Важнейшим обязательным органом является постоянно действующий единоличный исполнительный орган. Единоличный исполнительный орган образуется в любой корпорации (п. 3 ст. 65.3 ГК РФ). Он может именоваться по-разному: председатель, директор, генеральный директор, главный врач и др.
В соответствии с законом возможно предоставление полномочий единоличного исполнительного органа нескольким лицам, действующим совместно, или образование нескольких единоличных исполнительных органов, действующих независимо друг от друга. В зависимости от избранной модели и будет формироваться единоличный исполнительный орган.
Для некоторых юридических свобода формирования единоличного исполнительного органа ограничена законом. Так, руководитель унитарного предприятия назначается собственником имущества унитарного предприятия (п. 1 ст. 21 Закона об унитарных предприятиях).
В некоторых случаях допускается передача функций единоличного исполнительного органа управляющей организации или управляющему. Например, полномочия единоличного исполнительного органа акционерного общества по решению общего собрания акционеров могут быть переданы индивидуальному предпринимателю или коммерческой организации (абз. 3 п. 1 ст. 69 Закона об АО). В этом случае с управляющим (управляющей организацией) заключается договор.
Таким образом, функции единоличного исполнительного органа могут осуществляться как физическим, так и юридическим лицом. Если исполнение функций единоличного органа возложено на юридическое лицо, его будет представлять физическое лицо.
Если в качестве единоличного исполнительного органа выступает физическое лицо, оно прямо именуется в решении об образовании органа юридического лица.
Если в качестве единоличного исполнительного органа выступает юридическое лицо, то физическое лицо будет определяться не учредителями юридического лица при его при создании, а указанным юридическим лицом в том порядке, в каком формируется воля такого лица в соответствии с законом и учредительным документом.
Например, если установлено, что генеральным директором публичного акционерного общества (ПАО) является гражданин Иванов, то именно это физическое лицо будет без доверенности действовать от имени ПАО. Если установлено, что генеральным директором ПАО является общество с ограниченной ответственностью (ООО), то физическим лицом, которое вправе действовать от имени ПАО, будет единоличный исполнительный орган ООО или лицо, которому лицо, выполняющее функции такого органа, выдаст доверенность или иное полномочие.
В некоторых юридических лицах полномочия единоличного исполнительного органа могут осуществляться только другим юридическим лицом. Например, в специализированном финансовом обществе совет директоров (наблюдательный совет) не избирается, коллегиальный исполнительный орган не создается. Полномочия единоличного исполнительного органа специализированного финансового общества должны быть переданы коммерческой организации - управляющей компании (п. п. 13, 15 ст. 15.2 Закона о рынке ценных бумаг).
Вторым обязательным органом в корпорациях является общее собрание участников. Этот орган формируется после государственной регистрации юридического лица и состоит из физических лиц - участников корпорации и представителей юридических лиц - участников корпорации.
В некоторых юридических лицах предусматривается обязательное образование и иных органов. Например, в публичном акционерном обществе образуется коллегиальный орган управления, число членов которого не может быть менее пяти (п. 3 ст. 97 ГК РФ). Этот орган именуется "советом директоров (наблюдательным советом)" (ст. 64 Закона об АО). Решение об избрании совета директоров при создании общества принимают учредители большинством в три четверти голосов (п. 4 ст. 9 Закона об АО).
Факультативные органы корпорации
Факультативными органами юридического лица можно назвать органы, образование которых не является обязательным для данного юридического лица.
Факультативными органами корпорации могут являться наблюдательный совет, правление и др. Необходимость и порядок формирования таких органов может определяться уставом юридического лица.
Легитимация органов
Порядок формирования и легитимация субъектов, составляющих органы юридического лица, зависят от организационно-правовой формы юридического лица, состава и количества его учредителей.
Решение о формировании и персональном составе органов юридического лица может оформляться протоколом учредительного собрания, решением единственного учредителя - гражданина или юридического лица, распоряжением учредителя - публично-правового образования, от имени которого действует уполномоченный орган государственной власти (местного самоуправления).
На основании принятого решения сведения о единоличном исполнительном органе вносятся в ЕГРЮЛ.
Подтверждением полномочий субъекта действовать от имени юридического лица может служить протокол учредительного собрания, решение единственного учредителя (участника) или иной документ, а также выписка из ЕГРЮЛ.
§ 6. Государственная регистрация корпорации
при создании путем учреждения
Перечень документов, представляемых
для государственной регистрации
Общий перечень документов, представляемых для государственной регистрации, установлен ст. 12 Закона о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Он не применяется для некоммерческих организаций, а также при государственной регистрации организаций, для которых установлен специальный перечень.
Как правило, перечень документов, представляемый в государственный орган, включает в себя:
- заявление о государственной регистрации юридического лица при создании (форма N Р11001) <1>;
--------------------------------
<1> Соответствующая форма утверждена Приказом ФНС России от 25 января 2012 г. N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств".
- решение о создании юридического лица в той форме, в какой оно требуется при учреждении юридического лица определенного вида или типа;
- учредительные документы юридического лица в том виде и количестве, какие требуются при учреждении юридического лица;
- документ об уплате государственной пошлины.
Если государственная регистрация организации производится с участием иностранного юридического лица - учредителя, то в этом случае к перечню указанных документов добавляется выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя.
В случае если юридическое лицо планирует использовать для своей деятельности типовой устав, утвержденный и опубликованный для применения уполномоченным государственным органом, то из перечня документов, указанного выше, исключается требование об учредительных документах.
Государственная регистрация некоторых коммерческих организаций обладает в части перечня документов определенной спецификой. В частности, специальный перечень документов установлен ст. 14 Закона о банках и банковской деятельности для государственной регистрации кредитной организации (с учетом того, что одновременно осуществляется и лицензирование на осуществление банковских операций).
Перечень документов, представляемых для государственной регистрации некоммерческих организаций, дан в ст. 13.1 Закона о некоммерческих организациях, его вариативность также зависит от того, будет ли в учреждении принимать участие учредитель - иностранное лицо; будет ли организация действовать на основании общего положения об организациях данного вида или типового устава.
Применительно к отдельным видам некоммерческих организаций перечень документов может быть специальным (к примеру, см. ст. 16 Закона о политических партиях <1>).
--------------------------------
<1> Также см.: Административный регламент предоставления Министерством юстиции РФ государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утв. Приказом Минюста России от 30 декабря 2011 г. N 455.
Законодательство не только устанавливает сам перечень документов, но и определяет требования, которым должны соответствовать документы. Такие требования устанавливаются как законами непосредственно, так и изданными на их основании подзаконными актами. К числу таких требований могут относиться: требования о собственноручном заполнении документов (анкеты при регистрации кредитных организаций), требования о заверении (удостоверении) отдельных документов (например, нотариальное удостоверение заявления о государственной регистрации), требование о количестве копий соответствующих документов, требование о сброшюровании отдельных документов и т.п. <1>. Несоблюдение установленных требований к заполнению документов может влечь существенные негативные последствия, вплоть до отказа в государственной регистрации. При этом соответствующие положения дополняются правовой позицией судов, согласно которой несоответствие представленных документов установленным требованиям ведет к отказу от государственной регистрации по мотиву того, что несоответствие требованиям - это непредставление документа.
--------------------------------
<1> К числу основных подзаконных актов, устанавливающих сегодня требования, относится Приказ ФНС России от 25 января 2012 г. N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств".
Основным документом, представляемым для государственной регистрации, сегодня выступает заявление о государственной регистрации. Заявление подписывается лицом, которое ст. 9 Закона о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей называет "заявителем". Под заявителем понимается одно из следующих физических лиц:
- руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;
- учредитель или учредители юридического лица при его создании;
- руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;
- иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления.
Свидетельствование в нотариальном порядке подписи заявителя на заявлении не требуется, если документы:
- представлены непосредственно в регистрирующий орган лично заявителем с представлением одновременно документа, удостоверяющего его личность;
- направлены в регистрирующий орган в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя.
Во всех остальных случаях подлинность подписи заявителя должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.
Учредители могут (ст. 9 Закона о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) направить в регистрирующий орган документы:
- почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке с описью вложения;
- путем представления непосредственно в уполномоченный государственный регистрирующий орган;
- через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг;
- в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти;
- через нотариуса в форме электронных документов, подписанных электронной подписью нотариуса, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Выбранный способ направления документов впоследствии предопределяет и способ получения заявителем документа, подтверждающего факт внесения записи в ЕГРЮЛ.
Процедура и срок государственной регистрации
Датой представления (поступления) документов для целей государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом (ст. 9 Закона о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).
После получения документов регистрирующий орган должен выдать расписку в получении документов с указанием их перечня и даты.
Расписка выдается заявителю в одной из форм, предусмотренных законом и с учетом выбранного заявителем способа представления документов регистрирующему органу. Например, в случае представления документов заявителем либо его представителем, действующим на основании нотариально удостоверенной доверенности, непосредственно в регистрирующий орган либо через многофункциональный центр, расписка выдается указанным лицам в день получения документов. Документы могут быть направлены в регистрирующий орган почтовым отправлением; в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг - в этих случаях расписка направляется регистрирующим органом заявителю соответствующим способом.
Применительно к государственной регистрации кредитных организаций существует специальное положение о том, что при представлении документов, направленных для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций, Банк России (его территориальное учреждение) выдает учредителям кредитной организации письменное подтверждение получения от них указанных документов <1>.
--------------------------------
<1> Статья 15 Закона о банках и банковской деятельности, Инструкция Банка России от 2 апреля 2010 г. N 135-И "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций".
Информация о факте представления документов в регистрирующий орган не позднее рабочего дня, следующего за днем их получения регистрирующим органом, размещается на официальном сайте регистрирующего органа в сети Интернет.
Регистрирующий орган обязан принять решение по поступившим документам в установленный законом срок. Общий срок государственной регистрации - не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Однако Закон о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ст. 8) предусматривает возможность установления иных специальных сроков. Учреждение как раз является случаем, для которого такой срок (три рабочих дня) установлен Законом.
Виды решений регистрирующего органа
В установленный законом срок (согласно разъяснениям ФНС России <1> не рекомендуется указанный срок сокращать, поскольку это влечет риск "увеличения технических ошибок, допускаемых регистрирующими (налоговыми) органами... а также принятию неправомерных решений о государственной регистрации, влекущих случаи "захвата фирм"). Регистрирующий орган вправе (и обязан) принять несколько видов решений.
--------------------------------
<1> См. письмо ФНС России от 21 апреля 2006 г. N ШТ-6-09/432@ "О недопустимости сокращения сроков".
1. Если государственная регистрация регулируется Законом о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, регистрирующий орган вправе принять следующие виды решений:
- решение о государственной регистрации юридического лица. Такое решение принимается в том случае, если у регистрирующего органа: а) нет оснований для отказа в государственной регистрации, установленных ст. 23 Закона о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и иными федеральными законами; б) нет оснований для проведения проверки достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ.
Принятое решение о государственной регистрации является основанием внесения соответствующей записи (о создании) в ЕГРЮЛ. Внесение такой записи признается законом моментом государственной регистрации (ст. 11 Закона о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).
Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения установленного для государственной регистрации срока, выдает (в одной из форм, предусмотренных законом и с учетом способа получения, указанного в заявлении о государственной регистрации) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в ЕГРЮЛ.
Принятое решение о государственной регистрации является основанием для постановки вновь созданной организации на учет в налоговых органах и присвоения идентификационного номера налогоплательщика. Такое решение также является основанием для возникновения обязанности регистрирующего органа не позднее рабочего дня, следующего за днем государственной регистрации, представить в форме электронного документа сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, в государственные внебюджетные фонды для регистрации юридических лиц в качестве страхователей и органы статистики.
Регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации представляет в форме электронного документа сведения о регистрации в государственные органы, определенные Правительством РФ. В течение пяти рабочих дней после внесения сведений о государственной регистрации в ЕГРЮЛ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вносит в ЕФРСоДЮЛ запись о создании юридического лица (в соответствии со ст. 7.1 Закона о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).
В тех случаях, когда функции регистрирующего органа и органа, осуществляющего ведение ЕГРЮЛ, осуществляют разные органы (при создании кредитной организации), последствия принятия решения о государственной регистрации несколько иные в силу того, что между указанными органами осуществляется взаимодействие, необходимое для внесения данных о государственной регистрации в ЕГРЮЛ, а также для получения документов с соответствующими отметками регистрирующим органом от органа, осуществляющего ведение ЕГРЮЛ <1>.
--------------------------------
<1> Перечень таких действий установлен Инструкцией Банка России от 2 апреля 2010 г. N 135-И "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций" и Регламентом взаимодействия Министерства РФ по налогам и сборам и Центрального банка РФ по вопросам государственной регистрации кредитных организаций (утв. МНС России N БГ-16-09/86, Банком России N 01-33/2202 26 июня 2002 г.).
Для создаваемого юридического лица - акционерного общества (за исключением акционерного общества - кредитной организации <1>) государственная регистрация означает распределение акций среди учредителей (приобретение единственным учредителем) акционерного общества <2>. Согласно стандартам эмиссии <3> акции считаются распределенными среди учредителей (приобретенными единственным учредителем) акционерного общества в день государственной регистрации акционерного общества до государственной регистрации их выпуска; размещение акций в этом случае осуществляется на основании договора о его создании, а в случае учреждения акционерного общества одним лицом - решения об учреждении акционерного общества, принятого единственным учредителем акционерного общества;
--------------------------------
<1> В соответствии со ст. 19 Закона о рынке ценных бумаг особенности процедуры эмиссии акций при учреждении акционерных обществ, являющихся кредитными организациями, определяются Банком России. В настоящее время такие особенности определены Инструкцией Банка России от 27 декабря 2013 г. N 148-И "О порядке осуществления процедуры эмиссии ценных бумаг кредитных организаций на территории Российской Федерации". В соответствии с п. 2.6 этого документа размещение акций при учреждении кредитной организации осуществляется путем закрытой подписки среди учредителей этой кредитной организации на основании договора о создании кредитной организации, а в случае учреждения кредитной организации одним лицом - путем их приобретения по закрытой подписке единственным акционером кредитной организации на основании принятого им решения об учреждении кредитной организации; акции кредитной организации - эмитента при ее учреждении должны быть полностью размещены и оплачены в течение одного месяца с момента уведомления учредителей о государственной регистрации кредитной организации и выдачи им документа, подтверждающего факт внесения записи о кредитной организации в ЕГРЮЛ.
<2> См. ст. 24 Закона о рынке ценных бумаг, п. 12.1 Положения о стандартах эмиссии ценных бумаг, порядке государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, государственной регистрации отчетов об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утв. Банком России 11 августа 2014 г. N 428-П. Таким образом, в соответствии с действующим законодательством размещение ценных бумаг осуществляется до государственной регистрации выпуска ценных бумаг, и такая регистрация осуществляется позднее, одновременно с государственной регистрацией отчета об итогах выпуска акций. Документы для государственной регистрации выпуска и отчета об итогах выпуска акций, распределенных среди учредителей (приобретенных единственным учредителем) акционерного общества при его учреждении, должны быть представлены в регистрирующий орган не позднее 30 дней после даты государственной регистрации акционерного общества.
<3> См. п. 12.1 Положения о стандартах эмиссии ценных бумаг, порядке государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, государственной регистрации отчетов об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утв. Банком России 11 августа 2014 г. N 428-П.
- решение об отказе в государственной регистрации. Такое решение принимается в двух случаях: 1) имеются основания для отказа в государственной регистрации, установленные ст. 23 Закона о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (применительно к кредитным организациям - ст. 16 Закона о банках и банковской деятельности); 2) если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, установлена недостоверность таких сведений <1>.
--------------------------------
<1> Пункт 17 Оснований, условий и способов проведения указанных в п. 4.2 ст. 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" мероприятий, порядка использования результатов этих мероприятий, утв. Приказом ФНС России от 11 февраля 2016 г. N ММВ-7-14/72@.
Статья 23 Закона о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей предусматривает, что соответствующее решение должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, установленные указанной статьей. Принятое решение в течение одного рабочего дня, следующего за днем его принятия, выдается заявителю (в одной из форм, предусмотренных законом и с учетом способа получения, указанного в заявлении о государственной регистрации) <1>;
--------------------------------
<1> Для кредитных организаций в случае принятия решения об отказе в государственной регистрации специальный порядок направления учредителям соответствующего письма установлен п. 6.20 Инструкции Банка России от 2 апреля 2010 г. N 135-И "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций".
- решение о проверке достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ.
Принимается в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц (ст. 9 Закона о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей). Указанное решение является промежуточным: по его итогам принимается либо решение о государственной регистрации, либо решение об отказе в государственной регистрации. Отметим, что действующее законодательство не предусматривает при проведении государственной регистрации в случае учреждения юридического лица возможности принятия решения о приостановлении государственной регистрации даже в случае необходимости проведения проверки достоверности сведений. Таким образом, решение надо принять исключительно в три рабочих дня после поступления документов.
Законодательством о кредитных организациях предусмотрен еще один вид решений (хотя и без специального указания на это) - о возвращении представленных документов. Такое решение возможно при наличии замечаний по представленным документам или при отсутствии полного комплекта документов <1>.
--------------------------------
<1> Пункт 6.7 Инструкции Банка России от 2 апреля 2010 г. N 135-И "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций".
2. Если государственная регистрация регулируется Законом о некоммерческих организациях, то регистрирующий орган вправе принять следующие виды решений:
- решение о государственной регистрации некоммерческой организации. Такое решение принимается в случае, если нет оснований для отказа в государственной регистрации, установленных ст. 23.1 Закона о некоммерческих организациях, ст. 23 Закона об общественных объединениях и другими федеральными законами о некоммерческих организациях, а также отсутствуют основания для принятия иных решений (о приостановлении государственной регистрации). Последствия принятия решения о государственной регистрации некоммерческой организации определяются указанной выше спецификой, заключающейся в разделении функций регистрирующего органа и органа, осуществляющего ведение ЕГРЮЛ. В соответствии со ст. 13.1 Закона о некоммерческих организациях регистрирующий орган направляет в ФНС России сведения и документы, необходимые для осуществления функций по ведению ЕГРЮЛ. ФНС России на основании указанного решения и представленных регистрирующим органом сведений и документов в срок не более чем пять рабочих дней со дня их получения вносит в ЕГРЮЛ соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения такой записи, сообщает об этом в регистрирующий орган, который не позднее трех рабочих дней со дня получения информации о внесении в ЕГРЮЛ записи о некоммерческой организации выдает заявителю свидетельство о государственной регистрации <1>. Схожие положения установлены ст. 21 Закона об общественных объединениях. Иные последствия принятия решения о государственной регистрации (постановка на налоговый учет, на учет во внебюджетные фонды и пр.) аналогичны указанным выше;
--------------------------------
<1> О взаимодействии двух указанных органов см.: Приказ Минюста России от 12 ноября 2010 г. N 343 "О порядке взаимодействия Министерства юстиции Российской Федерации с Федеральной налоговой службой по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций".
- решение об отказе в государственной регистрации. Принимается при наличии: 1) оснований для отказа в государственной регистрации, установленных ст. 23.1 Закона о некоммерческих организациях, ст. 23 Закона об общественных объединениях и другими федеральными законами о некоммерческих организациях; 2) неустранения заявителем оснований, вызвавших приостановление государственной регистрации некоммерческой организации, в установленный срок (ст. 23.1 Закона о некоммерческих организациях). Статья 23.1 Закона о некоммерческих организациях устанавливает, что в случае отказа в государственной регистрации заявителю сообщается об этом в письменной форме в течение трех рабочих дней со дня принятия соответствующего решения с указанием оснований, вызвавших отказ в государственной регистрации (ст. 23 Закона об общественных объединениях и ст. 20 Закона о политических партиях содержат схожие положения);
- решение о приостановлении государственной регистрации. Принимается в случае, если представленные для государственной регистрации документы оформлены в ненадлежащем порядке (ст. 23.1 Закона о некоммерческих организациях). Помимо общего правила, регулирующего основания для принятия решения о приостановлении государственной регистрации, некоторые законы содержат и специальные правила, в частности ст. 20 Закона о политических партиях. Порядок уведомления о принятии такого решения аналогичен порядку, установленному для случая отказа в государственной регистрации.
Обжалование (оспаривание) решений регистрирующего органа
Решения о государственной регистрации и об отказе в государственной регистрации, иные решения, принятые регистрирующими органами, а также действия по уклонению от государственной регистрации, могут быть оспорены (обжалованы) в установленном законом порядке. Для защиты прав заинтересованных лиц может использоваться судебный порядок, а также административный (досудебный) порядок, причем в отдельных случаях такой административный (досудебный) порядок может использоваться в качестве обязательного.
В случае использования административного порядка обжалования (путем подачи письменной жалобы (обращения) в вышестоящий территориальный регистрирующий орган, а также в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (ФНС России)), правом на подачу указанной жалобы наделены заинтересованные лица, полагающие, что соответствующее решение нарушает их права (ст. 25.1 Закона о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).
Законом установлен следующий порядок обжалования (ст. 25.2 Закона о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей):
- решение территориального регистрирующего органа о государственной регистрации может быть обжаловано в вышестоящий регистрирующий орган, а также в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (ФНС России) путем подачи жалобы и (или) обжаловано в судебном порядке. Таким образом, в отношении решения о государственной регистрации отсутствует обязательность предварительного досудебного (административного) порядка обжалования действий (решений) регистрирующего органа. Такую позицию занимают и суды <1>. Если решение о государственной регистрации обжалуется в вышестоящий регистрирующий орган, то решение, принятое таким органом по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (ФНС России) и (или) в суд. Решение, принятое уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обжалуется только в судебном порядке;
--------------------------------
<1> К примеру, в Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 12 апреля 2016 г. N Ф05-4621/2016 по делу N А41-68330/15 предельно ясно указано, что "невозможность обращения в суд до обжалования в вышестоящий орган предусмотрена только в отношении решения об отказе в государственной регистрации". Также см.: письмо ФНС России от 4 июля 2016 г. N ГД-4-14/11938@ "О направлении "Обзора судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов N 2 (2016)".
- решение территориального регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации должно быть обжаловано в вышестоящий регистрирующий орган. Такое решение может быть обжаловано в суд и (или) в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (ФНС России) только после его обжалования в вышестоящий регистрирующий орган <1>. Если непосредственно вышестоящим органом для территориального регистрирующего органа является уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (ФНС России), решение об отказе в государственной регистрации обжалуется в указанный федеральный орган исполнительной власти и (или) в суд. Решение, принятое вышестоящим регистрирующим органом по результатам рассмотрения жалобы на решение об отказе в государственной регистрации, может быть обжаловано в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (ФНС России) и (или) в суд. Решение, принятое уполномоченным федеральным органом, обжалуется в судебном порядке;
--------------------------------
<1> Суды не удовлетворяют требования, если не соблюден досудебный порядок (см. Определения Верховного Суда РФ от 11 октября 2016 г. N 305-КГ16-12584 по делу N А40-178222/2015; от 19 февраля 2016 г. N 308-КГ15-19739 по делу N А32-4711/2015).
- если решение по жалобе на решение об отказе в государственной регистрации не принято вышестоящим регистрирующим органом в установленные сроки (в течение 15 рабочих дней со дня получения жалобы, с учетом возможности продления срока, но не более чем на 10 рабочих дней), решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (ФНС России) и (или) в суд.
Жалоба на решение регистрирующего органа подается в вышестоящий регистрирующий орган или в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (ФНС России) либо через регистрирующий орган, решение которого обжалуется, либо непосредственно в регистрирующий орган, уполномоченный рассматривать жалобу. Подача жалобы через регистрирующий орган, решение которого обжалуется, считается подачей жалобы в вышестоящий регистрирующий орган или в указанный федеральный орган исполнительной власти (ст. 25.3 Закона о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).
Жалоба может быть подана в вышестоящий регистрирующий орган или в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (ФНС России) в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, если иное не предусмотрено Законом о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в частности:
- в случае подачи жалобы на решение об отказе в государственной регистрации, если заинтересованное лицо является заявителем при государственной регистрации, жалоба может быть подана в течение трех месяцев с момента получения указанного решения;
- жалоба на решение вышестоящего регистрирующего органа может быть подана в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (ФНС России) в течение трех месяцев со дня принятия вышестоящим регистрирующим органом решения по жалобе на решение территориального регистрирующего органа.
В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, восстанавливается вышестоящим регистрирующим органом или уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
По результатам рассмотрения жалобы вышестоящий регистрирующий орган или уполномоченный федеральный орган исполнительной власти может принять одно из следующих решений <1>: об отмене решения регистрирующего органа; об оставлении жалобы без удовлетворения.
--------------------------------
<1> Законом также предусмотрена возможность принятия до рассмотрения жалобы по существу решения об оставлении жалобы без рассмотрения (ст. 25.5 Закона о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).
В случае отмены решения регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации регистрирующий орган обязан вынести решение по документам, представленным для государственной регистрации, в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения решения вышестоящего регистрирующего органа или уполномоченного федерального органа исполнительной власти.
Если принятие решения о государственной регистрации на момент вынесения решения по результатам рассмотрения жалобы противоречит записям, внесенным в ЕГРЮЛ после даты принятия решения об отказе в государственной регистрации, но до даты принятия решения по результатам рассмотрения жалобы, выносится решение об отказе в государственной регистрации <1>.
--------------------------------
<1> "Из системного толкования положений Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ следует, что предусмотренная абзацем 1 пункта 5 статьи 25.6 указанного Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" обязанность регистрирующего органа вынести решение по документам, представленным для государственной регистрации, не тождественна обязанности по вынесению решения о государственной регистрации. При наличии обстоятельств, предусмотренных абзацем 2 пункта 5 статьи 25.6 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", регистрирующий орган должен вынести решение об отказе в государственной регистрации" (п. 2.4 письма ФНС России от 8 октября 2015 г. N ГД-4-14/17525@ "О направлении Обзора судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов N 3 (2015))".
В случае отмены решения регистрирующего органа о государственной регистрации регистрирующий орган обязан внести соответствующую запись в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения решения вышестоящего регистрирующего органа или уполномоченного федерального органа исполнительной власти.
Непосредственно в суде осуществляется оспаривание уклонения от государственной регистрации (хотя подача жалобы в досудебном порядке также не исключена).
Регулирование вопросов обжалования (оспаривания) решений о государственной регистрации, об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации в отношении некоммерческих организаций имеет свою специфику. В частности, применительно к отказу в государственной регистрации некоторых некоммерческих организаций специальные законы, регулирующие их правовое положение, содержат правила о возможности обжалования отказа в государственной регистрации непосредственно в суд <1>.
--------------------------------
<1> Такая ситуация, к примеру, имеет место:
- в Законе о свободе совести и о религиозных объединениях (ст. 12), где указано, что отказ в государственной регистрации религиозной организации, а также уклонение от государственной регистрации могут быть обжалованы в суд;
- в Законе о торгово-промышленных палатах в РФ, ст. 10 которого указывает, что отказ в регистрации торгово-промышленной палаты может быть обжалован в арбитражный суд.
§ 7. Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ)
и Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности
юридических лиц (ЕФРСФДЮЛ)
Понятие и содержание ЕГРЮЛ
ЕГРЮЛ - государственный реестр, содержащий сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иные сведения о юридических лицах и документы, предусмотренные Законом о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, представленные в регистрирующий орган при государственной регистрации.
Ведение ЕГРЮЛ осуществляется Федеральной налоговой службой <1> на бумажных и электронных носителях. Отметим, что документы, представленные в регистрирующий орган при государственной регистрации, являются частью ЕГРЮЛ.
--------------------------------
<1> Статья 4 Закона о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; Приказ Минфина России от 18 февраля 2015 г. N 25н "Об утверждении Порядка ведения Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, исправления технической ошибки в записях указанных государственных реестров, предоставления содержащихся в них сведений и документов органам государственной власти, иным государственным органам, органам государственных внебюджетных фондов, органам местного самоуправления и судам".
Статья 5 Закона о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей определяет обязательное содержание ЕГРЮЛ (сведения и документы о каждом существующем юридическом лице, а также в течение установленных сроков хранения - документы о юридическом лице, прекратившем существование). Указанные сведения и документы полезны как государственным органам для реализации публичных и государственно-властных функций, так и частным лицам (гражданам и организациям), которые могут получить выписку из ЕГРЮЛ и проверить текущий статус своего контрагента по сделке, удостовериться, что то или иное юридическое лицо в сделке представляет законно назначенный генеральный директор, полномочия которого не прекращены, и т.д. Этому способствует закрепленный Законом с 2013 г. принцип публичной достоверности данных ЕГРЮЛ.
Принцип публичной достоверности данных, содержащихся в ЕГРЮЛ
Публичная достоверность данных ЕГРЮЛ - принцип, в соответствии с которым любое лицо, добросовестно полагающееся на данные ЕГРЮЛ, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам (см. ст. 51 ГК РФ).
Юридическое лицо не вправе в отношениях с лицом, полагавшимся на данные ЕГРЮЛ, ссылаться на данные, не включенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем, за исключением случаев, если соответствующие данные включены в указанный реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица (ст. 51 ГК РФ). Юридическое лицо обязано возместить убытки, причиненные другим участникам гражданского оборота вследствие непредставления, несвоевременного представления или представления недостоверных данных о нем в ЕГРЮЛ (ст. 51 ГК РФ).
Для обеспечения публичной достоверности данных ЕГРЮЛ законодательством установлены основания, порядок и условия для проверки достоверности сведений, вносимых в ЕГРЮЛ. В частности, в ст. 9 Закона о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей определено, что проверка достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, проводится регистрирующим органом в случаях: а) возникновения обоснованных сомнений в их достоверности; б) в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в ЕГРЮЛ. Также для обеспечения публичной достоверности данных ЕГРЮЛ установлены основания для проведения проверки достоверности данных, уже включенных в ЕГРЮЛ.
Так, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, будет установлена недостоверность содержащихся в нем отдельных сведений <1> о юридическом лице, ст. 11 Закона о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей предусмотрен ряд мероприятий, которые надлежит совершить регистрирующему органу в отношении такого юридического лица, по результатам которых в определенных указанной статьей случаях регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в нем сведений о юридическом лице. Такая запись имеет очень существенные негативные последствия: в соответствии со ст. 21.1 Закона о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в случае наличия в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шесть месяцев с момента внесения такой записи, к юридическому лицу применяется административный порядок его исключения из ЕГРЮЛ.
--------------------------------
<1> Об адресе в пределах места нахождения юридического лица, об учредителях (участниках) юридического лица в отношении акционерных обществ - о держателях реестров их акционеров, в отношении обществ с ограниченной ответственностью - о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, принадлежащих обществу и его участникам, о передаче долей или частей долей в залог или об ином их обременении, о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования, о фамилии, имени, отчестве и должности лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также о паспортных данных такого лица или данных иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и об идентификационном номере налогоплательщика при его наличии.
ГК РФ и Законом о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей установлены возможности для подачи заинтересованным лицом заявления о недостоверности сведений о нем, включаемых в ЕГРЮЛ, и для направления физическим лицом заявления о недостоверности сведений о нем в ЕГРЮЛ.
Необходимость актуализации сведений в ЕГРЮЛ обеспечена административной ответственностью за несвоевременное представление сведений о юридическом лице, за непредставление указанных сведений или представление недостоверных сведений, а также за несвоевременное или неточное внесение записей о юридическом лице в ЕГРЮЛ (см. ст. 14.25 КоАП РФ).
Понятие, содержание и порядок заполнения ЕФРСФДЮЛ
ЕФРСФДЮЛ - это федеральный информационный ресурс, появившийся в 2001 г., в который вносятся сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц. Данный ресурс формируется посредством внесения в него сведений различными субъектами, в том числе уполномоченными государственными органами.
Сведения, содержащиеся в ЕФРСоДЮЛ, признаются ст. 7.1 Закона о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации; соответствующие сведения подлежат размещению в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, если иное не установлено указанным Законом.
В отличие от ЕГРЮЛ, ведение которого осуществляется уполномоченным государственным органом, ведение ЕФРСФДЮЛ осуществляется оператором, под которым Закон о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей понимает юридическое лицо - резидента Российской Федерации, владеющее техническими средствами, позволяющими обеспечивать формирование и ведение ЕФРСФДЮЛ в электронной форме, определенное по результатам конкурса для осуществления данных функций в порядке и в соответствии с критериями, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (в настоящее время - Министерством экономического развития РФ <1>).
--------------------------------
<1> См.: Положение о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 г. N 437.
Порядок формирования и ведения ЕФРСФДЮЛ и Единого федерального реестра сведений о банкротстве в настоящее время утвержден Приказом Минэкономразвития России от 5 апреля 2013 г. N 178.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 241.