Искусство Этрусков: общие положения. Архитектура
Введение: географическое положение и истоки происхождения
Сложности изучения этрусского искусства:
o Тексты есть, но они в основном хозяйственные. Вынуждены анализировать внешние формы, не погружаясь во внутреннюю суть вещей.
o Вторая проблема в том, что до конца не известно, что представляли из себя собственно этруски. Было ли это автохтонное население или извне (восток, север) – неизвестно. Сложно понять истоки.
Единственное, что можно сказать точно, что с 8 века до н.э. существует некий народ, который получил название этруски, который там живет и имеет яркую самобытную художественную культуру. Эта художественная традиция развивалась с обязательной оглядкой на греческую традицию, что характерно для Средиземноморья. Оно не грецизирующее, а грекоподобное.
Ведущая тема развития ЭИ – та же классическая задача, что и в Греции, но решенная самостоятельно. Это было продиктовано географическим положением.
Италийский полуостров имеет четкое деление на художественные зоны:
1) Великая Греция – юг, побережье. Больше ориентировались на внешний мир, чем на внутренние территории. Яркое, но замкнутое искусство.
2) Север – этруски. Наиболее старые этрусские города тоже на побережье, которое потом получит название Тоскана (память о тиренах – тусках, которые там были). Постепенное движение вглубь материка, а дальше еще севернее до реки По. А юге соприкоснуться с греками в области Кампании (г. Капуя) и напрямую свяжутся с греками. С 5-4 века территория Этрурии будет опять сжиматься: юг – от греков, центр - от альбанцев и сабинцев. С рубежа 5-4 вв этрусские племена испытают давление от галльских, кельтских племен, которые дойдут до Рима. И опять сожмется до территории центральной Италии.
3) Третий центр, еще очень скромный – Рим. Близко к побережью, но достаточно далеко, чтобы избежать пиратов. Между этрусками и греками – внешнее влияние первых.
Важно происхождение этрусков (с востока – Геродот, автохнонные, с севера). Наиболее популярная точка зрения, что с востока, что определяет своеобразие и богатство художественной культуры. Движение с востока – обычная тенденция для Средиземноморья.
Архитектура
У этрусских племен для того же Винкельмана важно географическое расположение.
Г. Пирги – первые города на плоской равнине – особенность городской архитектуры, на побережье и неизбежно смотрят на море – отсюда контакты и связи. Не только ориентация на восток и Грецию, но и на Финикию (торговые караваны) – финикийская письменность, боги, памятники. Они в отличие от греков не отворачивались от соседей. Г. Популони – опять море.
Г. Вульчи – второй вариант этрусского города. В центре страны, удалены от моря и спасены от пиратства и от внешнего художественного влияния. На холмах – иной типах градостроительства. Г. Тарквини – тоже материковая Италия.
Г. Монтепульчиано – виноградники. Палаццо Бучелли – цоколь из разного рода памятников этрусского искусства. Меценат гордился тем, что происходил из этрусского рода. Император Клавдий любил заниматься историей отчизны и в том числе написал труд об истории этрусков. Т.о. римляне считали этрусков частью своей культуры, традиции и истории.
Город Вейи (30 км. от Рима), с которым первым столкнулся Рим. Отсюда пришли архитекторы и скульпторы для храма Юпитера. Вхождение этрусков в культуру Рима.
Античная цивилизация – это цивилизация урбанистическая, города, который является основой экономики. Город – образ культуры, развития, власти, образованного человека. Сельская округа – люди дикие, необразованные. Это противопоставление важно для античности.
Основные этапы развития этрусских городов:
1) Появление этрусских городов. С 8 века. Этап формирования. Соперничают с греками, Карфагеном, Финикией – влияние восточной традиции. Расцвет этрусского ремесла. Соперничает с Карфагеном и Грецией на море и на суше.
2) Расцвет – от 7 до 6 века. От реки По до г. Капы (почти до Неаполя). Распространение архитектурных форм, способов строительства. Формирование типологии регулярной городской застройки, типология ЭИ. Расцвет ЭИ.
3) 5 - 4 вв.: конец периода расцвета. Почему?
o Мощное внешнее давление от греков и Рима. 509 г.: Рим низвергает этрусских царей и становится республикой. 2)
o Давление с севера от галлов. 3)
o Внутренний кризис этрусских городов. До этого города не враждовали между собой. Они входили в конфедерацию (12 крупнейших городов), были объединены общим культом, находящимся на севере в г. Вольсини – совр. Больсена.
Основные этапы падения влияния этруссков:
o 509 г. – изгнание из Рима последнего этрусского царя.
o 5 век – начало движение самнитских племен, которые изгоняют этрусков из Капы.
o 474 год поражение этрусского флота при Кумах. Этрусский флот теряет влияние в Средиземноморье. Нет плаванья, внешних воздействий, Этрурия замыкается сама в себе.
o 386г галлы дошли до Рима (гуси спасли город).
o Но одновременно чуть раньше 396 г. Рим уже свободный захватывает первый этрусский город Вейи.
Этрурия сжимается политически сопровождается всплеском художественной активности. Арнольд Тойнби – концепция вызовов и давлений. То племя, нация, которая испытывает внешнее давление, может сломаться или может пережить расцвет. Вот этруски переживают расцвет: города нужно укреплять, использовать новые технологию строительства, новые материалы – расцвет архитектуры. Отсутствие внешних воздействий – собственная художественная традиция.
o 280 – 241 г все этрусские города теряют политическую самостоятельность, но сохраняют художественную самостоятельность. Последний всплеск – безопасность, мир.
Этрусская архитектура
Материалы раскопок – планы, но не объемы. Страна городов с традицией фортификацией и системой градостроительства. Храмовая архитектура и городское строительство.
Трактат Витрувия – написан в эпоху Августа, переходный этап римской культуры. Он понимал, что все то чему он верит разрушается, поэтому он пытался зафиксировать, сохранить то, что он помнил по республиканской традиции, в т.ч. и этрусские памятники. У него об этрусках представление несколько фантастическое, но он незаменим.
Техника и материалы.
На каменном фундаменте из плетенки, обмазанной глиной. Чем больше выгоды от них в скорости, тем больше несчастий – пожары.
Материал, не имеющий тектоники, мало материала для продуманного подхода. Скорее для декоративности. Не архитектура пространства и конструкции.
Строгон: Этрурия отличается деревьями стройными и большой величины. Отсюда ордер и храмовая архитектура. Дерево нужно тоже раскрашивать и покрывать штуком.
Камень, связанный с местностью. Но опять обильная декорация, наложенная на форму. Даже в тех случаях, когда камень широко используется, то вместе с деревом. Очень широкие интерколумнии, плоские деревянные потолки (и в храмах и жилых домах).
Начало. Строительство.
Культура в долине реки По: тарамары. Бронзового века. 2 тыс. до н.э. Непритязательная, простая система строительства. Прямоугольные кладки, стропильные перекрытия, каменные блоки насухую регулярной или нерегулярной кладки. Штукатурка. Все плоско и примитивно.
10 век. Культура железного века. ВиллаНова. Северная и центральная Италия. Будет даже на холме Палатин. Между 10 и 8 веком. Эта база, на которую будут опираться этрусские города. Раскопали в конце 19 века. Хижина Ромула. Особенности:
· Здание с четкой осевой композиции (вход с одной стороны на короткой стороне продолжается столбом):
o прямоугольник с мягкими углами (мягкое понимание объема). Вход с короткой стороны.
o В центре столб (ось мира), держит двускатную кровлю.
· Фасадная ориентация – один главный фасад
· Развитая система завершения (стропила и покрывающая солома, держащие жерди – интерес к завершающей/венчающей части).
· Интерес к обильной декорации. Стена покрыта колористическим орнаментом. Декоративное понимание объема. Декоративный принцип стены.
Трупосожжение, прах – в огромный сосуд вместе с инвентарем, в т.ч. с моделями домов. Возможно глинобитная или из камня.
Новый тип дома. Из Сант Антонио. Поздние этапы.
· Прямоугольные дома
· Осевая композиция и фасадная ориентация
· Интерес к венчающей части – конек
· Стена тоже получает декорацию
Эволюция идет при сохранении общего принципа и особенностей.
Повлияло ли это на этрусков? Скорее всего пусть минимальное, но было:
1) Рельеф императорского времени, который показывает облик храма Весты, построенном на форуме Рима. Рельеф показывает один из вариантов храма. Из мрамора. Стена – делая его из мрамора сохранили в стене память о примитивных плетенных стенах. Т.е. верность традиции – важно, следовательно влияние ранних памятников на этрусскую архитектуру существовала.
2) Сохраняется еще и программа, образ, идейная составляющая. Овидий писал о центрическом храме Весты: формой остается такой же как раньше. Веста – земля, при обеих огонь негасимый. Шару подобная земля посреди всего мироздания она поместилась. Если она была угловатой – то не могла бы она быть центром мира. Овидий осмысливает древнюю традицию центрического храма, формулирует ее и несет дальше. Неслучайно мастера Ренессанса когда будут обращаться к идеальному типу храма будут обращаться к центрическому типу.
Храмовое зодчество
Витрувий писал (не получило подтверждение в археологии): этрусские города должны были иметь регулярную планировку, быть обнесены стеной, иметь трое ворот, три дороги, три храма: Тимия, Унии и Унбрат (соответствуют римским Юпитеру, Юноне и Менерве). 3:3-5; 5:6-7.
Г. Вальсинии – религионый центр этрусков. Храм 6 века. Каменный фундамент, остальное из дерева. Главные композиционные принципы:
· Храм стоит на сакральном участке. Выделен из окружающего мира. Противопоставление: внешний дикий враждебный непостроенный мир и зона храмового участка регулярна, оформлена, измерена, гармонична – образ гармоничности мироздания. Участок прямоуголен, выделен из окружающего враждебного пространства..
· Участок имеет один вход, храм - напротив входа. Греки ставят в центре. Этруски отодвигают к задней стене – им чужда концепция периптера. Четкая фасадная ориентация и осевая композиция. Свободное пространство перед храмом, примыкание храма к задней от входа стене.
Прямое влияние от вилановы.
Набор образных приемов этрусских храмов:
1) на высоком подиуме (часто равным высоте фронтона) – выделение храма из окружающего пространства
2) осевая композиция и фасадная ориентация:
a. ступеньки только по фасаду (часто даже не всю ширину, но имели боковые стенки) –
b. алтарь перед храмом – усиление осевой ориентации
c. этруски не знали типологии периптера. Глухие стены по бокам или крытые портики (закрытые или открытые с ордером), широкая закрытая задняя стена. Фасадная ориентация.
d. Имели 3 или 1 целлу. Несимметричное число целл тоже усиливало фасадную ориентацию.
e. фундамент, подиум – камень, ордерная система – деревянная. Широкие интерколумнии – влияет на ритмическую организацию фасада. При этом центральный интерколумнии чуть шире остальных.
3) Пропорции 5:6 (5 частей – глубокий портик, 6 – целла). Подиум стремился к квадрату, а не прямоугольнику: пронаос/портик, целла – статичность. К тому же широко расставленные колонны не собирали это пространство.
4) Верхняя венчающая часть здания равнялась подиуму – утяжеленный верх. Откосы крыши выходили широко за границы подиума и имели обильную декорацию (кроме антефиксов и акротерий еще и дополнительную декорацию из терракоты). Полихромный, насыщенный характер – дополнительная перегрузка верхней части.
Декоративный характер. Тектоника, ритм уходили на второй план.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 249.