Процедуры банкротства, применяемые в отношении
юридических лиц по российскому законодательству
Действующий Закон о банкротстве предусматривает следующие процедуры, применение которых возможно в отношении юридических лиц:
1) наблюдение;
2) финансовое оздоровление;
3) внешнее управление;
4) конкурсное производство;
5) мировое соглашение.
До момента инициирования процесса банкротства в отношении должника могут проводиться мероприятия по предупреждению банкротства, которые не представляют собой самостоятельной процедуры банкротства.
Закон о банкротстве не содержит перечня возможных мер по предотвращению несостоятельности должника. По смыслу законодателя к таким мерам следует отнести в первую очередь оказание финансовой помощи должнику (санацию).
Санация представляет собой оказание финансовой помощи в размере, достаточном для погашения задолженности по денежным обязательствам и обязательным платежам и восстановления платежеспособности должника.
Наблюдение - процедура, осуществляемая в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа его финансового состояния, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.
Стоит заметить, что действующим законодательством о банкротстве установлен ряд случаев, когда процедура наблюдения не применяется. Например, данная ситуация возможна, согласно ст. 228 Закона о банкротстве, в случае банкротства отсутствующего должника.
Следует обратить внимание, что процедура наблюдения вводится по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности заявления о признании должника банкротом.
Особенности статуса руководства должника в ходе наблюдения проявляются в том, что введение наблюдения не является основанием для отстранения руководителя должника и иных органов управления должника, которые продолжают осуществлять свои полномочия с определенными ограничениями.
Суть правового режима ограничения правосубъектности должника в рамках данной процедуры проявляется прежде всего в ограничении его сделкоспособности. Так, органы управления должника (как коллегиальные, так и единоличные) могут совершать исключительно с согласия временного управляющего, выраженного в письменной форме, сделки или несколько взаимосвязанных между собой сделок следующих видов:
1) связанные с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более 5% балансовой стоимости активов должника <1> на дату введения наблюдения;
--------------------------------
<1> Балансовая стоимость активов юридических лиц (стоимость активов по балансу юридического лица) - стоимость активов юридических лиц, определяемая по последнему квартальному балансу (форма N 1 по Общероссийскому классификатору управленческой документации - ОКУД) перед подачей ходатайства или уведомления, суммарного по разделам "Основные средства и прочие внеоборотные активы", "Запасы и затраты", "Денежные средства, расчеты и прочие активы". Для иностранных юридических лиц - сумма активов (общие активы).
2) связанные с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требования, переводом долга, а также с учреждением доверительного управления имуществом должника.
Выполнение основных задач процедуры наблюдения возлагается на временного управляющего, деятельность которого по сути носит компенсаторный характер, позволяющий восполнить правосубъектность должника, ограниченную Законом о банкротстве.
Деятельность временного управляющего осуществляется по двум основным направлениям: во-первых, изучение финансового состояния должника с целью определения возможности и целесообразности проведения реорганизационных (восстановительных) или ликвидационных процедур; во-вторых, контроль за действиями руководства должника (в том числе обеспечение сохранности его имущества).
Временному управляющему, действующему параллельно с органами управления должника, вместе с тем предоставлено право в случае необходимости обращаться в арбитражный суд с ходатайством об отстранении руководителя должника от должности.
В целях защиты интересов кредиторов и сохранности имущества должника Закон о банкротстве наделяет временного управляющего широким кругом прав. Так, он вправе предъявлять иски о признании сделок должника недействительными и о применении последствий недействительности ничтожной сделки, обращаться в суд с ходатайством о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника (не предусмотренных п. 2 ст. 64 Закона о банкротстве), в том числе о запрете должнику совершать без его согласия любые сделки, и т.д.
Одними из основных обязанностей временного управляющего являются проведение анализа финансового состояния должника, установление размера требований кредиторов и обязанность по созыву, подготовке и проведению первого собрания кредиторов.
Финансовое оздоровление - процедура, осуществляемая в целях проведения восстановительных мероприятий под контролем кредиторов и суда уже после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом.
Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов, если имеется ходатайство участников должника, а также третьего лица или третьих лиц о введении финансового оздоровления.
Исполнение должником обязательств в рамках финансового оздоровления осуществляется в соответствии с графиком погашения задолженности, причем данное исполнение может быть обеспечено залогом (ипотекой), независимой гарантией, государственной или муниципальной гарантией, поручительством, а также иными способами. В качестве предмета обеспечения не могут выступать имущество и имущественные права, принадлежащие должнику на праве собственности или праве хозяйственного ведения. Кроме того, исполнение должником обязательств не может быть обеспечено удержанием, задатком или неустойкой (п. 1 ст. 79 Закона о банкротстве).
Закон устанавливает достаточно жесткие требования в отношении сроков и порядка погашения задолженности перед кредиторами: во-первых, требования всех кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, должны быть удовлетворены не позднее чем за месяц до даты окончания срока этой процедуры; во-вторых, требования кредиторов первой и второй очереди должны быть удовлетворены не позднее чем через шесть месяцев с даты введения финансового оздоровления; в-третьих, погашение требований кредиторов должно осуществляться ежемесячно, пропорционально, равными долями; в-четвертых, не позднее чем за месяц до истечения установленного срока финансового оздоровления должник обязан представить административному управляющему отчет о результатах проведения финансового оздоровления.
В ходе финансового оздоровления органы управления должника, продолжая осуществлять свои обязанности, ограничиваются в распоряжении своими средствами. Так, должник не вправе без согласия собрания (комитета) кредиторов совершать сделки, в отношении которых у него имеется заинтересованность или которые связаны с приобретением, отчуждением имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более 5% балансовой стоимости активов должника, сделки, которые влекут за собой выдачу займов (кредитов), поручительств и гарантий, а также учреждение доверительного управления имуществом должника.
Вместе с тем Закон о банкротстве устанавливает, что должник не вправе совершать определенные сделки без согласия административного управляющего. К их числу следует отнести сделки, которые влекут за собой увеличение кредиторской задолженности должника более чем на 5% суммы требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов на дату введения финансового оздоровления, уступку прав требований, перевод долга, получение займов (кредитов) и т.д.
Одновременно с вынесением определения о введении финансового оздоровления арбитражный суд утверждает административного управляющего. Закон устанавливает общие требования к порядку выдвижения и утверждения его кандидатуры (ст. 83 Закона о банкротстве).
Особенности данной процедуры банкротства определяют специфику прав и обязанностей административного управляющего. В частности, он вправе обращаться в арбитражный суд с ходатайством об отстранении руководителя должника, о принятии дополнительных мер по сохранности имущества должника, вправе предъявлять требования о признании недействительными сделок и решений, заключенных или исполненных должником с нарушением требований законодательства, и т.д.
Одной из основных обязанностей административного управляющего является осуществление контроля за ходом выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности.
Внешнее управление - это одна из процедур, применяемых в деле о банкротстве к должнику, представляющая собой комплекс реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление платежеспособности должника.
Во внешнем управлении происходит принципиальная смена механизма корпоративного управления финансово несостоятельным должником: управление делами должника переходит от руководителя должника, назначаемого ранее в соответствии с корпоративным законодательством и (или) учредительными документами организации-должника, в руки утвержденного судом специального субъекта, именуемого внешним управляющим <1>.
--------------------------------
<1> См.: Фролов И.В. Управление процедурами банкротства: теория и юридическая практика. Новосибирск, 2013. С. 270.
Внешнее управление вводится на срок не более 18 месяцев и может быть продлено на срок не более шести месяцев, причем по ходатайству собрания кредиторов или внешнего управляющего установленный срок внешнего управления может быть сокращен. Интересен тот факт, что совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не может превышать двух лет.
Одним из наиболее привлекательных для должника последствий внешнего управления является введение моратория на удовлетворение требований кредиторов к должнику. Мораторий на удовлетворение требований кредиторов распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи, за исключением текущих платежей. Текущие требования должны удовлетворяться по мере наступления срока их исполнения и не должны вноситься в реестр. Поскольку текущие кредиторы оказываются достаточно уязвимой категорией, они имеют право настаивать на немедленном исполнении своих требований.
Внешний управляющий в отличие от временного полностью заменяет руководителя должника, поскольку на него возлагается управление делами должника, в том числе и по распоряжению имуществом, за исключением совершения крупных сделок, а также сделок, в совершении которых имеется заинтересованность. Внешний управляющий вправе заключать такие сделки только с согласия собрания (комитета) кредиторов, если иное не предусмотрено одобренным ими планом внешнего управления.
Порядок утверждения внешнего управляющего определяется общими положениями Закона о банкротстве, касающимися порядка утверждения арбитражных управляющих.
Внешний управляющий, являясь арбитражным управляющим, обладает всеми правами и обязанностями, установленными Законом о банкротстве для данного участника процесса несостоятельности. Однако наряду с этим законодатель наделяет внешнего управляющего специальными правами и обязанностями с учетом специфики внешнего управления (ст. 99 Закона о банкротстве).
Полномочия внешнего управляющего на данном этапе можно разделить на две группы:
1) осуществляемые внешним управляющим в качестве руководителя должника;
2) связанные с выполнением мероприятий в рамках процедуры внешнего управления.
Одной из основных обязанностей внешнего управляющего во внешнем управлении является разработка плана внешнего управления и осуществление мероприятий по его реализации. Внешний управляющий должен разработать план внешнего управления не позднее чем через месяц с момента своего утверждения, после чего план внешнего управления представляется на утверждение собранию кредиторов.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 263.