Место проблемы в формировании научного знания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Проблема вообще возникает в так называемой проблемной си­ туации, которая состоит в обнаружении препятствия, затруднения при достижении некой цели. Это могут быть препятствия при осу­ществлении описания, объяснения, предсказания объектов, явле­ний, процессов, событий, состояний в предметной области науки. Препятствия могут быть связаны с безрезультатностью примене­ния эмпирических или теоретических методов познавательной деятельности в процессе формировании понятий, научных концеп­ций, теорий, при обосновании, подкреплении, развитии научной теории, теоретическом отображении законов и закономерностей изучаемой предметной области, доказательстве теоретических высказываний и т. п. Препятствие создает проблему, если его пре­одоление служит удовлетворению значимой личной или социаль­ ной потребности.

С научной проблемы начинается научное исследование как форма организации научного познания. Научное исследование включает: уяснение смысла проблемы, формулировку проблем­ного вопроса, формирование стратегии, методологии и методики поиска решения проблемы, само решение проблемы, его проверку и обоснование.

Смысл познавательной проблемы выражается проблемным, исследовательским вопросом. Исследовательский вопрос «Суще­ствует ли магнитный монополь (частица с одним магнитным по­люсом)?» состоит из тех же самых имен «монополь», «магнитный», «существует», относящихся к предметной области физики, что и отрицательное высказывание «Магнитного монополя не сущест­вует». Уже из этого факта общности имен ясно, что проблемный

113


вопрос характеризуется определенной мерой знания соответству. ющей предметной области. Такое знание представлено смыслами и значениями входящих в вопрос имен. Вопрос, однако, выражает и определенную меру незнания, неопределенности, проблематич­ности знания предметной области. В этом смысле иногда характе­ризуют познавательную проблему как «.знание о незнании».

Незнание, неопределенность, проблематичность возника­ют всякий раз, когда появляются альтернативы, различные воз­можности, из которых необходимо выбрать одну или несколько. Альтернативность при этом может касаться познания объектов, свойств отношений и др. ситуаций из предметной области. Воп­рос ставится тогда, когда неизвестно, какая из альтернатив имеет место в действительности. В случае вопроса о магнитном монополе предполагается две возможные альтернативные ситуации: такой монополь существует — такой монополь не существует. Проблем­ный вопрос ставится с целью установления реализующейся в дей­ствительности альтернативы.

Проблемный исследовательский вопрос отличается от рито­рических и учебных вопросов. Риторические вопросы являются формой утверждения или отрицания [т. е. высказывания или суж­дения, выражаясь языком логики). Риторический вопрос «И кто сегодня не знает пользу науки?» имеет смысл общего утвержде­ния «Сегодня всякий знает пользу науки», риторический вопрос «Стоит ли доказывать, что 2 • 2 = 4?» имеет смысл отрицательного суждения «Доказывать, что 2 • 2 = 4, не стоит».

Смысл учебного вопроса в простейшем случае состоит в обра­щенном к учащемуся требовании (просьбе) воспроизвести в при­нципе имеющийся уже и содержащийся в учебниках, в литературе, в лекциях и т. п. ответ на этот вопрос. Учебный вопрос задается с це­лью убедиться, что учащийся усвоил учебный материал. Примером учебного вопроса может служить вопрос «Сколько километров от Земли до Луны?».

Исследовательский вопрос — это требование еще никому не известной информации, необходимой для успешного преодоле­ния пробелов в научном знании с целью удовлетворения лично или социально значимой потребности. Значимость потребности определяет внешнюю актуальность научной проблемы: чем более остра требующая удовлетворения потребность, тем актуальнее 114


научная проблема. Значимость научной проблемы определяется не просто остротой породившей проблему внешней потребности, но и масштабностью потребности, которая удовлетворяется ре­шением проблемы. Кроме внешней актуальности и значимости научной проблемы существует внутренняя актуальность и значи­мость, определяемая масштабом вклада, который вносит в науку решение научной проблемы, ролью такого решения в продвиже­нии научного познания вперед. В этом плане можно выделить про­блемы, решение которых имеет общенаучное значение; проблемы, значимость которых ограничивается влиянием на продвижение познания вперед в пределах отдельной отрасли науки, отдельного направления отрасли науки, отдельной научной теории и т. п.

Формулировка исследовательского вопроса свидетельствует о неопределенности в выборе истинного ответа на вопрос, други­ми словами — в установлении реализованной в действительности альтернативы. Исследовательский вопрос выражает требование устранить обнаруженную познавательную неопределенность пу­тем получения нового знания, новой информации. Познавательная неопределенность, обнаруживаемая исследовательским вопросом, предполагает существование множества возможных альтернатив­ных ответов на поставленный вопрос. Каждый из таких ответов «проецирует» в предметную область познания некоторую из воз­можных ситуаций, некоторое из возможных «положений дел». От­ветом на исследовательский вопрос будет высказывание, указы­вающее на действительно реализованную в предметной области познания ситуацию. Естественно, в этом случае такое высказыва­ние будет истинным.

Всякий вопрос возникает на основе некоторой предшествую-1 щей совокупности знаний. Такое знание образует полную пред­посылку вопроса. В полную предпосылку могут входить позитив­ная, негативная предпосылки и предпосылка единственности. Позитивная предпосылка утверждает осуществимость в дейс­твительности (в предметной области познания) хотя бы одной из конечного множества возможных альтернативных ситуаций, предполагаемых вопросом. Это значит, что хотя бы один формаль­но возможный ответ на вопрос будет истинным. Негативная пред­ посылка утверждает, что в предметной области познания неосу­ществима, нереализуема хотя бы одна из ситуаций, описываемых

115


формально возможными ответами на вопрос. Т. е. хотя бы одиц формально возможный ответ на исследовательский вопрос дод. жен быть ложным. Предпосылка единственности утверждает, что только один возможный ответ на исследовательский вопрос может быть истинным. Предпосылка единственности не указывает, какая именно альтернатива реализуется. Любой возможный ответ, вхо­дящий в позитивную предпосылку исследовательского вопроса, называется прямым ответом на вопрос. Любой возможный ответ, входящий в негативную предпосылку исследовательского вопроса, называется косвенным ответом на вопрос.

Каждый правильно поставленный вопрос имеет также контек­ стуальные предпосылки, представленные принимаемыми за ис­тинные высказывания, указание на которые есть в самом вопросе. Для вопроса «Содержит ли словарь русского языка слова с корнем "куздр"?» контекстуальными предпосылками будут следующие предложения: «Существует язык», «Существует русский язык», «В русском языке есть слова», «Слова русского языка образуют сло­варь языка», «В словах русского языка существует основная часть, называемая корнем». Выделяются фактические и формальные кон­ текстуальные предпосылки исследовательского вопроса. Предпо­сылка является фактической, если установление ее истинности или ложности требует эмпирической проверки. Предпосылка яв­ляется формальной, если установление ее истинности или ложнос­ти требует лишь обращения к анализу семантических (содержа­тельных), логических значений терминологии. Для приведенного выше вопроса утверждения «Существует русский язык» и «Слова в русском языке имеют основную часть, называемую корнем» явля­ются фактическим предпосылками. Их истинность надо проверять эмпирически. Предпосылки «В русском языке есть слова», «Слова русского языка образуют словарь языка» следует отнести к фор­мальным предпосылкам, поскольку из самого понятия «русский язык» вытекает наличие в этом языке слов и словаря. Истинность этих предпосылок устанавливается на основе семантического ана­лиза термина «русский язык».

Контекстуальная предпосылка вопроса может быть первич­ной в том смысле, что ее истинность не вытекает логически из йС' тинности других контекстуальных предпосылок вопроса. Так, из истинной предпосылки «Существует язык» логически не вытеКЗ'

116


ет истинность предпосылок «Существует русский язык», «Слова в русском языке имеют основную часть, называемую корнем». Эти предпосылки следует отнести к первичным относительно пред­посылки «Существует язык». В то же время из истинности предпо­сылки «Слова в русском языке имеют основную часть, называемую корнем» логически выводится истинность предпосылок «Сущест­вует русский язык», «В русском языке есть слова», «Слова русского языка образуют словарь языка». Эти предпосылки вторичны отно­сительно предпосылки «Слова в русском языке имеют основную часть, называемую корнем».

Выделение фактических и формальных контекстуальных предпосылок имеет существенное значение для установления корректности или некорректности проблемного вопроса, что мо­жет свидетельствовать или о некорректности постановки самой проблемы (такую проблему можно было бы отнести к мнимым проблемам), или о неправильном уяснении смысла проблемы. Ис­следовательский вопрос корректно поставлен, если все его контек­стуальные предпосылки истинны. Исследовательский вопрос фак­тически некорректно поставлен, если ложна хотя бы одна из его фактических предпосылок. Исследовательский вопрос формально некорректно поставлен, если ложна, по меньшей мере, одна из его формальных предпосылок. Итак, корректность, правильность или некорректность, неправильность постановки проблемного вопро­са устанавливается проверкой истинности его предпосылок. Если корректность вопроса установлена, то это означает, что существует истинный ответ на поставленный проблемный вопрос.

Для решения научной проблемы существенно не только уста­новление корректности или некорректности проблемного вопроса. Важно и то, насколько широко сформулирован проблемный воп­рос. Это особенно существенно для вопросов к пополнению. Дело в том, что имеются вопросы, которые явно не задают все возможные альтернативы в отдельности. Множество альтернатив может зада­ваться обобщенно в случае их большого или бесконечного числа. Рассмотрим вопрос «Понедельником, вторником, средой, четвергом, пятницей, субботой или воскресеньем будет 1 сентября 2100 года?». Перечисление столь большого числа альтернатив делает вопрос гро­моздким. В иных случаях подобное перечисление делает вопрос и тРУДно понимаемым. По сути, тот же вопрос можно поставить проще:

117


«Каким днем недели будет 1 сентября 2100 года?» Здесь альтернати­вы задаются не их перечислением, а обобщенно с использованием вопросительных местоимений и наречий: «кто?», «что?», «какой?» «чей?», «который?», «как?», «куда?», «откуда?», «отчего?», «почему?», «когда?», «сколько?» и т. п. В случае вопроса «Кто является основате­лем логики как науки?» местоимение «кто» отсылает к множеству всех людей (местоимение «кто?» относится только к людям).

Использование в вопросе ничем не ограниченных вопроситель­ ных местоимений и наречий — признак слишком широко постав­ленных вопросов. Таков вопрос «Кто является основателем логики как науки?»: основателя логики надлежит отыскивать среди всех живших людей, что делает указанный вопрос чрезмерно широким. Вопрос можно сделать более точным, сопроводив местоимение «кто?» ограничением: «Кто из древних греков является основате­лем логики как науки?». Но даже и с этим ограничением вопрос остается все еще очень широким. Его можно существенно уточ­нить: «Кто из выдающихся древнегреческих философов является основателем логики как науки?». Подобное же уточнение вопроса получается введением ограничений к вопросительному наречию «сколько?», к вопросительному местоимению «чей?» и т. д. Подходя­щее уточнение проблемного вопроса в указанном смысле является существенным моментом успешного решения научной проблемы. Вопрос к пополнению, вообще говоря, может не предполагать ко­нечности числа альтернатив.

Решение научной проблемы может состоять в формулировке прямого или косвенного ответа на исследовательский вопрос. Пря­мой ответ состоит в установлении истинности некоторых (в пре­деле одного) из формально возможных ответов, входящих в пози­тивную предпосылку. Косвенный ответ состоит в установлении истинности некоторых элементов негативной предпосылки. Пря­мой ответ является полным, если он включает в себя все истинные элементы позитивной предпосылки. Косвенный ответ является полным, если включает в себя все истинные элементы негатив­ной предпосылки. Исчерпывающим решением проблемы является множество всех истинных элементов позитивной и негативной предпосылок исследовательского вопроса.

Решение проблемы (поиск полных или исчерпывающих отве­тов на проблемный вопрос), как отмечает В. Ф. Берков [8. С. 50],— 118


это сложный и длительный процесс. Решение масштабной научной проблемы достигается обычно введением новых научных понятий и принципов, открытием новых научных методов специальных наук и новых алгоритмов, созданием цельной новой теории ис­следуемых явлений. Если поиск и обоснование ответа на исследо­вательский вопрос проводятся в рамках уже существующей тео­рии без ее преобразования, то целесообразно говорить о научной задаче. Необходимо, однако, отметить, что разделение научной проблемы и научной задачи проводится и по иным основаниям [Там же. С. 49-50]. Существуют алгоритмически неразрешимые проблемы. В этом случае решение проблемы может быть достиг­нуто посредством, например, эвристической интуиции, которую не следует смешивать с эвристическим методом, опирающимся на предпочтения нормативно-ценностного характера при выборе проверяемых альтернатив проблемного вопроса.

В постановке и решении научных проблем проявляется процес­суальный характер науки, движущейся как в направлении углуб­ления, так и в направлении расширения научного знания природы, социума и человеческого сознания.







Дата: 2019-02-19, просмотров: 295.