адаптации к эмпирическому материалу, эмпирической проверке в первую очередь должны подвергаться подсоединяемые к теории гипотезы. Для этого гипотезы должны находиться в отношении логического следования (импликативном отношении) к другим структурным элементам теории. Наличие подобной связи обеспечивает «укороченную» процедуру эмпирической проверки (подтверждения или опровержения) структурных элементов теории. Подтверждение гипотезы-следствия трактуется как свидетельство подкрепления структурного элемента теории, из которого выведена гипотеза, эмпирическое опровержение гипоте-
121
зы-следствия трактуется как однозначное свидетельство ложности соответствующего структурного элемента теории. Отношение логического следования гипотезы из отдельного структурного элемента теории обеспечивает, таким образом, «быстрое» достоверное установление ложности соответствующего структурного элемента теории, т. е. его опровержение. Последствия такого опровержения для теории в целом должны устанавливаться дополнительно с учетом связей опровергнутого структурного элемента с другими структурными элементами теории.
Возможна иная трактовка места и роли присоединяемых к теории гипотез, а именно трактовка в смысле содержательной конъ юнктивной совместимости. В случае отношения конъюнктивной совместимости присоединяемой гипотезы со структурными элементами собственно теории ложность присоединенной гипотезы оставляет неопределенным значение истинности соответствующих отдельных структурных элементов теории, однако обрекает на опровержение всю конструкцию «универсальные положения теории + специальные положения и модели теории + присоединенная гипотеза» в целом. Теория, таким образом, опровергается в целом. Доказательство истинности присоединяемой к теории гипотезы означает тривиальное пополнение множества истинных специальных частных положений теории. Из истинности (ложности) конъюнктивно присоединенной гипотезы не вытекает истинность (ложность) каких-либо отдельных структурных элементов теории. Другими словами, опровержение присоединенной гипотезы непосредственно не затрагивает значений истинности структурных элементов теории и свидетельствует лишь о том, что присоединение данной гипотезы к теории недопустимо, поскольку ведет к ложности комплекса «теория + присоединенная гипотеза». Следовательно, опровергнутая гипотеза сама по себе должна быть отброшена, устранена из данного комплекса. Это открывает возможность дополнения теории новой гипотезой, конъюнктивно соединяемой с теорией и подлежащей дальнейшему эмпирическому испытанию.
Дополнение гипотез к теории не может продолжаться бесконечно. Рано или поздно обнаружится, что добавление гипотез в содержательном плане не повышает ни объяснительного, ни предсказательного потенциала теории. Соответствующая теория 122
исчерпывает себя в объяснении и предсказании новых фактов и подлежит замене более эффективной теорией.
Проверка гипотезы в узком смысле слова состоит в прямом сопоставлении с эмпирическими данными (наблюдение, измерение, эксперимент). Гипотезы в широком смысле слова в простейших случаях проверяются по схемам верификации и фальсификации (эти процедуры рассматриваются ниже). Опровержение обладает большим эвристическим потенциалом, чем подтверждение, т. к. подтверждение всегда проблематично. Таким образом, эмпирическое обоснование гипотезы в узком смысле слова и простейших случаев гипотез в широком смысле слова предполагает или наблюдение явлений, описываемых гипотезой (что редко возможно, поскольку гипотезы могут выдвигаться по поводу скрытых факторов), или соотнесение следствий из гипотезы с наличными или вновь обнаруживаемыми данными опыта.
Совпадение вытекающих из гипотезы предсказаний с фактами является самым эффективным способом обоснования гипотезы. Иногда это совпадение демонстрируют с помощью «решающего эксперимента». Так было, например, в случае проверки гипотезы А. Эйнштейна об искривлении пространства в окрестностях больших концентраций масс вещества. В начале XX века наблюдением полного солнечного затмения было показано, что часть солнечных лучей полностью закрытого лунным диском солнца «огибает» лунный диск и воспринимается наблюдателями на земле (полностью закрытое лунным диском Солнце частично «наблюдаемо» в этот момент). Однако использование «решающего эксперимента» сталкивается с трудностью однозначной интерпретации его результатов.
Теоретическое обоснование гипотезы предполагает обычный порядок проверки ее на непротиворечивость, совместимость с принятыми, «известными» знаниями. Для обоснования гипотезы существенное значение имеет ее согласованность со всей системой принятых научным сообществом знаний. Однако не следует абсолютизировать такую согласованность, поскольку это может мешать выдвижению новых научных идей, выходящих из строя традиционных представлений в науке. Гипотеза по своей сущности является формой организации научного знания, обеспечивающей движение к новому знанию, выходящему за рамки наличного (име-
123
ющегося) знания. Кроме того, необходимо очень корректно тракл, вать согласованность гипотезы с имеющимся знанием. Некоторь, исследователи утверждают, что гипотеза «выглядит» как положение, которое с логической необходимостью следует из имеющегося знания. Согласно такой характеристике, гипотеза по схеме условно категорического умозаключения, в котором основанием условной посылки должно быть «известное знание», логически должна вытекать из последнего. При таком подходе получается, что задачей указанного умозаключения является подтверждение или опровержение «имеющегося знания». Но по схеме условно-категорического умозаключения, как неоднократно уже указывалось, подтвердить основание условной посылки («имеющееся знание») логически не возможно (из истинности гипотезы-следствия условной посылки логически не вытекает истинность ее основания). Основание мож но только опровергнуть (из ложности гипотезы-следствия условной посылки условно-категорического умозаключения логически вытекает ложность основания этой посылки, т. е. «имеющегося знания»). Вряд ли согласованность гипотезы с «имеющимся знанием» адекватно выражается логическим следованием гипотезы из «имеющегося знания». Скорее, и здесь должна работать модель конъюнктивной согласованности. Целью проверки и обоснования гипотезы является или перевод ее положений из статуса неопределенности их значений истинности в статус относительной истины, или опровержение гипотезы.
Гипотеза в широком смысле — такая форма нормативно-процессуальной организации знания, которая не может быть непосредственно оценена с точки зрения ее истинности или ложности. Снятие этой неопределенности и происходит в ходе теоретического (логического) обоснования гипотезы и (или) ее опытного подтверждения или опровержения. Предположения, оформленные как гипотезы, всегда вероятностны (и в этом отношении в той или иной мере неопределенны); процедура обоснования (проверки) исходных исследовательских гипотез всегда является движением в сторону уменьшения этой неопределенности, в идеале — к ее снятию вообще.
Функционально гипотеза выдвигается как предварительное объяснение или описание некоторого явления или группы явлений. Она формулируется исходя из предположения об имплициТ-124
ном существовании некоторого порядка, позволяющего делать заключения о структуре объектов, характере и тесноте (существенности) фиксируемых связей объектов, признаков, параметров и др., детерминированности одних явлений другими.
Зарождение метода гипотезы исторически связано с ранними этапами развития античной математики. Древнегреческие математики широко применяли выдвижение гипотез и вывод из них с помощью аналитической дедукции следствий с целью проверки правильности первоначальных догадок. Концепция Аристотеля исходила из невозможности использования гипотез как посылок силлогистического доказательства (поскольку в качестве последних мыслились лишь общие, необходимые и абсолютные истины), что обусловило последующее негативное отношение к гипотезе как форме недостоверного или вероятного знания. Лишь в методологии и философии конца XVII — начала XIX века в процессе осмысления успехов эмпирических исследований постепенно стала осознаваться эвристическая роль метода гипотез. Однако ни рационалистическому, ни эмпирическому направлениям в классической методологии и философии не удалось обосновать необходимость гипотезы в научном познании. Так, например, Кант пытался дать гносеологическое обоснование научным гипотезам и сформулировать критерий их отличия от гипотез чисто спекулятивного характера. Однако он ограничил сферу применения научных гипотез узкой областью сугубо эмпирических исследований, приписав методу гипотез вспомогательный, подчиненный статус по отношению к априорному знанию как знанию безусловно всеобщих и необходимых истин. Пожалуй, лишь Ф. Энгельс обосновал роль научных гипотез: гипотеза есть форма развития науки, поскольку она мыслит.
Эвристическая роль метода гипотез в развитии современного научного знания нашла отражение в гипотетико-дедуктивных теориях, представляющих собой дедуктивно организованные системы положений различной степени общности и правдоподобности.
125
ШШШИШ1ШШ1М1Ш1|ШШНШ1ШШ11ШШ1ШШ1ШИ11Ш1Ш1Ш11Ш1Ш1ШШ1ШИШ1ШШШШШ111ШШШ1|1ШШИ1|
ГЛАВА 5. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЭМПИРИЧЕСКОГО И ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
ШИШ1||1Ш1Ш11Ш111ШШШШ11Ш1!Ш1ШШШШШ1Ш111Ш11М11Ш11ШП1ШШ1Ш1Ш1Ш1ШШШ1Ш11111Ш11|1Ш1Ш
Дата: 2019-02-19, просмотров: 290.