Понятие как форма теоретического знания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Термином «понятие» в науке обозначаются различные по свое­му уровню формы знания: 1) любое отвлечение (абстракция), в том числе в виде словесно выраженного, но аналитически не расчле­ненного общего представления об объектах определенного класса;

2) мысленное отображение класса объектов в форме аналитически расчлененной совокупности основных, общих, существенных при­знаков, вместе необходимых и достаточных для выделения объ­ектов данного класса из множества других предметов познания;

3) мысленное конкретное, всестороннее, целостное воспроизве­дение какого-либо предмета в совокупности его многочисленных определений (свойств) и отношений. Отмеченная многогранность характеристики понятия является положительным моментом, по­скольку позволяет прослеживать развитие понятия от простой формы абстракции к форме аналитически расчлененного отраже­ния основных специфических признаков объектов, а затем к форме конкретного всестороннего, целостного воспроизведения предме­та познания в виде теории.

Структура научного знания включает в себя научные терми­ны (понятия), высказывания и выводы. Научное понятие в его развитом виде — это мысленное отображение какого-либо клас­са объектов в форме аналитически расчлененной совокупности

53


их основных, общих, отличительных признаков. Языковым выра­жением научного понятия является термин (отдельное слово или словосочетание языка науки).

Общий признак характеризует каждый объект некоторого мно­жества. Все объекты этого множества сходны друг с другом в дан­ном признаке. Если общий признак принадлежит всем объектам (элементам) некоторого множества (класса) объектов, и только им, он является отличительным признаком. Признак, присутствие которого в объекте не обусловлено другими признаками того же объекта, относится к разряду основных признаков. Признаки, про­изводные от других признаков объекта (например, способность человека к речи обусловлена строением его голосового аппарата), относятся к неосновным признакам.

В структуре теоретического знания выделяются общенаучные понятия и общие понятия отдельных научных дисциплин. К об­щенаучным понятиям относятся, например, понятия «субстрат», «свойство», «структура», «система», «организация» и др. Разуме­ется, общие черты объектов технического, естественнонаучного и общественнонаучного знания отражаются также и с помощью универсальных философских категорий «пространство», «время», «движение», «причина», «следствие» и др. Кроме общенаучных и общих понятий отдельных дисциплин существуют и частные поня­тия каждой науки или научной дисциплины. К числу специальных понятий отдельной науки относятся, например, понятия «элемен­тарная частица», «поле», «квант» в физике, «наследственность», «приспособление», «обмен веществ» в биологии, «товар», «рынок», «деньги» в экономике, «слово», «грамматический строй предложе­ния», «речь» в лингвистике и т. д. Примером общего понятия техни­ческих наук является, в частности, понятие «технический объект» (к которому мы относим и технологию). Технический объект — это средство целесообразной деятельности человека, отличающееся единством естественного и искусственного, субстратно-субстан­циональной основой (материалом), конструктивно-функциональ­ной выделенностью и оформленностью параметров, сопряжением материала и строения с функцией, согласованностью конструк­тивно-функциональной организации с возможностями человека по его управлению и использованию, особыми качественными и количественными свойствами, естественнонаучными основами 54


действия, определенными условиями, порядком и организацией работы, назначением, целью и сферой применения, технологией изготовления.

Понятия естествознания отражают природные явления как таковые. В содержание этих понятий не входят признаки, харак­теризующие технологию обработки, изготовления, производства, конструктивную структуру, назначение, цель, сферу применения. Указанные признаки включаются в содержание понятий приклад­ных технических и социальных наук. Конечно, для указания связи естественных наук с приложениями приводятся иногда сведения о целях, способах и сферах использования объектов естествен­ных наук. Однако для естественнонаучного познания эти позиции в структуре содержания его понятий не являются обязательными. Например, физическое понятие «термоэлектрическая эмиссия», фиксируя способность твердых и жидких тел испускать электроны вследствие нагревания этих тел, не включает в свое содержание никаких сведений о назначении, цели, сфере применения и т. п. дан­ного физического явления.

Понятия научного знания не являются раз и навсегда застыв­шими формами, они развиваются. Их развитие состоит в углубле­нии, обогащении, уточнении содержания. В особенности важную роль здесь играет постепенное приближение содержания понятий научного знания к совокупности признаков, вместе необходимых и достаточных для выделения соответствующих объектов познания из всего множества объектов. Только посредством таких полных, зрелых понятий в конечном итоге может быть реализована глав­ная задача — «дать объект в его необходимости, в его всесторон­них отношениях».

Уточнение и обогащение научных понятий можно проиллю­стрировать на примере развития за последнее столетие понятия «авиационный двигатель». Около ста лет назад содержание этого понятия явно связывалось лишь с такими признаками, как высо­кая мощность, большая компактность (количественные характе­ристики), малый вес (количественная характеристика, подразу­мевающая ссылку на материал — легкие тугоплавкие металлы и сплавы). Спустя двадцать лет в содержание этого понятия были включены признаки надежности (качественная характеристика), использование на летательных аппаратах (область применения),

55


создание необходимой для полета летательного аппарата тяги (назначение и цель), характер создаваемой силы (принцип рабо­ты). Еще через двадцать лет под влиянием технической практики содержание этого понятия было существенно уточнено введением признака, отличающего авиационный двигатель от ракетного: ави­ационный двигатель имеет своим назначением приведение в дви­жение аппаратов, летающих в околоземном воздушном простран­стве. В результате содержание понятия «авиационный двигатель» было выведено на тот уровень научности, который соответствует познанию совокупности необходимых и достаточных признаков данного класса объектов.

Развитие научных понятий проявляется также в их обобщении, в расширении их объема. С содержательной стороны обобщение понятий отражает процесс отсеивания независимых признаков из содержания соответствующих понятий. В результате понятия охватывают более широкий круг объектов познания. Первоначаль­но сварка, например, трактовалась как процесс неразъемного со­единения металлических изделий путем местного их нагревания до расплавленного или тестообразного состояния. Но дальнейшее развитие практики и теории показало, однако, ограниченный ха­рактер такого понимания. Понятие «сварка» было обобщено за счет снятия признаков, указывающих на специфическую природу сва­риваемых частей (металлические изделия) и способов осущест­вления сварки. Понятие «сварка» стало более широким в смысле охвата процессов соответствующего рода.

3.4.2. Высказывание как форма теоретического знания

К формам теоретического знания относятся также теорети­ческие высказывания, включающие в свой состав теоретические термины. Теоретические высказывания фиксируют результаты теоретического познания. Языковой формой выражения теорети­ческого высказывания, как и в случае эмпирических высказыва­ний, является повествовательное (индикативное) предложение, а также риторический вопрос.

Высказывания, фиксирующие положение дел, относятся к так называемым высказываниям действительности. Высказывания могут выражать случайные или необходимые, возможные или не-56


возможные, достоверно установленные или проблематические по­ложения дел и т. п. Такие высказывания называются модальными. Они содержат модальные термины (операторы): «случайно», «воз­можно», «необходимо», «невозможно» и др. Разнообразные виды высказываний, таким образом, способны фиксировать разнооб­разные аспекты материального и духовного бытия в его статике и динамике. С помощью утвердительных и отрицательных про­стых высказываний (настоящее изложение ради простоты ведется с ориентацией на логику простых атрибутивных высказываний) можно описывать реально существующее положение вещей или строить гипотетические картины «возможных миров» и т. п.

К теоретическим научным высказываниям относятся прежде всего всеобщие строго универсальные высказывания с квантора­ми «все» и «ни один» и чисто экзистенциальные высказывания (высказывания существования) с кванторами «существуют» или «некоторые», адресованные, как правило, к бесконечным или ко­нечным множествам объектов, которые исследователь в принципе неможет перебрать исчерпывающим образом. Простым примером может служить знание, выраженное строго универсальным выска­зыванием «Все электроны имеют отрицательный электрический заряд». Никогда нельзя осуществить полный перебор всех элект­ронов и убедиться таким путем в наличии у них отрицательного электрического заряда.

Чистые утверждения существования теоретических объектов определенного рода в соответствии с принципом универсальности не включают в себя указаний относительно конкретных локаль­ных пространственно-временных областей (типа «здесь и теперь»). Таково, например, утверждение «Существует магнитный монополь (частица с одним магнитным полюсом)». Такое утверждение ста­вит исследователя перед лицом по сути бесконечного множества частиц, среди которых надо найти хотя бы одну частицу с единс­твенным магнитным полюсом. Такая частица до сих пор не об­наружена. Говоря метафорически, теоретическое знание в соот­ветствии с принципом универсальности может выражаться строго универсальными и чисто экзистенциальными высказываниями, возникшими на основе «метафизической веры» в существование законов и регулярностей в бесконечной предметной области поз­нания и представлять собой «смелые предположения», гипотезы,

57







Дата: 2019-02-19, просмотров: 264.