К основным функциям теории относятся теоретическое описание объектов (концептуальное моделирование), объяснение и предсказание фактов.
Теоретическое описание состоит в фиксации с помощью теоретических понятий и высказываний свойств объектов познания, отношений между объектами, законов предметной области теории. Описательная функция теории реализуется обычно в виде языкового выражения некоторой развернутой совокупности признаков познаваемых явлений. В специальных теориях формой описания является, в частности, концептуальная модель объектов познания.
67
В принципе в качестве теоретического описания может выступать любое выражение на языке теории типичных, характерных признаков объектов познания. Описание отличается от содержания понятий тем, что не подчиняется принципу «Каждый из перечисленных признаков необходим, а вместе взятые перечисленные признаки достаточны для выделения описываемых явлений из множества всех явлений». Теоретическое описание предполагает воспроизведение существенных связей и отношений между объектами познания. Описание является необходимым условием объяснения и предсказания фактов.
Объяснение как функция теории. От немецкого философа В. Дильтея (1833-1911) идет традиция противопоставлять объяснение как научный метод естествознания пониманию как методу психологии и наук о духе. Вопреки этому противопоставлению и в естественной науке проблема объяснения нередко обязана своим возникновением потребности понимания, которое, согласно немецкому философу М. Хайдеггеру (1889-1976), является способом осуществления вовлеченности человека в то, что им мыслится.
Понимание обычно рассматривается в контексте коммуникации. Человек — существо общественное, и коммуникация для него является способом существования. В контексте коммуникации речь идет о понимании сообщений, адресованных одним участником коммуникации другим ее участникам. Понимание в этом случае сводится к уяснению значения и смысла сообщения и его языковых элементов.
Для понимания языковой коммуникации полезно иметь в виду так называемый семантический треугольник.
Z
О А
Рис.1
68
В семантическом треугольнике Z символизирует языковое выражение (слово, словосочетание, предложение), которое обычно называется языковым знаком; О символизирует объект (вещь, предмет, свойство, отношение), обозначаемый (именуемый) знаком Z; А — образ объекта О в сознании человека, выражаемый знаком Z. Объект О является, как говорят логики, денотатом (референтом, десигнатом) языкового знака Z. Денотат языкового знака Z обычно называют предметным значением или просто значением знака Z, тогда как образ А денотата О называется смысловым значением или просто смыслом знака Z. Воспринятый в ходе языковой коммуникации языковой знак по самой сути дела имеет назначением «отсылать» воспринимающего сообщение человека к своему денотату 0 и своему смыслу А. Понимание языкового знака в контексте коммуникации означает уяснение того, с какими денотатами и смыслами источник сообщения связывает входящие в сообщение языковые выражения [66. С. 235-236].
Понимание в указанной трактовке характеризуется в качестве особой познавательной операции, процедуры установления смыслов и значений языковых выражений. Такая операция является двухуровневой. Первый уровень представлен исходным, изначальным нерефлектированным установлением значения и смысла воспринятого сообщения. Этот уровень образует основу и источник «очевидностей сознания». Исходное, нерефлектированное понимание Г. Г. Гадамер (1900-2002) называет предпониманием, горизонтом познания. Вторая стадия понимания связана с установлением скрывающихся за «очевидностями сознания» аутентичных значений и смыслов.
Трактовку понимания как операции следует отличать от трактовки понимания как переживания непосредственной слитности субъекта, его сознания с предметом познания. Немецкий философ В. Дильтей, как уже выше упоминалось, противопоставлял понимание, как якобы характерное для наук о духе, объяснению как специфическому приему наук о природе. В действительности всякое научное объяснение предпринимается, для того чтобы сделать объясняемое явление понятным. Е. П. Никитин приводит выдержку из философского словаря Дэжоберта, в которой раскрывается связь объяснения и понимания: «Объяснение: вообще (1) процесс, искусство, средство или метод, с помощью которого факт или положение
69
делается понятным; (2) результат и выражение того, что сделано понятным; (3) значение, приданное чему-либо тем, кто делает это что-либо понятным...» [52. С. 6-7].
Специфический оттенок термин «понимание» приобретает в научном познании. В контексте языковой коммуникации процесс понимания начинается восприятием языкового знака (знак является «данным») и далее движется к его смыслу и значению (смысл и значение отыскиваются]. Другими словами, смысл и значение воспринимаемых языковых выражений «открываются». Сложившиеся в науке на том или ином этапе ее исторического существования стандарты поиска смыслов и значений американский философ С. Э. Тулмин (р. в 1922) назвал «матрицами понимания». Все, что не укладывается в «матрицу понимания», относится к разряду аномалий, устранение которых является одним из стимулов развития науки.
В научном познании движение от восприятия языкового сообщения к установлению его смысла и значения осуществляется в форме интерпретации языковых выражений. При этом интерпретация состоит в определении объектов познания с помощью готовых (или вырабатываемых по ходу дела) научных смысловых единиц, содержащихся в научных смысловых (культурных) ресурсах (контекстах) исследователя [53. Ч. II, гл. 5]. Здесь движение идет от «готового» смысла (смысл — «данное») к объекту познания (денотату), понимание которого достигается на основе принадлежащих исследователю (научному сообществу) смысловых единиц. В. Дильтей характеризует интерпретацию как понимание смысла сообщения (текста) путем его (смысла) «перемещения» (проецирования) в психологический и культурный мир автора сообщения и реконструкции этого мира внутри собственного опыта интерпретатора. Это предполагает рассмотрение сообщения (текста) как самовыражения автора сообщения (так называемая герменевтическая трактовка сообщения, текста). Структурно-семиотическая интерпретация сообщения (текста) трактует его как совокупность взаимосвязанных знаков, смысл которых определяется независимыми от автора текста порядками организации знаков в сообщении (принцип децентрализации текста). Для понимания сообщения необходимо расшифровать код, обусловливающий смыслопо-рождающее взаимодействие знаков. 70
Таким образом, объяснение должно, по меньшей мере, обеспе чивать понимание объясняемых фактов, явлений. Научное объяснение, дающее понимание, всегда опирается на использование законов и теорий. При этом следует учитывать две возможные ситуации с объяснением и пониманием. В науке бывают ситуации, когда факты, явления доступны эмпирическому описанию, а объясняющие их теории и законы наукой еще не открыты. Так было в истории познания структуры атома. Какие-то экспериментальные данные, подчас парадоксального характера, у физиков были. Этот фактический материал было невозможно объяснить законами классической физики (механики), а новые законы квантовой механики еще не были сформулированы. Эмпирический материал, касающийся микромира, был непонятен ученым, и его следовало объяснить, обнаружив новые законы. Акцент в научном объяснении как гносеологической процедуре здесь делается на поиске объясняющих законов. Но может быть и другая ситуация, когда объекты исследования объяснимы и понятны в контексте известных научных законов существующей теории, а проблема сводится к вопросу, возможно ли уже объясненные и понятые на основе известных законов факты и явления объяснить другими законами. Акцент в процедуре объяснения и понимания в подобной ситуации переносится на выводимость известных фактов и явлений из законов науки. В этой ситуации нет проблемы объяснения и понимания абсолютно непонятных фактов и явлений — объяснение не дается абсолютно непонятному, поскольку рассматриваемые факты и законы уже объяснены и поняты на основе законов известной теории. Если с подобной процедурой объяснения и связано нечто непонятное, то оно касается лишь пригодности новых законов для объяснения рассматриваемых фактов и явлений. Другими словами, непонятно, можно ли дать новое объяснение уже объясненным и понятым на основе некоторых законов фактам и явлениям. Эту ситуацию можно назвать переосмыслением фактов и явлений на основе новой теории. Таким образом, объяснение можно давать как непонятным, так и понятным (в некотором относительном смысле) фактам и явлениям. По-видимому, к этому можно свести смысл слов Гейзенберга: «Наука идет вперед не только потому, что нам становятся известны и понятны новые факты, но и потому, что мы все время заново учимся тому, что может означать слово "понимание"»
71
[19. С. 398]. В науке «понимание», кроме того, может обозначать установление внутренней взаимосвязи, скрытых механизмов процессов, рассмотрение множества объектов в их целостности и др.
Объекты объяснения (а следовательно, и понимания) разнообразны. Обычно при рассмотрении объяснения говорят об объяснении отдельных фактов и явлений. Р. Карнап [32. Ч. 1, гл. 1] приводит пример (обыденного) объяснения. Некто N оставил в своем кабинете свои часы и ушел из кабинета. Вернувшись, он не обнаружил часов в кабинете. Его заинтересовал вопрос о том, как объяснить отсутствие в кабинете оставленных им часов. Таким образом, перед ним типичная проблема объяснения факта-события — исчезновения часов из кабинета. Объяснение было найдено, когда объявился свидетель, сообщивший, что в кабинет заходил некто К., который и унес с собой часы. Здесь один факт («Часы N исчезли из кабинета»), согласно Р. Карнапу, находит объяснение в другом факте («К. унес часы N из кабинета»). Такое объяснение не является теоретическим — в нем не задействована никакая теория. Р. Карнап считает, что данное обыденное объяснение может быть переведено в теоретическое, если мы привлечем некоторые теоретические положения, например, законы науки. В данном случае можно апеллировать к закону, выраженному чисто универсальным высказыванием: «Всякий раз, когда нечто перемещается из одной точки (области) пространства в другую, это нечто больше не находится в исходной точке (области) пространства».
Научное объяснение отдельного индивидуального факта указывает на то, что объясняемый факт связан с другим фактом (другими фактами), по меньшей мере, посредством одного закона науки (динамического или статистического типа). Таким образом, гносеологический смысл теоретического объяснения состоит в возведении индивидуального, единичного факта на уровень всеобщности и необходимости. При теоретическом объяснении исчезновения часов из кабинета единичный факт подведен под форму всеобщего закона, что и сделало понятным единичный факт исчезновения часов. Симптоматичны в этом отношении слова Ч. Дарвина о том, что он стремился к пониманию путем выяснения законов, лежащих в основе изучаемых явлений.
Апелляцию к законам науки при объяснении явлений, фактов нередко трактуют как познание сущности (устойчивого, сохраня-72
ющегося, необходимого элемента содержания) объясняемых фактов, явлений, раскрывающейся законами. Сторонники феноменалистской философии науки утверждают [52. С. 52,72], что научные законы никакой сущности не раскрывают, поскольку объяснение частного явления путем сведения его к общему закону состоит просто в том, что явление, происходящее теперь, объявляется примером, экземплификацией того, что происходит всегда. Такая процедура не раскрывает сущности объясняемого явления и не дает объяснения, почему это явление происходит. С точки зрения материалистической гносеологии категории сущности и закона являются однопорядковыми и выражают углубление познания явлений. В рамках этой гносеологии допустимо связывать объяснение с познанием сущности.
Для выражения структуры теоретического объяснения фактов Р. Карнап предложил следующую общую схему:
1. (х)[Р(х) —> Q ( xJ ) = «Для всякого объектах, если х характеризуется признаком Р, то х характеризуется и признаком Q »;
2. Р(а) = «Данный конкретный объект а характеризуется признаком Р»
3. Q ( a ) - «Данный конкретный объект о характеризуется и признаком Q ». Первое утверждение представляет универсальный закон, который применим к любому объекту класса (типа) х. Вторая посылка Р(а) приведенного умозаключения является единичным высказыванием, фиксирующим принадлежность объекта а к объектам типа х, характеризующимся свойством Р. Это высказывание является языковой констатацией результатов чувственно-эмпирического познания, установившего факт принадлежности единичному объекту а свойства Р. Утверждение, фигурирующее в умозаключении в качестве вывода, еще до процедуры объяснения получено как языковая фиксация чувственно-эмпирической констатации факта принадлежности единичному объекту а свойства Q . Именно зафиксированный в заключении факт нуждается в объяснении. Общий объяснительный смысл приведенного умозаключения можно выразить следующим образом: признак Q характеризует объект а, поскольку все объекты такого типа в соответствии с не-
73
которым законом характеризуются признаком Q . Другими словами, некоторый факт имеет место потому, что действует некоторый универсальный закон.
Научному объяснению подлежат не только отдельные факты (результаты единичных наблюдений и экспериментов), но и системы явлений. Раскрывая смысл понимания, сопровождающего такого рода объяснения, В. Гейзенберг пишет: «Понять природу — значит заглянуть в ее внутренние взаимосвязи, точно знать, что мы вникли в ее скрытые механизмы. Такое знание не дается осмыслением одного отдельного явления или одной отдельной группы явлений, даже когда мы открыли в них определенный порядок; оно достигается лишь тогда, когда мы устанавливаем широкие взаимосвязи, сводим к одному простому корню огромное множество опытных фактов» [19. С. 310]. Из слов Гейзенберга видно, что понимание систем может состоять и в раскрытии внутренней взаимосвязи элементов системы, и в объяснении скрытых механизмов их взаимосвязи и функционирования. Понимание в этом случае предполагает владение представлениями, концепциями, с помощью которых мы можем рассматривать огромное множество различных явлений в их целостной связи. Гейзенберг указывает: галилеевские законы падения, движение Луны вокруг Земли, движение планет вокруг Солнца, колебания маятника, траектория брошенного камня — все эти явления могли быть выведены из основной предпосылки ньютоновской механики, из уравнения «сила равняется массе тела, помноженной на его ускорение» и закона притяжения. Таким образом, математическое уравнение, отображающее эти явления, было абстрактным ключом к пониманию весьма широкой области природы. Знаменательными являются слова Гейзенберга, что объяснение состоит в обнаружении единства внешне разнообразных фактов и явлений.
Как и в случае объяснения отдельных явлений, общий смысл понимания систем и их внутренних взаимосвязей состоит в рассмотрении конкретной, кажущейся запутанной ситуации в качестве частного следствия чего-то более общего. Сведение пестрого многообразия явлений к общему и простому, «многого» к «единому» и есть понимание.
Законы логики и чистой математики благодаря самой их природе не могут быть использованы в качестве основы для научного 74
объяснения, потому что они ничего не говорят нам о том, что отличало бы действительный мир от некоторого другого возможного мира. Когда требуется объяснение факта, необходимо использовать эмпирические законы. Они не обладают достоверностью логических и математических законов, но все же говорят нам нечто о мире.
С логической точки зрения объяснение отдельных явлений состоит, как это было проиллюстрировано выше, в дедукции положения, описывающего объясняемое явление, из некоторого закона. В качестве посылок дедукции берется один или несколько универсальных законов совместно с определенными единичными положениями, выражающими начальные условия. К. Поппер предложил для
выражения логического смысла объяснения простую формулу:
А-»В
А
В.
Условная посылка А -> В выражает закон. Описание А, фигурирующее в качестве второй посылки умозаключения, является экземплификацией, примером описания А из первой посылки и языковым выражением чувственно-эмпирической констатации некоторого единичного факта. Описание В, фигурирующее в заключении, является экземплификацией описания В из первой посылки, удостоверенное чувственно-эмпирическим познанием. Таким образом, А во второй посылке и В в заключении являются единичными эмпирическими высказываниями.
Против приведенной строго дедуктивной трактовки объяснения выдвигаются возражения [80. С. 152-154]. В частности, обращается внимание на то, что в реальном объяснении как познавательном процессе вначале формулируется эмпирическое единичное высказывание В, описывающее факт, требующий объяснения. Затем из множества законосообразных положений вида А -> В выбирается с соответствующим обоснованием подходящий объяснительный закон. Выбор подходящего закона исследователь должен
обосновать в форме умозаключения вида
А->В
13
А. Умозаключение имеет следующий смысл: если из основания А импликации А -» В вытекает высказывание В, описывающее
75
некоторое гипотетическое явление, и это явление эмпирически фиксируемо, то импликация А -» В является схемой подходящего объяснительного закона. Однако надо иметь в виду, что приведенная схема умозаключения не общезначима — она не всегда при истинности посылок дает истинное заключение. Если принять приведенное умозаключение за выражение логической формы выбора закона, то выбор закона нельзя свести к строгой дедукции: при поиске объяснительного закона возможны индуктивные и другие не сводимые к логическому выводу познавательные действия. Из этого следует, что объяснение как гносеологическая процедура в целом не может быть сведено к строгой дедукции. Приведенные возражения против строго дедуктивного характера гносеологической процедуры объяснения факта имеют смысл, если объяснение трактовать широко, а именно как гносеологическую процедуру в контексте познавательных действий — описание объясняемого факта, выбор подходящего закона и др. Если же объяснение рассматривать лишь на отрезке обоснования уже полученного описания В существующего факта и уже известного подходящего для объяснения закона А —> В, то возражения против строго дедуктивного характера логической формы объяснения теряют смысл.
Объяснение существующих фактов осуществляется не только на основе одного или нескольких законов, но и на базе гипотезы или целостной теории. В последнем случае для объяснения в рамках теории формируется модель объясняемого явления. По другим основаниям выделяются такие виды объяснения, как субстанциональное, атрибутивное, генетическое, функциональное, причинное, телеологическое, структурное.
Предсказание как функция научной теории. Законы науки не только обеспечивают теоретическое объяснение наблюдаемых фактов, но и служат также средством научного предсказания фактов, еще не установленных чувственно-эмпирически. Логическая схема предсказания схожа со схемой объяснения:
1) (хХР(х) -» Q ( x ]): «Всякий объект классах, если он характеризуется признаком Р, то он характеризуется и признаком С?» (закон);
2) Р(а): «Данный единичный объект а, принадлежащий классух , об ладает признаком Р» (начальное условие);
3) Q ( a ): «Данному единичному объекту а из класса х принадлежит признак Q » (предсказание).
76
Формально приведенная схема умозаключения воспроизводит логическую схему объяснения. Однако смысловые акценты в схеме предсказания иные по сравнению со схемой объяснения. В обеих схемах имеется универсальный научный закон: если любой объект класса х имеет признак Р, то любой объект класса х имеет также и признак Q . Кроме того, в обеих схемах присутствует эмпирическое высказывание Р(а) (фиксирующее результат чувственно-эмпирического познания единичного объекта а из класса объектов лг). Это высказывание фиксирует принадлежность существующему объекту а признака Р. Однако фигурирующее в заключении обеих логических схем высказывание Q ( a ) в случае предсказания не констатирует действительное существование объекта а, но гипотетически выражает результат будущей чувственно-эмпирической констатации принадлежности признака Q объекту а. Это высказывание имеет следующий познавательный смысл: будущая чувственно-эмпирическая констатация покажет (должна показать) принадлежность признака Q объекту а из класса х. Предсказательный смысл приведенного умозаключения можно выразить следующим образом: будущая чувственно-эмпирическая констатация покажет принадлежность признака Q объекту а из класса х, поскольку, согласно существующему закону, все объекты класса х имеют признак Р. Таким образом, в случае предсказания ситуация Q ( a ) чувственно-эмпирически еще не констатирована и предсказывается ее будущая констатация.
Из того, что предсказание касается фактов, еще не констатированных чувственно-эмпирически, вытекает, что предсказание можно относить как к будущим (и, естественно, не констатированным в опыте) явлениям, так и к прошлым, но еще не констатированным в опыте явлениям [60. С. 351-352]. В предсказании, таким образом, речь не обязательно идет об объекте а, который должен появиться в будущем. Главное в предсказании — это, конечно, предсказание будущих фактов, которые сами по себе представляют единство существования соответствующего положения дел и его констатации (факт = существующее + констатация существующего). Однако, если не упускать из виду формулу «предсказание = существование положения дел + его констатация», в некоторых случаях предсказание правомерно относить (с частичной переформулировкой Форм констатации) и к событиям, явлениям уже существующим.
77
На основе фактов, извлеченных из констатирующих их исторических документов, историк может предсказывать некоторые ранее неизвестные события прошлого. Предсказываемые события станут фактами, если найдется эмпирическое или косвенное текстуальное подтверждение сделанных предсказательных высказыва ний. Точно так же геолог на основании бороздчатости валунов и соответствующего общего закона может сделать предсказание, что некогда в прошлом данная область была покрыта ледником. Наиболее известным примером предсказания рассматриваемого вида является предсказание существования планеты Нептун. Столь же типичны предсказания, касающиеся существования полезных ископаемых на различных территориях Земли.
Термин «предсказание» для всех только что рассмотренных познавательных ситуаций «предсказания существовавшего или существующего» используется потому, что в каждом случае мы имеем ту же самую логическую схему и ту же ситуацию: из известного факта и известного закона выводится утверждение о существовании еще не установленного положения вещей (и в этом смысле «будущего факта»). Следующее умозаключение является примером логической схемы предсказания.
Если всякое тело при постоянном давлении нагревать, то всякое такое тело увеличит свой объем. Данный стержень длины п подвергнут нагреванию.
Нагретый стержень будет иметь длину > п (предсказание результатов, связанных с измерением).
При предсказании могут использоваться как динамические, так и статистические законы науки. В случаях использования статистических законов предсказание будет только вероятным. Метеоролог, например, имеет дело одновременно с различными статистическими законами. Он не может сказать, что завтра будет дождь, он может только сказать, что дождь вероятен. Эта неопределенность также характерна для предсказаний человеческого поведения. На основе знания некоторых психологических законов статистического характера и некоторых фактов, касающихся данного лица, можно предсказать с различной степенью вероятности, как оно поведет себя в тех или иных ситуациях.
78
Приведем пример предсказания с использованием статистического закона. Допустим, есть общее утверждение (эмпирический закон), что 90 % присутствующих в этой аудитории являются гуманитариями. Выбираем одного из присутствующих в этом зале — N. Точно не известно, является ли он гуманитарием. Можно, однако, заключить на основе статистического закона и присутствия N в этой аудитории, что с вероятностью 0,9 он является гуманитарием.
Предсказание существенно как в повседневной жизни, так и в науке. Большинство тривиальных действий, которые мы осуществляем в течение дня, опирается на предсказания. На основе знания специфических фактов и познания определенных регуляр-ностей, которые могут быть выражены как в форме динамических, так и в форме статистических законов, обеспечивается база для предсказания неизвестных фактов.
Предсказание является эффективным средством заблаговременного пополнения множества научных фактов. Уже упоминавшийся Э. Мах такое пополнение известных фактов новыми фактами путем предсказания в соответствии со своей феноменологической философией трактует как процедуру простого описания. Задачей науки он считает дополнение «в мыслях» фактов, данных лишь отчасти. Это, согласно Маху, и осуществляется через простую формулировку описывающих высказываний. Позиция Маха не позволяет разграничить научное предвидение событий и фактов, с одной стороны, и предсказание будущего так называемыми ясновидцами, основывающимися на толковании снов, наблюдении за полетом птиц, за особенностями внутренностей жертвенных животных и т. п., с другой стороны. Некоторые предсказания ясновидящих сбываются и, следовательно, также пополняют уже известные факты. В этом отношении можно сослаться на предвидения Нострадамуса или Ванги.
Элементы описания действительно присутствуют в процедуре предвидения. Однако для научного познания главное не в простом «гадательном» описании явлений будущего, что можно осуществлять и в рамках «голой» фантазии. Научное предвидение — это эффективное средство установления закономерного, необходимо го характера взаимосвязей мира и будущих фактов, эффективное средство распространения, экстраполяции познанной необходимости на область еще не познанного. Правильное предсказание
79
является средством, способствующим переходу человека к новой познавательной или практической ситуации, к постановке новых познавательных проблем, формированию новых теоретических представлений. Человек прибегает к научному предсказанию в особенности с целью эффективной подготовки себя к будущему.
Универсальные научные законы, используемые в предсказаниях, являются, как правило, элементами целостной научной теории. Поскольку в предсказаниях могут использоваться законы определенной научной теории, можно обобщенно говорить о предсказательной функции научной теории, о ее предсказательном потенциале, предсказательной силе. Предсказательный потенциал научной теории зависит от многих факторов — от числа содержащихся в ней научных законов, от точности выражения этих законов и т. д. Так называемый тезис Брэйтуэйта-Рамсея гласит: предсказательная сила научной теории определяется количеством и качеством ее теоретических понятий, Эта сила уменьшается по мере построения явных определений теоретических понятий теории (определения редуцируют определяемые понятия к определяющим понятиям, сужают горизонт определяемых понятий).
80
||ШШ11111!ШШ1ШШ11МШШ11ШШ1!111ШШШ111 ШШШШИШШПНШПШШШШШШШППШМШНШИШШШП
ГЛАВА 4. ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
П1111М11111111111111111111Н1|1П111П111И11|1|111
Дата: 2019-02-19, просмотров: 815.