Разговорные методы: дать возможность ребенку высказываться, но не принуждать, не торопиться и не торопить, не бояться пауз. Дать понять, что ожидается и чего можно ожидать. Спросить, где он был во время трагедии, с кем он был, кто был рядом. Что видел, чувствовал (по всем модальностям) в этот момент. Что делал, как реагировал, что испытывал? Что они думают, ощущают в отношении того, что произошло?
Рисуночные методы: дети не осознают, что их рисунки отражают их мысли и чувства, поэтому при рисовании минимально используют защитные механизмы. Рисование всегда являлось активным средством психотерапии для работы с детьми. Оно применяется с целью установления контакта с ребенком, общения, переживания инсайта и разрешения эмоциональных конфликтов, также оно дает возможность психологу через символы понять, что происходит с ребенком. Использование рисунков в психотерапии детской травмы способствует более эффективному приспособлению ребенка к реальной жизни и личностному росту. Для рисования подходят карандаши, фломастеры, мелки. Краски используют в меньшей степени. Травматизированные дети от 4 до 10 лет используют основные цвета, в то время как более старшие дети могут рисовать все в одном цвете, сильно проблемные дети выбирают более темные цвета и оставляют пустые пространства на бумаге, дети с выраженной агрессией часто заходят за края бумаги.
Варианты проведения терапии:
1. Предложить ребенку нарисовать лучшее, что с ним произошло сегодня или в течение недели; либо нарисовать худшее, что с ним произошло.
2. Предложить ребенку нарисовать свою семью; нарисовать свою семью в какой-то обстановке.
3. Предложить нарисовать своего лучшего друга, самого близкого взрослого.
4. Предложить нарисовать свою мечту, свое желание.
5. Использовать вырезки из журналов, создать коллаж о самом себе.
6. Нарисовать дорогу своей жизни: препятствия, барьеры, места для отдыха и т.п. Показать, где на этой дороге ребенок находится сейчас и где хотел бы оказаться.
7. Психолог рисует линию (прямую, кривую, зигзаг) и просит ребенка создать из этой линии рисунок. Затем ребенок рисует линию, а психолог заканчивает рисунок.
Процедура проведения терапии:
1. Попросить ребенка поделиться своими чувствами и переживаниями во время рисования.
2. Попросить ребенка рассказать об уже законченном рисунке.
3. Задать ребенку вопросы открытого типа о каких-то деталях рисунка, сделать детали более четкими, очевидными, рассказать о формах рисунка, цветах, изображенных людях и объектах.
4. Попросить ребенка описать рисунок, используя местоимение «я», как если бы ребенок стал этим рисунком – «Я это рисунок, я весь закрашен красным цветом…».
5. Сконцентрировать внимание ребенка на каких–то деталях рисунка: «О чем думает этот кружок?», «А что он собирается делать» и т.п.
6. При необходимости задать вопрос: «На кого ты больше всего похож на этом рисунке?».
7. Предложите ребенку провести диалог между двумя частями рисунка, например, между дорогой и школой, между счастливым человечком и несчастным человечком.
8. Предложите ребенку обратить внимание на выбранные им цвета «А что яркие (или темные) цвета означают для тебя?», «Похоже на то, что для тебя было очень важно закрасить это черным цветов».
9. Следить за голосом ребенка, его позой, выражением лица, дыханием, молчанием. Молчание может означать переживание, осмысление, воспоминание, тревогу, страх или осознание чего-то.
10. Работать над идентификацией ребенка по мере описания им рисунка: «В каких ситуациях ты чувствовал себя подобным образом?», «Что похожее было в твоей жизни на события, изображенные на рисунке?».
11. Обращать внимание на пропущенные детали или пустые места на рисунке и обсуждать это с ребенком.
12. Начинать процесс обсуждения с того, о чем легче всего говорить ребенку, постепенно переходя к более трудным и болезненным моментам.
Обязательно:
1. Предоставлять полную свободу выражения.
2. Безусловно, принимать ребенка таким, какой он есть.
3. С уважением относиться к уровню развития ребенка.
4. Обеспечить чувство безопасности у ребенка.
5. Внимательно следить за процессом.
Ни в коем случае:
1. Не торопить.
2. Не оценивать.
3. Не давить командами или инструкциями.
Игровые методы работы: игры с пластилином, игры с куклами, ролевые игры.
4.2. Игры, в которые играют...
Способы выражения (выплескивания) гнева
(Лютова К.К., Монина Г.Б.)
1. Громко спеть любимую песню.
2. Прометать дротики в мишень.
3. Попрыгать на скакалке.
4. Используя «стаканчик для криков», высказать все свои отрицательные эмоции.
5. Подраться с братом или сестрой.
6. Налить в ванну воды, запустить в нее несколько пластмассовых игрушек и бомбить их каучуковым мячом.
7. Пускать мыльные пузыри.
8. Устроить «бой» с боксерской грушей.
9. Пробежать по коридору школы, детского сада.
10. Полить цветы.
11. Быстрыми движениями руки стереть с доски.
12. Забить несколько гвоздей в мягкое бревно.
13. Погоняться за кошкой (собакой).
14. Пробежать несколько кругов вокруг дома.
15. Передвинуть в квартире мебель (например, журнальный столик)
16. Поиграть в «настольный футбол» (баскетбол, хоккей).
17. Постирать белье.
18. Отжаться от пола максимальное количество раз.
19. Сломать несколько игрушек.
20. Устроить соревнование «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», « Кто быстрее пробежит»
21. Стучать карандашом по парте
22. Скомкать несколько листов бумаги, а затем их выбросить.
23. Быстрыми движениями руки нарисовать обидчика, а затем зачирикать его.
24. Слепить из пластилина фигуру обидчика и сломать его.
Гиперактивные дети
«Клубочек» (Черепанова Г.Д.)
Цель: Обучение ребенка одному из приемов саморегуляции.
Содержание: Расшалившемуся ребенку можно предложить смотать в клубочек яркую пряжу. Размер клубка с каждым разом может становиться все больше и больше.
Взрослый сообщает ребенку, что этот клубочек не простой, а волшебный. Как только мальчик или девочка начинает его сматывать, так сразу же успокаивается.
Когда подобная игра станет для ребенка привычной, он сам обязательно будет просить взрослого дать ему «волшебные нитки» всякий раз, как почувствует, что он огорчен, устал или «завелся»
«Бездомный заяц» (известная игра)
Цель: Игра способствует развитию быстроты реакции, отработке навыков невербального взаимодействия с детьми.
Содержание: В игре принимают участие от 3 до 10 человек. Каждый игрок – заяц – чертит вокруг себя мелком круг диаметром примерно 50 см. Расстояние между кругами – один-два метра. Один из зайцев – бездомный. Он водит. Зайцы должны незаметно от него (взглядами, жестами) договориться о «жилищном обмене» и перебежать из домика в домик. Задача водящего – во время этого обмена за домик, оставшийся на минутку без хозяина.
Тот, кто остался бездомным, становится водящим.
«Что нового»
Цель: Развитие умения концентрироть внимание на деталях.
Содержание: Взрослый рисует мелом на доске любую геометрическую фигуру. К доске по очереди ходят дети и пририсовывают какие–либо детали, создавая картинку. В то время, когда один ребенок находится у доски, остальные закрывают глаза, и, открывая их по команде взрослого, говорят, что изменилось. Чем дольше длится игра, тем сложнее искать новые детали.
«Золотая рыбка»
Цель: Эта подвижная игра развивает быстро реакции, способствует развитию координации движений
Содержание: Все участники встают в круг, плотно прижавшись, друг к другу плечами, бедрами, ногами, взявшись за руки.
Это – сеть. Водящий – золотая рыбка – стоит кругу. Его задача – выбраться из круга. А задача остальных – не выпустить рыбку.
Примечание: Если водящему очень долго не удается выбраться из сети, взрослый может попросить детей помочь рыбке
«Разговор с руками» (Шевцова И.В.)»
Цель: Научить детей контролировать свои действия.
Если ребенок подрался, что–то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки – нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики.
После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: «Кто вы, как вас зовут?», «Что вы любите делать?», «Чего не любите?», «Какие вы?». Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина.
Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней (сегодняшнего вечера или, в случае работы с гиперактивными детьми, еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.
Если ребенок согласится на такие устно чёрез заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный с похвалив послушные руки и их хозяина.
«Разговор с телом» (модификация игры Шевцовой И.В. «Разговор с ручками»)
Цель: Учить ребенка владеть своим телом.
Ребенок ложится на пол на большой лист бумаги или кусок обоев. Взрослый караван, обводит контуры фигуры ребенка. Затем те с ребенком рассматривает силуэт и зад вопросы: «Это твой силуэт. Хочешь, мы можем разрисовать его? Каким бы цветом ты хот разукрасить свои руки, ноги, туловище? Как ты думаешь, помогает ли тебе твое тело в определенных ситуациях, например, когда ты спасаешься от опасности и др.? Какие части тела тебе особенно помогают? А бывают такие ситуации, когда твое тело подводит тебя, не слушаете. Что ты делаешь в этом случае? Как ты научишь свое тело быть более послушным? Давай договоримся, что ты и твое тело будут стараться лучше понимать друг друга».
Игры с песком и водой
Специалисты считают, что игры с песком и водой просто необходимы для гиперактивных детей. В эти игры не обязательно играть толь, летом у озера. Можно их организовать и дома. Такие игры успокаивают ребенка.
Первое время взрослые должны помочь ребенку в организации игры. Желательно, чтобы они подобрали соответствующие игрушки: лодочки тряпочки, мелкие предметы мячики, трубочки и др.
Если кто–то из родителей не хочет вносит в дом песок (а затем делать уборку в квартире), можно заменить его крупой, предварительно поместив ее в горячую духовку.
«Археология»
Цель: Развитие мышечного контроля.
Содержание: Взрослый опускает кисть руки в таз с песком или крупой и засыпает ее. Ребенок осторожно «откапывает» руку – делает археологические раскопки. При этом нельзя дотрагиваться до кист руки. Как только ребенок коснется своей ладо – они, он тут же меняется ролями со взрослым.
«Шариковые бои»
Цель: Развитие координации движений.
Содержание: В таз с водой опускают несколько каучуковых шариков, такое же количество шариков ребенок держит в руке. Отойдя на расстояние 0,5-1 м от таза, ребенок сбивает «мокрые» шарики «сухими». Если «мокрый» шар сбит, то его вынимают из воды, если не сбит, то – «сухой» шар остается в воде. Игра закончена тогда, когда таз становится пустым. В дальнейшем ребенок может совершенствовать свой результат, проверяя время по секундомеру.
«Послушай тишину» (Черепанова Г.Д.)
Цель: Развивать внимание гиперактивного ребенка и умение владеть собой.
Содержание: По первому сигналу колокольчика дети начинаю бегать по комнате, кричать, стучать и т.д. По второму сигналу они должны быстро сесть на стулья и прислушаться к тому, что происходи кругом. Затем дети по кругу (или по желанию) рассказывают, какие звуки они услышали.
«Сделай так» (Черепанова Г.Д.)
Цель: игра направлена на развитие мышечного контроля, умения владеть собой.
Содержание: На столе у взрослого разложены карточки с изображением человечков, выполняющих различные движения. Взрослый показывает детям
карточки и объясняет, какие действия изображены на каждой из них.
Затем взрослый дает инструкцию: « По моему сигналу все подойдут к столу и возьмут по одной карточке. Я буду считать от 1 до 10, а вы в это время будете, отображает человечек на выбранной вами картинке. Например, тот, кто возьмет карточку сидящей на стуле фигуркой, должен сесть стул, кому достанется карточка с танцующей фигуркой, должен танцевать и т.д.
На счет «10» все заканчивают выполнение задания и меняются карточками или подходят к столу за новым заданием педагога.
Игру можно повторить несколько раз.
«Маленькая птичка» (Черепанова Г.Д.)
Цель: Развивать мышечный контроль.
Содержание: Ребенку в ладошки дают пушистую, мягкую, хрупкую игрушечную птичку (или другого зверька).
Взрослый говорит: «Прилетела к тебе птичка, она такая маленькая, нежная, беззащитная. Она так боится коршуна! Подержи, поговори с ней, успокой ее».
Ребенок берет в ладошки птичку, держит ее, гладит, говорит добрые слова, успокаивает ее, и вместе с тем успокаивается сам.
В дальнейшем можно птичку уже не класть ребенку в ладошки, а просто напомнить ему «Помнишь, как надо успокаивать птичку? Успокой ее снова». Тогда ребенок сам садится на стульчик, складывает ладошки и успокаивается.
«Говори»
Цель: Игра направлена на развитие умения контролировать импульсивные действия.
Скажите детям следующее: «Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будёт только тогда, когда я дам команду: «Говори!». Давайте по – тренируемся: «Какое сейчас время года?» (Педагог делает паузу) «Говори». «Какого цвета у нас в группе (в классе) потолок?»... «Говори!»; «Какой сегодня день недели?»... «Говори!», «Сколько будет два плюс три?» и т. д.»
Игра может проводиться как индивидуально, так и с группой детей.
«Броунское движение» (Шевченко Ю.С.,1997)
Цель: Игра направлена на развитие распределения внимания.
Все дети встают в круг. Ведущий один за другим вкатывает в центр круга теннисные мячики. Детям сообщаются правила игры: мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, их можно толкать ногой или рукой. Если участники успешно выполняют правила игры, ведущий вкатывает дополнительные мячи. Смысл игры – установить командный рекорд по количеству мячей в круге.
«Колпак мой треугольный» (старинная игра)
Цель: Игра помогает научиться концентрировать внимание, способствует осознанию ребенком своего тела, учит управлять движениями и контролировать свое поведение.
Играющие сидят в кругу. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы: «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак». Во 2 кругу фраза повторяется снова, но дети, которым выпадет говорить слово «колпак» заменяют его жестом (например, 2 легких хлопка ладошкой своей голове). В следующий раз уже заменяются 2 слова: слово «колпак» и слово «мой» (показать рукой на себя). В каждом последующем кругу играющие произносят на одно слово меньше, а «показывают» на одно больше. В завершающем кругу дети изображают, только жестами всю фразу. Если такая длинная фраза трудна для воспроизведения, ее можно сократить.
«Веселая игра с колокольчиком»
Цель: Игра разбивает слуховое восприятие, столь необходимое учащимся на уроках.
Все садятся в круг, по желанию группы выбирается водящий, однако, если желаю водить нет, то роль водящего отводится тренеру. Водящему завязывают глаза, а колокольчик передают по кругу, задача водящего поймать человека с колокольчиком. Перебрасывать колокольчик друг другу нельзя.
«Морские волны»
Цель: Научить детей переключать внимание с одного вида деятельности на другой, способствовать снижению мышечного напряжения.
Если взрослый дает команду «Штиль!», дети в классе «замирают». Когда раздает команда «Волны», дети по очереди встают своими партами. Сначала встают те дети, которые сидят за первыми партами. Через 2-3 секунды поднимаются сидящие за вторыми партами и т.д. Как только очередь доходит до обитателей последних парт, они встают и все вместе хлопают в ладоши, после чего дети, вставшие первыми (за первыми партами), садятся и т.д. По сигналу учителя «Шторм» характер действий и последовательность их выполнения повторяется, только дети не ждут 2-З секунды, а встают друг за другом сразу. Закончить игру надо командой «Штиль».
Агрессивные дети
«Эмоциональный словарь»
Цель: Развитие эмоциональной сферы ребенка.
Содержание: Перед детьми раскладывают набор карточек с изображением лиц в различных эмоциональных состояниях.
Ребенку предлагают ответить на вопрос: «Какие эмоциональные состояния изображены на карточках?». После этого ребенку предлагают вспомнить, когда он сам был в таком состоянии. Как он чувствовал себя, находясь в данном состоянии? Хотел бы он снова вернуться в это состояние?
А может ли данное выражение лица отражать другое состояние человека? А в каких состояниях, которые изображены на карточках, ты бываешь еще? Давай их нарисуем. Все приведенные детьми примеры из жизни, взрослый записывает на листе бумаги. Через 2-3 недели игру можно повторить, при этом можно сравнить состояния ребенка, которые были характерны для него раньше и, которые возникали недавно. Можно ответить вопросы: «Каких состояний было больше за прошедшие 2-3 недели – негативных или позитивных? А что ты можешь сделать, чтобы испытывать как можно больше положительных эмоций?».
«Маленькое привидение»
Цель: Научить в приемлемой форме выплеснуть накопившийся у агрессивного ребенка гнев.
Содержание: «Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых привидений. Нам захотел немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «У». Если буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить, если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить». Затем педагог хлопает в ладоши. «Молодцы! Пошутили и достаточно. Давайте снова станем детьми!».
«Сороконожка»
Цель: Научить детей Взаимодействию со сверстниками, способствовать сплочению детского коллектива.
Содержание: Несколько детей (5-10 человек) друг за другом, держась за талию впереди стоящего. По команде ведущего Сороконожки начинает сначала просто двигаться вперед, затем приседает, прыгает на одной ножке, проползает между препятствиями (это могут быть стулья, строительные блоки и т. д.) и выполняет другие задания. Главная задача играющих – не разорвать единую «цепь», сохранить Сороконожку в целости.
«Волшебные шарики» (Павлов Я.А.)
Цель: Снятие эмоционального напряжения.
Дети сидят в кругу. Взрослый просит их закрыть глаза и сделать из ладошек «лодочку». Затем он вкладывает каждому ребенку в ладошки стеклянный шарик-«болик» – и дает инструкции: «Возьмите шарик в ладошки, согрейте его, сложите ладошки вместе, покатайте, подыщите на него, согрейте его своим дыханием, отдайте ему часть своего тепла и ласки. Откройте глаза. Посмотрите на шарик и теперь по очереди расскажите о чувствах, которые возникли у вас во время выполнения упражнению.
«Мой хороший попугай»
Цель: способствует развитию чувства эмпатии, умения работать в группе.
Содержание: Дети стоят в кругу. Затем взрослый говорит «Ребята! К нам в гости прилетел попугай. Он хочет с нами познакомиться и поиграть. Как вы думаете, что мы можем сделать, чтобы ему понравилось у нас, чтобы он захотел прилететь к нам снова? Дети предлагают «Говорить с ним ласково», «Научить его играть и т.д. Взрослый бережно передает кому-либо из них плюшевого попугая (мишку, зайчика). Ребенок, получив игрушку, должен прижать ее к себе, погладить, сказать что-то приятное, назвать ласковым именем и передать (или перебросить) попугая другому ребенку.
Игру лучше проводить в медленном темпе.
«Цветик-семицветик»
Цель: Игра помогает детям оценить свое состояние, проанализировать поведение.
Содержание: Взрослый заранее заготавливает вырезанные из картона цветы. На каждом из 7 лепестков нарисованы лица, выражающие разные эмоции.
Ребенок смотрит на лепестки, называет эмоцию и говорит, когда он находился в том или ином состоянии.
В течение учебного года можно провести подобные занятия многократно, а в конце обсудить с ребенком, изменились ли его взгляды на окружающих и на себя.
Например, если ребенок в начале года говорил, что он счастлив, когда ему дарят подарки, а через 2-3 месяца заявил, что всего он бывает счастлив, когда другие принимают его в игру, то можно поговорить с ним об этом и спросить, почему у него изменились представления.
«В тридевятом царстве»
Цель: Игра способствует формированию чувства эмпатии, установлению взаимопонимания между взрослым и ребенком.
Содержание: Взрослый и ребенок (мама и ребенок, воспитатель (учитель) и ребенок и т.д.), прочитав какую-либо сказку, рисуют ее на большом листе бумаги, изображая героев и запомнившиеся события, затем взрослый просит ребенка пометить на рисунке, где бы он (ребенок) хотел бы оказаться. Ребенок сопровождает рисунок описанием своих похождений «в сказке».
Взрослый же в процессе рисования задает ему вопросы: «А что бы ты ответил герою сказки, если бы он спросил тебя..?», «А что бы сделал на месте героя?», «А что бы ты ощутил, если бы герой сказки появился здесь..?».
«Эмоции героев»
Цель: Игра способствует формированию эмпатии, умению оценить ситуацию и поведение окружающих.
Содержание: Взрослый читает детям сказку, Ребенку ранее выдаются маленькие карточки с изображениями различных эмоциональных состояний. В процессе чтения ребенок откладывает на парте несколько карточек, которые, на его взгляд, отражают эмоциональное состояние героя в различных ситуациях.
По окончании чтения каждый ребенок объясняет, в какой ситуации и почему ему кажется, что герой был весел, грустен, подавлен...
В эту игру лучше играть либо индивидуально, либо в малой подгруппе.
Текст сказки не должен быть очень большим, должен соответствовать объему внимания и памяти детей определенной возрастной группы.
«Липучка»
Цель: Игра способствует развитию умения взаимодействовать со сверстниками, снятию мышечною напряжения, сплочению детской группы.
Содержание: Все дети двигаются, бегают по комнате, желательно под быструю музыку. Двое детей, держась за руки, пытаются поймать сверстников. При этом они приговаривают: «Я – липучка-приставучка, я хочу тебя поймать». Каждого пойманного ребенка «липучки» берут за руку, присоединяя его к своей компании. Затем они все вместе ловят в свои сети других.
Когда все дети станут «липучками», они под спокойную музыку танцуют в кругу, держась за руки.
Если музыкальное сопровождение невозможно осуществить, взрослый задает темп игре, хлопая в ладоши. В этом случае темп, быстрый в начале игры, замедляется по мере ее проведения.
«Котик» (Павлов Я.А.)
Цель: Снятие эмоционального, мышечного напряжения, установление положительного эмоцнонального настроя в группе.
Содержание: Дети находятся на ковре. Под спокойную музыку дети придумывают сказку про котика, который:
· нежится на солнышке (лежит на коврике);
· потягивается;
· умывается;
· царапает лапками с коготками коврик и т.д.
В качестве музыкального сопровождения можно воспользоваться записями аудио «Волшебные голоса природы»: «Малыш в лесу», «Малыш у реки», «Малыш и птичка» и др.
«Серебряное копытце» (Павлова Я. А.)
Цель: Игра способствует как снятию излишнего мышечного напряжения, так возникновению доверия к окружающим, сплочению детей.
Содержание: Представь себе, что ты – красивый, стройный, сильный, спокойный, мудрый олень с гордо поднятой головой. На твоей левой ножке серебряное копытце. Как только ты трижды стукнешь копытцем по земле, появляются серебряные монеты. Они волшебные, невидимые, с каждой вновь появляющейся новой монетой ты становишься добрее и ласковее. И хотя люди не видят этих монет, они чувствуют доброе тепло и ласку, исходящие от тебя. Они тянутся к тебе, любят тебя, ты им все больше и больше нравишься.
Примечания: Данная игра может стать групповым ритуалом в детском коллективе, одним из способов разрешения конфликтов в группе.
Замкнутые, аутичные дети
«Собираем головоломки» (Черепанова Г. А.)
Цель: Развитие коммуникативных склонностей ребенка. Собирать головоломки – один из любимых видов деятельности многих аутичных детей, поэтому данная игра доставляет им большой удовольствие.
Содержание: Сначала ребенку предлагают собрать одну или несколько головоломок («Танграм», «Квадрат Пифагора», «Сложи квадрат» и т.д.) Затем незаметно из коробки извлекают одну деталь. Ребенок складывает знакомую головоломку и вдруг обнаруживает, что не хватает детали. Тогда он обращается за помощью. Если ребенок еще не готов к такого рода общению, взрослый может помочь ему: «Эта деталь у меня. Если она тебе нужна, можешь попросить, и я отдам ее. На первых порах можно даже помочь ребенку сформулировать просьбу.
Полученный навык закрепляется постепенно, при каждом повторении данной игры, а затем переносится на другие виды деятельности.
Игры с чудесным мешочком (Черепанова Г.Д)
Цель: Развитие кинестетических ощущений, восприятия цвета, формы, умения сотрудничать со взрослыми.
Содержание: На левую руку ребенку надевают «Волшебный мешочек», в котором находятся изготовленные из плотного цветного картона (из пластика, из дерева) геометрические фигуры. Мешочек должен быть чуть больше ладошки (по краю отверстия пришивается резинка, мешочек лучше сшить из ярких разноцвет лоскутков).
На ощупь ребенок левой рукой выбирает по заданию взрослого определенную геометрическую фигуру, а правой рисует на контуры. Затем из мешочка вынимается выбранная фигурка, она сравнивается с нарисованной и раскрашивается тем же цветом, что и оригинал. Желательно, чтобы ребенок во время работы произносил вслух название фигуры, цвета и те дёйствия, которые он производит.
Примечания: Игру лучше проводить в такой последовательности: сначала в мешочке должны находиться предметы только одной формы (например, только треугольники), затем – двух форм, трех форм, четырех форм и т.д.
Всякий раз (кроме первого варианта) ребенку дается такая установка: «Выбери такой предмет, как я тебе покажу. «Или более сложный вариант: «Нарисуй предмет, который держишь в левой руке в мешочке» – в этом случае образец отсутствует, ребенок действует только по словесной инструкции.
«Говорящие инструкции» (Черепанова Г.Д)
Цель: Развитие наблюдательности, коммуникативных склонностей, умения работать с пооперационными картами и составлять их.
Содержание: Ребенок получает пиктограмму и выполняет действия в соответствии с указанием на рисунке. Затем он рассказывает взрослому о том, как он догадался, что нужно сделать именно это. После небольшого диалога ребенок взрослый могут поменяться ролями. Теперь уже взрослый выполняет изображенное схематично ребенком задание, а затем отвечает на его вопросы.
Пример пиктограммы:
«Физкультурники» (Черепанова Г.Д)
Цель: Развитие координации движений, обучение ребенка навыкам работы с, пооперационными картами.
Содержание: Взрослый объясняет ребенку, что сейчас они вместе будут играть в физкультурников. Физкультурники должны будут выполнять различные упражнения, например, поднимать руки вверх и опускать их вниз, прыгать на одной или на двух ногах, хлопать в ладоши над головой и т.д.
Для того чтобы не забыть, какое упражнение и как надо выполнять, перед началом игры необходимо заготовить схемы (пооперационные карты). Взрослый и ребенок вместе рисуют схему к одному из упражнений, например:
После того, как заготовлены 2-З схемы (или 4-5, в зависимости от возможностей ребенка), взрослый кладет перед ребенком одну из них и просит сделать то, что на изображено. Когда ребенок научится «читать» схему (а на это может уйти несколько занятий) взрослый предлагает ему освоить вторую схему.
Затем ребенку предлагается выполнить последовательность из первого и второго упражнения и т.д.
Выполненные совместно с ребенком рисунки-схемы к данной игре способствует развитию умения у ребенка взаимодействовать со взрослым, установлению доверительных отношений между ними, а также помогают обучить ребенка рисованию движущейся фигуры человека.
«Симметрические рисунки» (Черепанова Г.Д.)
Цель: Развитие коммуникативных склонностей, умения работать с партнером.
Содержание: Предлагается по образцу нарисовать предмет вместе со взрослым от оси: ребенок рисует справа (слева, если левша), взрослый – слева.
Договариваются, каким карандашом. Взрослый определяет исходные точки. Карандаши ставят одновременно в одну точку и проводят в одном ритме.
«Менялки игрушек» (Карпова Е.В., Лютова Е.К.)
Цель: Эта игра учит взаимодействовать с окружающими при помощи не вербальных, но и невербальных средств, например, осуществлять контакт глаз.
Содержание: Все дети встают в круг, каждый держит в руках какую-либо игрушку. Водящий стоит спиной к играющим и громко считает до 10. В это время некоторые играющие меняются предметами. При этом все действия выполняются молча. Меняться дважды одной игрушкой не разрешается. Водящий входит в круг. Его задача – угадать, кто с кем поменялся игрушками. Можно договориться заранее, СКОЛЬКО попыток дается ведущему для отгадывания.
Как правило, замкнутым, аутичным детям бывает трудно сразу включиться в игру.
Обычно они сначала (иногда в течение нескольких дней или даже недель) просто наблюдают за игрой со стороны, затем, при желании, они могут встать в круг и принять участие в игре, а затем они могут согласиться водить. Причем, если ребенок не может или не хочет считать вслух, за него ЭТО сделать может взрослый или кто-то из ребят.
«Создаем мультфильмы» (Слухова А. А.)
Цель: Учить детей восстанавливать последовательность происходящих событий, развивать коммуникативные склонности.
Содержание: Ребенку предлагается вспомнить основные события, которые происходили в течение предыдущего дня. Затем взрослый на карточках небольшого размера сложенных в гармошку вместе с ребенком делает зарисовки к основным режимным моментам. На листе плотной бумаги взрослый рисует телевизор, прорезает в нем окошки и начинаёт с ребенком «просмотр» мультфильмов: «Вот ты встал утром, вспомни, что сказал маме? Затем ты сел завтракать, выходя из–за стола, что ты сказал?» и т.д.
По окончании занятия ребенок может сложить карточки и взять с собой, чтобы смотреть мультфильм дома вместе с мамой и данную игру следует проводить в течение нескольких занятий.
«Волшебный сундучок» (Черепанова Г.Д.)
Цель: Игра способствует развитию тактильных ощущений, формированию навыков связной речи. В основе данной игры лежит один из любимых видов деятельности аутичных детей разглядывание и изучение новых предметов.
Содержание
Красиво оформленный сундучок одержи различные мелкие предметы. Надо доставать из сундучка их, рассматривать, играть с ними. Перебирать в сундучке предметы очень нравится детям.
Можно построить занятия на закрепление свойств предметов.
Фантазировать: где это пригодится и т.д.
Эту игру можно проводить с тканью, мехом, пуговицами, клубочками пряжи, бросовым материалом. Пофантазировать или заняться поделками. Необходимо любую поделку делать до конца, чтобы ребенок захотел еще раз и два, и... вернуться к волшебному сундучку.
Тревожные дети
«Похвалилки»
Цель: Игра способствует повышению самооценки ребенка, повышает его в коллективе.
Содержание: Все дети сидят в кругу (или за партами). Каждый получает карточку, на которой зафиксировано какое-либо одобряемое окружающими действие, ребенок должен «озвучить» карточку. Причем, начав словами «Однажды я...». Например: «однажды я помог товарищу в школе», или «Однажды я очень быстро выполнил домашнее задание» и т.д.
На обдумывание задания дается 2-З минуты, после чего каждый ребенок по кругу (или по очереди) делает краткое сообщение о том, как однажды он здорово выполнил то действие или совершил тот позитивный поступок, который указан в его карточке.
После того, как все дети выскажутся, взрослый может обобщить сказанное. Если же дети готовы к обобщению без помощи взрослого, пусть они сделают это сами. В заключении можно провести беседу о том, что каждый ребенок обладает какими–либо талантами, но для того, чтобы это заметить, необходимо очень внимательно, заботливо и доброжелательно относится к людям, окружающим нас.
«За что меня любит мама»
Цель: Повышение значимости каждого ребенка в глазах окружающих его детей.
Содержание: Все дети сидят в кругу (или за партой). Каждый ребенок по очереди говорит всем, что его любит мама.
Затем можно попросить одного из детей (желающего), чтобы он повторил, за что любит мама каждого присутствующего в группе ребенка. При затруднении другие дети могут ему помочь.
После этого целесообразно обсудить с детьми, приятно ли было им узнать, что все, что сказали, другие дети запомнили. Дети обычно сами делают вывод о том, что надо внимательно относиться к окружающим и слушать их.
Примечание: на первых порах дети, что показаться значимыми для других, рассказывают, что мамы любят их за то, что они моют посуду, не мешают маме писать диссертации за то, что любят маленькую сестренку... Только после многократного повторения этой игры дети приходят к выводу, что их любят просто за то, что они есть.
«Недотроги»
Цель: Игра способствует повышению самооценки, ребенка, развитию эмпатии.
Содержание: Взрослый вместе с детьми в течение скольких занятий рисуют карточки с пиктограммами. Необходимо обсудить с детьми, что означает каждая пиктограмма. Например, картинка с изображением улыбающегося человечка может символизировать Веселые, с изображением, например, двух одинаковых нарисованных конфет – Доброту или Честность. Если дети умеют читать и писать, вместо пиктограмм можно записать на каждой карточке какое-либо положительное качество ребенка (обязательно положительное.).
Каждому ребенку выдается 5-8 карточек. По сигналу ведущего дети стараются закрепить на спинах товарищей (при помощи скотча, стикёров и т.д.) все карточки.
По следующему сигналу взрослого дети прекращают игру и обычно с большим нетерпением снимают со спины «добычу».
На первых порах, конечно, случается, что не у всех играющих оказывается много карточек, но при многократном повторении игры и после проведения обсуждений ситуация меняется. Во время обсуждения можно спросить у детей, приятно ли получать карточки. Затем можно спросить, что приятнее: дарить хорошие слова другим или получать их самому. Как правило, дети говорят, что нравится и дарить, и получать. Тогда ведущий может обратить их внимание на тех детей, которые совсем не получили карточек или получили совсем мало. Обычно эти дети признаются, что они с удовольствием дарили, но им бы тоже хотелось получить в подарок карточку.
Чаще всего, при повторном проведении игры «отверженных» детей не остается.
«Скульптура» (известная игра)
Цель: Развитие умения владеть мышцами лица, рук, ног и т.д., снижению мышечного напряжения.
Дети разбиваются на пары. Один из них – скульптор, другой – скульптура. По заданию взрослого (или ведущего ребенка) скульптор лепит из «глины» скульптуру:
· ребенка, который ничего не боится;
· ребенка, который всем доволен;
· ребенка, который выполнил сложное задание и т.д.
Темы для скульптур может предлагать взрослый, а могут выбирать сами дети. Затем дети могут поменяться ролями. Возможен вариант групповой скульптуры.
После проведения игры целесообразно обсудить с детьми, что они чувствовали в роли скульптора, скульптуры, какую фигуру приятно было изображать, какую – нет.
«Ласковый мелок»
Цель: Игра способствует снятию мышечных зажимов, развитию ощущений.
Содержание: Существует хорошее развлечение – рисовать или писать на спине друг у друга различные картинки или буквы, а затем отгадывать, что было изображено.
Данная игра нравится многим детям, но, к сожалению, не очень подходит тревожным мальчикам и девочкам, т.к. они, пытаясь угадать задумки партнера по игре, могут разволноваться, переживать, вследствие чего напрягать мышцы сильнее и сильнее. Поэтому предлагаем модификацию данной игры.
Взрослый говорит ребенку следующее: «Мы с тобой будем рисовать друг другу спине. Что ты хочешь, чтобы я сейчас нарисовал? Солнышко? Хорошо». И мягким прикосновением пальцев изображает контур солнца. Похоже? А как бы ты нарисовал на моей спине или руке? А хочешь, я нарисую тебе солнце «ласковым» мелком? И взрослый рисует, едва касаясь поверхности тела. «Тебе приятно, когда я так рисую? А хочешь, сейчас белка нарисуют солнце своим «ласковым» хвостиком? А хочешь, я нарисую другое солнце, или луну, или что-нибудь еще? После окончания игры взрослый нежным движениями руки «стирает» все, что он нарисовал, при этом слегка массируя спину или другой участок тела.
«Драка»
Цель: Упражнение помогает расслабить мыш цы нижней части лица и кистей рук.
Содержание: Представьте, что вы с другом поссорились. Вот – вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-крепко стисните зубы. Сожмите как можно сильнее кулаки, до боли вдавите пальцы в ладони. На несколько секунд затаите дыхание.
Задумайтесь, а, может, и не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади! Встряхните кистями рук. Почувствовали облегчение?
Примечание: Это упражнение полезно проводить не только с тревожными, но и с агрессивными детьми.
«Покатай куклу»
Цель: Игра способствует снятию зажимов в области рук, повышению уверенности ребенка.
Содержание: Ребенку дают в руки маленькую куклу или другую игрушку и говорят, что кукла боится кататься на качелях. Наша задача состоит в том, чтобы научить ее быть смелой. Сначала ребенок, имитируя движение качелей, слегка покачивает рукой, постепенно увеличивая амплитуду движений (движения могут быть в различных направлениях) затем взрослый спрашивает ребенка о том, стала ли кукла смелой, если нет, то можно сказать ей, что она должна делать, чтобы преодолеть свой страх. Затем игру можно продолжить еще раз.
«Добрый – злой, веселый – грустный»
Цель: Игра помогает расслабить мышцы лица.
Содержание: Взрослый предлагает ребенку вспомнить различных героев любимых сказок. Затем просит ребенка ответить на следующие вопросы:
«Кто из этих героев самый добрый? А кто самый злой? Кто самый веселый? А кто самый грустный? А каких ты еще знаешь героев (удивленных, испуганных и т.д.)?» Затем все названные персонажи ребенок рисует на листе бумаги. После этого взрослый говорит: «Я сейчас попробую загадать какого-либо из этих героев и показать тебе, как он выглядит. А ты отгадай, кто это». Взрослый делает веселое выражение лица. Ребенок отгадывает, какой из нарисованных персонажей бывает таким. Затем ребенок изображает выражение лица любого героя, а взрослый отгадывает, кто это.
Данную игру можно порекомендовать тревожным детям и их тревожным родителям.
Антистрессовые приемы
Дата: 2019-02-25, просмотров: 277.