Типологии, которые можно реконструировать по археологическим данным или по моделям
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Простильный тип храма

модели из г.Сатрико и г.Теано. Стены храма дополнительно покрывались росписью. Это 6-5-4 вв.

 

Этрусский/италийский храм.

План грабницы Ильдебранда в г.Соан. 2 в до н.э.

· Традиционные черты

· По сторонам от главной целлы – крылья (аллы), совпадающие с шириной выступающей задней стенки.

 

Храм в г.Фьезоли

· Тоже боковые крылья, но в них нет ордера. Это просто закрытая стена. Ордер только по фасаду.

· Трапециевидные двери

 

Алтарь королевы из Тарквинии

· Боковые крылья, закрытые с фасада. Есть колонны в два ряда.

 

Храм Портаначчо в г. Вейи. Скульптор: мастер Вулко (Плиний Старший). Обширная сохранившаяся скульптурная декорация. Скульптура – на коньке кровли. Усиление тяжести венчающих частей: атектоничный и декоративный подход.

 

Храм с тремя целлами.

Боковые стены гладкие, не имеют ордера. Храм в плане почти квадрат. Отражают систему пантеона (капитолийская триада: Юпитер, Юнона, Менерва).

 

Главный храм Рима: Юпитера всеблагого и величайшего на Капитолийском холме, Юноны и Венеры. Все остальные боги освободили место для нового храма, остался только бог Термин (его камень также оставили и даже пробили отверстие в кровле, чтобы камень был под открытым небом). Важен сам принцип добавления богов в пантеон.

· Приглашают этрусских мастеров (у истоков Рима стоит храм, созданный в этрусской типологии, этрусскими мастера и декорированный ими же – мастер Вулка).

· Горел неоднократно, но его всегда восстанавливали по тем же размерах (один раз чуть увеличили высоту), в старых формах. Меняли материал: постепенно получил мраморные колонны, полы, золоченные украшения.

· Наиболее сложная типология храма, доставшаяся римлянам от этрусков:

o Трехцеловый (центральная шире других), расширенный центральный интерколумний, лестница со стороны входа, высокий подиум

o Портик из 8 колонн в 2 ряда.

o Сакральный участок, храм придвинут к задней стене как в Вольсини.

 

Храм Бельведер

Храм вынесен за границу сакрального участка, но есть боковые стенки, т.е. он все равно выгорожен из окружающей среды и ориентирован на сакральный участок. Наиболее развитое выражение принципов осевой ориентации и фасадной композиции.

 

Ордерная декорация.

Наряду с греческими ордерами используют свой собственный тосканский ордер.

Гробницы в Диньянелло (500г.), гробница тосканского столба в г.Церра (3 в до н.э.)

 

Легко видоизменяли ордерные формы: колонна с Бычьего форма Рима. Дорический ордер наиболее популярен.

 

Декорация фронтона: желание усилить венчающие части храма. Этруски всю скульптурную декорацию подтягивают к коньку кровли. Более декоративное и внешнее, не учитывающее тектонику. Гробница Норчья. Раскрашенная терракота.

 

Градостроительство

 

Обряд основания городов римляне взяли от этрусков. Особый день, особые люди, по периметру соответствующие быки с сохой и пахари прокладывают бразду наружу.

· Город противостоит окружающей дикой неорганизованной природе.

· Регулярный план – идеальный случай. Первые города возникают на местах культуры Виллановы (на вершинах холма) – поэтому почти все неправильно организованные. Только в конце 6 века – регулярность от греков (Аристотель довольно подробно рассуждает об этом). Этруски берут идею, но до конца ее доведут уже римляне. г. Спина (старое устье р.По) – регулярная планировка, вместо улиц – каналы, главные оси четко ориентированные по сторонам света:

o С севера на юг – «кардо»

o С запада на восток – «декуманум».

 

Жилая архитектура

Плохо сохранилась, поэтому изучают на основании памятников погребальной архитектуры, т.к. это дом умерших, повторялись формы жилой архитектуры.

 

Таберны

Прямоугольник с тремя стенами и открытой ориентаций на улицу. Возможность комбинировать горизонтально и вертикально. Опять выделенное пространство (огорожен стенами), выделена дверь: фасад и осевая композиция. В конце – ложе хозяина дома.

 

Перекрытия: двухскатные с выделенным коньком кровли (усиление осевой композиции) и плоское перекрытие со сложной кессанированной организацией перекрытия (более простое и возможности перекрыть большие пространства).

 

Декорация всегда подчинена архитектуре, обыгрывает и объясняет.

Гробница в г.Абвея. Система стены имеет четкую организацию на отдельные ярусы с четким тектоническим построением.

Разные системы фризов:

· есть явно опирающаяся на ордерное понимание: цоколь – сюжетный фриз – завершающий антаблемент. Есть фронтон и декорированный конек кровли.

· Не имеет устоявшегося характера: цоколь – фриз – антаблемент: разные формы, подходы к украшению, но набор элементов один и тот же.

 

Фасад: единственная парадная часть дома. Социальный статус, заслуги хозяина. Фасад украшался: триумфаторы украшали фасад трофеями. Оформление фасада – единственная художественная задача в оформлении жилой архитектуры.

 

Погребальная урна из Кьюзи (2 в до н.э.). Соотношение ордерной декорации и арочных форм. Ордер – декоративная система, приставленная декорация, оформляющая дверной проем, сочетание большого и малого ордера.

 

Атриумный дом

Гробница санта-джевенали. Несколько внутренних помещений: вестибюль, главное помещение (атриум – именно здесь официальная часть, здесь ларариум), таблинум (парадная спальня – приватная часть дома). Опять осевая композиция и динамичное развитие внутреннего пространства.

 

Некрополь Пандидачча г. Церры (Пирги – его порт, восточное влияние): Гробница Алькова и другие гробницы этого города. Возникают по бокам вестибюля боковые комнаты, но основная логика и главные помещения остаются.

 

5 типов атрия:

· Тосканский или этрусский атрий: нет членений внутри, но имеет отверстие в крыше (комплювий), ориентированной вдоль пространства. Освещение и влага. Под комплювием в полу – бассейн (имплювий) повторяет рисунок комплювия. Между имплювием и таблинумом – парадный стол.

· Четырехколонный (тетрастильный) атрий. Четыре колонны, поддерживающей комплювий.

· Коринфский атрий. Многоколонный атрий. Явное влияние греческой и эллинистической архитектуры.

· Дождеотводящий атрий (комплювий совсем маленький, а над ним конструкция, прикрывающая это отверстие).

· Крытый атрий.

Гробница таблинума. Перепады высоты, ложная дверь в конце, боковые крылья.

 

Позже возникнет единое понимание пространства, здесь же пространства четко отделены друг от друга.

 

Гробница греческих расписных ваз. Гробница щитов и кресел. Гробница из Перузии (Перуджа) 2 в до н.э. – дождеотводящий атрий.

Погребальные сооружения

Все типы гробниц имеют четкую локализацию по географическому региону. Другая точка зрения – эволюция от более простых к более сложным. Но везде много исключений, поэтому просто смотрим на типы.

1. Тумулусные гробницы. Насыпные холмы, укрепленные каменной стеной в нижней части (крепида: в ней цоколь, сама крепида и карниз). Внутри погребальные камеры с гробницами. Располагались группами в некрополе. К гробнице – коридор (дромос). Внутри – ложные своды. Гробница Регалини-Галасси в некрополи Собро г. Церра.

2. Круглые тумулусные гробницы. Гробница из Казали-Мариттимо (реконструкция из арх музея Флоренции). Близкая к круглому помещению с ложным куполом и поддерживающей опорой.

3. Камерные гробницы. Тоже входят в большие некрополи, примыкают одна к другой (воспроизводят город живых) Некрополь из г. Орвьетто (5 век до н.э.)

4. Скальные гробницы. Вырытые в скале по образцу или храма или жилого дома.

Инженерные сооружения

Г. Новые Фалерии (сер 3 века). Городские стены и главные городские ворота:

· Регулярная кладка

· Использование клинчатой арки (уже середина 3 века, когда этруски подчинены Риму):

o Более твердые материалы для арки

o Выделение замкового камня, пят арок: выделение функцию и конструкцию арки. Семантика: на замковом камне – изображение Юпитера.

Стены и ворота Вольтерры (2в):

· Усложняется скульптурная декорация: не только замковый камень, но и пяты арок: триада (Юпитер, Юнона и Менерва) или Юпитер и братья Диоскуры.

 

Перуджа (Перузия) порто Марция (1в):

· Наиболее сложный декор в этрусской архитектуре

· Развитой сюжет и имеет очевидный иллюзионистический подтекст. Декор уже над аркой. Арка, ордер над аркой, зона антаблемента: большой и малый ордер, решетка с фигурами Юпитера, братьев Диоскуров и их кони. Т.е. иллюзия пространства лоджии.

Городские ворота Перуджи (арка Августа). Конец 2 века.

· Городские башни получают трапециевидный фасад

· Рисунок – пространственные ниши со щитами.

Мост в г.Вульчи

· Стрела подъема поднята, т.к. конструктивно еще не могут сделать горизонтально. Позже римляне преодолеют эту проблему.

 

Эппогео из Сан Мано в окрестностях Перуджи.

· Возникает цилиндрический свод.

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 311.