Вопрос об объекте научного познания и его онтологическом статусе относится к числу принципиальных проблем философии науки, поскольку ответ на него в конечном итоге определяет решение проблемы сущности научного познания. Проблема объекта научного познания — это проблема гносеологического статуса предзаданного субъекту материала познания.
Определение гносеологического статуса объекта научного познания зависит от общефилософской картины мира и места челове-
19
ка в этом мире, предпосылаемой науке. Предпочтение, отдаваемое одной из возможных альтернативных картин мира, опирается на некоторую шкалу когнитивных (истинность, доказательность), нравственных (добро, зло), эстетических (красота, гармония) и практических (полезность, простота) ценностей. Зафиксированные на шкале ценности используются для обоснования преимуществ выбранной картины, хотя сами ценности не «схватываются» рационально.
2.2.1. Материалистическая трактовка объекта научного познания
Термин «материалистический» в данном разделе употребляется в обобщенном смысле. Под это понятие мы подводим традиционный материализм, имея в виду и французский материализм XVIII столетия, диалектический материализм и др., и современные концепции так называемого «научного материализма» и «научного реализма».
Научный материализм как течение сформировался в 50-е годы XX столетия. В рамках научного материализма осмысливаются философские проблемы с позиций естественнонаучного мировоззрения, формирующегося под влиянием современной физики, физиологии и психологии, нейробиологии, кибернетики и других естественных наук. Научный материализм выступает против философского идеализма и дуализма, подчеркивая единство, а в некоторых случаях даже тождество человеческой психики, человеческого сознания и материальных, физиологических процессов мозга и центральной нервной системы. На основе физико-химических процессов, структур и функций центральной нервной системы научный материализм стремится объяснить явления человеческого сознания. К представителям научного материализма относят, в частности, М. Бунге, X. Патнема, Р. Рорти и др.
Научный реализм, как указывают отечественные исследователи, родился в результате критики конвенционалистских и инст-рументалистских интерпретаций научного познания. Научный реализм в различных его вариантах признает реальное существование объектов научного (прежде всего естественнонаучного) познания.
20
Единство традиционного материализма, «научного материализма» и «научного реализма» проявляется в признании объективной реальности мира. В трактовке сознания, психики такого единства уже нет. В дальнейшем мы имеем в виду те версии указанных течений, которые исключают субстанциальное тождество сознания и материи.
К первичным объектам научного познания (естественной и со-циогуманитарной науки) материализм относит явления внешнего материального мира (природы и социума), противостоящего миру чувственных форм психики, сознания и форм мышления. Познание таких объектов трактуется как их отражение в чувственных и рациональных формах сознания.
Современные материалисты не признают субстанциального тождества субъективного психического образа с внешним материальным объектом познания. Поэтому они характеризуют сознание как «внешнее по отношению к природе (не сразу, не просто совпадающее с ней)» [42. Т. 29. С. 170]. Это значит, что для характеристики познавательного отношения сознания к внешнему материальному миру «слово "совпадать" можно употреблять по-русски исключительно в смысле соответствия, согласованности» [42. Т. 18. С. 115].
Материалисты, естественно, считают, что научное познание необходимо связано с разрабатываемой ими моделью познания. К этой позиции примыкают и многие выдающиеся представители естественной науки, как, например, А. Эйнштейн (1879-1955). Хорошо известны слова Эйнштейна: «Вера в существование внешнего мира, независимо от воспринимающего субъекта, лежит в основе всего естествознания» [90. С. 136]. Крупный физик XX столетия В. Гейзенберг (1901-1976) писал, что естественнонаучному духу отвечает тенденция рассматривать природу независимо как от Бога, так и от человека [19. С. 222]. Высказывания Эйнштейна и Гейзенберга предпосылают естествознанию материалистическую картину мира. Современный американский философ X. Лейси, в свою очередь, пишет о «безальтернативном выборе современной наукой материалистических стратегий» [40. С. 165]. В основе этого выбора, согласно Лейси, лежат ценности социальной организации жизни человека, контроля над процессами материальной действительности и управления ими, практического разумного
21
преобразования мира для удовлетворения потребностей человека. Таким образом, согласно материалистическому учению, к первичным объектам научного познания относятся существующие вне сознания и независимо от него природа и социум. Изучение объектов природы является делом естественных наук, охватываемых понятием «естествознание»; изучение объектов социума составляет задачу социогуманитарных наук, охватываемых понятием «обществознание».
От объекта научного познания принято отличать предмет научного познания, представленный тем аспектом, «срезом», стороной объекта, который изучает отдельная наука или научная дисциплина. Качественное многообразие действительности определяет многоплановый характер научного познания, разнообразие областей научного знания. Если под объектом иметь в виду мир в целом, то предмет отдельных наук будет представлен качественно различными формами природной и социальной реальности, а также и формами их отражения в индивидуальном и общественном сознании человека.
Отнесение разнообразных форм и видов природной и социальной реальности к предмету отдельных наук дополняется решением вопроса, какую именно сторону мира, бытия рассматривают различные науки. К В. Виндельбанду восходит идея о разделении наук на два класса — науки, нацеленные на выявление законов («номотетические» науки), и науки, нацеленные на познание индивидуальных и неповторимых характеристик («идеографические» науки). Первый род наук, согласно Виндельбанду, представлен естествознанием, второй — социогуманитарными науками, основным назначением которых является не установление общих законов, но понимание индивидуальных явлений с точки зрения их ценности, значимости. Абсолютное противопоставление Вин-дельбандом естествознания и обществознания по принципу «номотетические — идеографические науки» спорно, что и нашло отражение в продолжающихся до сих пор дискуссиях философов науки по этой проблеме. Ценность поставленной Виндельбандом проблемы состоит в концентрации внимания философов науки на проблеме ценности и значимости в научном познании.
22
2.2.2. Феноменалистская трактовка природы научного познания и онтологического статуса его объекта
Представители философского направления XX столетия, именуемого феноменализмом, утверждают, что единственным объектом научного познания следует считать «явления», «феномены» человеческого сознания, т. е. ощущения. Феномен в гносеологическом плане — это то, что принадлежит внутреннему содержанию сознания, имманентно сознанию и противоположно лежащему вне сознания, «по ту сторону» сознания миру трансцендентного.
Характеристика феноменов как единственных объектов научного познания может опираться на различные по гносеологическому смыслу положения. Это может быть положение о тождестве или полном соответствии мира феноменов предметам внешнего материального мира. Такое тождество или полное соответствие может расцениваться как основание для отказа от сопоставительного рассмотрения «эквивалентных» друг другу мира сознания и материального мира. Тем более что «самораскрытие» феномена субъекту первичнее познавательного отношения между сознанием и трансцендентным миром. Основанием для признания феноменов в качестве единственных объектов научного познания может быть положение о доступности субъекту только феноменов его собственного сознания, принципиально отличающихся от объектов внешнего материального мира. В этом случае «самораскрытие» феноменов субъекту оказывается единственно возможной формой научного познания. Для обоснования феноменологической модели познания может привлекаться также тезис о невозможности теоретического доказательства соответствия форм чувственности объектам внешнего материального мира. Наконец, феноменализм может опираться на отрицание существования объективной реальности. Во всех этих случаях феноменализм, говоря словами немецкого философа М. Хайдеггера (1889-1976), замыкается внутри имманентного содержания человеческого сознания, что обрекает и науку заниматься лишь изучением фундаментальных структур субъективного человеческого бытия.
Феноменалисты концентрируют внимание прежде всего на таком элементе сознания человека, как ощущения, которые и именуют «явлениями», «феноменами». Так называемый объективный фе-
23
номенализм восходит к философскому учению И. Канта (1724-1804) «критического периода».
Исходным пунктом кантовской «критической философии» является положение о существовании реальности в виде вещей внешнего материального мира. Они, согласно Канту, «возбуждают» чувственность человека и порождают в сознании разнообразные ощущения (феномены). Эти вещи Кант называет «вещами в себе», поскольку в феноменах (ощущениях) не содержится ничего, что могло бы быть присуще «вещам в себе» самим по себе. В ощущениях субъекту не дано «то внутреннее, что присуще объекту самому по себе». Таким образом, «вещи в себе» не раскрывают свое содержание человеку через чувственные феномены. Ощущения являются исключительными модификациями состояний субъекта, и поэтому по ощущениям невозможно узнать о свойствах материальных вещей. Субъект замкнут в сфере присущих ему чувственных феноменов.
С содержанием имманентных чувственных феноменов субъект знакомится, согласно Канту, с помощью особого внутреннего созерцания. Это созерцание характеризуется содержанием («материей чувственных феноменов») и формой, предшествующей всякому конкретному содержанию ощущений (и в этом смысле являющейся априорной). Форма созерцания характеризуется своей пространственной и временной организацией и является необходимым условием всякого порождающего опыт эмпирического созерцания (созерцания содержания чувственных феноменов). Другими словами, пространство и время как необходимые условия всякого эмпирического созерцания сообщают ему объективность и всеобщность, поскольку оно может существовать только в своей пространственной и временной структуризации, данной до всякого опыта.
Кроме эмпирического созерцания, согласно Канту, существует чистое созерцание самой пространственной и временной структуры эмпирического созерцания, освобожденного от конкретного содержания. Оно является «чистой» формой всякого созерцания и в этом своем качестве составляет предмет математики как науки: чистое созерцание пространственной структуры — это предмет геометрии, чистое созерцание временной последовательности — предмет арифметики.
Упорядочение феноменов чувственности с помощью априорных пространства и времени дополняется упорядочением феноменов с помощью априорных форм рассудка (категорий и суждений), которые нацелены на гносеологическую обработку априорных созерцаний и по содержанию замкнуты внутренним миром чувственности. Способы применения форм рассудка образуют, согласно Канту, единственно возможное средство теоретического познания.
Простое осознание «материи» (содержания) чувственных феноменов, согласно Канту, оформляется в высказываниях наблюдения, констатирующих чувственные данные. Высказывание «Это желтое» может служить здесь примером. Оформление чувственных данных с помощью форм пространства и времени ведет к суждениям восприятия, как, например, суждение «Солнце круглое». Оформление суждений восприятия с помощью априорных категорий рассудка (таких, как «единое», «многое», «всеобщее», «реальность», «субстанция», «акциденция», «причинность», «взаимодействие», «возможность», «необходимость», «случайность», «существование» и др.) дает суждения опыта. Примерами служат суждения «Солнце нагревает камень», «Солнце является причиной нагревания тел на земной поверхности».
Способность представлять предметы без их актуального присутствия, в созерцании (продуктивная сила воображения), которая отчасти чувственна (сохраняет материал чувственности) и интеллектуальна (включает априорную форму синтеза), позволяет формулировать основоположения чистого естествознания. Всесторонне упорядоченную систему феноменов Кант называет природой, законы которой определены рассудком.
Синтез опыта с помощью категорий рассудка в известном смысле, полагает Кант, не завершен: в сознании человека заложена неискоренимая потребность («потребность разума») в завершении содержательного материала, относящегося к предметам внешнего мира. Потребность удовлетворяется на основе регулятивного применения рассудка (по правилам рассудка) к «вещам в себе». Однако в силу недоступности субъекту содержания «вещей в себе» синтез на основе применения к ним априорных категорий рассудка не дает реальных (объективных) результатов. Это всего лишь выражение стремления проникнуть в содержание внешнего мира. Формами выражения такого стремления являются гипотетические
25
«идеи» чистого разума, выражающие предположительное содержание внешнего мира. Идеи дает не знание, но видимость внешнего мира «вещей в себе». Распространение процедуры синтеза на предметы внешнего мира, согласно Канту, ведет к возникновению антиномий (противоречий), в которых тезис и антитезис равнодо-казуемы и потому научным образом не могут быть использованы. Неразрешимую антиномию образуют, например, высказывания «Мир конечен» и «Мир бесконечен». Вывод, который делает Кант из существования антиномий, таков: познающее мышление не должно выходить за пределы опыта (внутреннего эмпирического созерцания ощущений]. Только в этих пределах можно обеспечить достоверность, всеобщность и необходимость научного знания. Знание становится достоверным, всеобщим и необходимым только благодаря присутствию в опыте априорных форм его организации («чистого» пространства и времени, категорий рассудка, априорных синтетических суждений). Никакого внешнего материального объекта у научного познания нет.
Вполне в духе традиций кантовской «критической» философии действует объективный феноменализм, который рассматривает ощущения в качестве результата воздействия материальных предметов внешнего мира на органы чувств человека. Однако при этом отрицает, что в субъективных феноменах сознания субъекту дано «подлинное» содержание материальных предметов внешнего мира. Предметы внешнего материального мира остаются для субъекта непознаваемыми «вещами в себе».
Второе направление феноменализма, именуемое обычно крайним феноменализмом, трактует ощущения как субъективно воспринимаемые факты сознания, которые не репрезентируют никакого внешнего мира (поскольку, например, существование такового отрицается). Крайний феноменализм восходит к традициям философии Дж. Беркли (1684-1753) и отчасти Д. Юма (1711-1776).
Английский философ Дж. Беркли является наиболее последовательным представителем крайнего феноменализма в истории философии. Беркли существующие в душе человека ощущения именовал идеями. Некоторые идеи, согласно Беркли, постоянно появляются в составе цельных устойчивых комплексов. Такие комплексы ощущений Беркли называл вещами, предметами, за которыми не признается никакого объективного бытия. 26
Критериями существования идей и их комплексов, согласно Беркли, являются их восприятие, воображение и мыслимость [9. С. 44]. Реальностью (в берклианском смысле) обладают лишь идеи (ощущения) и их комплексы («вещи»). Вещью, существование которой Беркли отвергает, является «то, что философы называют материей» [Там же. С. 186]. Таким образом, согласно Беркли, единственными объектами знания являются собственные идеи человека. Результаты такого познания характеризуются очевидностью, истинностью, достоверностью.
Абстрактные общие понятия Беркли отвергает на том основании, что они являются противоречивыми, т. к. соединяют несоединимое. Общее абстрактное геометрическое понятие угла надо считать противоречивым, поскольку в нем соединяются несовместимые образы одновременно острого, прямого, тупого углов, что, естественно, невозможно воспринять. Большая часть наук, использующих общие абстрактные идеи, «исполнены темноты и сомнительности», «содержат парадоксы, совершенно неразрешимые для человеческого понимания», и «лишь незначительная их часть приносит человечеству кроме невинного развлечения и забавы истинную пользу» [Там же. С. 164].
В основе выбора идей (ощущений и их комплексов) как единственных объектов достоверного познания вообще и научного познания в частности у Беркли лежит когнитивная ценность непосредственного очевидного постижения содержания объектов. Кроме того, он руководствуется также ценностью теологической картины мира и человека.
Современная форма крайней феноменалистской трактовки онтологической природы объекта научного познания принадлежит известному немецкому физику и философу Э. Маху (1838-1916), профессору философии Венского университета (1895-1901), автору книги «Познание и заблуждение» (1905) и других работ.
Общефилософским мотивом его концепции является неприятие «философской метафизики», противопоставляющей мир материальных вещей миру идеальных явлений сознания и трактующей познание материальных вещей в духе «перевода» материи вещей в идеальные факты сознания, в ощущения. Положительная наука, согласно Маху, должна быть отделена от подобной метафизики. Путь освобождения положительной науки от «метафизиче-
27
ских» концепций Мах видел в признании неких «нейтральных элементов», из которых состоит как мир вещей, так и человеческая психика. В контексте мира вещей «нейтральные элементы» — это элементы, из которых складывается внешний мир — звуки, цвета, тяжесть, теплота, запахи, пространство, время и др. Вещь, тело, материя суть не что иное, как связь цветов, звуков и т. п. В контексте психики человека те же самые «нейтральные элементы» проявляют себя в виде ощущений, звуков, цветов, тяжести, теплоты, запахов и т. п., которые человек также именует просто звуками, цветами, тяжестью, теплотой, запахом и т. п. В силу параллелизма элементов материального мира и психики Мах считал допустимым рассматривать именно психическую форму «нейтральных элементов» (ощущений, их комплексов, отношений между ними), доступных непосредственному познанию в качестве объекта научного познания. В таком устранении параллельного рассмотрения материального мира и феноменов сознания состоит сущность знаменитого махов-ского принципа «экономии мышления». Учение о «нейтральных элементах» Маха является способом сведения научного познания к описанию и анализу непосредственно наблюдаемых «комплексов ощущений», а осмысленных научных высказываний — к высказываниям о наблюдаемых феноменах. Тем самым, полагал Мах, из науки изгоняются метафизические представления о «переводе» материальных вещей в идеальные ощущения. Наука, согласно Маху, является формой экономного обращения с опытом. Базовые категории современной науки (атом, абсолютное пространство, время, причинность, масса, сила и т. д.) Мах интерпретировал как метки для комплексов ощущений, находящихся в функциональной взаимосвязи. Таким образом, Мах вполне в духе феноменализма сводит объекты научного познания к ощущениям и их комплексам, которые наблюдаются непосредственно.
Термин «феномен» употребляется и вне феноменологии как философского направления. Этим термином обозначают вообще любые проявления чего-либо (например, сущности вещей, процессов, событий и т. п.). В философии за пределами феноменологии его применяют к элементам человеческого сознания, рассматриваемым в качестве свидетельств присутствия субъекта во внешнем материальном мире. К такой трактовке понятия «феномен» примыкают и различные формы материализма.
28
2.3. Субъект научного познания
Познание вообще и научное познание в своей основе является родом субъект-объектного отношения, отношения между познающим субъектом и познаваемым объектом. Субъект — это, прежде всего, индивид, характеризующийся заданными природой способностями; биологическими и социальными потребностями; волевыми качествами; влечениями; аффектами; сознанием и самосознанием; приобретенными навыками и умениями познавательной и практической деятельности, в частности, навыками языкового общения; уровнем достигнутых знаний и приобретенного опыта; убеждениями и верованиями; усвоенными формами культуры, в частности, нормами нравственности; социальными ролями и функциями и др.
Классическая философия стремилась выработать понятие субъекта, разнообразные характеристики которого центрированы вокруг определяющего их имманентного элемента. Признавалось, что все элементы внутреннего мира, «Я» человека так или иначе взаимосвязаны, однако утверждалось существование в этом внутреннем мире определяющего отношения элементов к некоторому абсолютному центру, задающему абсолютную самотождественность субъекта, делающему субъекта абсолютной целостностью. В определении этого центра философы расходятся. Шопенгауэр таким центром считал волю: все элементы внутреннего мира субъекта — это проявления его воли. Фрейд считал таким центром уровень бессознательных побуждений к удовлетворению бессознательных инстинктивных потребностей, в частности, половых (либидо], к достижению чувства удовольствия. Интересно отметить, что, согласно Фрейду, человеческая культура — это результат сублимации, т. е. отвлечения сексуальной энергии на создание культурных ценностей.
Классическая философия склонна к центристской трактовке не только субъекта, но и познания как субъект-объектного отношения. Выражением этой трактовки является концепция субъекта познания как абсолютного центра познавательного процесса.
В классическом смысле понятие «субъект» обозначает индивида, которому противостоит познаваемый и (или) преобразуемый им объект. Субъект («субъект познания», «субъект дейст-
29
вия») представляет собой активное начало, организующее процесс познания и практического преобразования объекта, тогда как объект в рамках данного отношения считается пассивной стороной, испытывающей воздействия субъекта, тяготеющей к нему. Субъект как активный центр познавательной деятельности «ставит перед собой объект». Без субъекта нет объекта познания. Центристская трактовка познавательного процесса, организуемого вокруг субъекта, во-первых, провозглашает абсолютное противопоставление субъекта и объекта по линии «субъективное — объективное», а во-вторых, ведет к отрицанию какой-либо самостоятельной роли, функции объекта в познавательном отношении «субъект-объект».
В противоположность классической философии современная философия постмодернизма и структурализма отвергает представление об абсолютной центрированности внутреннего мира субъекта. Эта философия отвергает не только представление о существовании некоторого абсолютного центрального элемента внутреннего мира субъекта, но также и представление об абсолютной централизации познавательного процесса вокруг субъекта познания. Основой модернистских и структуралистских концепций децентрализации является идея об определяющей роли в структуризации внутреннего мира субъекта внешних, порой случайных факторов, лишающих субъекта способности к свободной творческой активности или ограничивающих творчество комбинированием предзаданных элементов. К таким факторам постмодернисты относят усвоенные субъектом идеологию, язык, дискурсивные практики и др. Децентристские концепции доводятся до деперсонализации субъекта познания, до концепции «смерти субъекта», превращающей субъект в «безличное поле», лишенное синтетического сознания и субъективной самотождественности. Оборотной стороной децентризма может быть только превращение объекта познания («текста») в абсолютный центр познавательного процесса.
Вопрос о существовании (или не существовании) абсолютной централизации внутреннего мира субъекта находится, вообще говоря, за пределами философии науки. Философия науки вполне совместима с представлением об относительной централизации имманентного мира субъекта. Относительная централизация 30
предполагает возможность меняющейся «ситуативной» (имеющей место в конкретной ситуации бытия субъекта) централизации внутреннего мира субъекта вокруг различных его элементов. Противопоставление субъекта и объекта в рамках альтернативы «активный — пассивный», конечно, относительно, поскольку в действительности между субъектом и объектом в процессе познания реализуется взаимодействие. Так, первичные формы знания (ощущения, восприятия) формируются в сознании человека (согласно материалистической модели познания) под воздействием объектов. Более сложные формы знания (понятия, высказывания, гипотезы, теории и др.) формируются благодаря активной творческой деятельности субъекта познания. Об активности субъекта нужно говорить лишь в том смысле, что наделенный разумом и волей субъект реализует познавательное отношение к конкретному объекту познания как целенаправленную и организованную деятельность.
Для понимания субъекта научного познания существенно знакомство с его эмпиристской и трансценденталистской трактовками. Эмпиристская трактовка отождествляет субъект научного познания с эмпирически существующим во времени и в определенных исторических условиях «конечным» индивидом, наделенным конечным «набором» интеллектуальных способностей, умений, навыков и определенным уровнем знаний. Трансценденталистская трактовка характеризует субъект научного познания как выходящий за границы любого эмпирического субъекта, как «ученого вообще». С логической точки зрения трансценденталистское понятие субъекта научного познания обязано идеализации и универсализации в смысле концентрации всех знаний, способностей, навыков, умений, совокупность которых заведомо реализуется любым конкретным эмпирическим субъектом лишь в абстрактной возможности. Конечно, каждый эмпирический субъект постигает объекты познания с помощью одинаковых чувственных (ощущения, восприятия, представления) и рациональных (понятия, суждения, умозаключения) форм знания. Однако в своей реальной познавательной деятельности эмпирический субъект в формах чувственного и рационального знания не способен охватить все объекты, изученные наукой в целом или даже ее отдельной отраслью. Между тем эти объекты известны науке, изучены ею. Как
31
раз здесь и привлекается идеализированный образ трансцендентального субъекта научного познания, «ученого вообще», который своими знаниями охватывает все познанные объекты науки, а своими умениями — все методы науки. Первичной основой для формирования образа трансцендентального субъекта является коллективная творческая познавательная деятельность ученых. Полный результат коллективной творческой работы не сводится к вкладу отдельного члена коллектива в общий результат.
Русский философ В. В. Зеньковский (1881-1962) справедливо указывал на то, что невозможно свести познание вообще и научное познание в частности всецело к активности эмпирического субъекта. Эмпирический субъект характеризуется конечностью, индивидуальностью, определенной неповторимостью. Между тем без признания универсальной структуры познавательных качеств ученого немыслима разумная и продуктивная коммуникация, которая является необходимым условием существования науки. Поэтому удобно суммарный результат науки рассматривать как плод абстрактного автора, сконцентрировавшего в себе все существенные моменты знаний, опыта и умений всех эмпирических субъектов. Ясно, что трансценденталистская трактовка идеализированного, универсализированного субъекта научного познания выводит познавательные качества и результаты деятельности за границы предметно-практической деятельности, форм языка, логических категорий, норм этических и эстетических оценок (ценностей) и т. п. любого конкретного «конечного», эмпирически существующего ученого. Трансценденталистски трактуемый субъект — это идеал «ученого вообще».
Несомненно, основой научного познания является личностный опыт, практическая и познавательная деятельность эмпирических субъектов. Вместе с тем, научное знание в определенном отношении имеет внеличностный и даже внеисторический характер. Этим обстоятельством также объясняется обращение к понятию трансцендентального субъекта научного познания. Одним из способов конституирования трансцендентального субъекта является обращенное ко всем ученым требование соблюдения методологических стандартов логики научного исследования и норм Большой Науки в качестве необходимых и универсальных условий работы. Выполнение этого требования является выражением социализации 32
личности ученого. Вместе с тем, наука все же не может быть полностью освобождена от индивидуально-эмпирического субъекта. И понятие эмпирического субъекта, и понятие трансцендентального субъекта научного познания в равной мере являются идеализирующими абстракциями. В качестве реального субъекта научного познания выступает индивид в единстве его индивидуальных и универсальных характеристик познавательной и преобразующей деятельности. Диалыектика индивидуального и универсального в структуре познавательной и преобразующей деятельности ученого определяет результаты научного познания. Эта диалектика проявляется в способности ученого выходить за пределы своего индивидуального научного горизонта путем усвоения нового знания, новых методов его формирования, в способности преодолевать свое эмпирически складывающееся «научное Я» и двигаться в направлении трансцендентального субъекта.
33
ГЛАВА 3. НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ И ЕГО ФОРМЫ
ПН1П1!Ш!ШШП||Ш|1Ш1ШШШ|НПП1Ш1ИШ1ПП1ПН|1ППШП!ШНПП1Ш1ШН1ПШ1ШНННШ11НПШШ||П!1ШШ|
Общее понятие знания
С материалистической точки зрения познание в своей основе — это субъект-объектное отношение отражения предметов и процессов действительности в сознании субъекта. С учетом коллективного характера познания субъект-объектное отношение трансформируется в субъект-субъект-объектное, в котором познавательное отношение субъекта познания к объекту опосредуется другими субъектами, их знаниями и опытом.
Конечным результатом познавательной деятельности является знание, существующее в чувственной или рациональной форме. В ряде концепций материалистической направленности культивируется мнение, согласно которому в чувственных формах знания как результатах познавательного процесса непосредственно, без каких-либо искажений представлено объективное, «подлинное» содержание предметов внешнего мира. В этом плане характерно следующее утверждение голландского математика, не принадлежащего, однако, к материализму, А. Гейтинга: «Когда я смотрю вон на то дерево, я убежден, что вижу дерево» [20. С. 20]. Гейтинг имеет в виду, что человек видит «подлинное» дерево, как оно существует само по себе.
Рассмотренное мнение о характере отношения чувственных форм знания к внешним материальным объектам сподвигло немецкого философа и социолога, одного из основателей философской антропологии М. Шелера (1874-1928) на философское обобщение: знание внешнего мира — это форма любовной отдачи субъекта познания бытию сущего.
Это мнение нуждается в критической оценке и уточнении. Во-первых, несомненно, знание является формой участия субъекта познания в бытии сущего, если знание отождествляется с истиной: истинное знание, пожалуй, можно характеризовать в качестве формы участия субъекта познания в конкретном бытии сущего. 34
Однако ложные формы чувственности, например, чувственные иллюзии (о которых речь пойдет далее) уже не являются такой формой. Следовательно, к формам участия субъекта в конкретном бытии сущего следует относить истинное чувственное знание, но не чувственные формы вообще (часть из которых могут выражать заблуждения).
Во-вторых, следует учитывать непростой механизм формирования и сложную структуру чувственных форм знания. Отражение материального мира в чувственных формах сознания, как свидетельствуют данные науки, является сложным процессом сигнального воздействия материальных вещей на рецепторы (органы чувств) человека. В результате такого воздействия формируются «проекции» внешних материальных объектов в рецепторе (например, на сетчатке глаза). Информация, содержащаяся в «проекциях», кодируется «языком» нервных импульсов и передается в соответствующий сенсорный центр мозга, где осуществляется переход «материальных нервных процессов в субъективный образ, в сознание» [4. С. 111].
В результате перехода материальных нервных процессов в сознание формируется особый мир субъективных образов, представляющий собой особую субъективную реальность, субстанциально не совпадающую с субстанцией материальных вещей. Вместе с тем эта реальность доступна самопознанию и активной интеллектуальной обработке. Последняя лежит в основе опережающего отражения действительности. Объект, противостоящий субъекту, таким образом, не обязательно принадлежит внешнему миру. Представления и мысли, относящиеся к внутреннему имманентному миру индивида, также противостоят субъекту как объекты его рефлексии, размышления, умственного преобразования. Представляемые и мыслимые объекты, «которые формируются во внутреннем мире, противостоят человеку, хотя и особенным образом, как вещи от него независимые, и могут быть отнесены к объектам его размышлений» [Философский энциклопедический словарь. 1998. С 72]. Самопознание вообще реализуется в формах интроспекции или самонаблюдения, внутреннего созерцания, рефлексии. Самонаблюдение реализует «непосредственный подход» к собственному сознанию, к психическому в широком смысле слова. Точно так же интроспекция характеризуется как процесс достоверного на-
35
блюдения за собственной психикой, за динамическим комплексом ощущений, образов, переживаний (классическая интроспекция), содержанием мышления (неклассическая интроспекция], как непосредственный внутренний опыт. Рефлексия характеризуется в качестве осознания и осмысления форм чувственности и мышления, раскрывающих их содержание и строение.
В основе самопознания, самонаблюдения, интроспекции, внутреннего созерцания, рефлексии лежит четкое отграничение чувственных и рациональных форм знания от их объективных источников — вещей внешнего материального мира. Противостояние имманентных чувственных (и рациональных) форм знания внешнему миру подрывает универсальную значимость тезиса о формах чувственного познания как непосредственном участии человека в бытии сущего.
Вместе с тем имманентные феномены человеческого сознания — это проявления предметов внешнего материального мира. На рациональном языке теории познания метафорические обороты «любовная отдача себя миру», «присвоение человека миром», относящиеся к формам чувственности, выражаются положением материалистического философского воззрения о формах знания как отражении материальных явлений в психических по своей природе формах знания, в той или иной мере соответствующих реальному миру. В такой рациональной характеристике чувственного знания отсутствует предлагаемая М. Шелером сама по себе привлекательная идея чувственного знания как формы непосредственного участия человека в конкретном бытии сущего. Такая «потеря» может быть объяснена принятием более общей идеи материалистической философии: истинное знание может быть формой участия в конкретном бытии сущего, ошибочные образы являются формой отхода сознания от конкретного бытия сущего.
Даже в случае истинности форм знания присутствует элемент их противопоставления объекту познания. Такое противопоставление является существенной характеристикой того, что называется знанием. Нечто, существующее само по себе, вне каких-либо отношений к чему-либо другому, Гегель обозначал термином «в-себе-бытие». Феномен знания возникает, когда сознание отличает себя от того, что представляется в качестве «бытия-в-себе». С этого момента сознание начинает соотноситься с неким «нечто», некото-
36
рой предметностью. В этом соотнесении «бытие-в-себе» выступает в роли «нечто для сознания». Как пишет Гегель, «определенная сторона этого соотношения или бытия "нечто" для некоторого сознания есть знание». Знание есть «бытие предмета для сознания» [18. С. 46-47].
На уровне элементарных форм знание свойственно животным, являясь необходимым условием их жизнедеятельности и поведения. При этом речь идет именно о знаниях, а не о врожденных физиологических механизмах реагирования на факторы внешней среды и управления поведением (рефлексы, инстинкты). Примечательно в этой связи утверждение Ф. Энгельса об одинаковости у человека и высших животных «всех видов рассудочной деятельности, формирующих рациональные формы знания,— индукцию, дедукцию, абстрагирование, анализ, синтез и даже эксперимент» [88. С. 357].
Дата: 2019-02-19, просмотров: 305.