Основные черты римского искусства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1) Завершение античной художественной традиции. Проблема подведение итогов, опирается на более ранние традиции и памятники.

2) ИР в развитии прошло весь цикл, которое прошло все античное искусство. Зародилось, имело сумбурную эпоху формирования, дошло до вершин и воплотило все особенности античного искусства, изжило эти вершины, и умирая дала всплеск для следующего периода христианского искусства

 

Периодизация

Совпадает с этапами римской истории. Есть внутреннее сущностное родство с историческими эпохами.

1) 8 – 4 вв до н.э. Его еще не существовало, есть некое убожество. Это искусство тех народов, которые потом населяли территорию римского государства. Племена италиков и этрусков. В силу территориальной близости, религиозно-культурно-этнически близки римским племенам. Именно тогда и возникают особенности РИ, которое вбирало, похищало и т.д. памятники, но никогда не было копийным, копии никогда не были 100% повторениями, это всегда была римская интерпретация. Рим ассимилирует (как сабинских девушек), он вбирает в себя. При этом вбираемая традиция узнаваема, но она уже другая. При этом Рим создает единую художественную систему: мост в Галлии, Британии, Египте – это римский мост.

2) От 4 в до н.э. до 31 или 27 в до н.э. Конец республики 31г (битва при Акции) или 27 – когда Август официально становится императором. Впервые имеем дело с римскими памятниками. Республиканский этап, завоевание племен, которые оказывают влияние на РИ: этруски, сабиняне, греческие провинциальные города. РИ вбирает восточные традиции (трофеи, торговые контакты и т.д.). С конца 3 века – Рим выходит на всю арену средиземного моря (Карфаген, Сицилия, Восток). До этого римляне контактировали с провинциальными греч городами, сейчас с лучшими эллинистическими государствами: привозят памятники, мастеров, художников. Сейчас и происходит сложение и формирование РИ. Возникает римская архитектура, использование цемента, разрабатывается проблемы арки, свода, купола. Первый исторический рельеф, скульптурные портрет (человек – фамилия – род – город - государство), живописные памятники (пространство, перспектива…). В рамках общего развития эллинистической цивилизации

3) С 31/27 гг до н.э. до конца римской империи. Дата окончания – несколько подходов:

a. 313 год Миланский эдикт

b. 337 - смерть Константина Великого

c. дата переноса столицы

d. 476 – низложение последнего императора Западной римской империи Ромула Августула. Германец Одоакр не на себя накладывает регалии империи, а отсылает их в Константинополь, а сам провозглашает себя местным королем

e. Может тянуться до эпохи каролингов

Мы возьмем дату правления Константина – наиболее нейтральная дата.

 

Три подэтапа:

1) 1 – 2 века н.э. Рим превращается в самую крупную державу античности. Разные культурные, климатические, этнические традиции. Pax Romana – римская цивилизация – расцвет. Формируются окончательные идеи римского градостроительства, архитектурные типологии – по всем городам империи. Расцвет портрета, живописи. Все развитие идет из центра на периферию, центр определяет вкусы, происходит распыление римской традиции

2) конец 2 – 270-280гг. н.э. Кризис империи. Экономический, политический, мировоззренческий. Нашлись силы для собирания государства воедино.

3) 280 – до эпохи Константина или 476в. Император уже  dominus – господин. Окончательно Рим становится империей. Владыка обладает божественной властью (влияние Востока). Четкая структура державы. С приходом Диоклетиана 284 – 305 г – происходит трансформация. Сейчас РИ переживает новый этап, когда выйдя из кризиса 3 века, смогло выработать новые худ принципы: противоположный новый худ язык, но внутри самой римской традиции. Будет использован христианским искусством.

Основные черты Римского Искусства:

1) Основные идеи:

a. идея собирания. Важно как факт включения чужого, преобразование и осознания как своего.

b. терпение, настойчивость в достижении целей – можно победить римлянина, но нельзя остановить Рим. Сознательное культивирования мужества. Идея политической власти, воли, силы и доблести. Энеида, VI.

c. Важны также и другие качества: трезвость и рассудочность римского характера. Его приземленность. Четкость, прописанность, филигранная проработка римского портрета. Логичность римского сознания. Умение довести до конца начатое, идти вперед, чтобы не случилось. Практичность – регулярно из Рима изгоняют философов, т.к. они мешают практическому сознанию.

d. Римский индивидуализм. Может носить грубые, эгоистические черты, но возникает понятие личности

2) Особенности религиозности. Собственная религия – бедна, слаба и убога, поэтому так сильно влияние этрусков, греков. Всегда практицизм, рассудочность, мельчайшая детализация литургической практики, отсюда огромное количество богов. Петроний: «когда идешь по Италии, легче встретить бога, чем человека». Есть боги на все случаи жизни: бог первого вздоха ребенка, первого крика, слова ребенка и так до смерти. В практике – важно досконально соблюсти весь обряд, если что-то не так (причем значение слов забывалось). Была важна не суть обряда, а соблюдение формулы. При объявлении войны – бросить на территорию копье, после этого начало войны. Римляне вынуждены были объявить войну царю Эпира Пиру. В Долмацию копье не пустишь. Купли раба, отпустили, продали ему землю, туда пустили копье (он же остался эпирцем) – формально ритуал соблюден. Т.е. важна буква, а не дух религиозной системы. Это повлекло то, что Рим начинают побеждать культы, обращающиеся к душе, а не внешним обрядам.

3) Римское сознание дало римское право. Есть 2 типа цивилизации: на римском праве – настоящие цивилизации, а есть другие – у которых нет цементирующего начала латинского языка и правил. Когда римляне поклоняются богам – договор: от меня соблюдение ритуалов, но ты верни мне блага. Если ты этого не делаешь, то я имею права тебе не поклоняться. Do ut des (даю, чтобы ты дал).

4) Ведущий вид искусства – архитектура. Она - основа оформления пространства, где будет стоять скульптура, висеть живопись.

a. Социальный аспект (Амвросий Медиоланский) – в Риме находят на улицах 3575 изображений. Т.е. искусство постоянно окружает человека и формирует представление о власти, мире, богах, окружающем мире. Его определяет не столько художник, сколько заказчик.

b. Оно очень продумано и логично в своей структуре. Определенность декорации для архитектурного пространства. Каждый интерьер должен был иметь свою декорацию по теме и формальным особенностям.

5)  Любая правящая династия через искусство несет какую-то информацию, что отражается в стилях (августовский и аврелианский классицизм, республиканская строгость и т.д.). Античные авторы это понимали. Плутарх: когда властитель любит музыку, является много музыкантов. Мы играли в теннис, а теперь катаемся на горных лыжах.

6) Последовательный эклектизм. РИ было принципиально эклектично. Оно легко сочетало разные черты: влияние заказчиков и мастерство создателей.

7)  РИ обладало удивительной краткостью. Фет, много переводил античную поэзию. Ужасно трудно переводить с латинского на русский.

8) Масштаб. Греческое искусство вписано в пейзаж. РИ связано, но оно подчиняет его, отсюда масштаб, размах.

9) РИ – это то, на чем существует вся позднейшая европейская художественная традиция. Рим всегда оставался этой точкой отсчета.

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 267.