Термином «понятие» в науке обозначаются различные по своему уровню формы знания: 1) любое отвлечение (абстракция), в том числе в виде словесно выраженного, но аналитически не расчлененного общего представления об объектах определенного класса;
2) мысленное отображение класса объектов в форме аналитически расчлененной совокупности основных, общих, существенных признаков, вместе необходимых и достаточных для выделения объектов данного класса из множества других предметов познания;
3) мысленное конкретное, всестороннее, целостное воспроизведение какого-либо предмета в совокупности его многочисленных определений (свойств) и отношений. Отмеченная многогранность характеристики понятия является положительным моментом, поскольку позволяет прослеживать развитие понятия от простой формы абстракции к форме аналитически расчлененного отражения основных специфических признаков объектов, а затем к форме конкретного всестороннего, целостного воспроизведения предмета познания в виде теории.
Структура научного знания включает в себя научные термины (понятия), высказывания и выводы. Научное понятие в его развитом виде — это мысленное отображение какого-либо класса объектов в форме аналитически расчлененной совокупности
53
их основных, общих, отличительных признаков. Языковым выражением научного понятия является термин (отдельное слово или словосочетание языка науки).
Общий признак характеризует каждый объект некоторого множества. Все объекты этого множества сходны друг с другом в данном признаке. Если общий признак принадлежит всем объектам (элементам) некоторого множества (класса) объектов, и только им, он является отличительным признаком. Признак, присутствие которого в объекте не обусловлено другими признаками того же объекта, относится к разряду основных признаков. Признаки, производные от других признаков объекта (например, способность человека к речи обусловлена строением его голосового аппарата), относятся к неосновным признакам.
В структуре теоретического знания выделяются общенаучные понятия и общие понятия отдельных научных дисциплин. К общенаучным понятиям относятся, например, понятия «субстрат», «свойство», «структура», «система», «организация» и др. Разумеется, общие черты объектов технического, естественнонаучного и общественнонаучного знания отражаются также и с помощью универсальных философских категорий «пространство», «время», «движение», «причина», «следствие» и др. Кроме общенаучных и общих понятий отдельных дисциплин существуют и частные понятия каждой науки или научной дисциплины. К числу специальных понятий отдельной науки относятся, например, понятия «элементарная частица», «поле», «квант» в физике, «наследственность», «приспособление», «обмен веществ» в биологии, «товар», «рынок», «деньги» в экономике, «слово», «грамматический строй предложения», «речь» в лингвистике и т. д. Примером общего понятия технических наук является, в частности, понятие «технический объект» (к которому мы относим и технологию). Технический объект — это средство целесообразной деятельности человека, отличающееся единством естественного и искусственного, субстратно-субстанциональной основой (материалом), конструктивно-функциональной выделенностью и оформленностью параметров, сопряжением материала и строения с функцией, согласованностью конструктивно-функциональной организации с возможностями человека по его управлению и использованию, особыми качественными и количественными свойствами, естественнонаучными основами 54
действия, определенными условиями, порядком и организацией работы, назначением, целью и сферой применения, технологией изготовления.
Понятия естествознания отражают природные явления как таковые. В содержание этих понятий не входят признаки, характеризующие технологию обработки, изготовления, производства, конструктивную структуру, назначение, цель, сферу применения. Указанные признаки включаются в содержание понятий прикладных технических и социальных наук. Конечно, для указания связи естественных наук с приложениями приводятся иногда сведения о целях, способах и сферах использования объектов естественных наук. Однако для естественнонаучного познания эти позиции в структуре содержания его понятий не являются обязательными. Например, физическое понятие «термоэлектрическая эмиссия», фиксируя способность твердых и жидких тел испускать электроны вследствие нагревания этих тел, не включает в свое содержание никаких сведений о назначении, цели, сфере применения и т. п. данного физического явления.
Понятия научного знания не являются раз и навсегда застывшими формами, они развиваются. Их развитие состоит в углублении, обогащении, уточнении содержания. В особенности важную роль здесь играет постепенное приближение содержания понятий научного знания к совокупности признаков, вместе необходимых и достаточных для выделения соответствующих объектов познания из всего множества объектов. Только посредством таких полных, зрелых понятий в конечном итоге может быть реализована главная задача — «дать объект в его необходимости, в его всесторонних отношениях».
Уточнение и обогащение научных понятий можно проиллюстрировать на примере развития за последнее столетие понятия «авиационный двигатель». Около ста лет назад содержание этого понятия явно связывалось лишь с такими признаками, как высокая мощность, большая компактность (количественные характеристики), малый вес (количественная характеристика, подразумевающая ссылку на материал — легкие тугоплавкие металлы и сплавы). Спустя двадцать лет в содержание этого понятия были включены признаки надежности (качественная характеристика), использование на летательных аппаратах (область применения),
55
создание необходимой для полета летательного аппарата тяги (назначение и цель), характер создаваемой силы (принцип работы). Еще через двадцать лет под влиянием технической практики содержание этого понятия было существенно уточнено введением признака, отличающего авиационный двигатель от ракетного: авиационный двигатель имеет своим назначением приведение в движение аппаратов, летающих в околоземном воздушном пространстве. В результате содержание понятия «авиационный двигатель» было выведено на тот уровень научности, который соответствует познанию совокупности необходимых и достаточных признаков данного класса объектов.
Развитие научных понятий проявляется также в их обобщении, в расширении их объема. С содержательной стороны обобщение понятий отражает процесс отсеивания независимых признаков из содержания соответствующих понятий. В результате понятия охватывают более широкий круг объектов познания. Первоначально сварка, например, трактовалась как процесс неразъемного соединения металлических изделий путем местного их нагревания до расплавленного или тестообразного состояния. Но дальнейшее развитие практики и теории показало, однако, ограниченный характер такого понимания. Понятие «сварка» было обобщено за счет снятия признаков, указывающих на специфическую природу свариваемых частей (металлические изделия) и способов осуществления сварки. Понятие «сварка» стало более широким в смысле охвата процессов соответствующего рода.
3.4.2. Высказывание как форма теоретического знания
К формам теоретического знания относятся также теоретические высказывания, включающие в свой состав теоретические термины. Теоретические высказывания фиксируют результаты теоретического познания. Языковой формой выражения теоретического высказывания, как и в случае эмпирических высказываний, является повествовательное (индикативное) предложение, а также риторический вопрос.
Высказывания, фиксирующие положение дел, относятся к так называемым высказываниям действительности. Высказывания могут выражать случайные или необходимые, возможные или не-56
возможные, достоверно установленные или проблематические положения дел и т. п. Такие высказывания называются модальными. Они содержат модальные термины (операторы): «случайно», «возможно», «необходимо», «невозможно» и др. Разнообразные виды высказываний, таким образом, способны фиксировать разнообразные аспекты материального и духовного бытия в его статике и динамике. С помощью утвердительных и отрицательных простых высказываний (настоящее изложение ради простоты ведется с ориентацией на логику простых атрибутивных высказываний) можно описывать реально существующее положение вещей или строить гипотетические картины «возможных миров» и т. п.
К теоретическим научным высказываниям относятся прежде всего всеобщие строго универсальные высказывания с кванторами «все» и «ни один» и чисто экзистенциальные высказывания (высказывания существования) с кванторами «существуют» или «некоторые», адресованные, как правило, к бесконечным или конечным множествам объектов, которые исследователь в принципе неможет перебрать исчерпывающим образом. Простым примером может служить знание, выраженное строго универсальным высказыванием «Все электроны имеют отрицательный электрический заряд». Никогда нельзя осуществить полный перебор всех электронов и убедиться таким путем в наличии у них отрицательного электрического заряда.
Чистые утверждения существования теоретических объектов определенного рода в соответствии с принципом универсальности не включают в себя указаний относительно конкретных локальных пространственно-временных областей (типа «здесь и теперь»). Таково, например, утверждение «Существует магнитный монополь (частица с одним магнитным полюсом)». Такое утверждение ставит исследователя перед лицом по сути бесконечного множества частиц, среди которых надо найти хотя бы одну частицу с единственным магнитным полюсом. Такая частица до сих пор не обнаружена. Говоря метафорически, теоретическое знание в соответствии с принципом универсальности может выражаться строго универсальными и чисто экзистенциальными высказываниями, возникшими на основе «метафизической веры» в существование законов и регулярностей в бесконечной предметной области познания и представлять собой «смелые предположения», гипотезы,
57
Дата: 2019-02-19, просмотров: 298.