Известный французский ученый А. Пуанкаре (1853-1912) обратил внимание на то, что простое (разумеется, многократное) наблюдение за перемещениями небесных тел подсказывает идею закона. Можно развить эту мысль. Многочисленные факты, установленные в результате наблюдений как за небом, так и за эмпирическими объектами локальных фрагментов мира, подсказывают общую идею системы и системной организации. Например, сложившийся в результате описания растительных видов хаотический комплекс ботанических форм подсказал К. Линнею идею систематизации растений, которая была изложена им в книге «Система растений» (1753). Принцип, положенный К. Линнеем в основу построения системы растений, как известно, был достаточно искусственным. Однако сама идея системы имела, несомненно, глубокий научный смысл. Постижение системности объектов познания является конечной глобальной задачей теоретического познания.
Непосредственные объекты теоретического познания не являются эмпирически существующими и имеют идеализированный характер. Методом введения чисто умственных объектов теоретического познания является идеализация. Идеализация — это форма абстрагирования, отличная от эмпирической абстракции. Эмпирическая абстракция состоит в отвлечении исследователя от некоторых эмпирически существующих свойств реальных объектов и сосредоточении внимания на остальных их свойствах. Такое выделение свойств, умственно изолированных от других эмпирически существующих свойств объектов, ставит на место реального 50
эмпирического объекта в определенном отношении упрощающую его умственную схему. Эмпирическая абстракция, таким образом, оказывается первым шагом перехода познания на уровень рассмотрения теоретических объектов.
В отличие от эмпирической абстракции смысл идеализации состоит в умственном наделении объектов эмпирически нереализуемыми свойствами. Можно сказать, что идеализация — это способ умственного наделения объектов познания свойствами, отсутствующими у эмпирически существующих объектов и в принципе не способными им реально принадлежать. Вместе с тем, по меткой характеристике абстрактных, идеализированных, чисто умственных объектов науки, сформулированной в рамках концепции такого философского направления, как неореализм, указанные объекты обладают независимым от воли субъекта познания свойством «чистой предметности». Это сообщает им статус лишенных всякого психологизма подлинных предметов научного познания. Можно сказать, используя слова X. Ортеги-и-Гассета (1883-1955), что здесь мышление встречается с самим собой. После неореализма К. Поппер (1902-1994) постулировал самостоятельное существование абстрактных, идеализированных объектов науки в форме так называемого «третьего мира», отличного как от мира психических состояний сознания, так и от физического мира. Основанием для такой трактовки как раз и является независимость идеализированных объектов как «чистой предметности» от воли субъекта познания.
Благодаря идеализации в науку введено множество чисто умственных объектов познания, таких, как «абсолютно черное тело», «идеальный газ», «абсолютно жесткое тело» и т. п. Идеализация как разновидность абстракции направлена не просто на конструирование чисто умственных объектов познания. Она является способом формирования правильно и регулярно устроенных умственных объектов, существенно облегчающих выделение общих характеристик объектов и законов, фиксирующих необходимо повторяющиеся отношения и связи. Если взять в качестве примера идеализированного объекта окружность, то этот объект и вводится в рассмотрение (говоря упрощенно) с помощью фиксации регулярности: «Все точки окружности находятся на одинаковом расстоянии от точки, лежащей в плоскости окружности и
51
называемой ее центром». В качестве другого примера идеализированного объекта можно взять идеальный кристалл, характеризуемый совершенной (лишенной каких-либо дефектов строения) трехмерно-периодической решеткой. Идеальный кристалл pea лизует регулярность, проявляющуюся в одинаковой развитости физически равноценных граней. Еще один пример — идеальная жидкость, характеризуемая непрерывностью (отсутствием структуры) и, как следствие, отсутствием вязкости, теплопроводности, внутреннего трения между любыми соседними слоями. С помощью идеализации осуществляется перевод познания на собственно теоретическую почву.
Эмпирическая абстракция и идеализация, таким образом, делают объекты познания более простыми по сравнению со сложными эмпирически существующими «живыми» объектами, что в определенном отношении упрощает и проблемы познания. Но еще важнее, что идеализация позволяет заменять эмпирически существующие объекты познания «правильными», регулярно устроенными объектами, что облегчает их описание с помощью общих и точных теоретических терминов и высказываний.
Наиболее абстрактные идеализированные объекты принадлежат к базовому (в другой терминологии — фундаментальному) уровню дисциплинарно организованного теоретического познания. Такое познание направлено на получение новых и углубление имеющихся знаний безотносительно к их использованию для решения конкретных практических, прикладных задач. Соединение фундаментальных идеализированных объектов со специфическими, более или менее конкретными концептуальными моделями изучаемых реальных объектов порождает уровень специального теоретического знания. Такое знание реализуется как в дисциплинарной организации науки (фрагментации научного знания на отдельные самостоятельные науки), так и на более низких уровнях внутридисциплинарного специального теоретического знания, обслуживающего решение конкретных, в том числе прикладных, научных проблем.
Теоретическое знание в высших своих формах в отличие от массы накопленных эмпирических данных и фактов характеризуется высокой степенью логической организации и обоснованности. Конечно, способом «схватывания» содержания идеализированных 52
объектов может быть интеллектуальная интуиция (умственное созерцание свойств идеализированных объектов). Закрепленные в языке результаты интеллектуальной интуиции затем становятся основой для логического получения знаний о чисто умственных объектах (преимущественно) с помощью дедуктивных умозаключений. С этого момента теоретическое познание оказывается в плену «тяжелых оков строгого рассуждения» [11. С. 53]. Типы их могут быть разнообразными, однако варьирование «тяжелых оков строгого рассуждения» нельзя считать основанием для признания методологического анархизма, отрицающего всякую роль методологических стандартов и норм для науки, в том числе для теоретического познания, формами которого являются теоретические понятия (термины), теоретические высказывания, проблемы, гипотезы, научные теории.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 286.