Хотя научное познание не обходится без отдельных случайно осуществляемых действий (вспомним обстоятельства открытия радиоактивности М, Кюри!), оно ориентировано на строгую организацию познавательного процесса. Организация научного познания достигается, в частности, применением эмпирических методов познания, таких, как наблюдение, эксперимент, измерение.
4.2.1. Наблюдение как метод эмпирического познания
Наблюдение — целенаправленное отражение предметов и процессов действительности, целенаправленный сбор информации о предмете познания. Наблюдение может быть непосредственным и опосредованным. Непосредственное, прямое наблюдение состоит в отображении объектов и их свойств, состояний в форме ощущений и восприятий. Прямое наблюдение является ограниченной формой познания, поскольку существуют различные 82
пороги чувствительности органов чувств и узкий спектр воспринимаемых ими внешних сигналов. Проявляется это в существовании нижнего абсолютного порога чувствительности (минимальной величины раздражителя, необходимой для возникновения ощущения), дифференциального порога чувствительности (минимального различия величины раздражителя, вызывающего едва заметное изменение ощущения), временнуго порога (определенной длительности воздействия стимула на анализатор, необходимой для появления ощущения), пространственного порога (минимального размера едва ощущаемого пространственного разделения объектов) и др.
Ощущение и восприятие как результаты прямого наблюдения дают наглядный субъективный (существующий на базе модальности чувственных форм) образ объекта познания. В этом смысле прямое наблюдение наглядно. Наблюдение само по себе не дает знания необходимого и закономерного об объектах наблюдения. Оно дает, как уже говорилось, знание отдельных, единичных объектов и их свойств. Совокупность ощущений и восприятий, полученных в результате наблюдений, образует чувственный опыт исследователя.
Косвенное наблюдение, называемое также приборным наблюдением, характеризуется использованием различных приборов, опосредующих связь органов чувств человека с объектом познания. Приборы в ходе наблюдения применяются или для повышения разрешающей способности органов чувств (приборы-усилители, например, микроскопы, телескопы и др.), или для преобразования недоступных прямому наблюдению характеристик, форм движения в доступные ощущениям и восприятиям характеристики и формы движения (приборы-преобразователи). Кроме приборов-усилителей и приборов-преобразователей существуют приборы-измерители, приборы-анализаторы, приборы-регистраторы и др. Приборное наблюдение характеризуется как косвенное потому, что в пространстве между объектом познания и исследователем помещаются чувственные восприятия (и ощущения) показаний и состояний прибора, которые гносеологически опосредуют связь наблюдателя с объектом.
Приборное наблюдение состоит из двух этапов — воздействия объекта познания на прибор и фиксации исследователем показа-
83
ний прибора. В отличие от прямого наблюдения, косвенное наблюдение лишено непосредственной наглядности (не представлено непосредственно ощущениями и восприятиями самого объекта познания). В силу этого обстоятельства необходим переход от наблюдения показаний прибора и выражения их в языке к знанию характеристик объекта косвенного наблюдения и выражению их в языке. Переход осуществляется посредством так называемых «редукционных (интерпретационных) предложений», которые переводят высказывания языка, принятого для описания показаний прибора, в высказывания, выражающие характеристики объекта познания. В дальнейшем будет выявлено участие в этом процессе метода интерпретации.
Особенностью наблюдения как метода эмпирического познания является то, что оно направлено на объекты познания (предметы, свойства, состояния, процессы), существующие в естествен- ныхусловиях своего бытия, не подвергающихся преобразованиям со стороны наблюдателя в ходе наблюдения. Последнее условие реализуется автоматически в случае объектов познания, недоступных для практического преобразования человеком. Конечно, объекты наблюдения могут изменяться под воздействием естественных, природных сил, не контролируемых наблюдателем. Нередко такие изменения являются главной целью наблюдения как метода познания.
То, что объекты наблюдения не подвергаются в ходе наблюдения преобразованиям, служит основанием для характеристики наблюдения как пассивной формы познания, простой констатации (описания) положения вещей в предметной области наблюдения. Однако неверно характеризовать наблюдение как абсолютно пассивную форму познавательной деятельности. Наблюдатель, не преобразуя объект наблюдения, активен в смысле выбора цели, места, времени, ракурса наблюдения, осуществления последовательности и системы наблюдательных действий и т. п. Кроме того, полученное в ходе наблюдения восприятие объекта наблюдения активно формируется на основе интеграции уже накопленных исследователем чувственных данных (на основе чувственного опыта).
Включение результатов наблюдения в корпус научного знания предполагает характеристику этих результатов в качестве интерсубъективных феноменов, т. е. принципиально воспроизводимых
84
другими исследователями. В случае наблюдения уникальных объектов и событий результаты наблюдения включаются в корпус научного знания по определенным теоретическим критериям, с учетом их общей согласованности с другими данными.
Наблюдение широко применяется в естественных науках. Социальное познание вплоть до 20-х годов XX столетия ориентировалось преимущественно на теоретические методы познания. Но с 30-х годов XX столетия в социальных науках возобладала эмпиристская тенденция, обусловленная быстрым ростом прикладных (конкретных) социальных исследований, предметом которых стали мнения, оценки, установки, статус, социальные роли людей, мотивы деятельности, потребности, способности, взаимодействие людей, социальные процессы. Обычно в социальном познании выделяют три уровня: описание объекта; типизация и обобщение; объяснение изучаемых явлений. Описание тесно связано с наблюдением, которое и в социогуманитарных науках с известной долей условности подразделяется на прямое и косвенное. В случае исследования индивида наблюдение выполняется в форме опроса (интервью, анкета, тест и т. п.). При исследовании групп применяются «включенное наблюдение» (наблюдатель внедрен в группу и наблюдает ее «изнутри»), клиническое наблюдение (наблюдение индивидуального случая для установления диагноза и терапии). В социогуманитарных науках, как и в других отраслях науки, наблюдение выполняет прежде всего функцию описания объектов познания, подготавливающего материал для объяснения наблюдаемых явлений. Однако, в отличие от естественных наук, в социогуманитарных науках наблюдение не просто делает «заготовки» для объяснения, но непосредственно сливается с объяснением в форме понимания внутренних мотивов деятельности индивидов и социальных групп. Очевидно, на этом основании немецкий философ В. Дильтей характеризовал «науки о духе» как «понимающие науки».
4.2.2. Эксперимент как метод эмпирического познания
Если наблюдение является формой познания объектов в условиях их естественного существования, то эксперимент предназначен для познания объектов в контролируемых и изменяемых исследователем «искусственных» условиях их существования.
85
В эксперименте перед исследователем предстает не «свободная природа», но в определенной мере искусственно изготовленные явления. Контроль и изменение условий существования объекта познания в эксперименте диктуется стремлением к познанию объектов и процессов «в чистом виде» (не искаженном внешними случайными обстоятельствами). Эксперимент может включать создание, «организацию» как объекта познания, так и условий его существования. В ряде случаев эксперимент является единственным средством эмпирического познания, как, например, при исследовании необратимых длительных процессов, протекающих в естественных условиях, но не допускающих наблюдения (например, возникновение жизни на Земле), а также при отсутствии естественных форм проявления изучаемого объекта и др. Применению экспериментального метода познания в науке ставятся определенные границы — недопустимость нарушения прав, угрозы безопасности людей, причинения вреда их здоровью, глобального разрушения природной среды и др. Существуют и естественные границы, как, например, невозможность лабораторного воспроизведения единичных по своей природе, индивидуальных (в особенности исторических, социальных) явлений и др.
Общей философской основой экспериментальной деятельности является принцип причинности: изменение условий существования и свойств экспериментального объекта причинно обусловливает появление или проявление новых свойств, состояний, процессов объекта познания.
Эксперимент, как правило, проводится с использованием более или менее сложной экспериментальной техники, которая может включать в себя; источник исследуемого явления (устройство, воспроизводящее исследуемое явление), фильтр (приспособление, обеспечивающее максимально возможную чистоту исследуемого явления), рабочую часть (приспособление, выявляющее исследуемые свойства объекта), детекторы-преобразователи исследуемого явления, измерители, анализаторы (приспособления для анализа характера исследуемого явления), усилители (приспособления для усиления слабых сигналов).
К условиям применения эксперимента относятся: многократная воспроизводимость экспериментальной ситуации, контролируемость условий существования объекта познания, возможность 86
регистрации свойств состояний, процессов. Эксперимент является активной, целенаправленной, планируемой деятельностью. До начала эксперимента формулируется его цель, предварительно определяются средства его проведения, факторы, влияющие на эксперимент; оценивается степень их значимости, разрабатывается программа стабилизации или изменения характеристик объекта и условий эксперимента, обосновывается рандомизация (обеспечение равновероятности выбора объекта исследования из имеющейся совокупности объектов данного рода) и т. п.
Эксперименты подразделяются по разным основаниям на различные виды: поисковые (получение новых, ранее неизвестных фактов), проверочные, прямые, модельные (с макетами, копиями и др.), количественные (получение точных количественных характеристик), качественные (получение предварительных оценок), статистические (объект задается статистическими характеристиками), нестатистические (объект задается индивидуальными характеристиками). Важнейшей, можно сказать, «глобальной», функцией эксперимента является ускорение накопления эмпирического знания. На современном этапе развития науки эксперимент становится главным источником эмпирической научной информации.
Эксперимент входит в структуру не только естественнонаучного цикла, но и в структуру социогуманитарных наук. В последних эксперимент максимально сближается с организованным наблюдением и практически сводится к систематическому наблюдению (называемому «естественным экспериментом»). Это заставляет думать, что в социогуманитарных науках работает скорее дух, а не точная схема эксперимента. В социиогуманитарных науках эксперимент относится, в сущности, к описательному уровню познания (предоставляет данные для описания объектов), хотя и выполняет определенные объяснительные функции (предоставляет данные для объяснения). В отличие от естественных наук, эксперимент при любых схемах организации социогуманитарного эмпирического исследования относится к его заключительному этапу. В этом мы Усматриваем традиционное тяготение социогуманитарных наук преимущественно к теории.
В отличие от естественнонаучного эксперимента, «очищающего» исследуемый объект от искажающих его внешних
87
воздействий, эксперимент в социогуманитарном исследовании может искажать помещенный в экспериментальную ситуацию объект. Так дело обстоит в случае «полевого эксперимента», связанного с манипулированием факторами естественной ситуации. Это ставит сложную проблему переноса результатов эксперимента на случай «естественного существования» исследуемого явления. Другой формой эксперимента в социогуманитарных науках является лабораторный эксперимент. Его схема обычно включает в себя выбор двух максимально схожих между собой групп людей, одна из которых определяется на роль экспериментальной, другая — на роль контрольной. В ходе эксперимента для изучения какого-либо общего для экспериментальной и контрольной групп феномена только в экспериментальную группу вводится некоторая переменная (фактор), а затем изучается влияние введенного фактора на исследуемый феномен в экспериментальной группе. По разнице между проявлениями изучаемого феномена в экспериментальной и контрольной группах устанавливается мера влияния введенного в экспериментальную группу фактора на изучаемый феномен. В ходе такого эксперимента стремятся к максимальному исключению внешнего влияния на исследуемые группы.
Особое место принадлежит так называемому мысленному эксперименту как приему научного познания. Мысленный эксперимент представляет собой мысленную, не совпадающую с дедуктивным выводом операцию над идеализацией (мысленной моделью] реального объекта с помощью идеализации (мысленной модели) реального экспериментального устройства. Идеализированные элементы мысленного эксперимента рассматриваются в форме «интеллектуального созерцания» [44. С. 205-210].
4.2.3. Измерение как метод эмпирического познания
Измерением называют совокупность действий с целью нахождения числового значения величины в принятых единицах измерения. Измерение в широком смысле слова подразделяется на измерение дискретных многообразий (состоящих из дискретных, четко отделенных друг от друга элементов-корпускул) и измерение непрерывных многообразий (непрерывных величин). Измерение дис-88
кретных многообразий сводится в случае конечного многообразия к установлению числа элементов многообразия (количественного числа элементов), в случае бесконечного дискретно организованного многообразия — к установлению мощности множества элементов (мощность — это обобщение понятия количественного числа элементов для случая бесконечных множеств).
Считается, что в случае дискретных многообразий измерение устанавливает внутреннюю меру многообразия. Измерение как установление внутренней меры — это установление взаимно-однозначного соответствия между измеряемой величиной и некоторым числом. Измерение непрерывного многообразия состоит в установлении количественного соотношения измеряемой величины с эталоном. Под эталоном подразумевается величина, однородная с измеряемой величиной и принятая за единицу измерения. Считается, что непрерывное многообразие лишено внутренней метрики, и его измерение сводится не к установлению внутренней меры измеряемой величины, но к установлению отношения измеряемой величины к эталону. Результат такого измерения дает информацию не о внутреннем свойстве измеряемой величины самой по себе, но об ее отношении к эталону. В физике такого рода процедура не относится к измерению [79. С. 208]. Измерение в физике — это всегда установление внутренней меры измеряемой величины. Измерение в смысле установления отношения измеряемой величины к эталону подразумевает следующие элементы: объект измерения; единица измеряемой величины; техническое средство, метод измерения; устройство, регистрирующее результаты измерения; полученное значение измеряемой величины, оценка его отклонения от истинного значения (погрешность измерения). Измерения подразделяются также на прямые (непосредственное измерение самой величины) и косвенные (результирующее значение величины получается по известной зависимости из непосредственно измеряемых величин).
Всякое измерение связано с неизбежными погрешностями. Различают методические погрешности, обусловленные несовершенством метода измерения, и инструментальные погрешности, порождаемые несовершенством технических средств измерения. Погрешности делят на систематические (при многократных пов-т°рениях измерения они остаются постоянными или изменяются
89
закономерно вследствие неправильной подгонки мер, неправильной градуировки измерительного прибора, изменения температуры измерительных приборов) и случайные (неопределенные по величине и природе, изменяющиеся случайно вследствие внутренних шумов в измерительном приборе, неконтролируемых случайных колебаний влияющих факторов). Случайные погрешности обнаруживаются при повторении измерений одной и той же величины с одинаковой тщательностью по различиям в последних значащих цифрах числовых результатов измерения. При высокоточных измерениях систематические погрешности устраняются с помощью поправок, найденных из специальных экспериментов, или изменением условий измерения. Случайные погрешности корректируются методами математической статистики (вычислением среднестатистических значений и др.). Измерение, освобожденное от всех систематических погрешностей, называется правильным. Прямое измерение дает менее точный результат. Точность измерения — это степень достоверности его результатов. Обычно она оценивается указанием положительного и отрицательного пределов наибольшей возможной погрешности («от и до»).
К методам измерения относят метод непосредственной оценки (измерение температуры термометром, измерение стрелочными приборами); дифференциальный, или разностный, метод (эффект измеряемой величины уравновешивается эффектом известной величины); метод замещения (измеряемая величина замещается в измерительной установке равновеликой ей известной величиной (мерой) без изменения состояния измерительной установки); метод совпадений (фиксация совпадений рядов равномерно чередующихся отметок или сигналов, соответствующих измеряемой величине и известной величине).
Дата: 2019-02-19, просмотров: 306.