Длительность и частота контакта психолога с клиентом
· Первичный период (во время события и ближайший период после него) – работа с первичными дезадаптивными реакциями. ЭПП (экстренная психологическая помощь) психолога пострадавшему оказывается по мере необходимости. По частоте помощь может варьироваться от разовой и кратковременной до систематической или даже, в случае необходимости, непрерывной (например, до снятия неопределенности ситуации, связанной с вероятностью гибели близкого человека, и после, если она подтверждается).
· Пролонгированный период (спустя некоторое время, например, спустя месяцы, годы) – работа с травмой, с отсроченными дезадаптивными реакциями. Психологическая помощь в данном случае осуществляется пошагово, имеет более длительный, пролонгированный характер.
Возможные возрастные особенности реагирования детей
На кризисную ситуацию и оказание помощи
Дошкольный возраст
1. Беспомощность и пассивность
| Обеспечение поддержки, отдыха, комфорта, хорошее питание, возможность играть, рисовать
|
2. Генерализованный страх
| Восстановление защиты со стороны взрослых
|
3. Тревожная привязанность (цепляется за взрослого, отказывается оставаться один)
| Обеспечение постоянной заботы и ухода
|
4. Поведенческая регрессия (сосание пальца, энурез, лепетание)
| Не ругать, перетерпеть эти временные явления
|
5. Расстройства сна
| Поощрение рассказов о том, что снится, посидеть с ребенком перед сном
|
6. Недостаточность вербализации – элективный мутизм, повторяющиеся проигрывания случившегося
| Помощь в вербализации общих чувств, жалоб, того, что беспокоит ребенка. Дать возможность проиграть травматическое событие
|
7. Соматические жалобы
| Помощь в идентификации испытанных во время события телесных ощущений, снятие мышечного напряжения, восстановление дыхания, релаксация
|
Младший школьный возраст
|
1. Поглощенность собственными действиями во время события
| Помощь в выражении скрытых переживаний события, чувств, мыслей по поводу происшедшего
|
2. Специфические страхи, запускаемые воспоминаниями
| Помощь в идентификации и выражении воспоминаний, тревог, беспокойства
|
3. Пересказы и проигрывание события
| Дать возможность говорить и играть, объяснить, что чувства и реакции ребенка нормальны
|
4. Нарушения сна
| Поддержка в рассказах о снах, выражении чувств
|
5. Забота о своей безопасности, безопасности других
| Помочь поделиться беспокойством, тревогами, успокоить реалистической информацией
|
6. Соматические жалобы
| Помочь идентифицировать испытанные во время события телесные ощущения, снятие мышечного напряжения, восстановление дыхания, релаксация
|
7. Забота о других жертвах и их семьях
| Поощрение конструктивных действий
|
Подростковый возраст
|
1. Взгляд со стороны, стыд, вина, страх
| Побуждение к обсуждению события,
связанных с ним чувств
|
2. Соматические жалобы
| Помочь идентифицировать испытанные во время события телесные ощущения, снятие мышечного напряжения, восстановление дыхания, релаксация
|
3. Посттравматические срывы (алкоголь, наркотики, конфликтное поведение)
| Помощь в осознании своих чувств, в понимании того, что способность переживать такой страх – признак взрослости, поощрение понимания и поддержки в среде сверстников
|
4. Резкие изменения в межличностных отношениях
| Обсуждение возможных трудностей в отношениях со сверстниками и семьей
|
5. Отрицание трудностей, связанных с пережитыми событиями
| Дать информацию, где может получить помощь в случае необходимости. Информационная поддержка. Отслеживание состояния.
|
6. Радикальные изменения жизненных установок, влияющих на формирование идентичности
| Связать изменения установок с влиянием травмы
|