Искусство Рима. Лекция 18.04.14 (часть), 19.04.14 (часть)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Изобразительное искусство этрусков

Этапы:

· Геометрический стиль культура Вилланова     8 век

· Ориентализирующий стиль                                       конец 8 – 7век

o Ранний 680 – 650

o Зрелый 650 – 630

o Поздний 630 - 600

· Архаика                                                                          с 6 - кон 5 века

o Ранний 600 – 550

o Зрелый 550 – 520

o Поздний 520 - 480

· Классика                                                                        кон 5 – 4 века

o Ранний 480 – 450

o Зрелый 450 – 400

o Поздний 400- 300

· Эллинизм (уже потеряли самостоятельность, но еще не растворились в римском государстве) 3 – 1 века до н.э.

По времени запаздывание:

1. Общая тенденция: с востока на запад, после прихода к власти Рима: с запада на восток

2. Этрусское искусство развивается за счет внешних импульсов

 

Геометрический стиль

8 и частично 7 век. Будет сосуществовать с ориентализирующим. Так и с другими стилями. Это связано с тем, что развитие идет не в глубь (художественное развитие), а в ширь (в глубину материка, на север и на юг).

Общее с греческой геометрикой:

· Обращение к декорации глиняных сосудов

· Господство геометрической системы, отсутствие растительного орнамента

Отличия:

· Развитие на пустом месте (у греков на основе микенских традиций). Проще, примитивнее.

· Другая форма сосудов, орнамент пытается, но часто не может обыграть форму сосуда. Не тектоничны.

· Развитие на основе новых образцов извне.

· Этруски берут уже угасающую традицию греков

 

Биконическая урна (арх музей Флоренции):

Аморфная статика. Не обыгрывает логику и тектонику формы, а просто украшающий форму. Узор продавливается, наносится цвет и обжигается.

После появления греческих образцов – появляется тектоника, меняется характер декорации.

 

Кратер из Бизенцио (арх музей Флоренции).

Фигуративная декорация. Рядом – значит вместе, повторяется, значит едино. Абстрактная форма, наложенная декорация. Нет сюжета.

 

Ориентализирующий стиль

Одинаковые черты:

· Реакция на формализм геометрики: растительный орнамент, увеличение сюжетов.

Ранний: постепенное исчезновение геометрики, первые гробницы, протокоринфский и финикийский экспорт

Зрелый: кульминация финикийской торговли, гробница Реголини-Галасси.

Упадок: сосуществование с архаикой, угасание финикийской традиции и преобладание Греции

 

1й этап: Амфора из этрусского музея Рима (вилла Джулия) нач 7 в до н.э.

Нет жесткой дисциплины регистров, порядка. Полная свобода изобразительности.

 

2й этап: Золотая фибула из гробницы Реголини-Галасси (музей Ватикана). Четкая фиксированная система, путем наложенной системы (орнаментальная рамка), а внутри – свобода.

 

3й этап: Кубок из гробницы Барберини из г.Палестрина. конец 7 века. Фризовая композиция. Растительный орнамент, ритмическая композиция, внешняя граница.

 

Образ человека. Не было литературного источника, мифология не давала сюжета для искусства, поэтому греческая мифология проникает на территорию Этрурии. Тогда обращаются к развитому сюжетному повествованию. Пиксиды из слоновой кости из гробницы Пания г.Кьюзи (кон. 7 века). Впервые сталкиваемся с повествованием: освобождение Одиссея из пещеры Полифема.

1. Максимально драматические моменты мифа

2. Подробный рассказ: сведение к ключевым эпизодам (начало – кульминация – конец). Во фриз вносится дискретное начало.

Браслет из гробницы Реголини-Галаси. Нарушается логика функционального начала предмета через внесение картинного начала (с рамой).

 

Скульптура ориентализирующего стиля. Этрусская пластика принципиально отлична от понимания греков. У греков была идеальная форма, подвергнутая рациональному контролю. У этрусков:

· форма активно вторгается в окружающее пространство

· искусство есть копия реальности, а не создает ее заново: отсюда иллюзионизм и натурализм.

 

Середина 7 века в Этрурию из Коринфа убежал правитель Коринфа (он посадил своего сына на римский престол – царь Тарквиний) и привез с собой ряд скульпторов (Эфир, Диор, Энграм) и тогда появляется третье стилевой направление: сфинкс из г. Кьюзи (уже греческая иконография). Статуэтки из Бролио.

 

Урны канобы. Город Кьюзи. Урны антропоморфного характера. Начинается с абстрактной темы, где урна уподоблена человеческому телу, но постепенно возникает все более и более тщательная проработка. Натуралистический интерес, детали одежды. Нарастает желание более подробно трактовать лицо. Пусть еще очень отвлеченно, но натуралистическая проработка налицо. Изображение есть копия лица, фиксация всех его особенностей и непохожих черт (натуралистическая концепция). Этруски дают моментальный слепок, римляне стараются фиксировать части как продолжительную во времени концепцию лица. Концепция человеческой личности.

Чтобы еще больше подчеркнуть жизнеподобие, лицо прорабатывается отдельно (металлическая пластина или керамическая форма – на фигуру накладывается пластина (как микенские маски)). Уже можем говорить о личности, индивидуальности, человеческом характере. Нет образа человека вообще, важна социальная идентификация (воин, пахарь и т.д.).

Искусство ориентализируещего стиля идет в сторону более четкой проработки личности.

 

Искусство архаики этрусков

Самый разнообразный, максимальное культурное влияние греков. 2 больших культурных центра: этруски и греки (Рима пока почти не существует). Ассимиляция греческого стандарта: греческие темы, мифология, греческие стандарты.

Возникают художественные центры:

· Церры (керамическая скульптура),

· Тарквиний (монументальная живопись этрусков).

· Человеческая тема – главная в искусстве.

Особенность – этруски начали понимать, ценить и создавать искусство как принцип свободной изобразительности (отказываясь от декоративной изобразительности).

Этапы:

· 600 – 550 ранний архаический, влияние Коринфа. Гробница Комбана. Вульчи (каменная скульптура), Кьюзи (продолжает практику урн-каноп), Вальтера (каменная скульптура), Перузия/Перуджа (металлическая пластика).

· 550 – 520 зрелая архаика. Ионическое влияние. В Греции – торжество пластической формы. У этрусков – падает интерес к круглой пластике. Из большой в сторону малых пластических тем. Начинает развиваться живопись и рельеф. Идея повествования, рассказа.

· 520 – 470 поздняя архаика. Вновь статуарная пластика. Влияние аттики.

 

Рельеф дверей из Тарквини. Переход от ориентализирующего к архаике.

2 пол 6 в. Не знаем, для чего они были предназначены. Монументальная скульптура – связь с архитектурой/тектоникой. Постепенно монолог меняется в сторону большего повествования.

Сюжеты: сохраняется элементы ориентализирующего стиля (орнамент и т.д.). Вместе с рамками – фриз (рассказ в форме геральдической композиции). Жанровая ситуация (пленники, которого ведет победитель).

Интерес к наиболее драматическим эпизодам: смерть, насилие, война.

 

Роспись гробницы графа Кампана около Кэи (?). Потом будут куплены в собрание Эрмитажа. Плохо сохранилась, поэтому часто воспроизводится как прорисовка. Украшает ложную дверь по двум сторонам гробницы. Нижняя зона: монстры – оберег. Верхняя зона (правая часть) – сюжетное начало. 2 точки зрения:

· путешествие человеческой души в загробное царство: демон ведет под уздцы коня, человек/душа сидит на этом коне.

· 2е прочтение: охота – то счастливое состояние, которое важно для души в загробном царстве. Если так – то появление жанровой темы.

Попытка подчинить архитектурному пространству. Желание ввести в отдельные картинные формы. Желание сфокусировать все изображение на наиболее важной части повествования. Сама идея охоты, а не разные виды и типы.

 

Город Вульчи. Каменная пластика. Кентавр из Вульчи (вила Джулия, Рим), 590 г., туф.

· Тема монстра, интерес к чудесному, ужасному.

· Постепенное развитие куроса в сторону большего натурализма. Желание показать человеческий объем как он есть. Но они фокусируются на внешнем, они не смотрят на конструкцию, структуру – поэтому аморфная форма, статичный объем.

Трактовка движения. Женщина из гробницы Исиды в Вульчи. Монолитный, четкий, фиксированный объем. Движение рук, которые разрывают единство объема, связывают объем с пространством, но развитие не получается.

 

Кьюзи. Продолжение традиций урн-каноб. Тенденция к большему натурализму продолжается. Никаких дополнительных новаций нет. В Кьюзи возникает еще одна группа памятников – большие антропоморфные урны, сделанные из камня. В Британском музее (стоящая фигура), из музея Палермо (сидящая) сер 6 в. Лицо – натурализм, остальное – внешняя неразработанная тема пластики, что и раньше.

 

Появление развитой темы рассказа. Рельефы от боевых колесниц (из гробниц). Бронзовые пластины с сюжетными композициями. Из г.Монтелеоне (сер 6 в до н.э.) из Метрополитена.

· Впервые появляется тема рассказа. Тема героя, его судьбы, подвигов. Выделяются ключевые эпизоды.

· Центральный эпизод – герой и богиня (вручение от божественной матери оружия герою). Это и есть смысл жизни героя и его существования.

· На боковых стенках – развитие темы. Левая – сражение. Правая стенка – лежащая аллегорическая фигура – божество земли. Герой возносится на небо (Ромул). М.б. Ахиз, Эней и другие.

· Как трактуется рассказ внутри композиции. Композиции дискретны (отдельные ключевые эпизоды: начало карьеры, карьера и ее завершение).

Декорация колесницы из Сан-Мариано из Мюнхенского музея. 540 гг. Медуза Горгона на центральном щите. Появляется сознательная субъективизация художественная языка. Экспрессия. Чудовища, натуроподобные монстры.

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 349.