Методы диагностики посттравматического стрессового расстройства у детей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Методы исследования эмоциональной сферы ребенка помогут выделить проблемы, в которых проявляются его тревога и страхи, вызванные эмоциональной нестабильностью в постэкстремальный период. Результаты необходимо интерпретировать с учетом актуальной ситуации и цели исследования. Например, данные, полученные при использовании метода изучения сформированности образа «Я», могут служить основой для построения программы работы над самооценкой.  

Известно, что переживание потери может сопровождаться чувством вины и, соответственно, влияет на самооценку. Методы изучения ее особенностей позволяют отслеживать динамику ее изменения во времени. Этим обусловлено разнообразие данных методов в подборке.

Для диагностики посттравматического стрессового расстройства у детей предлагаем несколько методик, которые оценивают травматические переживания детей, исследуют эмоциональную сферу ребенка:

· Полуструктурированное интервью с несовершеннолетними для оценки травматических переживаний.

· Методика «Образ мира».

· Определение самооценки модифицированной методики Т.В.Дембо – Г.Я.Рубинштейн.

· Рисунок «Несуществующее животное».

· Тест «Человек под дождем».

Процедура проведения интервью с несовершеннолетним

В ходе интервью можно выделить пять этапов.

Установление психологического контакта с испытуемым.

2. Вводная часть. С ребенком проводится беседа о травматических событиях, которые случаются с детьми.

Цель данного этапа – настроить его на дальнейший разговор по теме и снять тревожность, а также получить предварительную информацию о травматическом опыте.

Примерное содержание беседы:

- Давай поговорим с тобой о неприятных событиях, которые случаются с людьми. Ведь в жизни каждого взрослого человека и ребенка иногда бывают неприятности, большие или не очень большие, правда? И с тобой, наверное, происходило что-то подобное, да?

- Ты можешь вспомнить самое неприятное событие, которое с тобой случалось?».

Если ребенок не рассказывает о таком происшествии, можно переходить к следующему этапу. Если же рассказывает – то после выяснения некоторых подробностей случая:

- Ты помнишь, когда это произошло?

- С тобой был кто-нибудь в это время?

- Расскажи, пожалуйста, об этом подробнее и т.д. (все данные заносятся в протокол).

Если ребенок испытал, был свидетелем или столкнулся со случаем, который включал фактическую или воспринимаемую угрозу жизни или физической неприкосновенности по отношению к себе или другому, можно переходить сразу к опросу, минуя скрининг.

Скрининг.

Цель данного этапа – получение более полных сведений о травматическом опыте ребенка. Если он не смог вспомнить ни одного неприятного происшествия, либо описанный им случай не соответствует фактической или воспринимаемой угрозе жизни или физической неприкосновенности по отношению к себе или другому, ему предлагается список травматических событий, которые могли бы привести к развитию симптомов ПТСР:

- Давай я расскажу тебе, какие большие неприятности могут случиться с ребенком. Может быть, ты вспомнишь, что с тобой происходило что-то такое. Большие неприятности – это когда, например, ребенок тяжело заболел, или долго лежал в больнице, или кто-то, кого ребенок любит, умер или уехал далеко и больше с ним не живет. Или когда кто-то обижает, бьет ребенка, издевается над ним, делает вещи, которые ему неприятны, или заставляет его делать такие вещи. Или когда ребенок попадает под машину или в аварию. Или когда случается пожар, землетрясение или ураган. Или когда ребенок оказывается в том месте, где идет война.

- С тобой случалось что-нибудь похожее?

- Сколько тебе было тогда лет?

- Если можешь, расскажи об этом подробнее. Информация заносится в протокол.

Опрос.

Это основная часть интервью. Она направлена на измерение посттравматической симптоматики. Из 42 вопросов Ответы на первые 4 позволяют выявить интенсивные негативные эмоции в момент травмы: страх, беспомощность или ужас. Если в жизни ребенка не было травматических переживаний, эти вопросы не задаются. Если ребенок рассказал о событии, которое могло бы привести к развитию симптомов ПТСР, то остальные вопросы задаются относительно этого происшествия. В противном случае вопросы фокусируются на чувствах и переживаниях ребенка за последний месяц безотносительно к какому-либо событию.



Дата: 2019-02-25, просмотров: 230.