Непосредственно научному знанию предшествует обыденное знание. Научное познание — это организованная форма познания объектов. Формой такой организации является научное исследование, основанное на применении специальных методов познания. Научное познание противоположно вненаучному знанию, к которому относятся литература (проза, поэзия), мифология, религия, философия, идеология и обыденное знание. К обыденному знанию относят практические, «житейские» знания людей, складывающиеся стихийно.
Обыденное знание противопоставляется научному знанию, поскольку в целом в процессе формирования обыденного знания спе циальные методы не используются. Обыденное и научное знание отличаются друг от друга не только формой организации и применением специальных методов, но в первую очередь содержанием, контекстами и способами формирования и использования. Обыденное знание состоит из стихийно складывающихся представлений и так называемых «размытых» понятий о вещах, явлениях, процессах, способах действия с ними, о микросоциальных взаимодействиях субъекта знания с другими людьми. Главным источником формирования обыденных знаний являются личные наблюдения,
37
личный опыт человека. Более обширным источником обыденных знаний выступает языковая (устная и письменная) коммуникация. Коммуникация осуществляется в форме непосредственного языкового общения с другими людьми («знание понаслышке») и косвенного языкового накопления знаний в форме чтения литературы, газет, просмотра телепрограмм, кинофильмов, театральных постановок и т. п.
Обыденное знание в собственном смысле слова представлено предметным содержанием информации об объектах, явлениях и процессах непосредственно окружающего человека природного и со циального мира. Содержание обыденного знания выражает вместе с тем экзистенциальные характеристики человеческой личности — преимущественную направленность на важные и полезные для человека объекты и ситуации, заботы, нужды, потребности. В контексте жизни человека обыденное знание тесно взаимосвяза но с выражением житейских переживаний, таких, как радость или печаль, надежда или безысходность, любовь или ненависть, уверенность или смятение, гордость или стыд и других. Обыденное знание — это не только отдельные представления и понятия, но и целые картины окружающей действительности, сценарии возможных последовательностей событий и действий самого человека.
Ценностные аспекты обыденного знания служат расстановке знаков и символов в естественном пространстве жизни. Элементы окружающей действительности, такие, как здания, улицы, площади, населенные пункты, степь, лес, река, горы, области, страны и т. д., наделяются специфическими смыслами, репрезентирующими организацию жизнедеятельности людей, «типовые» формы использования соответствующих объектов и процессов. Средством закрепления указанных смыслов является прежде всего обыденный язык в форме поговорок, пословиц, наставлений, запретов, примет, мифов, легенд, историй, рассказов, но затем и в форме социальных практик — ритуалов, обрядов, церемоний и др.
Обыденное знание фрагментарно в том смысле, что обычно представляет собой конгломерат автономных и слабо связанных друг с другом «конечных областей значений» языковых выражений, релевантных различным сферам действительности. Оно в высокой степени относительно, часто поверхностно, ситуационно. Критерием правильности обыденног о знания является практи -
38
ческая польза. В этом смысле обыденные знания подтверждаются реальной повседневной практикой. Естественно, что отдельные элементы обыденного знания недостоверны, субъективны и представляют собой обычные мнения. Вместе с тем в обыденном знании фиксируются, по крайней мере, поверхностные регулярности («Чем острее заточен нож, тем лучше он режет»). Оно не просто описывает непосредственно данную человеку реальность, но включает в себя простейшие индуктивные обобщения.
Объем и содержание обыденного знания исторически меняется, однако это знание более устойчиво по сравнению с научным знанием, так что справедливо его рассматривать как концентрирующееся вокруг опыта самотождественности человека.
Таким образом, обыденное, «житейское» знание, выражающее здравый смысл человека, относится к объектам (предметам и их свойствам), входящим в сферу непосредственной индивидуальной или коллективной жизнедеятельности людей, в сферу конкретного бытия человека. Такие объекты доступны освоению с помощью исторически конкретных форм наличной повседневной практики (в частности, производственной практики). Обыденные знания, отражающие практический опыт, складываются в ходе стихийно- эмпирического познания, передаются с помощью обыденного языка и включают в себя правила, нормы, процедуры, сведения, традиции. Их достоверность подтверждается повседневной практикой. Обыденные, практические знания формируются под влиянием ценностей, убеждений, целей, стратегий (т. е. моделей обучения, поведения и др.), контекстуальных факторов, метафор и образов. Обыденное знание представляет собой конгломерат сведений, рецептов и т. п. Лишь отдельные элементы этого конгломерата связаны друг с другом. Даже специализированное по своему предмету обыденное знание не доводится до уровня целостной структуры.
Обыденные знания являются, как отмечал Дж. Бернал, непосредственными источниками науки, существующими с самых ранних веков жизни человека и задолго до того, как науку стали считать институтом или мог развиться метод, отличный от здравого смысла. В этом отношении обыденное знание является осно вой, фундаментом научного знания и взаимодействует с ним, о чем свидетельствует современное популярное знание как результат Упрощенного изложения и разъяснения научных знаний с помо-
39
щью языка «здравого смысла». Известный немецкий физик М. Борн (1882-1970) считал, что результаты науки должны быть истолкованы в такой форме, которая была бы доступна каждому мыслящему человеку. Согласно Гейзенбергу, рассмотрение «живой» природы необходимо опирается на язык обыденного знания. Научное познание по сути дела представляет собой продолжение обыденного познания, но отличается непротиворечивостью (в тенденции), системностью, целенаправленностью, методичностью (формируется на основе научного метода).
Существенное отличие обыденного знания от научного не может быть основанием для отрицания роли обыденного знания. Как отмечал американский философ и логик Г. Н. Гудмен (р. в 1906), наука и обыденное знание являются допустимыми версиями описания мира.
Эмпирическое научное знание
По своему объекту эмпирическое научное знание определяется как знание о «чувственно-наблюдаемом» [81. С. 139], о доступном чувственному наблюдению мире. Чувственное наблюдение реализуется в ощущениях и восприятиях, являющихся результатом воздействия объектов внешнего материального мира на органы чувств человека.
3.3.1. Чувственные формы эмпирического знания
Ощущения характеризуются прежде всего особой психической формой бытия, называемой модальностью. Зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, осязательные ощущения обладают разной модальностью, позволяющей субъекту отличать друг от друга различные типы своих ощущений. Ощущения отражают атрибутивную форму бытия, представленную свойствами предметов и процессов.
Ценность ощущений определяется непосредственностью их отношения к объекту познания: ощущение есть непосредственное свидетельство о внешнем объекте познания. Непосредственность вообще — это характеристика связи. Связь между объектами аир непосредственна, если в этой связи между а и р нет опосредующих, 40
промежуточных звеньев. В этом смысле, например, один объект может быть непосредственной причиной другого. Следовательно, ощущение рассматривается в качестве непосредственного свидетельства об ощущаемом предмете, поскольку «в пространстве» между существующим в сознании человека ощущением и ощущаемым предметом нет других опосредующих гносеологических (познавательных) образов. Объект познания без опосредующего участия других познавательных образов непосредственно являет себя человеку в соответствующих ощущениях. Ощущение является бытием внешнего материального объекта для субъекта, т. е. первичной формой данности внешнего объекта субъекту познания. Немецкий философ Г. Коген (1842-1918) оспаривал оценку ощущения в качестве первичной основы познания, поскольку, согласно Когену, понимание ощущения опирается на представление причинной связи (ощущение причинно обусловлено предметом познания), т. е. на категорию рассудка, а не чувственности. На самом же деле причинная трактовка ощущения уже предполагает существование ощущения, которое оказывается «впереди» представления причинной связи. Осознание данности объекта субъекту познания в ощущении означает, что субъект приобретает первичную непосредственную информацию об объекте познания. Содержащаяся в ощущениях информация об объекте выражается в языке. Благодаря этому она в принципе становится предметом общезначимого научного рассмотрения.
Гносеологическая проблема непосредственности ощущений как источника эмпирического знания предполагает ответ на вопрос о мере присутствия внешнего объекта познания в его ощущении (вообще в чувственных образах). Тысячи лет назад античный релятивизм разрабатывал концепцию «тотальной» субъективности форм чувственности, отрицающую отражение объективного содержания предметов мира в сознании человека через формы чувственности. Человек, согласно античным релятивистам, не может обладать и не обладает адекватным содержанию предметного объективного мира чувственным знанием и формирует лишь свои субъективные мнения о содержании мира. То, что сегодня называют формами чувственной ступени эмпирического познания, античные релятивисты считали не средствами проникновения в содержание мира, но «стеной», отгораживающей сознание
41
человека от подлинного содержания мира. Английский философ XVIII столетия Давид Юм (1711-1776) внес свой вклад в концепцию релятивизма. Юм считал, что сознание человека не может выйти из границ субъективных форм чувственности (ощущений, восприятий) и, следовательно, человек не может проверить адекватность ощущений внешнему миру, как он существует «сам по себе». Может быть, что ощущения и восприятия адекватно воспроизводят собственное содержание объективного мира, а может быть — нет. Теоретически невозможно обосновать ни то, ни другое. Человеку остается лишь создавать по практическим соображениям, с учетом своих предпочтений и ценностей одну из возможных картин мира — материалистическую, идеалистическую, религиозную или какую-либо иную.
В противовес релятивистам ряд философских концепций непосредственность связи ощущений с ощущаемыми предметами внешнего мира доводит до тождества существующих в сознании ощущений (и восприятий) и ощущаемых предметов. Принятие принципа тождества в указанном смысле вызывает серьезные затруднения, поскольку содержит угрозу субстанциального отождествления ощущения и ощущаемого материального предмета (отождествления материи и идеальных психических феноменов), чреватого возвратом к тезису Беркли «вещь есть комплекс ощущений». Качественное различие форм существования ощущений и материальных объектов исключает их «тотальное» тождество. Можно говорить лишь об их соответствии, согласованности или, выражаясь современным языком, об информационном тождестве ощущения и ощущаемого предмета. В ощущении субъекту познания непосредственно дана не материя ощущаемого предмета, но информация о предмете как мера его внутреннего разнообразия и упорядоченности [77. Гл. II, § 3; гл. IV, § 2]. Информация, носителем которой является ощущаемый предмет (элементы его собственного содержания), переносится с предмета в сознание, где носителями этой информации становятся уже элементы собственного содержания ощущений. Смена носителей информации может сохранять саму информацию или, по крайней мере, ее существенные моменты. В этой связи становится понятным содержание термина «отражение», который используется применительно к ощущениям (и вообще к сознанию): ощущение есть информационное отражение 42
внешнего материального мира. Воздействие предметов внешнего мира на органы чувств человека оставляет в его сознании «отпечатки», «следы» в виде ощущений, изоморфные свойствам воздействующего предмета [75]. Например, модальность ощущения красного цвета соответствует способности объектов излучать или отражать электромагнитные волны длиной от 590 до 760 нм. Отпечатки и следы являются, в сущности, моделями соответствующих сторон воздействующего предмета, придающими смысл (содержание) поступившей от предмета информации [76. Ч. III, гл. 1, § 4; гл. 2, § 1].
Выше уже отмечалось, что при выходе за рамки гносеологического аспекта к «онтогенетическому» аспекту возникает необходимость учета современных научных представлений о причинной связи ощущений с объектом познания. Согласно этим представлениям, причинная связь ощущений с внешним миром включает целую цепочку переходящих один в другой достаточно сложных материальных процессов, которые завершаются возникновением в сенсорном центре мозга идеальных ощущений. Выше в общем плане эта цепочка уже рассматривалась. С учетом всего сказанного вполне уместен тезис, что ощущение есть превращение поступающей в мозг вместе с энергией внешнего раздражения информации в факт сознания. При анализе причинной детерминации ощущений следует также учитывать, что всякий акт ощущения опосредован длительной историей развития человеческой психики. Таким образом, эмпирическое научное знание на уровне ощущений является гносеологически непосредственным осознанием познаваемых, противопоставляемых субъектом своему «Я» предметов внешнего мира.
Ощущения репрезентируют в сознании человека атрибутивную форму бытия, т. е. свойства объектов познания, такие, как цвет, форма, температура, структура поверхности тел и т. п. В этом смысле ощущение дает одностороннюю информацию об ощущаемых объектах познания.
Познавательные возможности ощущений ограничены различными порогами чувствительности органов чувств, узкого спектра воспринимаемых органами чувств внешних сигналов:
- нижний абсолютный порог чувствительности (минимальная величина раздражителя, необходимая для возникновения ощущения);
43
- дифференциальный порог чувствительности (минимальное различие величины раздражителя, вызывающее едва заметное изменение ощущения);
- временной порог (для появления ощущения необходима определенная длительность воздействия стимула на анализатор);
- пространственный порог (минимальный размер едва ощущаемого пространственного разделения объектов) и др.
Познавательные недостатки ощущений отчасти компенсируются другой формой чувственности — восприятием, которое является комплексным чувственным феноменом. В восприятии синтезируются в цельный чувственный образ ощущения, получаемые с помощью различных органов чувств от одного и того же объекта познания. Восприятие — это источник информации о предметных (субстанциальных) формах бытия (предметы, вещи), дающий целостную конкретную чувственную картину предмета познания.
Примером восприятия является восприятие вишни как синтез ощущений красного цвета, терпкости на вкус, мягкости на ощупь, округлости формы и др. Восприятие уже не является непосредственным, поскольку связь восприятия с объектом познания опосредуется гносеологическими образами в форме ощущений, а также всем предшествующим чувственным опытом. Представление как форма чувственности возникает на основе актуализации хранящихся в памяти следов ощущений и восприятий и их синтеза (комбинирования). Представление лежит в основе фантазии, «продуктивного творческого воображения».
Собственное содержание форм чувственности, таким образом, не прямо и не полностью совпадает с объектами материального мира, оно может находиться лишь в отношении соответствия внешним предметам и явлениям, согласованности с ними. Поэтому содержание форм чувственности можно назвать моделями отображаемых явлений. Такие модели делают объекты внешнего мира со стороны их информационного содержания непосредственно «присутствующими» в субъективных чувственных формах.
Мера соответствия и согласованности форм чувственности с содержанием объектов познания требует всякий раз конкретной оценки. В особенности это касается случаев, когда субъективный момент вырастает до размеров чувственной иллюзии. Так, при быстром последовательном, циклически повторяющемся вспыхи-
44
вании четырех электрических лампочек, расположенных в точках пересечения двух взаимно перпендикулярных диаметров с окружностью, возникает иллюзия непрерывно светящегося круга. Другим примером является восприятие «прозрачности» быстро вращающегося винта самолетного двигателя. В таких явлениях нет ничего удивительного: механизм чувственного отражения в определенных условиях оказывается неспособным дифференцировать содержащиеся в идущей от объекта информации разнообразие и упорядоченность. Интересным примером чувственной иллюзии является также испытываемое некоторыми людьми ощущение боли в ампутированной конечности [21. С. 63].
Критериальной характеристикой эмпирического познания является его соотнесенность с единичными объектами, событиями, процессами. В науке эмпирическое знание выражает результаты опытного (через ощущения, восприятия) осознания объектов, событий, процессов [39. С. 188], существующих в определенной конкретной области пространства и времени (здесь и теперь) и при определенных конкретных условиях. Такое знание является знанием конкретных единичных объектов в конкретных условиях места, времени, обстоятельств.
Существование упоминавшихся выше чувственных иллюзий говорит о том, что в общем случае решение вопроса о действительном соответствии ощущений предметам внешнего материального мира недостижимо для субъекта, ограниченного восприятием своих собственных форм чувственности. Проблема адекватности форм чувственности приобретает рациональный смысл лишь при выражении чувственных форм осознания объекта познания в языке, который «есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого действительное сознание» [49. С. 29]. Выражение чувственных форм осознания объектов познания, безусловно, связано с определенной мерой рационализации чувственного знания, восхождения к рациональным формам.
3,3.2. Рациональные формы эмпирического знания
Выше рассматривались формы чувственного эмпирического знания. Между тем, понятия «чувственное знание» и «эмпириче-
45
ское знание» не равнозначны: эмпирическое знание включает в себя кроме форм чувственности также знания «низшей рациональной ступени», получаемые с помощью мыслительной обработки информации, доставляемой формами чувственности. Эта обработка происходит уже на стадии выражения в языке информации, содержащейся в формах чувственности. Кроме чувственных форм существуют рациональные формы эмпирического знания. К первичным рациональным формам эмпирического знания относятся термины (понятия] и высказывания (суждения).
Понятие является формой мышления, в которой фиксируется («синтезируется») некоторая совокупность общих признаков объектов познания. Эта совокупность называется содержанием понятия.
Так, в содержание ботанического понятия «багульник» входит пять признаков: «принадлежать к семейству вересковых», «быть кустарником», «произрастать на торфяных болотах», «быть вечнозеленым», «быть ядовитым». Среди перечисленных признаков два («быть вечнозеленым» и «быть кустарником») являются производными от признака «принадлежать к семейству вересковых», т. к. все представители вересковых всегда являются кустарниками и вечнозелеными. Содержание понятия, состоящее из основных и производных признаков, называют полным. Содержание понятия раскрывается с помощью операции его определения.
Понятие как мысль отличается от представления. Отличие состоит в том, что представление имеет конкретный чувственно-наглядный характер, тогда как понятие лишено этого свойства. Оно обобщенно отражает тот или иной класс объектов. Так, понятие «человек» мыслится с отвлечением от индивидуализированных характеристик людей (рост, цвет волос, глаз и т. п.).
Понятие характеризуется не только содержанием, но и объемом. Множество всех тех объектов, которым присущи все входящие в содержание понятия признаки, образуют объем соответствующего понятия. Объем понятия в общем случае не следует отождествлять с совокупностью реально существующих объектов. В некоторых случаях объему понятия вообще не принадлежат реально существующие объекты (в случае понятий о фантастических объектах). 46
Словесной формой выражения понятий являются слова и сло восочетания. Понятие, представленное словом или словосочетанием, является смыслом этого слова.
С помощью понятий формируются простые и сложные, состоящие из других высказываний суждения. Отличительной особенностью простых суждений является наличие утверждения или отрицания принадлежности признаков объектам (атрибутивные суждения), существования чего-либо (суждения существования), отношений между объектами познания (суждения об отношениях). Языковой формой выражения простого суждения является повествовательное (индикативное) предложение, а также риторический вопрос.
Наиболее широко применяются простые атрибутивные суждения. В любое простое атрибутивное суждение входят понятие о предмете суждения (называемое субъектом суждения и символизируемое знаком S), понятие о некоторой характеристике (признаке) предмета суждения (называемое предикатом суждения и обозначаемое знаком Р), так называемая связка и квантор. Принадлежность некоторой характеристики объекту суждения выражается использованием связки без отрицания: «является», «есть». Непринадлежность характеристики выражается использованием отрицательной частицы «не» перед связкой: «не является», «не есть». Выражение суждений с помощью связки «является» («не является») можно назвать стандартной формой простого атрибутивного суждения, поскольку в живой практике мышления связка не всегда выражается явно, хотя и подразумевается. С помощью квантора показывается, относится ли высказанная суждением мысль ко всем или только к некоторым мыслимым объектам, составляющим предмет суждения. В первом случае используется квантор всеобщности, представляемый словами «все», «ни один». Во втором — квантор существования, обычно выражаемый словами «существуют», «некоторые». С учетом связки и квантора все атрибутивные суждения можно разделить на общеутвердительные с логической структурой «Все S являются Р», частноутвердитель-ные с логической структурой «Некоторые S являются Р», общеотрицательные с логической структурой «Ни одно S не является Р», частноотрицательные с логической структурой «Некоторые S не являются Р».
47
Эмпирическое знание, выраженное в языке, представлено такими элементами, как эмпирические термины и эмпирические высказывания. Эмпирические термины выражают эмпирические понятия, содержание которых формируется из чувственно наблюдаемых признаков объектов познания. Высказывания, фиксирующие результаты единичного чувственного контакта субъекта познания с объектом, именуются эмпирическими сингулярными высказываниями или «протокольными предложениями». В формулировке эмпирических высказываний участвуют эмпирические термины. Примером эмпирического сингулярного высказывания является следующее высказывание о заряде электрона: «Заряд электрона, измеренный исследовательской группой ИГ методом измерения МИ, техническими средствами измерения ТСИ и последовательностью операций измерения ПОИ, равен 4,802-10~10 в масштабах и единицах измерения СГС». Приведенное сингулярное высказывание содержит ссылку на объект (электрон), исследовательскую группу, метод измерения, технические средства измерения, последовательность операций измерения, масштаб и единицы измерения. Таким образом, эмпирическое знание содержит информацию не только о роде рассматриваемых объектов, но и об исследователе (исследовательской группе), осуществляющем познание конкретного объекта конкретными методами и средствами.
Эмпирическое знание является знанием единичных объектов, событий, процессов, полученным в результате взаимодействия человека с объектами, событиями и процессами, существующими в определенной области пространства и времени (здесь и теперь) и при определенных условиях. Совокупность эмпирических высказываний, фиксирующих свойства, состояния, процессы единичного объекта познания и их изменение, составляет протокол наблюдения. Эмпирические понятия, высказывания и протоколы наблюдения наряду с формами чувственности также являются формами эмпирического знания.
Эмпирическое знание, полученное в результате однократного чувственного контакта с объектом, является «точечным» в том смысле, что характеризует объект познания в определенный момент времени, в определенной точке пространства и при определенных условиях. Эмпирическое знание, накопленное в результате многократных чувственных контактов с объектом, «фрагментар-48
но» и «несистемно» в том смысле, что всегда является простым множеством разрозненных сведений об объекте, существующем в различные моменты времени и в различных условиях. Точеч-ность, фрагментарность, несистемность — это родовые признаки эмпирического знания. Точечность, фрагментарность и несистемность на самом эмпирическом уровне познания преодолеваются методом обобщения, приводящим к общим эмпирическим высказываниям, суммирующим некоторое множество сингулярных эмпирических высказываний.
Множество всех накопленных людьми различных эмпирических понятий, высказываний и протоколов наблюдения, выражающих приобретенный людьми опыт взаимодействия с реальными объектами, событиями и процессами, образует эмпирическое научное знание в широком смысле слова. Деятельность по формированию такого рода знаний составляет эмпирическое научное познание.
Считается, что эмпирическое научное знание содержит информацию не только об объектах познания, но и о субъекте познания. Об этом свидетельствует, в частности, ссылка на конкретную исследовательскую группу в сингулярном эмпирическом высказывании о величине заряда электрона. М, Бунге (р. в 1919) эту особенность отнес к критериальным характеристикам эмпирического знания [13. С. 92].
Эмпирические высказывания используются для эмпирического описания объектов познания. В общем плане описание на эмпирическом уровне научного познания — это фиксация результатов опыта (наблюдения и эксперимента) с помощью выбранных в данной науке языковых средств [52. С. 199-200]. В качестве примера можно взять перечисление основных симптомов какой-либо болезни. Так, острый холецистит характеризуется совокупностью признаков: острое начало после погрешности в диете, обычно сильные боли в правом подреберье, повышенная температура, напряженность мышц живота, учащенный пульс, тенденция к снижению артериального давления, желтушность кожных покровов, склер и слизистых на 2-3 сутки.
К описанию примыкает характеристика объекта познания. Характеристика — это указание наиболее важных в каком-либо отношении черт предмета познания, в которых индивидуаль-
49
но преломляется его общая родовая сущность. Обычно характеристика содержит комплекс признаков. Например, в техническом паспорте изделия кроме его описания дается и характеристика, Например, для автомобиля указывается максимальная скорость, мощность двигателя, количество потребляемого топлива на 100 км пути и др. Такое указание может состоять, в частности, в простой демонстрации именуемого объекта [«это — компьютер»). Это демонстрация именуемого объекта, называемая остенсивным определением. Она играет важную роль в первичном установлении смысла и значения имен.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 468.