Деревеньки на 7 холмах. Волнуют Палатинский и соседний Капитолийский холмы. Города – в окрестностях этрусских городов (до Веи – 20 км), на культурах железного века (Вилланова поселение на Палатине – скромное, примитивное, простое пастушеское общество. Позже сознательно мифологизировано и превознесено. Традиция восхищаться простыми мужественными предками. Морализаторские стихи Овидия). На холмах, как город Ардея. Первые поселения на холмах, но постепенно главное место торговли – между капитолийским и палатинским холмами – форум Романа. Пока заболочено, только в 4 веке (клоака максима от Форума к Тибру) станет пригодным для форума.
Именно этруски помогли культуре железного века подняться. Диодор Сицилийский: что римляне получили от этрусков:
· вся система внешнего облика власти (12 ликторов и фасции, важные для верховной власти), сама церемония, сакральное осмысление церемонии, церемониал воинского триумфа, первые правители;
· идея основания города, сакрального пространства города,
· кодекс религиозной и общественной жизни,
· элементы внешнего облика человека (красные туфли сенатского сословия), первые правители, алфавит. Для домов – круговые портики.
С т.зр. искусства: архитектура:
1. Материалы:
a. Техника и манера строительства на первых этапах республиканской архитектуры (из камня местных пород без раствора с помощью регулярной и нерегулярной формы (напр, раскопанный подиум храма Юпитера Капитолийского).
b. Использование сырцового кирпича, терракотовая облицовка, плетенные стены, дерево.
2. Типология жилой архитектуры.
a. Жилая архитектура (дворцовая). Тосканский атрий, тетрастильный, и др.
b. Таберны (лавки) (новые на Форуме Романум) около храма Венеры.
3. Типология погребальных сооружений (система тумулусов: гробницы Горациев и Куриациев на виа Аппиа.
4. Система градостроительства:
o Рим в период от правления царей до галльского нашествия (нач. 4 века до н.э.) – без регулярной планировки, плохо застроен. Город расхватали по кускам, как будто, его не делили, а расхватали (Тит Ливий).
o Виа сакра (священная дорога от восточной границы Форума Романума на капитолийский холм в сторону храма юпитера капитолийского. Именно здесь были все триумфы Цезаря, Помпея. В 15 веке римский папа приглашает для прохождения триумфа Карла 5 – тогда Микеланджело перестраивает капитолийский холм. Внешняя скромность при удивительной семантической насыщенности: связь нескольких зон города. Триумфальные арки - показывают славу и силу Рима. Дорога как организация пространства и триумфа. Включает все архит пространство. Форум – слава и величие Рима, мы вспоминаем все, что было здесь. Хаотичный форум постепенно начинает приобретать большую регулярность.
o Виа Ардилен. Связывала Форум с районом Субура (магазины, публичные дома, книжные лавки и т.д.). На самой улице – меняльные лавки.
o Виа Нова (у подножья палатинского холма). Улицы узкие, кривые, затемненные, полны разного рода нечистотами.
o Виа Аргенталия - Ювелирные лавки (от Форума на северо-запад).
o Викус Тускус (этрусский переулок). Там жили этрусские архитекторы и художники.
5. От этрусков римляне получили и типологию храмов. Уже при первых царях: Весты на Форуме, алтарь Сатурна у подножья Капиталийского холма и много других. Первый храм республиканского времени: Храм Юпитера Капитолийского.
6. Типология площади от этрусских образцов. До галльского нашествия
Форум Романум – маленький кусочек между холмами (где собирались комиции). Куриа гастилия (царем Тулием Гастилием) – здесь собирался сенат. Позже – курия Юлия. В 3 веке – курия Диоклетиана. Старые ростры – место, где выступали римские ораторы.
Сакральные места:
o Лапис нипир (черный камень) возможно было гробницей Ромула или его отца пастуха Фаустула.
o Сокральные деревья на Форуме Романуме (смоква, виноградная лоза и оливка)
o Место подвига Курция (который бросился вместе с конем в трясину, чтобы спасти римское войско. Альтернативная версия: бросился в трещину на Форуме, побудили его к этому жрецы, изрекшие, что лишь тогда пропасть закроется, когда Рим пожертвует своим лучшим достоянием).
o На форуме ставились статуи знаменитых граждан. Статуи на колоннах (идея силы, власти, триумфа).
o В центре форума романума – центр мира (умпилибус урбис). Отсюда отсчитывались расстояния. Город – главная площадь – центр мира. Отсюда ведут все дороги. Пространственная структура, которая соединяет архитектурно все пространство империи. Похоже: из Питера в Москву – проезжаем триумфальную арку, при въезде – тоже триумфальная арка. 2 столицы, 2 арки – идея триумфа державы (над наполеоном), пространственная архитектура.
7. Инженерные сооружения: мосты, арки.
2й этап: Ранняя республика:
от 400 (нашествие галлов) до 264 года (выходит на всю арену средиземноморья).
Нашествие галлов показало, что Рим легко захватываем. Первоочередная задача: создание городских укреплений. Начинается активное строительство фортификационных крепостей.
Терочино (ок 400г.)
Ферен 400
Хора (Корий) 4 век
Пренесте (Палестрина) 4 век
Церцеи 393 г.
Арбин 305 г. (прославился тем, что отсюда Цицерон).
Римляне начали строить стены. Овладели техникой этрусского строительства. Система полигональной кладки. 3 части:
· Прима маньера (opus incertum). Из огромных необработанных глыб камня. Промежутки заполнены мелкими камнями. Внешний фасад не полируется.
· Вторая манера (opus reticulatum). Камни более плотно друг к другу. Полируется внешняя поверхность.
· Третья (opus testeceum). Камни так близко, что трудно даже лезвие подсунуть. Полировка заподлицо.
Г. Кори – 1 и немного 2 монера.
Ференто (Ферентино) – 2я манера.
Америя – 3я манера.
Довольно быстро – регулярный прямоугольный план городов, совершенная система фортификации, стены, башни. Бирги (3 век), Ментурно (296), Фонди 250г.
Тогда же появляется регулярная кладка: стены Сервия Туллия Рима (на самом деле после нашествия галлов – 4 век до н.э.). Уже значительное пространство, продуманная фортификационная система. Глыбы все пронумерованы алфавитом. Стены имели ров (фосса), стены, а за стенами – вал, который помогал оборонять и укреплял крепость стены (тараном не пробить). Образ отгороженного, организованного пространства. Сакральная граница освещена и очерчена. Перестройка при диктаторе Сулле (для помещения катапульт).
Проблема градостроительства. Регулярное характерно для греков с конца 7 века. Этруски с 6 века. Юг Италии – 5 век. Рим – с 4 века, но для самого Рима не использует, только для новых городов-колоний. Кроме влияния греков и этрусков. Фронтин: все от греков. Поливий (6 книга, параграф 26 – 37): почему греческое устройство не помогло им сохранить независимость. Римское градостроительство – изобретение римлян, восходит к организации военного лагеря (зимние квартиры). Особенности:
· Регулярный прямоугольный план
· 4 ворот по всем сторонам
· 4 главные дороги (кардо, декоманум). На пересечении: палатка легата легиона, казна, святыни. Т.е. это центр, сердце воинского образования.
Греческий регулярный город вписывается в природную среду, следует за рельефом местности, а внутри организует сетку. Несколько центров (разбросан по разным частям: театр, храм и т.д.).
Римский квадрат, главные оси. Рельеф из Авидзано (палаццо Карлоне) – восприятие городской среды. Стены – граница – город. Главная улица шире. Город – регулярность, организованность, центральная площадь – тяготеет вся жизнь. Греческая идея, перетолкованная на римский лад. Город противостоит прихотливой свободной сельской округе.
План города Верона. Прямоугольный четкий узнаваемый везде. Кардо сохраняется.
1й город по новой системе. Норба (Норма) 4 в до н.э. 273г. Коза – 1й полностью построенный.
Остия – устье Тибр (порт Рима) – хорошо сохранился. 2 этапа 340г. – основание. Прямоугольный план, кардо, декуманус. На пересечение все основные сооружения. 2й этап 146г (после взятия Карфагена – нужен новый большой порт). Расширение. Несмотря на строгость принципов, римляне, если нужно, легко от них отказывались. Декуманус изгибается (утилитарная необходимость – ближе к порту).
Помпеи. Сначала место проживания местного племени осков. Потом появляются греки. Римский только в 80м году (новое название: колония Суллы Помпениану, поменялся не только название города, но и покровитель города, до этого покровитель города – Аполлон, потом – Венера).
24 августа 79г. город погиб. 2 письма Плиния Младшего, где он описывает гибель города. Книга 6 письмо 16 и 20.
o Нет ярко выраженной последовательной системы. Не один, а два кардо и декумануса. Кардо: стабианская улица, Декуманом: улица Изобилия. Второстепенные декуманус – наланская (потом фортуни), кардо - улица Меркурия. Форум города не на пересечении, а немного сбоку – в юго-западной части. Города ориентировали по сторонам света. Но учитывали также характеристики, так Помпеи ориентировались на север – на г. Визувий. Туда же и форум города. Внутри точки, собирающие вокруг себя кварталы: триумфальная арка Калигулы, колодцы, фонтаны, статуи… Т.е. городская среда продумана, организована, семантична.
o Античный город отгорожен стенами. Хоронить можно только вне городских стен (внутри по специальным постановлениям). Т.е. город мертвых предваряет город живых. Скульптурная декорации, портреты умерших и надписи (не только имя, но и заслуги). Т.е. история города предваряет текущую ситуацию. В Помпеях – дорога гробниц.
o Морские ворота – типология сомницких ворот (нет симметрии, главные – повозки всадники, отдельно – пешие путники).
o У городских ворот – общепит (термополиум). Внутри – регулярные дороги, ориентированные на городские ворота и башни. Дороги вымощены камнем, чтобы все осадки/нечистоты стекали. Имели тротуар, были места, куда можно привязывать животных.
С 4 века новые материалы – бетон. В самой технике возведения бетонных стен возобладает идея наложенной декорации, которая определит структуру архитектурной кладки
o Opus incertum. От 4-3 вв до 1 в. до н.э. Сложная кладка требует много рабочих и немного организаторов – быстрее, дешевле. Снаружи камни (внутри бетон со щебнем).
o Opus reticulatum. 1 век до н.э. Поверхность стены – четкая геометрическая форма (ромб), где основание на внешнюю стену, конус – связан с бетонной кладкой. Потом часто облицовывалось или оштукатуривалось. Мавзолей Августа.
o Опус микстум – совмещение ретикулата и кирпичной кладки. На вилле Адриана в Тиволи. Конструктивное (больше плотности), но и декорация – ритм.
o Opus testaceum - поздняя империя. Только кирпичная кладка, иногда с декоративным добавлением камня. Базилика Максенция и Константина.
Скорость, иное понимание архитектуры стены.
Новые конструкции:
С 4 века – новаторство конструкции: клинчатая арка. С 3 века – постоянная ситуация. 3 века – эпоха эксперимента в римской архитектуре. Новый материал совмещается с новой конструкцией.
2 век – арка совместится с бетоном – возникновение римской архитектуры.
Рубежный памятник – Портик Эмилии. 193 г. до н.э. в 174 до н.э. реставрирован (на берегу реки Тибр, недалеко от Авентина). Огромное складское помещение. К этому времени Рим уже сильно зависел от привозных товаров.
· Целиком из бетона
· Перекрыта цилиндрическими сводами. Сводчатая конструкция
· Принцип рядоположения – художественных эффект масштаба, динамики, ритмической организации. Прием будет использоваться. Один элемент, используем много раз – новое худ решение.
Поздняя республика
Последний период развития республиканской архитектуры: поздняя республика.
Активное вторжение нового художественного вкуса – активная военная деятельность. Знакомство с эллинизмом.
Триумф Марцела в 212 - пронес в триумфе памятники Сиракуз – первое масштабное знакомство с памятниками эллинизма. Роскошная, развитая худ традиция. Раньше – фрагментарно. Теперь – не то, что было раньше, а живая эллинистическая традиция. Интернациональный характер – Рим включается в орбиту эллинистич государств.
Критика от римлян, приверженцев древних традиций (наиболее известный цензор - Катон старший): новые влияния несут разврат, разрушение добрых традиций предков.
Следствия:
· Развитой, сложный стиль городской жизни. Жилая, храмовая арх-ра, городское строительство.
· На строительство храма Юпитера в Афинах был привлечен римский мастер Децем Косутий (Витрувий), т.е. Рим становится полноценной структурой в рамках эллинизма.
Архитектура Рима тоже меняется: новый тип, сорт, вид той общей эллинистической архитектуры, со своим собственным лицом:
· Много заимствует эллинистической образцов – Форум. Большая регулярная прямоугольная площадь.
· Типология театрального здания
· Палестра
· Перистиль – изменяется и обогащается архитектура римского жилого дома (последняя от греков).
Но не забывает и своих корней, связанных с этрусками – синтез (соединение и новое качество).
Смена материалов. Изменение облика, пространства, декорации. Появляются новые материалы: Рим знакомится с мраморами. Но до эпохи Августа этого мрамора будет не очень много. Примеры:
· 149 г. храм Юпитера Капитолийского – вымощенный плитками пол (раньше – пол глинобитный). 146 – позолоченная крыша. 86г Катул младший делает высоту подиума равной высоте фронтона. В это время туда активно свозятся строит материалы из греческих городов.
· Первый мраморный храм = Квин Цицилий Метел – храм Юритера Стата (остановитель) в портике Метелла (портик Октавия).
· Круглый храм Сибиллы/Весты в Тиволи. Называем круглый храм. 1 пол 1 века до н.э. Тоже мраморный.
Развитие арки, использование бетон и тд. На чисто римские материалы и конструкции накладывается развитая мраморная греческая декорация.
Типология Форума
В эпоху республики форумы играют огромную роль: символ города и форма сосредоточия всего урбанизма. Там находятся главные храмы (города или державы), проходят все основные религиозные праздники, сосредоточие всей политической и экономической жизни. В праздники – театральное пространство. В Риме на Форуме Романум – первые гладиаторские состязания.
Типовой состав:
· Храмы
· Курия, городской архив
· Базилики (торговые и судебные)
· Таберны (именно республик форум – политич и экономич)
Позже форумы украшаются – портиками, что придает большую парадность. Украшаются также статуиями знаменитых граждан. В Риме – спец комиссия, решающая кого поставить.
Эволюция – от простой рыночной площади к роскоши, монументальности архитектурного решения. Форум Романум получит это в имперское время.
Тенденция к большей симметричности, регулярности и выделенности главных архитектурных решений. Продуманная осевая композиция. Уже была традиция:
o регулярная система пространств комиций и здание курий.
o Решение сакральных участков – осевая композиция, фасадная ориентация, храм ближе к дальнему концу
o Эллинистические влияния – Кессария Александрийская, Антиохия на Оранте = регулярные площади, портики и т.д.
Форум города Коза. План нерегулярный, несимметричный, не украшенный
Форум г. Помпеи. Сложная этническая история: греки, сабиняне, этруски и т.д. Греч составляющая сильна. Форум – характерная эволюция. Пересечение Кардо и Декомануса, но приближен к морскому порту.
Форум прошел 3 этапа развития:
1. 3 век до н.э. неправильная планировка, стоял храм Юпитера Капитолийского (потом станет храмом Капитолийской Триады). Там же храм Аполлона (сначала был основополагающий = из г. Кумы). Памятники не связаны между собой.
2. 150 – 120 гг. до н.э. Еще не связан с римлянами, под сабинским влиянием и греч традицией. Большая регулярность. С 3 сторон обносится портиками, пока еще двухъярусные, продуманная ордерная структура: нижний дорический, верхний – ионический. Из серого туфа. Просты по декорации. Еще один храм Юпитера Капитолийского под влиянием этрусских традиций. Главный объем – который господствует и организует (очень высокий подиум и ориентирован на Везувий) – храм Юпитера. Храм Аполлона за портиками = выключен и не нарушает.
3. Под римской властью: 120 - 62 г. (страшное землетрясение). С 62 до 79 г. Многое перестраивают.
o Строят здание Евмахии, храм божественного Августа (потом посвятят Веспасиану), храм городских богов Ларариум, мясной рынок Марцелло, храм Юпитера перестраивается и становится храмом капитолийской триады. Вместо скромных из серого туфа портиков – портики из травертина: более тяжелые, масштабные, грубые (дорич и ионич ордера). Нижний ярус без каннелюр – более тяжелые. Портики приподняты на ступеньках - доп. пространственный и осевой момент. Около 120 г. строится здание базилики и архив, курии и здании эдилов.
o Вытянутая регулярная прямоугольная площадь. Таберны загорожены портиками (чтобы не разрушать общего единого арх образа), т.е. экономическая составляющая остается. Храм триады еще больше поднимается и еще больше господствует. Идея оси – четко продуманная симметричная осевая композиция. Маленькая триумфальная арка напротив главного объема – на одной оси – ориентированная на Везувий. Храм Аполлона и Базилика вынесены за портики – связаны с форумом, но не нарушают его композиции.
o Две арки: Друза и Тиберия – фланкирует храм Триады, что подчеркивает значение главного объема. Камни преграждают повозкам въезд на площадь.
Здание Евмахии. Приход к власти императора Тиберия 14 г н.э. Приведен к власти матерью. Именно она погубила всю прямую родню императора Августа. Поэтому Тиберий оказывает почет матери – почти со-правительница: августейшее согласие и сыновья любовь (некое божество). Евмахия – знатная помпеянка, она хотела утвердить значение сына в жизни города. Строит здание – в честь августейшего согласия и любви (проецирует отношения Тиберия с матерью). Один из подходов, когда римское сооружение имеют обоснованную программу.
Функции: первоначально – для биржи торговцев шерстью, но потом доказано, что скорее всего невольничий рынок (Помпеи - морской порт). Огромный большой двор (помогали показывать рабов в момент торговли), портик и внутренние сооружения, где можно было содержать рабов. В экседре – статуя Евмахии и сына. Иконография скульптурного украшения – продолжает посвящение.
Храм Августа (потом божественного Веспасиана). Огражденный прямоугольный участок – храм в конце участка примыкает к стене, перед ним алтарь – осевая композиция. Декорация стен – плоскостная, но повторяющая ордерные формы и ритмом и рисунком подводящая к храму (портики)
Ларарий – широчайшее распространение техники бетона.
Портик Марцелла – мясной рынок. Торжественная помпезная декорация. Всегда выделение павильона в центре площади, где проходила торговля. Проточная вода (стоки), главные прилавок, декорация живописная эллинистическая на стенах. Темы мифологические, натюрморты, сцена торговли. Еще один прием: сочетание арок на одной оси: вынуждены идти от одной доминанты к другой. Все пространство города прочитывается (святилище, арки, статуи, бассейны и т.д.): выделено, логично расположено.
Храм всегда господствует и является доминантой. Еще одна символичная доминанта – Базилика. В Помпеях вынесена, но перпендикулярно форуму. Интересное объемное оформление пространства (портики базилики и пространства).
Форум Альба-Фуцена. Соотношение базилики и форурма с храмом.
Форум Романум.
4 век осушили болота между капитолийским и палатинским холмом (клоака Максима, впадавшая в Тибр близ о.Эскулапа). На Форуме республиканского времени были (с востока, против часовой стрелки):
· Восточная часть: Святилище Весты и Регия (жилище царя и потом оно станет местом обиталища верховного понтифика Рима);
· Северо-западная часть: Курия (место заседания Сената) и комиции (площадка для выступления народных собраний).
· Западная часть (у Капитолия): святилище Сатурна, храм Конкордии и другие более ранние храмы
· Изначально здесь было также место торговли, потом остались только ювелиры, а остальные ушли на образованные рядом торговые рынки Бычий (Боариум), Овощной (Голиториум), Рыбный (Пискариум).
· Виа сакра – все связывает.
Изначально это было еще и место жилья. Только после пожара 210 г. до н.ж. форум освободился от жилых построек и стал полностью публичной площадью. Тогда попытки придать регулярный план.
· Базилика Порция. Чуть на запад от курий и комиций (северная сторона).
· Северная часть – 174 г. до н.э.: базилика Фульвия-Эмилия. Уже была базилика Семпрония базилика с южной стороны Форума (позже на ее месте была построена базилика Юлия). Форум фланкируется с севера и юга базиликами, выходящими на Форум портиками с ордерными декорациями.
· 78 г до н.э. Табуларий – главный городской архив (напротив храма Юлия) на бетонных субструкциях. Форум получил замкнутую западную часть. Там же храмы Сатурна, Согласия (Конкордии), Божественного Веспасиана замыкают с запада форум. Первая ордерная аркада. Основная масса из бетона, облицована тесанным туфом и травертином, покрыты тонким слоем стука. Лестница под Табуларием к площадке храма Юпитера перекрыта цилиндрическим сводом.
Перестройка середины 1 века:
· Ростры (трибуны для выступления ораторов): по оси Восток (ступени Храма Юлия, Храма Диоскуров) – Запад (перенесены от комиций).
· Базилика Юлия.
Но самое главное - триумфальные арки:
o Арка Друза между Храмом Юлия (42-29гг) и базиликой Фульвия-Эмилия. Выход Виа Сакра на главную часть Форума с северо-восточной стороны.
o С другой стороны храма Юлия: арка Августа
o На западной стороне: арка Тиберия (юго-запад) и арка Септимия Севера (северо-запад) 205 г.н.э.
o Виа сакра идет сквозь триумфальные арки. Возникает симметрия (не полная, но все же).
o При династии Флавиев в самом верхней точке (западная сторона) – триумфальная арка Тита (открывает идею триумфа) = лучший вид на форум – семантика зданий. 81 г н.э.
В эпоху империи: дополнения:
· Колизей или Амфитеатр Флавия (72 – 80 н.э.). Функция форума как зрелищного сооружения переносится в Колизей.
· В конце языческого Рима Константин ставит триумфальную арку Константина (315 г.) – последняя в Риме – первая организующая пространство Виа Сакра
· Храм Венеры и Ромы (135г. Адриан), ограничен портиком. Вводит от Колизея на Форум Романум
· Завершена базилика Максенция и Константина (308-312) – главный фасад на Виа Сакра.
· У Максенция сын Ромул (умер когда Максенций правил). Храм Ромула (после 307 г.) на форуме- ориентирован на Виа сакра. В 6 века стал частью атриума храма св. Косьмы и Дамиана.
· При Антонинах – храм Божественного Антонина и Фаустины (141г. Антонин Пий).
· Храм Веспасиана и Тита (западная часть) 79г.
Оси: от Колизея до капитолийского холма. Главный акцент – храм Юпитера Капитолийского.
Ритм оформления фасадов Колизея задает ритм шествия по Виа Сакра. Дальше храм Венеры и Рома –> сохранение ритма –> к арке Тита (триумф – театральное начало процесса, оформляет вид на форум: храм Юпитера, Табуларий –> Базилика Максенция и Константина (ритм единый с Колизеем и храмом Вененры и Ромы) –> храм Ромула –> храм Антонина и Фаустины (напротив остатки Регии – жилища царя, позже Понтифика Максимуса, храм Весты, храм Диоскуров) –> арка Друза -> базилика Эмилия –> арка Септимия Севера –> храм Юпитера/Табуларий/храм Сатурна –> базилика Юлия –> арка Августа.
· Площадь вымощена каменными плитами.
· Арка Септимия Севера – в углу, нет прохода. Обилие декорации. Воспринимается не как архитектурный, а скульптурный объем.
· Последний памятник – 608 г. Фока – византийский император разрешает использовать Пантеон как христианский храм. Римский папа в ответ в честь императора Фоки воздвигает триумфальную колонну на Форуме Романа.
· Накануне принятия христианства – храм божественного согласия (12 главных языческих богов) – перед холмом Капитолийским.
Здание городского архива/табуларий (78 г до н.э.) – государственная память гражданского общества. Господствует на форумом сейчас.
Суть всей греч. архитектуры – стоечно-балочная конструкция. Рим - арочная система. Аркада. Не имеет масштаба и пропорций. Еще не антропоморфна. Идея наложения: штукатурка накладываем на бетонную массу, потом роспись. Наложение ордерной декорации на конструкцию бетонную. Эта декорация понимает понять логику работу римской конструкции. Она работает в ордерном мире, который понимает эллинистич. мир. Придает антропоморфный характер. Впервые полностью идея была использовано в Табуларии. Это уже развитая аркада – ордерная аркада. Ордерная аркада – повторение одного и того же элемента – продуманный четкий ритмический ряд. Боковой вид – пластика ордера, свето-тень, объем – организуют не только статику, но и динамику фасада. Прием примитивный, но дает огромную возможность дальнейшего развития.
Сама постройка тектонична – огромный цоколь. Совмещает арку и ордер. Она сама монолитный бетон, но имеет сводчатые системы. Они будут перекрыты разными сводами:
· Сомкнутые
· Крестовые
· Цилиндрические
Пусть в несовершенном виде архитектура внутреннего пространства с динамичной композицией, организованной системой движения с разными сводами, С использованием техники бетона и арок и ордерной декорацией. 80е гг до н.э. эпоха Суллы. Базы, капители, карнизы, уступы арок – из травертина. Выделяется – конструктивная важность.
Форум Юлия
Эволюция: регулярный характер республиканских форумов сохранят на протяжении всей империи. В конце эпохи республики – уникальный памятник
- Люди все равны, но тяготение к диктатуре (Суллы, Помпея, Цезаря): не жалеет средств и активно строит по всему Риму. 54 и 46 гг до н.э. К северу от форума Романума – форум Юлия (последний республиканский и первый императорский форум). Радикально отличается, но использует традиционные приемы:
· Вытянутый прямоугольник, завершающийся храмом. Традиционное решение, но наполнение и семантика отличается.
· От республики: сохраняет таберны (рынок), но он их прикрывает двумя рядами портиков (не видно, но функция есть).
· Прямоугольная площадь с портиками. В центре конная статуя Юлия Цезаря навстречу входящему. Прославление единоличного правителя. Возникает сложное движение: навстречу храму и статуе.
· Храм на высоком подиуме: целла с апсидой и ордерной декорацией: свободные колонные фланкирующие целлу с раскрепованным антаблементом. Храм Венеры Геметрикс (родительницы). Внутри – статуя Венеры, которая за ручку держит маленького мальчика внука Юла (Анхиз – Эней – Юл). Прославление человека, имеющего божественное происхождение. Официальная версия – именно за это (обожествление) его и убили. Продуманная система, связанная с республикой, но новое содержание: прославление одного правителя. Отсюда императорские форумы.
· Проход через 2 улицы. Раскопан не до конца. Сложные развитые с пышной архитектурной декорацией портики. Приподняты на 3х ступеньках – усиливают композиционное решение, прикрывают таберны (глубина, 2 колонны, затенённость). Потом был реставрирован при Септимии Севере – еще большая пышность, но и изначально был пышным.
На форуме Юлия Цезаря нет базилики – общественного здания.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 331.