Из конкурсной массы исключается изъятое из оборота имущество, имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на разрешении (лицензии) на осуществление определенных видов деятельности, а также иное имущество, предусмотренное Законом о банкротстве. К последнему Закон относит жилищный фонд социального использования, детские дошкольные учреждения, объекты коммунальной инфраструктуры, жизненно необходимые для данного региона.
Порядок продажи предприятия должника при конкурсном производстве аналогичен порядку, установленному Законом о банкротстве (ст. 110) в отношении продажи предприятия должника во внешнем управлении. При этом не следует забывать о том, что правовой статус должника во внешнем управлении и в конкурсном производстве различен, следовательно, ряд положений ст. 110 Закона о банкротстве не может применяться при продаже предприятия должника в конкурсном производстве. Например, порядок и сроки продажи предприятия должника включаются в план внешнего управления, и последующее одобрение собранием кредиторов плана внешнего управления автоматически влечет за собой одобрение положений, касающихся порядка и сроков продажи предприятия. Однако данное положение неприменимо к конкурсному производству ввиду отсутствия такого плана в данной процедуре.
Конкурсный управляющий ведет реестр требований кредиторов, переданный ему соответственно временным, административным или внешним управляющим.
Кредиторы, желающие принять участие в конкурсе и получить удовлетворение своих требований, должны предъявить претензии к должнику в двухмесячный срок со дня публикации объявления о несостоятельности. По истечении указанного срока реестр требований кредиторов закрывается.
После закрытия реестра конкурсный управляющий начинает производить расчеты с кредиторами в порядке очередности, установленной ст. 134 Закона о банкротстве. Следует обратить внимание, что Законом закрепляются так называемые внеочередные расходы. Вне очереди за счет конкурсной массы погашаются требования кредиторов по текущим платежам преимущественно перед кредиторами, требования которых возникли до принятия заявления о признании должника банкротом.
После указанных внеочередных расходов погашаются требования кредиторов в порядке очереди, установленной Законом о банкротстве.
Первую очередь составляют требования граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, компенсации морального вреда, компенсации сверх возмещения вреда. Возмещение вреда осуществляется независимо от того, в каких отношениях состоял гражданин с причинителем вреда: договорных, трудовых, гражданско-правовых и т.д.
Во вторую очередь осуществляются расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору (контракту), и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности.
К третьей очереди отнесены требования других кредиторов (конкурсных кредиторов и уполномоченных органов). В составе требований кредиторов третьей очереди учитываются также требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника. Такие требования удовлетворяются за счет средств, полученных от продажи предмета залога.
Закон о банкротстве устанавливает только три очереди удовлетворения требований кредиторов, из чего следует, что все остальные требования, не подпадающие под определенные законом очереди, должны удовлетворяться в порядке их поступления. К таким требованиям, в частности, относятся: требования участников корпорации-должника; требования по начисленным, но не выплаченным дивидендам корпорации-должника.
С учетом природы института банкротства, а также особенностей порядка удовлетворения требований кредиторов требования участников подлежат удовлетворению только после полного погашения требований кредиторов всех предыдущих очередей.
Мировое соглашение - это примирительная процедура, реализуемая с целью достижения компромисса между финансово несостоятельным должником, его кредиторами и иными лицами, заинтересованными во взыскании денежных средств с должника.
Заключение мирового соглашения, предусматривающего отсрочку или рассрочку исполнения обязательств, уступку прав требования должника, исполнение обязательств должника третьими лицами, скидку с долгов и т.п., является, безусловно, наиболее желательным для должника способом окончания дела о банкротстве.
Сторонами мирового соглашения являются должник - юридическое лицо, а также конкурсные кредиторы и уполномоченные органы. Со стороны должника мировое соглашение подписывается лицом, принявшим решение о заключении мирового соглашения (при наблюдении - руководитель должника, а при внешнем управлении и конкурсном производстве - арбитражный управляющий).
От имени конкурсных кредиторов и уполномоченных органов мировое соглашение подписывается представителем собрания кредиторов или уполномоченным на совершение данного действия лицом.
Для вступления в силу мировое соглашение должно быть утверждено арбитражным судом. Основным обязательным условием, при соблюдении которого арбитражный суд утверждает мировое соглашение, является погашение задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очередей.
Закон устанавливает различные основания отказа в утверждении мирового соглашения. Их можно разделить на три типа: несоблюдение установленного порядка заключения мирового соглашения, несоответствие мирового соглашения требованиям других законов и иных нормативных актов, нарушение прав третьих лиц.
Расторжение мирового соглашения, утвержденного арбитражным судом, по соглашению между отдельными кредиторами и должником не допускается. Следует заметить, что мировое соглашение может быть расторгнуто арбитражным судом в отношении всех конкурсных кредиторов и уполномоченных органов по заявлению конкурсного кредитора или конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, обладавших на дату утверждения мирового соглашения не менее чем 1/4 требований конкурсных кредиторов и уполномоченных органов к должнику.
Упрощенные процедуры, применяемые в деле о банкротстве
юридических лиц
Упрощенные процедуры применяются в случае банкротства ликвидируемого и отсутствующего должника.
В случае если стоимость имущества должника - юридического лица, в отношении которого принято решение о добровольной ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, такое юридическое лицо ликвидируется в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве, и может быть названо ликвидируемым должником. В данном случае ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании организации банкротом.
Арбитражный суд принимает решение о признании ликвидируемого должника банкротом и об открытии конкурсного производства и утверждает конкурсного управляющего.
Следует обратить внимание, что наличие решения суда о ликвидации юридического лица является необходимым условием применения упрощенных процедур банкротства в отношении ликвидируемого должника. Оно является обязательным, но не единственным условием, поскольку для применения положений законодательства о банкротстве в отношении ликвидируемой организации необходимо, чтобы имущества должника было недостаточно для удовлетворения требований всех кредиторов в полном объеме. Причем решение о признании ликвидируемого должника банкротом может быть принято, только если размер долгов будет превышать стоимость имущества ликвидируемого должника. Отсюда следует, что критерием банкротства ликвидируемого должника является критерий неоплатности.
Наличие признаков ликвидируемого должника у организации является основанием возникновения обязанности у соответствующих лиц по обращению в арбитражный суд с заявлением о признании ее банкротом.
Лицами, обязанными обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании ликвидируемого должника банкротом, являются:
- собственник имущества должника - унитарного предприятия, учредитель (участник) должника или руководитель должника - после принятия решения о ликвидации юридического лица и до создания ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора);
- ликвидационная комиссия или ликвидатор.
Законодатель предусматривает определенные последствия в случае неисполнения обязанности по обращению в арбитражный суд о признании ликвидируемого должника банкротом (ст. 226 Закона о банкротстве):
а) в ЕГРЮЛ не вносится запись о ликвидации должника;
б) при недостаточности имущества у должника для полного расчета с кредиторами виновные лица (собственник, учредители, руководитель должника, председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор)) будут за свой счет удовлетворять требования кредиторов в недостающей части (т.е. могут быть привлечены к субсидиарной ответственности).
Следует заметить, что положения Закона о банкротстве об упрощенных процедурах, как правило, не конструируют новых механизмов процесса несостоятельности (банкротства) ликвидируемого должника.
Это касается как порядка инициирования процесса банкротства, так и реализации процедурного механизма. Вместе с тем особенностью процедурного механизма ликвидируемого должника является то, что наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление не применяются.
При наличии доказанности данных обстоятельств арбитражный суд принимает решение о признании ликвидируемого должника банкротом и об открытии конкурсного производства не менее чем через 15 дней и не более чем через 30 дней с даты вынесения определения о принятии заявления о признании должника банкротом (п. 6 ст. 42 Закона о банкротстве).
Заметим, что утверждение конкурсного управляющего производится в общем порядке, предусмотренном ст. 45 Закона о банкротстве.
В случаях, если организация или руководитель должника - юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, отсутствует или установить место их нахождения не представляется возможным, заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано конкурсным кредитором, уполномоченным органом независимо от размера кредиторской задолженности.
Заявление о признании отсутствующего должника банкротом подается уполномоченным органом только при наличии средств, необходимых для финансирования процедур, применяемых в деле о банкротстве.
Арбитражный суд принимает решение о признании отсутствующего должника банкротом и об открытии конкурсного производства в течение месяца с даты принятия к производству заявления о признании отсутствующего должника банкротом или с даты получения арбитражным судом заявления временного управляющего о переходе к упрощенной процедуре, применяемой в деле о банкротстве, к отсутствующему должнику. При этом наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление при банкротстве отсутствующего должника также не применяются.
Следует обратить внимание на то, что положения Закона о банкротстве применяются также в случае, если имущество должника - юридического лица заведомо не позволяет покрыть судебные расходы в связи с делом о банкротстве или если в течение последних 12 месяцев до даты подачи заявления о признании должника банкротом не проводились операции по банковским счетам должника, а также при наличии иных признаков, свидетельствующих об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника.
§ 5. Прекращение недействующей корпорации
Прекращение недействующего юридического лица путем его исключения из ЕГРЮЛ (см. ст. 64.2 ГК РФ и ст. 21.1 Закона о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) согласно выводам судебной практики - специальное основание прекращения юридического лица, не связанное с его ликвидацией <1>. По вопросу о самостоятельности указанного института и его существовании вместе с институтом ликвидации высказывался и Конституционный Суд РФ (см. Постановление от 18 мая 2015 г. N 10-П "По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Отделсервис" <2>).
--------------------------------
<1> Пункт 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 20 декабря 2006 г. N 67 "О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц".
<2> В этом документе указано: "Наряду с институтом ликвидации юридического лица Гражданский кодекс Российской Федерации, законодательство о регистрации юридических лиц предусматривают механизм признания юридического лица недействующим и исключения его из Единого государственного реестра юридических лиц в административном порядке, по решению наделенного соответствующими полномочиями регистрирующего органа, при наличии совокупности признаков, позволяющих установить, что данное лицо фактически прекратило свою деятельность".
Понятие и порядок признания юридического лица недействующим
Дата: 2019-02-25, просмотров: 265.