В ГК РФ установлены следующие критерии для квалификации лица фактически прекратившим свою деятельность:
- юридическое лицо, которое в течение 12 месяцев, предшествующих его исключению из указанного ЕГРЮЛ, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
- юридическое лицо, которое в течение 12 месяцев, предшествующих его исключению из указанного ЕГРЮЛ, не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету.
Закон о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей устанавливает следующий порядок прекращения недействующего юридического лица:
- при наличии одновременно всех признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ;
- решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения <1>;
--------------------------------
<1> В "Вестнике государственной регистрации".
- одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления;
- указанные заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении;
- если в течение указанного срока такие заявления направляются, то решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке, т.е. ликвидировано по одной из процедур, установленных ГК РФ;
- если в течение указанного срока заявления не были направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи.
С 2017 г. Закон о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей устанавливает правило, в соответствии с которым указанный порядок прекращения недействующего юридического лица применяется также в случаях:
- невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников);
- наличия в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи.
Правовые последствия исключения недействующего юридического
лица из ЕГРЮЛ и возможность его обжалования
Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ влечет правовые последствия, предусмотренные ГК РФ и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам, в частности, прекращается исключаемое юридическое лицо.
Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав. При этом важно учитывать, что суды принимают во внимание при отсчете соответствующего срока дату публикации в "Вестнике государственной регистрации".
Помимо исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ по указанным правилам в административном (внесудебном) порядке российское законодательство содержит институт признания юридического лица - общественного объединения недействующим в судебном порядке (ст. 29 Закона об общественных объединениях). Согласно ст. 29 Закона об общественных объединениях установлены основания для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из ЕГРЮЛ при неоднократном непредставлении предусмотренных законом сведений.
Дела о признании некоммерческой организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении сведений о ней из ЕГРЮЛ подлежат рассмотрению районными судами по общим правилам административного судопроизводства (ст. 19, разд. III КАС РФ) <1>.
--------------------------------
<1> См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2016 г. N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами".
§ 6. Процедура распределения обнаруженного имущества
ликвидированной корпорации, исключенной из ЕГРЮЛ
Прекращение существования юридического лица не всегда сопровождается определением судьбы всего имущества этого юридического лица. В некоторых случаях при прекращении юридического лица остается его имущество, в силу разных причин не направленное на удовлетворение требований кредиторов, или не распределенное среди учредителей (участников) юридического лица, или не направленное на цели, которые были предусмотрены его учредительными документами при ликвидации.
Для таких случаев п. 5.2 ст. 64 ГК РФ предусмотрено специальное регулирование - процедура распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица, исключенного из ЕГРЮЛ, назначаемая по решению суда, цель которой - урегулирование вопросов распределения имущества юридического лица, обнаруженного после завершения его ликвидации.
Правило п. 5.2 ст. 64 ГК РФ устанавливает, что в случае обнаружения имущества ликвидированного юридического лица, исключенного из ЕГРЮЛ, заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества среди лиц, имеющих на это право. Как видно из текста данной статьи, для закона "заинтересованное лицо" и лицо, имеющее право на имущество", - это не одни и те же лица. Закон, как видно, ничего не указывает относительно того, кто может являться заинтересованным лицом, видимо, предполагая, что круг таких лиц может быть довольно широк.
Судебная практика относит к числу таких лиц:
- участников юридического лица;
- кредиторов ликвидированного юридического лица, в том числе взыскателей, не получивших исполнения по исполнительному документу.
Как можно понять из текста большинства имеющихся судебных актов, эти лица предположительно могут претендовать и на получение найденного имущества.
Заявление о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица может быть подано в течение пяти лет с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении юридического лица.
Процедура распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица может быть назначена при наличии средств, достаточных для осуществления данной процедуры, и возможности распределения обнаруженного имущества среди заинтересованных лиц. К сожалению, закон оставляет открытым вопрос о том, что происходит, если имущество нашли, а "средств, достаточных для осуществления данной процедуры, и возможности распределения обнаруженного имущества среди заинтересованных лиц" нет в наличии.
Установив процедуру распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица, суд назначает арбитражного управляющего, на которого возлагается обязанность распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица. При этом "запуск" данной процедуры не влечет восстановления юридического лица, а также иных последствий, в частности возобновления производства по делу о банкротстве.
Процедура распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица осуществляется по правилам ГК РФ о ликвидации юридических лиц.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 300.