для оценки травматических переживаний детей[1]
Ф.И.О. ______________________________________________________________________________
Возраст ______________Пол ___________
Дата «___» ______________________________ 20_____ г.
Приложение (бланки методик)
|
Критерий
Вопрос
Допустимые объяснения
Кодировка ответов
А
Чувствовал ли ты ужас, когда это происходило?
Очень сильный страх
Нет – 0
Не знаю – 1
Да – 2
А
Чувствовал ли ты, что ты не можешь ничего изменить?
Нет – 0
Не знаю – 1
Да – 2
А
Чувствовал ли ты, что никто не может тебе помочь в этой ситуации?
Нет – 0
Не знаю – 1
Да – 2
А
Чувствовал ли ты отвращение, когда это происходило?
Казалось ли тебе происходящее в тот момент неприятным, противным?
Нет – 0
Не знаю – 1
Да – 2
А
Был ли ты более раздражительным, подвижным сразу после того, как это произошло?
Нет – 0
Не знаю – 1
Да – 2
В
Вспоминаешь ли ты о каких-то неприятных ситуациях, которые с тобой произошли? Если да, то как часто?
С большинством людей в жизни случаются неприятные ситуации, а с тобой случались?
Нет – 0
1 раз – 1
Более 1 раза – 2
В
Ты рассказываешь кому-то об этих воспоминаниях? Если да, то как часто? Если нет, то не рассказываешь, потому, что не вспоминаешь?
Ты не рассказываешь об этих ситуациях, потому что не вспоминаешь или тебе не хочется кому-то о них рассказывать?
Нет – 0
1 раз – 1
Вспоминает, но не рассказывает – 1
Более 1 раза – 2
В
Ухудшается ли твое самочувствие, когда что-то напоминает тебе о неприятном событии?
Например, у тебя начинает сильнее биться сердце, учащается дыхание, потеют руки, болит голова.
Нет – 0
Не знаю – 1
Да – 2
В
Ты думал когда-нибудь о какой-то неприятной ситуации, когда тебе совсем не хотелось о ней думать? Если да, то как часто?
Нет – 0
1 раз – 1
Более 1 раза – 2
В
Ты представлял какую-то неприятную ситуацию, случившуюся с тобой? Если, да то как часто?
Нет – 0
1 раз – 1
Более 1 раза – 2
В
Ты рисовал какую-то неприятную ситуацию, случившуюся с тобой? Если да, то как часто?
Нет – 0
1 раз – 1
Более 1 раза – 2
В
Бывает ли так, что, неприятные чувства, которые ты когда-либо переживал, возникали у тебя снова, как если бы та ситуация повторилась, как будто ты опять вернулся в то время? Если да, то как часто?
Нет – 0
1 раз – 1
Более 1 раза – 2
В
Случалось ли, что ты начинал вести себя так, как если бы неприятная ситуация, которая с тобой когда-то происходила, повторилась вновь? Если да, то как часто?
Бывает ли, что ты ведешь себя так, как будто какая-то неприятная ситуация, которая с тобой когда-то происходила, повторяется?
Нет – 0
1 раз – 1
Более 1 раза – 2
D
Бывает ли тебе трудно заснуть? Если да, то как часто?
Нет – 0
1 раз – 1
Более 1 раза – 2
D
Бывает ли, что ты просыпаешься ночью? Если да, то как часто?
Нет – 0
1 раз – 1
Более 1 раза – 2
D
Бывает ли, что ты просыпаешься слишком рано утром? Если да, то как часто?
Нет – 0
1 раз – 1
Более 1 раза – 2
D
Стали ли тебе сниться неприятные сны, кошмары? Если да, то как часто?
Нет – 0
1 раз – 1
Более 1 раза – 2
В
Снились ли тебе сны о неприятном событии, которое с тобой когда-то произошло? Если да, то как часто?
Нет – 0
1 раз – 1
Более 1 раза – 2
F
Приходишь ли ты иногда ночью спать к родителям? Если да, то как часто?
Нет – 0
1 раз – 1
Более 1 раза – 2
D
Вскакиваешь ли ты, когда слышишь неожиданный или громкий звук?
Нет – 0
Не знаю – 1
Да – 2
D
Стал ли ты более раздражительным?
Нет – 0
Не знаю – 1
Да – 2
D
Стал ли ты чаще ссориться с другими людьми?
Нет – 0
Не знаю – 1
Да – 2
С
Стараешься ли ты держаться на расстоянии от друзей и одноклассников?
Бывает ли так, что ты стараешься держаться отдельно от своих друзей?
Нет – 0
Не знаю – 1
Да – 2
F
Трудно ли тебе оставаться наедине с друзьями и одноклассниками?
Когда, например, в классе или в каком-то другом месте остаются только один человек и ты
Нет – 0
Не знаю – 1
Да – 2
С
Стараешься ли ты держаться на расстоянии от взрослых?
Бывает ли так, что ты стараешься держаться отдельно от родителей и учителей?
Нет – 0
Не знаю – 1
Да – 2
F
Трудно ли тебе оставаться наедине с учителями?
в классе или в каком-то другом месте остаются только учитель и ты
Нет – 0
Не знаю – 1
Да – 2
F
Трудно ли тебе оставаться наедине с родителями?
Нет – 0
Не знаю – 1
Да – 2
С
Стараешься ли ты избежать чего-либо, что напоминает тебе о каком-то неприятном происшествии?
Нет – 0
Не знаю – 1
Да – 2
С
Стараешься ли ты избегать действий, которые напоминают тебе о чем-то неприятном в твоем прошлом (прилагаешь ли какие-то усилия для этого)?
Делаешь ли ты для этого что-нибудь специально?
Нет – 0
Не знаю – 1
Да – 2
С
Стараешься ли ты избежать мест, которые напоминают тебе о чем-то неприятном в твоем прошлом (прилагаешь ли какие-то усилия для этого)?
Делаешь ли ты для этого что-нибудь специально?
Нет – 0
Не знаю – 1
Да – 2
С
Стараешься ли ты избегать общения с людьми, которые напоминают тебе о чем-то неприятном в твоем прошлом (прилагаешь ли какие-то усилия для этого)?
Делаешь ли ты для того что-нибудь специально?
Нет – 0
Не знаю – 1
Да – 2
С
Стараешься ли ты не думать о чем-то неприятном в твоем прошлом (прилагаешь ли какие-то усилия для этого)?
Делаешь ли ты для этого что-нибудь специально?
Нет – 0
Не знаю – 1
Да – 2
С
Стараешься ли ты избегать разговоров, которые напоминают тебе о чем-то неприятном в твоем прошлом (прилагаешь ли какие-то усилия для этого)?
Делаешь ли ты для этого что-нибудь специально?
Нет – 0
Не знаю – 1
Да – 2
F
Стало ли тебе сложнее выполнять свои обязанности (работу по дому)?
Было ли тебе раньше легче, например, убирать за собой свои вещи, помогать родителям?
Нет – 0
Не знаю – 1
Да – 2
F
Требуется ли тебе больше времени, чем раньше, чтобы выполнить свои обязанности (работу по дому)?
Нет – 0
Не знаю – 1
Да – 2
F
Стало ли тебе сложнее понимать, узнавать новые вещи (учиться)?
Нет – 0
Не знаю – 1
Да – 2
D
Изменилась ли в последнее время твоя память? Может быть, она стала лучше или хуже?
Стало ли тебе сложнее запоминать разные вещи?
Нет – 0
Не знаю – 1
Да – 2
D
Стало ли тебе сложнее сосредоточиться?
Нет – 0
Не знаю – 1
Да – 2
D
Стало ли тебе сложнее долго сидеть спокойно на одном месте?
Нет – 0
Не знаю – 1
Да – 2
С
Кажется, ли тебе, что окружающий мир стал выглядеть или звучать по-другому?
Вещи, к которым ты привык, кажутся тебе не такими, как раньше
Нет – 0
Не знаю – 1
Да – 2
С
Можешь ли ты себя представить взрослым, старым?
Нет – 0
Не знаю – 1
Да – 2
С
Изменились ли в последнее время твои представления о будущем?
Не так, как раньше
Нет – 0
Не знаю – 1
Да – 2
Стадия завершения.
Цель – устранение негативных эмоций, вызванных воспоминаниями о травматическом эпизоде.
Методика «Образ мира»
Цель – изучить индивидуальные особенности «образа мира».
Оборудование – лист бумаги размером 250х150 мм, карандаши, ручки.
Инструкция: нарисовать «картину мира», т.е. мир, его образ, каким он представляется.
Интерпретация: на основании особенностей изображения выделяется пять основных видов рисунков и соответствующих им типов картины мира:
· Планетарная – изображение земного шара, других планет Солнечной системы – когнитивная картина мира в форме общепринятых нормативных знаний.
· Пейзажная – городской или сельский пейзаж с присутствием людей, животных, деревьев, цветов и т.п. по самоотчетам – желаемая картина.
· Акцентированная на непосредственном окружении – обстановка вокруг себя, своего дома, какая есть на самом деле или ситуативная – в зависимости от того, приходит на ум. На рисунках изображаются неожиданные образы, лампа, горящая свеча, идущие от ощущений ребенка.
· Опосредованная, или метафорическая, – передает сложное смысловое содержание, представленное в виде какого–либо сложного образа.
· Абстрактная, схематическая – отличается лаконичностью и имеет вид некоего абстрактного образа, знака, символа.
Таким образом, перечисленные виды изображений «образа мира» имеют разные основания: знания о планетарном строении, либо собственные ощущения, вызывающие те или иные образы, либо желаемая картина мира и т.д.
На основании информации, полученной в результате обследования по этой методике, можно строить коррекционную работу по развитию образа мира, давая детям задание создать «мир» по определенным параметрам, например: «Создай мир, в котором люди умеют мириться друг с другом после ссор. Когда будешь рассказывать о нем, нужно будет доказать, что они умеют мириться» или «Нарисуй, как мир, полный горя, стал радостным». При обсуждении можно вопросами активизировать потенциал ребенка в решении проблем взаимоотношений.
Результаты работы с рисунком несуществующего животного могут быть основанием для коррекционной работы на этом материале: сказка о несуществующем животном; мир несуществующего животного; мечты несуществующего животного, т.д.
Методы исследования особенностей эмоционального состояния детей в постэкстремальный период помогут более эффективному построению коррекционно-развивающих программ.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 265.