Соответствующие отличия подчеркивает уже ст. 58 ГК РФ, указывая, что при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом. Таким образом, понятно, что вновь созданному лицу (лицам) переходят только те права и обязанности, которые указаны в передаточном акте, но не какие-либо иные.
Еще одна особенность выделения - реорганизуемое лицо не прекращает своего существования. Это имеет важное последствие, заключающееся в том, что не может возникнуть неопределенности с правами и обязанностями при реорганизации: все, что не указано как подлежащее передаче вновь создаваемому лицу (лицам), остается у реорганизованного лица.
Отметим, что ряд прав и обязанностей при выделении не могут быть переданы. К примеру, ст. 50 НК РФ прямо указывает, что "при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц правопреемства по отношению к реорганизованному юридическому лицу в части исполнения его обязанностей по уплате налогов (пеней, штрафов) не возникает".
Преобразование
Преобразование - это форма реорганизации, при которой изменяется организационно-правовая форма юридического лица. Соответствующее определение прямо вытекает из ст. 58 ГК РФ, при этом специальные законы каких-либо иных определений не содержат.
Преобразование, как и в случае с выделением и разделением, исключает какое-либо договорное начало, поскольку в такой реорганизации участвует одно юридическое лицо.
При преобразовании по общему правилу отсутствует правопреемство (что подчеркивается и в судебной практике <1>): ст. 58 ГК РФ устанавливает, что права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией. Соответственно в случае преобразования нет необходимости в составлении передаточного акта.
--------------------------------
<1> См.: Определения Верховного Суда РФ: от 28 апреля 2016 г. N 302-ЭС15-16979 по делу N А33-19123/2013; от 19 июля 2016 г. по делу N 310-КГ16-1802, А14-3915/2015; от 8 августа 2016 г. N 308-КГ16-8933 по делу N А32-26230/2015; от 26 августа 2016 г. N 306-эс16-7779 по делу N А12-28076/2015; от 4 октября 2016 г. по делу N 306-ЭС16-7779, А12-28076/2015 и др.
Законодательство допускает реорганизацию юридического лица с одновременным сочетанием рассмотренных форм реорганизации. ГК РФ правил, регулирующих такую реорганизацию, не определяет, оставляя свободу для регулирования данных вопросов на уровне федеральных законов. В настоящее время соответствующее регулирование устанавливает только один федеральный закон - Закон об АО (соответственно только для акционерных обществ). Статья 19.1 этого Закона регулирует разделение или выделение акционерного общества, осуществляемое одновременно со слиянием или с присоединением организаций, которые образуются при таком выделении (разделении) с другими юридическими лицами.
В тех случаях, когда в реорганизации участвуют два и более юридических лица (в настоящее время это случаи слияния и присоединения), законодательство (ст. 57 ГК РФ) допускает, чтобы участники такой реорганизации имели разные организационно-правовые формы. Однако такая возможность оговорена одним условием: если ГК РФ или другим законом предусмотрена возможность преобразования юридического лица одной из таких организационно-правовых форм в юридическое лицо другой из таких организационно-правовых форм.
Для понимания этого правила приведем конкретные примеры.
В соответствии со ст. 68 ГК РФ хозяйственные товарищества (полное и на вере) и хозяйственные общества (общества с ограниченной ответственностью и одного вида) могут преобразовываться в хозяйственные товарищества и общества другого вида или в производственные кооперативы. Корреспондирующие положения определены в ГК РФ и применительно к правовому положению общества с ограниченной ответственностью (ст. 92), акционерному обществу (ст. 104) и производственному кооперативу (ст. 106.6). Следовательно, в слиянии, условия которого предусматривают создание нового общества с ограниченной ответственностью (или акционерного общества, или полного товарищества, или товарищества на вере, или производственного кооператива), могут одновременно участвовать: общество с ограниченной ответственностью и (или) акционерное общество, и (или) полное товарищество, и (или) товарищество на вере, и (или) производственный кооператив.
А вот обратный пример: ст. 123.8 ГК РФ указывает, что ассоциация (союз) может быть преобразована в общественную организацию, автономную некоммерческую организацию или фонд. Иных возможностей здесь не указано. Следовательно, в описанном выше слиянии союз (ассоциация) участвовать не может, равно как не может быть результатом такого слияния создание новой ассоциации (союза).
§ 2. Правопреемство. Принцип добросовестного распределения
активов и обязательств при реорганизации
Универсальное и частичное правопреемство
Реорганизация влечет преемство в правах и обязанностях при ее осуществлении во всех формах, кроме преобразования (за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией).
В тех случаях, когда реорганизация влечет правопреемство, оно может быть либо универсальным, либо частичным. Универсальное правопреемство при реорганизации (при слиянии, присоединении и разделении) - это такое правопреемство, когда вновь созданным организациям (или продолжающей существование организации при присоединении) переходят все права и обязанности (за исключением тех, в которых правопреемство недопустимо) в том виде, в каком они существуют к определенному законом моменту перехода. Главная причина придания правопреемству универсального характера состоит в прекращении правосубъектности прежнего обладателя прав (и обязанностей).
Частичное правопреемство при реорганизации - это такое правопреемство, когда вновь созданным организациям переходят не все, а только отдельные права и обязанности в том виде, в каком они существуют к определенному законом моменту перехода. Этот тип правопреемства является последствием выделения и преобразования (когда речь идет о правах и обязанностях в отношении учредителей (участников) реорганизуемого лица).
Объект правопреемства - любого характера права и обязанности, которые возникли у реорганизуемого лица по различным правовым основаниям, из частноправовых и публично-правовых отношений, если они могут переходить другому лицу и существуют к моменту перехода, определенному ГК РФ.
К правопреемнику (правопреемникам) переходят не только различное имущество, права и обязанности, возникшие из обязательств, интеллектуальные права, но и обязанности по уплате налогов и сборов, пеней, штрафов (исключая выделение), ответственность за совершенное административное правонарушение (исключая выделение), права и обязанности работодателей, права, возникшие из разрешений, лицензии и пр., и других отношений административного характера, и т.д.
Согласно ст. ст. 58, 59 ГК РФ и правовой позиции Верховного Суда РФ <1>:
--------------------------------
<1> См. п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. N 25.
а) факт правопреемства при выделении и разделении подтверждается передаточным актом. Такой акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами;
б) факт правопреемства при слиянии и присоединении может (но не должен) подтверждаться передаточным актом. В случае отказа от составления передаточного акта факт правопреемства может подтверждаться документом, выданным органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, в котором содержатся сведения из ЕГРЮЛ:
- о реорганизации юридического лица, созданного в результате слияния, в отношении прав и обязанностей юридических лиц, прекративших деятельность в результате слияния;
- о реорганизации общества, к которому осуществлено присоединение, в отношении прав и обязанностей юридических лиц, прекративших деятельность в результате присоединения;
а также документами юридических лиц, прекративших деятельность в результате слияния (присоединения), определяющими соответствующие права и обязанности, в отношении которых наступило правопреемство.
Отсутствие в передаточном акте каких-либо данных (если соответствующие обстоятельства не были выявлены в период государственной регистрации <1>) не является основанием для прекращения соответствующих прав и (или) обязанностей. На этот случай при разделении необходимо применять правила п. 5 ст. 60 ГК РФ о солидарной ответственности. В случае же выделения все, что не указано в передаточном акте как подлежащее передаче создаваемым юридическим лицам, остается у реорганизованного в форме выделения юридического лица.
--------------------------------
<1> В соответствии со ст. 59 ГК РФ отсутствие в передаточном акте положений о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица влечет отказ в государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.
Составной частью передаточного акта является порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт (так называемые правила переходного периода). Согласно ст. 59 ГК РФ любой передаточный акт должен содержать такой порядок.
В случае разделения и выделения принципиальным вопросом является соблюдение принципа (правила) добросовестного распределения активов и обязательств реорганизуемых юридических лиц <1>.
--------------------------------
<1> До 2014 г. судебная практика признавала "принцип справедливого распределения активов и обязательств реорганизуемого общества между его правопреемниками". Сначала этот принцип был сформулирован применительно к реорганизации акционерных обществ в Постановлении Пленума ВАС РФ от 18 ноября 2003 г. N 19 (п. 22), впоследствии оно стало применяться судами для оценки распределения активов и обязательств при реорганизации юридических лиц иных организационно-правовых форм.
В самом общем виде <1>
Правило добросовестного распределения активов и обязательств можно сформулировать следующим образом: в результате реорганизации соотношение имущества и долгов должно обеспечивать возможность как юридическому лицу, продолжающему после реорганизации существовать (при выделении), так и вновь созданным юридическим лицам (при выделении и разделении) выполнять перед кредиторами свои обязательства.
--------------------------------
<1> В настоящее время исследование вопроса о соблюдении/нарушении этого правила отдано на усмотрение судов, которые каждый раз должны оценить соотношение активов и долгов, их структуру и качество (см. Постановления: Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20 августа 2015 г. N Ф01-3175/2015 по делу N А43-19300/2014; от 7 ноября 2016 г. N Ф01-4431/2016, Ф01-4656/2016 по делу N А17-5064/2013; Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 9 июня 2016 г. N Ф02-1595/2016 по делу N А33-5776/2015; Арбитражного суда Уральского округа от 9 сентября 2016 г. N Ф09-8245/16 по делу N А34-3496/2015 и др.).
Нарушение такого правила ведет к применению положений о солидарной ответственности, установленных п. 5 ст. 60 ГК РФ. При этом надо учитывать, что для применения соответствующих правил ст. 60 ГК РФ устанавливает следующее условие: недобросовестное распределение активов и обязательств реорганизуемых юридических лиц должно привести к существенному нарушению интересов кредиторов.
Судебная практика однозначно указывает, что бремя доказывания добросовестного (суды до сих пор используют здесь и слово "справедливое") распределения при реорганизации юридического лица активов и обязательств возложено на реорганизуемое лицо и его правопреемников, а кредитор не обязан доказывать нарушение этого принципа, так как не обладает для этого достаточными доказательствами и реальной возможностью их получения <1>.
--------------------------------
<1> См.: Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13 сентября 2016 г. N Ф04-3431/2016 по делу N А75-11927/2015 и многие другие дела.
Изменения в имущественной сфере реорганизуемого лица (лиц).
Формирование имущества юридического лица (лиц), создаваемого
после завершения реорганизации
Реорганизация влечет значительное изменение в имущественной сфере юридического лица, которое подвергается реорганизации. Уже в процессе реорганизации (до ее завершения) имущество реорганизуемого юридического лица уменьшается за счет имущества, которое передается кредиторам при удовлетворении их требований, а также акционерам при выкупе акций (если речь идет о реорганизации акционерных обществ).
Имущественная сфера (имущество и обязательства) юридических лиц, которые не прекращают своего существования в результате завершения реорганизации, также существенно изменяется. Так, при реорганизации в форме выделения права и (или) обязанности уменьшаются в силу передачи их части вновь созданным юридическим лицам. При реорганизации в форме присоединения у присоединяемого лица может как увеличиться имущество, так и увеличиться размер обязательств (долгов).
Имущество реорганизуемого юридического лица является основой (а в абсолютном большинстве случаев и единственным источником) формирования имущества юридического лица, создаваемого в результате реорганизации.
Подзаконные акты, например, Положение о стандартах эмиссии ценных бумаг в некоторых случаях устанавливают специальные правила формирования уставных капиталов акционерных обществ, образуемых в результате реорганизации. В частности, установлено, что:
- при выделении уставный капитал формируется за счет уменьшения уставного капитала и (или) за счет иных собственных средств (в том числе за счет добавочного капитала, нераспределенной прибыли и др.) акционерного общества, из которого осуществлено выделение;
- уставный капитал акционерных обществ, созданных в результате слияния или разделения, формируется за счет уставного капитала и (или) за счет иных собственных средств (в том числе за счет добавочного капитала, нераспределенной прибыли и др.) акционерных обществ, реорганизованных путем такого слияния или разделения;
- сумма увеличения уставного капитала акционерного общества, к которому осуществлено присоединение, формируется за счет уставного капитала присоединенного акционерного общества и (или) за счет иных собственных средств (в том числе за счет добавочного капитала, нераспределенной прибыли и др.) акционерного общества, к которому осуществлено присоединение, и (или) присоединенного акционерного общества (п. 50.11).
§ 3. Процедура реорганизации
Реорганизация как сложный юридический состав
Реорганизация - это сложный юридический состав, состоящий из юридических фактов различной правовой природы (решения собраний, решения единоличных органов юридического лица, административные акты, сделки и т.д.), реализация которых приводит к определенным правовым результатам.
Реализация юридических фактов происходит в определенной последовательности и в определенный промежуток времени, проще говоря, в определенном порядке. Законодательство этот порядок описывает как процедуру. Причем нарушение порядка проведения процедуры реорганизации может в установленных законом случаях вести к вполне определенным негативным последствиям: ст. 23 Закона о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей указывает, что несоблюдение установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения процедуры реорганизации юридического лица является основанием для отказа в государственной регистрации. Говоря иначе, нарушение процедуры ("порядка процедуры") приведет к невозможности завершения реорганизации в любой из форм (государственной регистрации вновь созданного лица, государственной регистрации прекращения юридического лица).
Процедура реорганизации обусловлена многими факторами, но в первую очередь видом осуществляемой реорганизации (добровольная, принудительная, на основании федерального закона).
Процедура добровольной реорганизации
Процедуру добровольной реорганизации можно разделить на несколько этапов:
- подготовительные действия и решения (до принятия решения о реорганизации);
- принятие решения о реорганизации соответствующим компетентным органом (собственником, учредителем (участниками));
- действия реорганизуемого юридического лица, а также иных лиц, вытекающие из принятого решения о реорганизации (группа юридических фактов, реализуемых от момента принятия решения и до момента внесения соответствующих изменений в ЕГРЮЛ);
- действия, осуществляемые после поступления документов на государственную регистрацию (в том числе после момента государственной регистрации - завершения государственной регистрации реорганизации).
До принятия решения о реорганизации необходимо совершить определенные действия, которые хотя и не являются непосредственно процедурами реорганизации, но без проведения которых осуществить реорганизацию невозможно. К таковым следует прежде всего отнести инвентаризацию имущества и обязательств, принадлежащих юридическому лицу. Результаты инвентаризации используются для подготовки передаточного акта, составляемого при реорганизации (в тех случаях, когда его составление требуется).
В тех случаях, когда при реорганизации обязательно составление передаточного акта (см. выше), в указанный период входят действия по его составлению (это актуально для случаев реорганизации, когда передаточный акт должен быть принят одновременно (в том числе в составе единого решения о реорганизации), к примеру, для случаев реорганизации акционерных обществ).
При осуществлении реорганизации акционерных обществ требуется обязательное определение независимым оценщиком рыночной стоимости акций акционерного общества для последующего определения цены выкупа акций <1>.
--------------------------------
<1> Выкуп осуществляется по цене, определенной советом директоров (наблюдательным советом) общества, но не ниже рыночной стоимости, которая должна быть определена независимым оценщиком без учета ее изменения в результате действий общества, повлекших возникновение права требования оценки и выкупа акций.
К числу наиболее важных фактов этого периода можно отнести получение согласия уполномоченных государственных органов. Статья 57 ГК РФ предусматривает, что в случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов. Случаи такого согласования, перечень согласующих органов, условия и порядок согласования устанавливаются отдельными законами.
Закон указывает на формирование общим собранием акционеров реорганизуемых юридических лиц органов акционерных обществ, создаваемых в процессе реорганизации. Выдвижение кандидатов, рассмотрение соответствующих кандидатур и их включение в бюллетень для голосования также происходят до принятия решения о реорганизации.
После подготовительного этапа следует принятие решения о реорганизации соответствующим компетентным органом (собственником, учредителем). В случае добровольной реорганизации компетенция по принятию соответствующего решения (решений) о реорганизации принадлежит, как правило, высшему органу управления соответствующей организации.
Отдельные законы при этом определяют, что соответствующее решение о реорганизации должно быть принято только по предложению иных органов юридического лица (а также в тех формулировках, в которых такие органы предложили соответствующее решение принять). В частности, ст. 49 Закона об АО устанавливает общее правило, в соответствии с которым решение по вопросу о реорганизации принимается общим собранием акционеров только по предложению совета директоров общества, если иное не установлено уставом общества.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 328.