Результатом ликвидации никогда не может быть универсальное правопреемство, но может быть (допускается) частичное правопреемство
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

(капитализация повременных платежей, возложение исполнения на третье лицо и пр.) <1>.

--------------------------------

<1> Подробнее см.: Габов А.В. Ликвидация юридических лиц. История развития института в российском праве, современные проблемы и перспективы. М., 2011.

 

Формы ликвидации

 

Ликвидация осуществляется в различных правовых режимах. Основанием для выделения правовых режимов (форм) могут быть различия: в основании ликвидации, в части порядка ликвидации и (или) в части последствий ликвидации. В настоящее время можно выделить следующие формы ликвидации:

1) добровольная ликвидация, которая осуществляется в обычном порядке, т.е. по решению учредителей (участников) или уполномоченного органа юридического лица, при том, что само решение о ликвидации не обусловлено ничем иным, как волей учредителей (участников);

2) добровольная ликвидация, которая осуществляется в установленных законом случаях в судебном порядке, при том, что обращение в суд с требованием о ликвидации не обусловлено ничем иным, как волей учредителей (участников);

3) добровольная ликвидация, которая в установленных законом случаях осуществляется в судебном порядке, при том, что основанием для ее проведения (обращения в суд) является наступление обстоятельств, указанных в законе. В качестве примера здесь можно привести ст. 123.20 ГК РФ в части ликвидации фондов;

4) ликвидация, которая осуществляется в обычном порядке (не через суд) при наличии требований уполномоченных государственных органов, при согласии учредителей (участников) юридического лица или его уполномоченного органа с указанным требованием, а также при наступлении обстоятельств, указанных в законе. Эта форма ликвидации своего рода "пограничная", один из случаев, который дает ряду исследователей основания для выделения так называемой вынужденной и (или) недобровольной ликвидации;

5) принудительная ликвидация (ликвидация по решению суда), которая осуществляется в судебном порядке по требованию уполномоченного государственного органа в случае совершения юридическим лицом правонарушений;

6) принудительная ликвидация, которая осуществляется в судебном порядке в том случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется. Например, судом может быть удовлетворено требование о ликвидации, если учредители (участники) юридического лица уклоняются от участия в нем, делая невозможным принятие решений в связи с отсутствием кворума, в результате чего становится невозможным достижение целей, ради которых создано юридическое лицо, в том числе если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется, в частности, ввиду длительной невозможности сформировать органы юридического лица (п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. N 25) <1>;

--------------------------------

<1> Пленум Верховного Суда РФ также указывает на отдельный случай корпоративного конфликта: "...В случае длительного корпоративного конфликта, в ходе которого значительные злоупотребления допускались всеми участниками хозяйственного товарищества или общества, вследствие чего существенно затрудняется его деятельность" (там же). Как подчеркнуто в приведенном Постановлении Верховного Суда РФ, ликвидация юридического лица в качестве способа разрешения корпоративного конфликта возможна только в том случае, когда все иные меры для разрешения корпоративного конфликта и устранения препятствий для продолжения деятельности юридического лица (исключение участника юридического лица, добровольный выход участника из состава участников юридического лица, избрание нового лица, осуществляющего полномочия единоличного исполнительного органа, и т.д.) исчерпаны или их применение невозможно.

 

7) ликвидация в процессе банкротства, которая осуществляется в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве). Особенности, которые позволяют сформировать здесь отдельный правовой режим, указываются в ст. 65 ГК РФ, которая устанавливает, что основания признания судом юридического лица несостоятельным (банкротом), порядок ликвидации такого юридического лица, а также очередность удовлетворения требований кредиторов устанавливаются Законом о банкротстве;

8) ликвидация на основании отдельного федерального закона. О наличии такой формы ликвидации позволяет говорить имеющаяся в Федеральном законе формулировка о том, что ликвидация осуществляется на основании отдельного федерального закона <1>. Следует отметить, что в соответствии со ст. 12 Закона от 4 июня 2018 г. N 133-ФЗ установлено, что особенности ликвидации хозяйственных обществ в отдельных сферах деятельности в исключительных случаях могут устанавливаться Президентом Российской Федерации. Таким образом, указы и распоряжения Президента Российской Федерации могут в настоящее время не только служить основанием для ликвидации корпорации, но и устанавливать особенности такой ликвидации (порядка и последствий ликвидации отдельных корпораций - хозяйственных обществ (акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью)).

--------------------------------

<1> В настоящем издании эта форма не рассматривается в силу того, что пока практика ее применения ограничена унитарными организациями (см.: Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 210-ФЗ "О ликвидации Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта, внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации".

 

§ 2. Обычный (несудебный) порядок ликвидации

 

Ликвидация - это сложный юридический состав (включающий множество юридических фактов совершенно различной природы: решений органов управления, сделок, юридически значимых сообщений, административных актов и т.д.). Законодательство использует для обозначения ликвидации слова "процесс" (ст. 62 ГК РФ, ст. 20 и др. Закона о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), "порядок" (ст. 65 ГК РФ), "процедура" (ст. 23 Закона о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).

 

Принятие решения о ликвидации

 

В тех случаях, когда ликвидация осуществляется на основании решения учредителей (участников) или уполномоченного органа юридического лица, первым шагом в процедуре такой ликвидации закон (ст. 61 ГК РФ) называет принятие решения о ликвидации учредителем (участниками) либо органом юридического лица, уполномоченными на то учредительными документами.

По общему правилу такого решения достаточно для начала процедуры ликвидации, однако в некоторых случаях воли участников (учредителей) для принятия решения о ликвидации недостаточно и требуется согласие иных лиц, к которым законодательство относит кредиторов, уполномоченные государственные органы, жителей определенных населенных пунктов <1>.

--------------------------------

<1> См.: ст. 15.2 Закона о рынке ценных бумаг, ст. 11.1 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 7-ФЗ "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте", ст. 23 Федерального закона от 29 декабря 1994 г. N 78-ФЗ "О библиотечном деле", ст. 22 Закона об образовании.

 

Закон в настоящее время не содержит общих (для юридических лиц всех организационно-правовых форм, видов и типов) требований к содержанию решения о добровольной ликвидации.

Статья 62 ГК РФ указывает, что такое решение должно определять "запуск" процедуры ликвидации. Кроме того, этой статьей предусматривается необходимость назначить ликвидационную комиссию (ликвидатора), установить порядок и срок ликвидации в соответствии с законом. Формально по ст. 62 ГК РФ такое решение можно принять отдельно, а можно в рамках одного решения о ликвидации. Последнюю модель - принятие части или всех указанных решений в рамках одного решения уполномоченного органа - предусматривает ряд законов. Так, ст. 57 Закона об ООО предусматривает, что общее собрание участников добровольно ликвидируемого общества принимает решение о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии <1>.

--------------------------------

<1> Аналогичная модель использована и в ст. 21 Закона об АО.

 

Что понимается под порядком ликвидации "в соответствии с законом", на который указывает ст. 62 ГК РФ, можно понять, проанализировав ст. ст. 61 - 64 ГК РФ. При этом специального описания соответствующего порядка закон не содержит. Теоретически это может быть ссылка в решении на общий порядок, установленный ГК РФ и специальными законами, а может быть подробное описание порядка регулирования на основании норм закона, с регулированием тех отношений, которые нормами закона не установлены. При подготовке решения надо учитывать, что у некоторых юридических лиц соответствующие положения могут быть урегулированы учредительными документами, - распространенной практикой является принятие специальных внутренних документов по вопросам порядка ликвидации.

 

Срок ликвидации

 

Общее правило заключается в том, что срок ликвидации должны установить сами участники корпорации, принимающие решение о ее ликвидации.

Установление срока ликвидации осуществляется с учетом следующих обстоятельств:

- в соответствии с положениями ст. 63 ГК РФ срок заявления требований кредиторами ликвидируемого юридического лица не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации. В соответствии со ст. 22 Закона о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей лица, осуществляющие ликвидацию, могут уведомить регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица. По существу этот двухмесячный срок является косвенным минимальным ориентиром для установления сроков;

- на основании выявленных кредиторов, обнаруженного имущества лица, осуществляющие ликвидацию, должны составить промежуточный ликвидационный баланс и уведомить регистрирующий орган о составлении такого баланса (ст. 20 Закона о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей). Соответствующий баланс подлежит утверждению учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. Таким образом, к указанному двухмесячному сроку добавляется время составления и утверждения баланса (с учетом необходимых корпоративных процедур для созыва общего собрания участников корпорации, а также если это установлено законом с учетом сроков согласования баланса с уполномоченными государственными органами);

- в свою очередь ст. 20 Закона о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей предусмотрено, что уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса не может быть представлено в регистрирующий орган ранее срока:

- вступления в законную силу решения суда по делу, по которому судом было принято к производству исковое заявление, содержащее требования, предъявленные к данному ликвидируемому юридическому лицу;

- окончания в отношении находящегося в процессе ликвидации юридического лица выездной налоговой проверки и вступления в силу итогового документа по результатам этой проверки в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.

Влияние указанных факторов на продолжительность срока ликвидации определить довольно сложно;

- после составления промежуточного баланса осуществляются расчеты с кредиторами. Срок таких расчетов не установлен нормативно, теоретически он может быть непосредственно установлен решением о ликвидации и (или) решением о порядке и сроке ликвидации;

- после поступления документов для государственной регистрации у регистрирующего органа в случае осуществления ликвидации по общим правилам, установленным Законом о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей есть пять рабочих дней для принятия предусмотренных законом решений (ст. ст. 8, 22 Закона о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) <1>. При этом в соответствии со ст. 9 Закона о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей у регистрирующего органа есть возможность принять решение о приостановлении государственной регистрации до дня окончания проведения проверки достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, но не более чем на один месяц.

--------------------------------

<1> В случае ликвидации некоммерческих корпораций срок может быть иным. К примеру, ст. 26 Закона об общественных объединениях установлено, что государственная регистрация общественного объединения в связи с его ликвидацией осуществляется в срок не более чем десять рабочих дней со дня представления всех оформленных в установленном порядке документов.

 

Таким образом, следует отметить, что в реальности срок ликвидации варьируется от минимального значения - 2,5 - 3 месяца - до любого более продолжительного срока, который объективно обусловлен указанными выше обстоятельствами (если предельные сроки не установлены для ликвидации корпорации определенного вида) <1>.

--------------------------------

<1> ВАС РФ в Определении от 4 сентября 2008 г. N 11133/08 подчеркнул, что "регламентированный положениями статей 61 - 65 ГК РФ порядок ликвидации юридического лица не устанавливает сроки, ограничивающие осуществление указанных процедур". Подобные выводы встречаем и в практике Верховного Суда РФ (см.: Определение от 20 сентября 2016 г. N 309-ЭС16-11164 по делу N А60-38543/2015).

 

Искусственное затягивание сроков ликвидации, не обусловленное объективными причинами, может являться основанием для наступления негативных последствий для лиц, осуществляющих ликвидацию, и лиц, определяющих их решения (см. ст. ст. 64.1, 53.1 ГК РФ). Ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов.

Из сказанного видно, что реальные возможности определить конкретный срок ликвидации решением юридического лица очень ограничены. Любой из установленных общих сроков ликвидации может быть нарушен в сторону увеличения, что, однако, не влечет негативных последствий в случае влияния объективных обстоятельств. По некоторым срокам (срок удовлетворения требований кредиторов) юридические лица могут определять их продолжительность произвольно.

Есть группа сроков, которые не могут быть уменьшены. В случае соответственно нарушения таких сроков в сторону уменьшения возникает очевидный риск отказа в государственной регистрации по ст. 23 Закона о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по основанию несоблюдения порядка проведения процедуры ликвидации юридического лица, установленного законодательством Российской Федерации.

Следует отметить, что для отдельных корпораций закон устанавливает предельные сроки ликвидации, а также ограничивает возможности их участников по определению сроков ликвидации: ст. 57 Закона об обществах с ограниченной ответственностью (с 2017 г.) предусматривает, что срок ликвидации таких обществ, установленный его участниками или органом, принявшим решение о ликвидации общества, не может превышать один год, а в случае, если ликвидация общества не может быть завершена в указанный срок, этот срок может быть продлен в судебном порядке, но не более чем на шесть месяцев.

Обратим внимание на универсальность правила о продлении срока решением суда: оно действует и для случаев добровольной, и для случаев принудительной ликвидации.

 

Формирование ликвидационной комиссии (ликвидатора)

 

Статья 62 ГК РФ, как было отмечено выше, предусматривает необходимость формирования специальных органов, которые будут осуществлять ликвидацию: ликвидационной комиссии или ликвидатора. ГК РФ и судебная практика однозначно признают ликвидационную комиссию (ликвидатора) органом юридического лица. Формулировка ГК РФ о том, что с момента назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица, дает основание утверждать, что к ликвидационной комиссии (ликвидатору) переходят полномочия единоличного исполнительного органа. Все основные органы юридического лица в период ликвидации сохраняются и в полном объеме осуществляют свою деятельность <1>.

--------------------------------

<1> Тем не менее отметим: полной определенности в части того, полномочия каких органов принимает на себя ликвидационная комиссия (ликвидатор), в законе нет, а соответствующие выводы сформулированы исходя из судебной практики (к примеру, см.: Постановления Арбитражного суда Центрального округа от 13 марта 2015 г. N Ф10-147/2015 по делу N А14-8487/2014; Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 9 апреля 2015 г. N Ф01-628/2015 по делу N А38-6132/2013). Формулировки некоторых законов таковы, что они позволяют говорить о переходе к ликвидационной комиссии (ликвидатору) полномочий вообще всех органов ликвидируемого юридического лица (см. ст. 21 Закона об АО), что в реальности не происходит.

 

ГК РФ не регулирует вопрос о том, кто может быть назначен членом ликвидационной комиссии (назначен ликвидатором). Данный вопрос решается при принятии решения о ликвидации, причем решение принимается исходя из того, что принимающий решение субъект формирует ликвидационную комиссию из тех лиц, которых посчитает нужными. Тем не менее в некоторых случаях специальные законы прямо указывают на необходимость включения определенных категорий лиц в состав ликвидационной комиссии или устанавливают требования к лицам, которые могут осуществлять ликвидацию юридического лица.

Компетенция ликвидационной комиссии (ликвидатора) в основном сводится к осуществлению процедуры ликвидации. В некоторых судебных постановлениях подчеркивается, что этим ее компетенция и исчерпывается. Однако в реальности надо учитывать то обстоятельство, что круг вопросов компетенции указанного органа гораздо шире только вопросов проведения ликвидации и включает в себя осуществление на этапе ликвидации текущей деятельности организации <1>.

--------------------------------

<1> Что прямо признается судами. Так, в Определении Верховного Суда РФ от 31 марта 2016 г. N 304-ЭС15-16673 по делу N А27-16398/2014 указано, что "на ликвидационной комиссии лежит обязанность по обеспечению надлежащего исполнения текущих обязательств ликвидируемой организации".

 

Закон не регулирует срок деятельности ликвидационной комиссии, ликвидационная комиссия "утрачивает свой правовой статус" после исключения юридического лица из ЕГРЮЛ. Однако в реальности часть деятельности ликвидационной комиссии осуществляется и после внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ. В частности, речь идет о передаче документов, которые образовались в деятельности комиссии (ликвидатора), в архивы.

Законодательство позволяет возлагать обязанности ликвидаторов на участников корпорации. Более того, некоторые положения ст. 62 ГК РФ позволяют указывать на то, что участники корпорации также являются субъектами, в обязанности которых входит ликвидация корпорации <1>. На практике, как можно понять из судебных актов, соответствующее правило для судов является основанием для возложений функций ликвидаторов на кого-то из участников организации и (или) членов ее органов управления <2>.

--------------------------------

<1> "Таким образом, законодатель возложил бремя ликвидации юридического лица не только на ликвидатора (ликвидационную комиссию), но и на участников общества" (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 11 августа 2016 г. N Ф06-11016/2016 по делу N А65-18110/2015).

<2> См.: Решение Верховного Суда РФ от 28 мая 2015 г. N АКПИ15-485.

 

При использовании указанных положений ГК РФ в части возложения на участников обязанностей по ликвидации необходимо учитывать правовую позицию Конституционного Суда РФ, указанную в Определении от 10 ноября 2016 г. N 2371-О. Предметом рассмотрения была норма п. 5 ст. 61 ГК РФ о том, что "решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица"). Рассматривая указанное положение применительно к ответственности учредителей потребительского кооператива, прекративших к моменту запуска процедуры ликвидации свое участие, Конституционный Суд РФ указал, что "после выхода из состава членов кредитного потребительского кооператива вышедший участник, в том числе выступавший его учредителем, разрывает корпоративную связь с юридическим лицом и не может обременяться несением дополнительных обязанностей, связанных с его дальнейшей деятельностью, в частности обязанностей по осуществлению ликвидации организации и возмещению соответствующих расходов. Обратное означало бы умаление права на добровольный выход из объединения, несовместимое с положениями статьи 30 Конституции Российской Федерации". Исходя из этого Конституционный Суд сделал следующий вывод: "...в этой связи сам по себе оспариваемый... пункт 5 статьи 61 ГК Российской Федерации, будучи общей нормой, применимой как к унитарным, так и к корпоративным юридическим лицам и, соответственно, - к учредителям унитарных и участникам (членам) корпоративных организаций, в системе действующего правового регулирования НЕ ПРЕДПОЛАГАЕТ ВОЗЛОЖЕНИЯ ОБЯЗАННОСТИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ЛИКВИДАЦИИ КОРПОРАТИВНОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА НА ЕГО УЧРЕДИТЕЛЕЙ, КОТОРЫЕ НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ЕГО ЧЛЕНАМИ, и не препятствует осуществлению права на выход из кооператива, а потому не может рассматриваться как нарушающий конституционные права заявителей, в частности право на объединение и право на судебную защиту, в указанном ими в жалобе аспекте" (прописными буквами выделено нами. - А.Г.).

 

Совершение действий по уведомлению о принятии решения

о ликвидации юридического лица и опубликование сообщения

о его ликвидации в СМИ

 

После принятия решения о ликвидации в соответствии со ст. 62 ГК РФ юридическое лицо в течение трех рабочих дней после даты принятия данного решения письменно уведомляет уполномоченный государственный орган о факте принятия решения <1>. На основании указанного уведомления (ст. 20 Закона о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. В некоторых случаях законы предусматривают необходимость уведомления иных государственных органов.

--------------------------------

<1> Соответствующая форма N Р15001 "Уведомление о ликвидации юридического лица" утверждена Приказом ФНС России от 25 января 2012 г. N ММВ-7-6/25@.

 

Юридическое лицо должно внести в ЕФРСОДЮЛ (http://www.fedresurs.ru/) сведения о том, что оно находится в процессе ликвидации (сведения вносятся в таком же порядке, как и в случае реорганизации) в соответствии со ст. 7.1 Закона о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана опубликовать в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица ("Вестник государственной регистрации"), сообщение о ликвидации юридического лица и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами (ст. 63 ГК РФ). Кроме того, закон дополнительно устанавливает обязанность ликвидационной комиссии (ликвидатора) уведомить кредиторов в письменной форме о ликвидации юридического лица.

 

Права кредиторов при ликвидации

 

Кредиторы в установленный ликвидируемым юридическим лицом срок для заявления требований (который не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации) вправе предъявить ликвидируемому юридическому лицу свои требования. При этом надо учитывать, что в соответствии со ст. 61 ГК РФ с момента принятия решения о ликвидации юридического лица срок исполнения его обязательств перед кредиторами считается наступившим.

Решение об удовлетворении требований кредиторов закон возлагает на ликвидационную комиссию (ликвидатора).

Кодекс в настоящее время предусматривает для кредитора следующую возможность: в случае отказа ликвидационной комиссии (ликвидатора) в удовлетворении требований либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса обратиться в суд с иском, по решению которого требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица.

Кроме того, ст. 20 Закона о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей указывает, что уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса не может быть представлено в регистрирующий орган ранее срока вступления в законную силу решения суда по делу, по которому судом было принято к производству исковое заявление, содержащее требования, предъявленные к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации. Таким образом, если кредитор успеет оперативно направить в суд требование после получения отказа, то есть вероятность, что его интересы будут гарантированы в высокой степени.

 

Промежуточный ликвидационный баланс

 

После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия (ликвидатор) составляет промежуточный ликвидационный баланс.

Ликвидатор обязан уведомить регистрирующий орган о составлении промежуточного ликвидационного баланса. Соответствующее уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса не может быть представлено в регистрирующий орган ранее срока:

- установленного для предъявления требований кредиторами;

- вступления в законную силу решения суда по делу, по которому судом было принято к производству исковое заявление, содержащее требования, предъявленные к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации;

- окончания в отношении лица, находящегося в процессе ликвидации, выездной налоговой проверки, оформления ее результатов (в том числе рассмотрения ее материалов) и вступления в силу итогового документа по результатам этой проверки в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах;

- завершения в отношении ликвидируемого юридического лица выездной таможенной проверки, составления акта выездной таможенной проверки и принятия по результатам указанной проверки решения (последнего из решений) в сфере таможенного дела (в случае, если принятие соответствующего решения предусмотрено международными договорами РФ и правом Евразийского экономического союза и (или) законодательством РФ о таможенном деле).

Промежуточный ликвидационный баланс должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.

 

Правила очередности расчета с кредиторами

 

Утверждение промежуточного баланса является основой для начала расчетов с кредиторами, которые осуществляются по правилам очередности, установленным ст. 64 ГК РФ, а также (в первоочередном порядке и вне всяких очередей) для погашения текущих расходов на ликвидацию.

Расчеты с кредиторами осуществляются в денежной форме. Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия (ликвидатор) осуществляет продажу имущества юридического лица, на которое в соответствии с законом допускается обращение взыскания, с торгов, за исключением объектов стоимостью не более 100 тыс. руб. (согласно утвержденному промежуточному ликвидационному балансу), для продажи которых проведение торгов не требуется.

Статья 64 ГК РФ устанавливает четыре очереди удовлетворения требований кредиторов. Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица. Отметим, что требования кредиторов удовлетворяются после погашения текущих расходов, необходимых для осуществления ликвидации.

К требованиям первой очереди ГК РФ относит:

- требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;

- требования о компенсации сверх возмещения вреда, причиненного вследствие разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения.

Помимо указанных видов требований, которые удовлетворяются в первую очередь при ликвидации любого юридического лица, при ликвидации банков, привлекающих средства граждан, в первую очередь удовлетворяются также:

- требования граждан, являющихся кредиторами банков по заключенным с ними или в их пользу договорам банковского вклада или банковского счета, за исключением договоров, связанных с осуществлением гражданином предпринимательской или иной профессиональной деятельности, в части основной суммы задолженности и причитающихся процентов;

- требования организации, осуществляющей обязательное страхование вкладов, в связи с выплатой возмещения по вкладам в соответствии с Законом о страховании вкладов;

- требования Банка России в связи с осуществлением выплат по вкладам граждан в банках в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2004 г. N 96-ФЗ "О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации".

К требованиям второй очереди ГК РФ относит расчеты:

- по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору;

- по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности.

К требованиям третьей очереди ГК РФ относит расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды.

К требованиям четвертой очереди относятся расчеты с другими кредиторами.

 

Ликвидационный баланс

 

После завершения расчетов с кредиторами ст. 63 ГК РФ предусматривает обязательность составления ликвидационного баланса, утверждаемого учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица (в случаях, установленных законом, по согласованию с уполномоченным государственным органом).

Ликвидационный баланс - это документ, который подводит итоги деятельности ликвидаторов, используется для расчетов с основными бенефициарами организации (учредителем, собственником имущества, участниками), а также определяет правовую судьбу имущества, имеющего специальный правовой режим (к примеру, имущество благотворительной организации, имущество некоммерческой организации - собственника целевого капитала и т.п.).

Организация считается прекратившей свое существование с даты, следующей за датой внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ.

 

§ 3. Порядок ликвидации по решению суда,

в том числе принудительной ликвидации

 

Статья 61 ГК РФ указывает следующие случаи для ликвидации по решению суда:

- по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом:

- в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;

- в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией;

- в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;

- в случае систематического осуществления общественной организацией, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций;

- по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется;

- в иных случаях, предусмотренных законом.

При анализе всех указанных случаев (кроме последнего, носящего "запасной" характер) следует обратить внимание, что законом установлена связь основания и компетенции органа или лица, которое может по соответствующему основанию обращаться в суд с требованием о ликвидации.

В части такого основания, как осуществление юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, Верховный Суд РФ отметил, что неоднократность нарушения законодательства сама по себе не может служить основанием для принятия судом решения о ликвидации юридического лица, такая исключительная мера должна быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям ( п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. N 25).

Важно также отметить, что суды не признают возможным удовлетворение требований о ликвидации, если в отношении лица возбуждено дело о банкротстве, а также в отношении так называемого недействующего юридического лица <1>.

--------------------------------

<1> Пункт 11 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13 августа 2004 г. N 84 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации".

 

Детальный и специальный порядок ликвидации юридического лица, в отношении которого вынесено решение суда о ликвидации, в законе отсутствует.

Пункт 5 ст. 61 ГК РФ указывает, что решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.

В случае же неисполнения решения суда ликвидация юридического лица осуществляется арбитражным управляющим.

Таким образом, формально закон может возложить осуществление функций по ликвидации сразу на арбитражного управляющего, а может сделать это в рамках нового решения.

В остальном порядок ликвидации принципиально не должен отличаться от обычного.

 

§ 4. Несостоятельность (банкротство)

как способ прекращения корпораций

 

Понятие, критерии и признаки несостоятельности (банкротства)

юридических лиц

 

На современном этапе развития экономики институт несостоятельности (банкротства) является одним из реальных рыночных механизмов, регулирующих финансово-хозяйственную деятельность организаций, в условиях их финансовой несостоятельности, для целей восстановления их платежеспособности или прекращения их хозяйственной деятельности и последующей ликвидации. Современная юридическая наука исходит из понимания того, что несостоятельность (банкротство) является неотъемлемым элементом рыночной экономики, без которого невозможно позитивное развитие хозяйственной деятельности организаций в условиях конфликта между должником и его денежными кредиторами.

Банкротство является одним из специально предусмотренных законом "исключительных" способов прекращения деятельности юридического лица.

Следует отметить, что нормы Закона о банкротстве могут быть применены только по отношению к тем категориям юридических лиц, к которым применимы нормы законодательства о банкротстве <1>. Действие Закона о банкротстве распространяется на все виды юридических лиц, за исключением казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций ( ст. 65 ГК РФ).

--------------------------------

<1> Далее по тексту термин "корпорация" будет использоваться в случаях, когда в законодательстве установлены особенности банкротства применительно к корпоративным организациям.

 

При этом следует учитывать, что фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда. Публично-правовая компания не может быть признана несостоятельной (банкротом).

Согласно положениям Закона о банкротстве несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

В основании несостоятельности должника лежат соответствующие критерии несостоятельности (банкротства). Мировой практике известны два критерия несостоятельности: неплатежеспособность и неоплатность.

В соответствии с положениями Закона о банкротстве должник может быть признан банкротом в случае неплатежеспособности, т.е. в ситуации, при которой должник прекращает платежи перед кредиторами.

В рамках данного критерия закрепляется определенная система признаков несостоятельности (банкротства):

Закон о банкротстве в качестве одного из системообразующих признаков банкротства устанавливает минимальный размер задолженности субъекта, в отношении которого инициируется дело о несостоятельности, - не менее 300 тыс. руб.;

- юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения;

- при определении наличия признаков несостоятельности (банкротства) и объема прав требований каждого из кредиторов юридическое значение придается лишь денежным долговым обязательствам, т.е. принимается во внимание собственно задолженность за переданные товары, выполненные работы, оказанные услуги, суммы полученного и невозвращенного займа с причитающимися на него процентами, задолженность, возникшая вследствие неосновательного обогащения, а также вследствие причинения вреда имуществу кредиторов.

Следует обратить внимание, что при определении наличия признаков банкротства должника - юридического лица не учитываются подлежащие применению за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства неустойки (штрафы, пени), проценты за просрочку платежа, убытки в виде упущенной выгоды, а также иные имущественные и (или) финансовые санкции, в том числе за неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей.

Закон о банкротстве не ограничивается лишь гражданско-правовым обязательством должника, поскольку при установлении наличия признаков несостоятельности во внимание принимается и публично-правовая обязанность соответствующего лица, т.е. обязанность по уплате налоговых и иных обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды (налоги, сборы, страховые и иные публично установленные взносы и платежи).

Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, как правило, определяются на момент подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом (п. 1 ст. 4 Закона о банкротстве). Все иные денежные требования публичного и непубличного характера, срок возникновения которых наступает после подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом, относятся к текущим денежным требованиям, кредиторы по которым имеют существенное преимущество перед остальными кредиторами.

 

Субъекты, обладающие правом на подачу заявления

о признании должника банкротом

 

Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом наделяется прежде всего сам должник.

В настоящее время для подачи заявления о признании должника банкротом необходимо, чтобы заявитель подтвердил свое требование вступившим в законную силу решением суда (п. 3 ст. 6, п. 2 ст. 7 Закона о банкротстве). Отсутствие такого решения является основанием для возвращения арбитражным судом заявления.

Кроме того, правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают: конкурсный кредитор; уполномоченные органы; работник, бывший работник должника, имеющие требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда (ст. 7 Закона о банкротстве).

Необходимо обратить особое внимание на момент возникновения права на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом, так как учет именно этого обстоятельства имеет существенное значение для введения в отношении должника процедур банкротства и вызванных им правовых последствий. Так, право на обращение в арбитражный суд возникает:

- у конкурсного кредитора, работника, бывшего работника должника, уполномоченного органа по денежным обязательствам с даты вступления в законную силу решения суда, арбитражного суда или судебного акта о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда о взыскании с должника-корпорации денежных средств;

- у конкурсного кредитора - кредитной организации с даты возникновения у должника признаков банкротства, установленных Законом о банкротстве;

- у уполномоченного органа по обязательным платежам по истечении 30 дней с даты вступления в законную силу решения налогового органа о взыскании налоговой недоимки при условии, что ее размер составляет не менее чем 300 тыс. руб.

Обращению должника в арбитражный суд с заявлением о признании ее банкротом (добровольное банкротство) должно предшествовать решение учредителей (участников) <1> организации или ее органа, уполномоченного на то учредительным документом.

--------------------------------

<1> Для удобства изложения далее по тексту допустимо использование понятия "участник" применительно как к участникам, так и к учредителям юридического лица, где это релевантно.

 

Законодательство закрепляет как право, так и обязанность организаций-должников по обращению в суд с заявлением о признании банкротом. Так, при определенных обстоятельствах должник вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением в предвидении банкротства - ситуации, когда срок исполнения обязательств еще не наступил, но имеются обстоятельства, свидетельствующие о том, что через некоторое время должник окажется неспособным рассчитываться по денежным обязательствам с кредиторами, а также вносить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды.

В некоторых случаях руководитель должника - юридического лица обязан обратиться с заявлением в арбитражный суд, в частности, когда удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения должником денежных обязательств в полном объеме перед другими кредиторами, в ситуации, когда органом должника, уполномоченным в соответствии с учредительными документами на принятие решения о его ликвидации, принято решение об обращении в арбитражный суд с соответствующим заявлением, и т.д.

 

Правосубъектность должника в процессе

несостоятельности (банкротства)

 

При инициировании процесса банкротства в отношении должника встает вопрос о его правосубъектности.

С момента введения наблюдения организация как субъект хозяйственного оборота не теряет своей правоспособности в целом, т.е. остается способной иметь, приобретать и осуществлять гражданские права и нести обязанности. Однако после введения наблюдения юридическое лицо уже не может осуществлять все эти права и нести обязанности полностью самостоятельно, путем волеизъявления органов управления юридического лица.

Законодатель устанавливает систему ограничений, применяемую прежде всего в отношении общего собрания участников должника, поскольку именно общее собрание принимает наиболее значимые решения. Объем прав на принятие решений на общем собрании ограничен в зависимости от процедуры, применяемой в деле о банкротстве.

Так, в процессе наблюдения общему собранию участников в соответствии с п. 3 ст. 63 Закона о банкротстве запрещено принимать решения по следующим вопросам: о реорганизации и ликвидации должника; о создании юридических лиц или об участии должника в иных юридических лицах; о создании филиалов и представительств; о выплате дивидендов или распределении прибыли должника между участниками; о размещении должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг, за исключением акций; о выходе из состава участников должника, приобретении у акционеров ранее размещенных акций.

Запрет на принятие решения о реорганизации должника (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) предусмотрен и в рамках финансового оздоровления (ст. 82 Закона о банкротстве).

В процессе внешнего управления, исходя прежде всего из цели данной процедуры, носящей восстановительный характер, общему собранию участников (учредителей) разрешено принимать такие решения, как: об определении количества, номинальной стоимости объявленных акций; об увеличении уставного капитала акционерного общества путем размещения дополнительных обыкновенных акций; об обращении с ходатайством к собранию кредиторов о включении в план внешнего управления возможности дополнительной эмиссии акций и т.д. (ст. 94 Закона о банкротстве).

Заметим, что общее собрание участников (учредителей) частично сохраняет компетенцию и после признания должника банкротом и, как следствие, открытия конкурсного производства. Так, в рамках процедуры конкурсного производства общему собранию предоставлено право принимать решение о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника (ст. 126 Закона о банкротстве).

Наличие решения общего собрания участников (учредителей) является необходимым условием и в случае заключения мирового соглашения. Законодатель закрепляет положение, согласно которому решение о заключении мирового соглашения от имени должника может быть принято после принятия соответствующего решения органами управления должника или получения соответствующего согласования (одобрения), если мировое соглашение является для должника сделкой, которая в соответствии с федеральными законами и (или) учредительными документами должника совершается на основании решения органов управления должника или подлежит согласованию (одобрению) с органами управления должника (ст. ст. 151 - 154 Закона о банкротстве).

В связи с рассматриваемыми положениями интерес представляет вопрос о возможности оспаривания участниками (учредителями) решений общих собраний в процессе банкротства. Право обжалования участниками (учредителями) решений собраний предусмотрено корпоративным законодательством, при этом Закон о банкротстве его никак не ограничивает.

Право участников (учредителей) корпорации, находящейся в какой-либо из процедур, применяемых в деле о банкротстве, обжаловать решения совета директоров, единоличного и коллегиального исполнительных органов также предусмотрено Законом о банкротстве.

Однако следует обратить внимание, что круг вопросов, по которым могут быть приняты решения указанных органов, ограничен Законом о банкротстве по сравнению с объемом вопросов, предусмотренных Законом об АО и Законом об ООО. Ограничения зависят от процедуры, применяемой в деле о банкротстве <1>. Так, в соответствии с п. 1 ст. 94 и п. 2 ст. 126 Закона о банкротстве при введении внешнего управления или конкурсного производства полностью прекращаются полномочия исполнительных органов (единоличного и коллегиального) корпорации. В соответствии с п. 2 ст. 126 Закона о банкротстве при введении конкурсного производства полностью прекращаются полномочия совета директоров корпорации.

--------------------------------

<1> Соответствующие ограничения будут рассмотрены далее, применительно к каждой процедуре.

 

Заслуживает внимания и вопрос о возможности участников (учредителей) обжаловать действия арбитражного управляющего. В соответствии с Законом о банкротстве каждый отдельный акционер (участник) корпорации, в отношении которой введена процедура, применяемая в деле о банкротстве, не имеет права самостоятельно обжаловать действия арбитражного управляющего.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 223.