Так, в рамках внешнего управления могут осуществляться:
- перепрофилирование производства (комплекс мероприятий, направленных на изменение специализации (профиля) должника);
- закрытие нерентабельных производств должника;
- взыскание дебиторской задолженности и продажа части имущества должника;
- уступка прав требования, исполнение обязательств должника собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника или третьими лицами, продажа предприятия должника и т.д. (ст. 109 Закона о банкротстве);
- увеличение уставного капитала должника;
- замещение активов должника и т.д.
К примеру, в целях восстановления платежеспособности должника планом внешнего управления может быть предусмотрено увеличение уставного капитала должника - акционерного общества (АО) путем размещения дополнительных обыкновенных акций (п. 1 ст. 114 Закона о банкротстве). В этом случае происходит своеобразный обмен долга на предоставление возможности кредитору (или нескольким кредиторам) участвовать в управлении должником.
Следует отметить, что законодатель делает возможным проведение такого акционирования только при условии его одобрения, во-первых, органом управления должника (данный орган обращается с ходатайством к внешнему управляющему); во-вторых, собранием кредиторов, проводимым внешним управляющим для рассмотрения ходатайства органа управления должника о включении в план внешнего управления решения о проведении эмиссии дополнительных обыкновенных акций должника.
Еще одной мерой, направленной на восстановление платежеспособности должника в рамках внешнего управления, является замещение активов должника путем создания на базе имущества должника одного или нескольких акционерных обществ <1>, выручка от реализации акций которых идет на погашение долгов, оставшихся за учредителем-должником. В связи с тем, что нормы Закона о банкротстве носят специальный характер по отношению к нормам Закона об АО, решение о проведении замещения активов будет принимать волеобразующий орган управления должника, отличный от руководителя, а именно общее собрание акционеров или совет директоров должника. Речь в этом случае идет о сохраненной за ними компетенции на принятие соответствующего решения.
--------------------------------
<1> См.: Карелина С.А. Замещение активов как мера по восстановлению платежеспособности должника по законодательству РФ // Предпринимательское право. 2014. N 2.
Анализ положений законодательства о несостоятельности (банкротстве) позволяет выделить следующие этапы замещения активов должника, осуществляемого в целях восстановления его платежеспособности:
- принятие решения о создании нового юридического лица (акционерного общества) на базе имущества должника;
- одобрение крупной сделки волеобразующим органом управления должника (общим собранием акционеров (участников) или советом директоров);
- утверждение на собрании акционеров (участников) устава вновь создаваемого акционерного общества, избрание органов управления, ревизионной комиссии, утверждение оценки имущества и имущественных прав, вносимых в качестве оплаты акций, и т.д.;
- передача решения о замещении активов внешнему управляющему;
- проведение собрания кредиторов с включением вопроса о замещении активов в качестве меры по восстановлению платежеспособности в повестку дня собрания с последующим обсуждением данного вопроса;
- утверждение плана внешнего управления, в том числе мер, направленных на проведение замещения активов должника.
После утверждения собранием кредиторов плана внешнего управления, содержащего решение о проведении замещения активов, необходимо произвести государственную регистрацию вновь созданного акционерного общества.
К одной из эффективных мер, направленных на восстановление платежеспособности должника, относится оспаривание сделок, совершенных должником или другими лицами за счет должника, а также действий, направленных на исполнение обязательств и обязанностей должника. Сделки могут быть оспорены как по правилам гл. III.1 Закона о банкротстве, так и по общим основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Более сложным является вопрос об определении круга лиц, уполномоченных подавать заявление об оспаривании сделок должника, в соответствии с положениями Закона о банкротстве. Закон о банкротстве в действующей редакции закрепляет такое право за внешним и конкурсным управляющим, представителем собрания (комитета) кредиторов, конкурсным кредитором или уполномоченным органом, если размер кредиторской задолженности перед ними составляет более 10% общего размера кредиторской задолженности, а также временной администрацией финансовой организации.
Сделки могут быть оспорены в ряде случаев и отдельным кредитором, не обладающим законодательно установленным размером кредиторской задолженности (см. п. 31 Постановления Пленума ВАС РФ от 23 декабря 2010 г. N 63 "О некоторых вопросах, связанных с применением главы III.1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
Конкурсное производство - это ликвидационная стадия конкурсного процесса, цель которой - более полное удовлетворение требований кредиторов, для чего проводится реализация имущества должника.
Конкурсное производство может вводиться после наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления в случае, если невозможно осуществить расчеты с кредиторами.
Основанием открытия конкурсного производства является принятие арбитражным судом решения о признании юридического лица банкротом. Срок конкурсного производства не может превышать шести месяцев, однако арбитражный суд вправе продлить его еще на шесть месяцев по ходатайству лиц, участвующих в деле (п. 2 ст. 124 Закона о банкротстве).
Одной из основных фигур в конкурсном производстве является конкурсный управляющий, который утверждается арбитражным судом при принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. С момента утверждения управляющего к нему переходят все полномочия по управлению делами должника - юридического лица, в том числе полномочия по распоряжению его имуществом.
Помимо общих для всех арбитражных управляющих функций конкурсный управляющий осуществляет ряд следующих полномочий, связанных со спецификой проведения процедуры конкурсного производства:
1) правомочия по распоряжению имуществом юридического лица;
2) правомочия по формированию конкурсной массы;
3) правомочия по распределению конкурсной массы;
4) иные правомочия при проведении конкурсного производства.
В группу наиболее важных правомочий конкурсного управляющего включаются права, связанные с формированием конкурсной массы.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 248.