Методы формирования эмпирического знания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Хотя научное познание не обходится без отдельных случайно осуществляемых действий (вспомним обстоятельства открытия радиоактивности М, Кюри!), оно ориентировано на строгую орга­низацию познавательного процесса. Организация научного позна­ния достигается, в частности, применением эмпирических методов познания, таких, как наблюдение, эксперимент, измерение.

4.2.1. Наблюдение как метод эмпирического познания

Наблюдение — целенаправленное отражение предметов и процессов действительности, целенаправленный сбор информа­ции о предмете познания. Наблюдение может быть непосредс­твенным и опосредованным. Непосредственное, прямое наблю­дение состоит в отображении объектов и их свойств, состояний в форме ощущений и восприятий. Прямое наблюдение является ог­раниченной формой познания, поскольку существуют различные 82


пороги чувствительности органов чувств и узкий спектр воспри­нимаемых ими внешних сигналов. Проявляется это в существова­нии нижнего абсолютного порога чувствительности (минималь­ной величины раздражителя, необходимой для возникновения ощущения), дифференциального порога чувствительности (ми­нимального различия величины раздражителя, вызывающего едва заметное изменение ощущения), временнуго порога (опре­деленной длительности воздействия стимула на анализатор, не­обходимой для появления ощущения), пространственного поро­га (минимального размера едва ощущаемого пространственного разделения объектов) и др.

Ощущение и восприятие как результаты прямого наблюдения дают наглядный субъективный (существующий на базе модаль­ности чувственных форм) образ объекта познания. В этом смысле прямое наблюдение наглядно. Наблюдение само по себе не дает зна­ния необходимого и закономерного об объектах наблюдения. Оно дает, как уже говорилось, знание отдельных, единичных объектов и их свойств. Совокупность ощущений и восприятий, полученных в результате наблюдений, образует чувственный опыт исследо­вателя.

Косвенное наблюдение, называемое также приборным наблю­дением, характеризуется использованием различных приборов, опосредующих связь органов чувств человека с объектом познания. Приборы в ходе наблюдения применяются или для повышения разрешающей способности органов чувств (приборы-усилители, например, микроскопы, телескопы и др.), или для преобразования недоступных прямому наблюдению характеристик, форм движе­ния в доступные ощущениям и восприятиям характеристики и формы движения (приборы-преобразователи). Кроме приборов-усилителей и приборов-преобразователей существуют приборы-измерители, приборы-анализаторы, приборы-регистраторы и др. Приборное наблюдение характеризуется как косвенное потому, что в пространстве между объектом познания и исследователем по­мещаются чувственные восприятия (и ощущения) показаний и состояний прибора, которые гносеологически опосредуют связь наблюдателя с объектом.

Приборное наблюдение состоит из двух этапов — воздействия объекта познания на прибор и фиксации исследователем показа-

83


ний прибора. В отличие от прямого наблюдения, косвенное наблю­дение лишено непосредственной наглядности (не представлено непосредственно ощущениями и восприятиями самого объекта познания). В силу этого обстоятельства необходим переход от на­блюдения показаний прибора и выражения их в языке к знанию характеристик объекта косвенного наблюдения и выражению их в языке. Переход осуществляется посредством так называемых «редукционных (интерпретационных) предложений», которые пе­реводят высказывания языка, принятого для описания показаний прибора, в высказывания, выражающие характеристики объекта познания. В дальнейшем будет выявлено участие в этом процессе метода интерпретации.

Особенностью наблюдения как метода эмпирического позна­ния является то, что оно направлено на объекты познания (пред­меты, свойства, состояния, процессы), существующие в естествен- ныхусловиях своего бытия, не подвергающихся преобразованиям со стороны наблюдателя в ходе наблюдения. Последнее условие реализуется автоматически в случае объектов познания, недо­ступных для практического преобразования человеком. Конечно, объекты наблюдения могут изменяться под воздействием есте­ственных, природных сил, не контролируемых наблюдателем. Не­редко такие изменения являются главной целью наблюдения как метода познания.

То, что объекты наблюдения не подвергаются в ходе наблюде­ния преобразованиям, служит основанием для характеристики наблюдения как пассивной формы познания, простой констатации (описания) положения вещей в предметной области наблюдения. Однако неверно характеризовать наблюдение как абсолютно пас­сивную форму познавательной деятельности. Наблюдатель, не пре­образуя объект наблюдения, активен в смысле выбора цели, места, времени, ракурса наблюдения, осуществления последовательности и системы наблюдательных действий и т. п. Кроме того, полученное в ходе наблюдения восприятие объекта наблюдения активно фор­мируется на основе интеграции уже накопленных исследователем чувственных данных (на основе чувственного опыта).

Включение результатов наблюдения в корпус научного знания предполагает характеристику этих результатов в качестве интер­субъективных феноменов, т. е. принципиально воспроизводимых

84


другими исследователями. В случае наблюдения уникальных объектов и событий результаты наблюдения включаются в кор­пус научного знания по определенным теоретическим критериям, с учетом их общей согласованности с другими данными.

Наблюдение широко применяется в естественных науках. Соци­альное познание вплоть до 20-х годов XX столетия ориентировалось преимущественно на теоретические методы познания. Но с 30-х годов XX столетия в социальных науках возобладала эмпиристская тенденция, обусловленная быстрым ростом прикладных (конкрет­ных) социальных исследований, предметом которых стали мне­ния, оценки, установки, статус, социальные роли людей, мотивы деятельности, потребности, способности, взаимодействие людей, социальные процессы. Обычно в социальном познании выделяют три уровня: описание объекта; типизация и обобщение; объясне­ние изучаемых явлений. Описание тесно связано с наблюдением, которое и в социогуманитарных науках с известной долей услов­ности подразделяется на прямое и косвенное. В случае исследова­ния индивида наблюдение выполняется в форме опроса (интервью, анкета, тест и т. п.). При исследовании групп применяются «вклю­ченное наблюдение» (наблюдатель внедрен в группу и наблюдает ее «изнутри»), клиническое наблюдение (наблюдение индивиду­ального случая для установления диагноза и терапии). В социогу­манитарных науках, как и в других отраслях науки, наблюдение выполняет прежде всего функцию описания объектов познания, подготавливающего материал для объяснения наблюдаемых явле­ний. Однако, в отличие от естественных наук, в социогуманитарных науках наблюдение не просто делает «заготовки» для объяснения, но непосредственно сливается с объяснением в форме понимания внутренних мотивов деятельности индивидов и социальных групп. Очевидно, на этом основании немецкий философ В. Дильтей харак­теризовал «науки о духе» как «понимающие науки».

4.2.2. Эксперимент как метод эмпирического познания

Если наблюдение является формой познания объектов в ус­ловиях их естественного существования, то эксперимент предна­значен для познания объектов в контролируемых и изменяемых исследователем «искусственных» условиях их существования.

85


В эксперименте перед исследователем предстает не «свободная природа», но в определенной мере искусственно изготовленные явления. Контроль и изменение условий существования объек­та познания в эксперименте диктуется стремлением к познанию объектов и процессов «в чистом виде» (не искаженном внешними случайными обстоятельствами). Эксперимент может включать со­здание, «организацию» как объекта познания, так и условий его существования. В ряде случаев эксперимент является единствен­ным средством эмпирического познания, как, например, при ис­следовании необратимых длительных процессов, протекающих в естественных условиях, но не допускающих наблюдения (на­пример, возникновение жизни на Земле), а также при отсутствии естественных форм проявления изучаемого объекта и др. Приме­нению экспериментального метода познания в науке ставятся оп­ределенные границы — недопустимость нарушения прав, угрозы безопасности людей, причинения вреда их здоровью, глобального разрушения природной среды и др. Существуют и естественные границы, как, например, невозможность лабораторного воспроиз­ведения единичных по своей природе, индивидуальных (в особен­ности исторических, социальных) явлений и др.

Общей философской основой экспериментальной деятельнос­ти является принцип причинности: изменение условий сущест­вования и свойств экспериментального объекта причинно обус­ловливает появление или проявление новых свойств, состояний, процессов объекта познания.

Эксперимент, как правило, проводится с использованием бо­лее или менее сложной экспериментальной техники, которая мо­жет включать в себя; источник исследуемого явления (устройство, воспроизводящее исследуемое явление), фильтр (приспособление, обеспечивающее максимально возможную чистоту исследуемого явления), рабочую часть (приспособление, выявляющее исследуе­мые свойства объекта), детекторы-преобразователи исследуемого явления, измерители, анализаторы (приспособления для анализа характера исследуемого явления), усилители (приспособления для усиления слабых сигналов).

К условиям применения эксперимента относятся: многократ­ная воспроизводимость экспериментальной ситуации, контроли­руемость условий существования объекта познания, возможность 86


регистрации свойств состояний, процессов. Эксперимент является активной, целенаправленной, планируемой деятельностью. До на­чала эксперимента формулируется его цель, предварительно оп­ределяются средства его проведения, факторы, влияющие на эк­сперимент; оценивается степень их значимости, разрабатывается программа стабилизации или изменения характеристик объекта и условий эксперимента, обосновывается рандомизация (обеспе­чение равновероятности выбора объекта исследования из имею­щейся совокупности объектов данного рода) и т. п.

Эксперименты подразделяются по разным основаниям на раз­личные виды: поисковые (получение новых, ранее неизвестных фактов), проверочные, прямые, модельные (с макетами, копиями и др.), количественные (получение точных количественных харак­теристик), качественные (получение предварительных оценок), статистические (объект задается статистическими характерис­тиками), нестатистические (объект задается индивидуальными характеристиками). Важнейшей, можно сказать, «глобальной», функцией эксперимента является ускорение накопления эмпи­рического знания. На современном этапе развития науки экспе­римент становится главным источником эмпирической научной информации.

Эксперимент входит в структуру не только естественнонаучно­го цикла, но и в структуру социогуманитарных наук. В последних эксперимент максимально сближается с организованным наблю­дением и практически сводится к систематическому наблюдению (называемому «естественным экспериментом»). Это заставляет думать, что в социогуманитарных науках работает скорее дух, а не точная схема эксперимента. В социиогуманитарных науках экспе­римент относится, в сущности, к описательному уровню познания (предоставляет данные для описания объектов), хотя и выполняет определенные объяснительные функции (предоставляет данные для объяснения). В отличие от естественных наук, эксперимент при любых схемах организации социогуманитарного эмпирического исследования относится к его заключительному этапу. В этом мы Усматриваем традиционное тяготение социогуманитарных наук преимущественно к теории.

В отличие от естественнонаучного эксперимента, «очи­щающего» исследуемый объект от искажающих его внешних

87


воздействий, эксперимент в социогуманитарном исследовании может искажать помещенный в экспериментальную ситуацию объект. Так дело обстоит в случае «полевого эксперимента», свя­занного с манипулированием факторами естественной ситуации. Это ставит сложную проблему переноса результатов эксперимен­та на случай «естественного существования» исследуемого явле­ния. Другой формой эксперимента в социогуманитарных науках является лабораторный эксперимент. Его схема обычно включа­ет в себя выбор двух максимально схожих между собой групп лю­дей, одна из которых определяется на роль экспериментальной, другая — на роль контрольной. В ходе эксперимента для изуче­ния какого-либо общего для экспериментальной и контрольной групп феномена только в экспериментальную группу вводится некоторая переменная (фактор), а затем изучается влияние вве­денного фактора на исследуемый феномен в экспериментальной группе. По разнице между проявлениями изучаемого феномена в экспериментальной и контрольной группах устанавливается мера влияния введенного в экспериментальную группу фактора на изучаемый феномен. В ходе такого эксперимента стремятся к максимальному исключению внешнего влияния на исследуе­мые группы.

Особое место принадлежит так называемому мысленному эк­сперименту как приему научного познания. Мысленный экспери­мент представляет собой мысленную, не совпадающую с дедуктив­ным выводом операцию над идеализацией (мысленной моделью] реального объекта с помощью идеализации (мысленной модели) реального экспериментального устройства. Идеализированные элементы мысленного эксперимента рассматриваются в форме «интеллектуального созерцания» [44. С. 205-210].

4.2.3. Измерение как метод эмпирического познания

Измерением называют совокупность действий с целью нахож­дения числового значения величины в принятых единицах измере­ния. Измерение в широком смысле слова подразделяется на изме­рение дискретных многообразий (состоящих из дискретных, четко отделенных друг от друга элементов-корпускул) и измерение не­прерывных многообразий (непрерывных величин). Измерение дис-88


кретных многообразий сводится в случае конечного многообразия к установлению числа элементов многообразия (количественно­го числа элементов), в случае бесконечного дискретно организо­ванного многообразия — к установлению мощности множества элементов (мощность — это обобщение понятия количественного числа элементов для случая бесконечных множеств).

Считается, что в случае дискретных многообразий измерение устанавливает внутреннюю меру многообразия. Измерение как ус­тановление внутренней меры — это установление взаимно-одно­значного соответствия между измеряемой величиной и некоторым числом. Измерение непрерывного многообразия состоит в уста­новлении количественного соотношения измеряемой величины с эталоном. Под эталоном подразумевается величина, однородная с измеряемой величиной и принятая за единицу измерения. Счита­ется, что непрерывное многообразие лишено внутренней метри­ки, и его измерение сводится не к установлению внутренней меры измеряемой величины, но к установлению отношения измеряемой величины к эталону. Результат такого измерения дает информа­цию не о внутреннем свойстве измеряемой величины самой по себе, но об ее отношении к эталону. В физике такого рода процедура не относится к измерению [79. С. 208]. Измерение в физике — это всегда установление внутренней меры измеряемой величины. Из­мерение в смысле установления отношения измеряемой величины к эталону подразумевает следующие элементы: объект измере­ния; единица измеряемой величины; техническое средство, метод измерения; устройство, регистрирующее результаты измерения; полученное значение измеряемой величины, оценка его отклоне­ния от истинного значения (погрешность измерения). Измерения подразделяются также на прямые (непосредственное измерение самой величины) и косвенные (результирующее значение вели­чины получается по известной зависимости из непосредственно измеряемых величин).

Всякое измерение связано с неизбежными погрешностями. Различают методические погрешности, обусловленные несовер­шенством метода измерения, и инструментальные погрешности, порождаемые несовершенством технических средств измерения. Погрешности делят на систематические (при многократных пов-т°рениях измерения они остаются постоянными или изменяются

89


закономерно вследствие неправильной подгонки мер, неправиль­ной градуировки измерительного прибора, изменения темпера­туры измерительных приборов) и случайные (неопределенные по величине и природе, изменяющиеся случайно вследствие внутренних шумов в измерительном приборе, неконтролируе­мых случайных колебаний влияющих факторов). Случайные пог­решности обнаруживаются при повторении измерений одной и той же величины с одинаковой тщательностью по различиям в последних значащих цифрах числовых результатов измерения. При высокоточных измерениях систематические погрешности устраняются с помощью поправок, найденных из специальных экспериментов, или изменением условий измерения. Случайные погрешности корректируются методами математической статис­тики (вычислением среднестатистических значений и др.). Изме­рение, освобожденное от всех систематических погрешностей, называется правильным. Прямое измерение дает менее точный результат. Точность измерения — это степень достоверности его результатов. Обычно она оценивается указанием положительного и отрицательного пределов наибольшей возможной погрешности («от и до»).

К методам измерения относят метод непосредственной оценки (измерение температуры термометром, измерение стрелочными приборами); дифференциальный, или разностный, метод (эффект измеряемой величины уравновешивается эффектом известной величины); метод замещения (измеряемая величина замещается в измерительной установке равновеликой ей известной величи­ной (мерой) без изменения состояния измерительной установки); метод совпадений (фиксация совпадений рядов равномерно чере­дующихся отметок или сигналов, соответствующих измеряемой величине и известной величине).









Дата: 2019-02-19, просмотров: 265.