Оказание экстренной психологической помощи детям
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Ступор

Первая помощь:

1. Подойти к пострадавшему и медленно, бережно взять его за руку и пригласить идти вместе с вами: «Вам нужна немедленная помощь. Вам нельзя здесь оставаться».

2. Человек, находясь в ступоре, может слышать и видеть. Поэтому говорите ему на ухо тихо, медленно и четко то, что может вызвать сильные эмоции (лучше негативные).

3. Согните пострадавшему пальцы на обеих руках и прижмите их к основанию ладони. Большие пальцы должны быть выставлены наружу.

Важно любыми средствами добиться реакции пострадавшего, вывести его из оцепенения!

Нервная дрожь

Первая помощь:

1. Нужно усилить дрожь. Возьмите пострадавшего за плечи и сильно, резко потрясите в течение 10-15 секунд.

2. Продолжайте разговаривать с пострадавшим, иначе ваши действия он может воспринять как нападение.

3. Нельзя обнимать или прижимать к себе пострадавшего, говорить, чтобы он взял себя в руки, укрывать его чем-то теплым.

Двигательное возбуждение

Первая помощь:

1. Используйте прием «захват»: находясь сзади, просуньте руки пострадавшему под мышки, прижмите его к себе и слегка опрокиньте на себя.

2. Изолируйте пострадавшего от окружающих.

3. Не спорьте, не задавайте вопросов, в разговоре избегайте фраз с частицей «не», относящихся к нежелательным действиям («не беги», «не кричи»).

4. Помассируйте пострадавшему «позитивные» точки (на лбу над бровями). Говорите спокойным голосом о чувствах, которые он испытывает.

Важно, чтобы пострадавший не смог причинить вред себе и другим.

Плач

Первая помощь:

1. Не оставляйте пострадавшего одного.

2. Не нужно человека останавливать или утешать, не давайте советов, дайте возможность «выплеснуть» из себя горе, страх обиду.

3. Установите физический контакт (возьмите за руку, положите свою руку на плечо, погладьте по голове). Дайте ему почувствовать, что вы рядом.

4. Применяйте приемы активного слушания: кивайте головой, повторяйте отрывки фраз, в которых пострадавший выражает свои чувства.

Истерическая реакция

Первая помощь:

1. Удалите зрителей. Останьтесь с пострадавшим наедине.

2. Неожиданно совершите действие, которое может сильно удивить (можно ударить по щекам, облить водой, резко крикнуть на пострадавшего).

3. Говорите уверенным тоном: «выпейте воды», «умойся».

4. После истерики наступает упадок сил, уложите пострадавшего спать, наблюдайте за его состоянием.

Ни в коем случае не потакайте желаниям пострадавшего

Бред и галлюцинации

Первая помощь:

1. Обратитесь к медицинским работникам, вызовите бригаду скорой психиатрической помощи.

2. До прибытия специалистов следите, чтобы пострадавший не навредил себе и окружающим.

3. Уберите от него предметы, представляющие потенциальную опасность.

4. Переведите пострадавшего в уединенное место, не оставляйте его одного.

5. Говорите с пострадавшим спокойным голосом. Соглашайтесь с ним, не пытайтесь его переубедить.

Помните! В такой ситуации переубедить пострадавшего невозможно.

Попытка самоубийства

Первая помощь:

1. Человек, решивший свести счеты с жизнью, находится, как правило, в состоянии конфликта со всем окружающим миром. Поэтому очень важно, чтобы кто-то, обязательно, проявил по отношению к нему сочувствие.

2. Слушайте и соглашайтесь с тем, что он говорит.

3. Вы должны стать своим, «играть на его стороне».

4. Во время разговора постарайтесь найти положительные моменты в сложившейся ситуации (удалось выжить «после такого!»; жив-здоров, голова, руки-ноги на месте; нужно думать и заботиться о детях, родителях). Покажите уникальность его жизненного опыта.

5. Попросите его о помощи (это поможет ему почувствовать, что он кому-то нужен).

6. Ведите разговор на том расстоянии, которое ему удобно. Если он отклоняется от Вас, сделайте шаг назад. Постепенно, продолжая разговор, приближайтесь к нему.

7. При первой же возможности обратитесь за помощью к специалисту.

Апатия

Первая помощь:

1. Поговорите с пострадавшим. Задайте ему несколько простых вопросов исходя из того, знаком он Вам или нет. «Как тебя зовут?», «Как ты себя чувствуешь?», «Хочешь есть?».

2. Проводите пострадавшего к месту отдыха, помогите удобно устроиться (обязательно снять обувь).

3. Возьмите пострадавшего за руку или положите свою руку ему на лоб.

4. Дайте пострадавшему возможность поспать или просто полежать. Если нет возможности отдохнуть (происшествие на улице, в общественном транспорте, ожидание окончания операции в больнице), то больше говорите с пострадавшим, вовлекайте его в любую совместную деятельность (прогуляться, сходить выпить чая или кофе, помочь окружающим нуждающимся в помощи).

Смертельная болезнь

Первая помощь:

1. Поощряйте мысли об уходе, а не о смерти.

2. Эпикур утверждал: «Смерть не имеет с нами ничего общего. Когда мы живем, смерти нет. Когда она есть, уже нет нас».

3. Разговаривайте с больным как можно больше.

4. Просите, чтобы он рассказывал о различных эпизодах своей жизни.

5. Побуждайте его задуматься об успехах, жизненных достижениях.

6. Не оставляйте больного одного, если он нуждается в поддержке, хочет поговорить.

7. Исполните давние желания больного или хотя бы помогите прожить в воображении то, что так и не осуществилось.

8. Если больной человек еще достаточно активен, не старайтесь ограждать его от повседневных забот. Помогите составить план дел, которые он хотел бы сделать, завершить.

Помните! Необходимо найти ресурс (занятие, мысли, воспоминания, незаконченное дело), который поможет смертельно больному человеку прожить остаток жизни без душевных терзаний.

Сексуальное насилие

Пострадавший испытывает комплекс сильнейших переживаний: чувство вины, стыда, безысходности, невозможности контролировать и оценивать события окружающей действительности, страх из-за того, что «все узнают», брезгливость к собственному телу. В зависимости от того, кто явился насильником (незнакомый или знакомый), психологически ситуация воспринимается по-разному. Если насильником был незнакомый человек, то жертва в большей степени склонна видеть причину происшедшего во внешних обстоятельствах (позднее время суток, безлюдный участок дороги и т.д.). Если виновник – знакомый, то причину человек ищет внутри себя (характер и прочее). Стрессовая реакция после изнасилования знакомым человеком является менее острой, но более продолжительной.

Первая помощь:

1. Не бросайтесь сразу обнимать пострадавшего.

2. Возьмите его за руку или положите свою руку ему на плечо. Если увидите, что это человеку неприятно, то избегайте телесного контакта.

3. Не решайте за пострадавшего, что ему сейчас необходимо (он должен ощущать, что не потерял контроль над реальностью).

4. Не расспрашивайте пострадавшего о подробностях происшедшего.

5. Ни в коем случае не обвиняйте его в случившемся.

6. Дайте пострадавшему понять, что он может рассчитывать на Вашу поддержку.

7. Если пострадавший начинает рассказывать о происшедшем, побуждайте говорить не столько о конкретных деталях, но и об эмоциях, связанных с событием.

8. Добивайтесь, чтобы он говорил: «Это не моя вина, виноват насильник», «Было сделано все возможное в таких обстоятельствах».

9. Если пострадавший решил обратиться в милицию, идите туда вместе. При оформлении заявления, выяснении примет преступников он снова в подробностях переживет ужасную ситуацию. Ему будет необходима Ваша поддержка!

Захват террористами, ограбление, разбойное нападение

Первая помощь взрослому:

1. Помогите пострадавшему выразить чувства, связанные с пережитым событием (если он отказывается от беседы, предложите ему описать происшедшее, свои ощущения в дневнике или в виде рассказа).

2. Покажите пострадавшему, что даже в связи с самым ужасным событием можно сделать выводы, полезные для дальнейшей жизни (пусть человек сам поразмышляет над тем опытом, который он приобрел в ходе жизненных испытаний).

3. Дайте пострадавшему возможность общаться с людьми, которые с ним пережили трагическую ситуацию (обмен номерами телефонов участников события).

4. Не позволяйте пострадавшему играть роль «жертвы», т.е. использовать трагическое событие для получения выгоды. («Я не могу ничего делать, ведь я пережил такие страшные минуты/часы»).

Первая помощь ребенку:

Ребенок, пережив насилие по отношению к себе или членам семьи, став свидетелем нанесения увечий другим людям, испытывает такие же сильные чувства, что и взрослый (страх повторения разрушение иллюзии справедливости беспомощность). Прямое насилие над ребенком может оказаться слишком трудным, невыносимым для него, что выразится в молчании, оцепенении. У ребенка может зафиксироваться в памяти картина события. Он будет снова и снова представлять страшные моменты происшедшего (например: изуродованных, раненых людей или напавшего на него человека).

1. Дайте ребенку понять: Вам важно то, что он пережил, и Вы знали других детей, которые тоже через это прошли. («Я знаю одного смелого мальчика, с которым тоже такое случилось»).

2. Создайте атмосферу безопасности (обнимайте ребенка как можно чаще, разговаривайте с ним, принимайте участие в его играх).

3. Посмотрите вместе с ребенком «хорошие» фотографии – это позволит обратиться к приятным образам из прошлого, ослабит неприятные воспоминания.

4. Сводите разговоры о событии с описания деталей на чувства.

5. Помогите ребенку выстроить жизненную перспективу (конкретные цели на конкретные сроки).

6. Повторяйте, что совершенно нормально чувствовать беспомощность, страх, гнев.

7. Повышайте самооценку ребенка (чаще хвалите его за хорошие поступки).

8. Поощряйте игры ребенка с песком, водой, глиной (помогите ему вынести вовне свои переживания в виде образов).

Помните! Не исполняйте любые его желания из чувства жалости.

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 208.