Число зубьев шестерни
. (2.4.21)
Значение z1 округляют в ближайшую сторону до целого числа. Для прямозубых колес z1min = 17.
При z1 < z1min передачу выполняют со смещением для исключения подрезания зубьев.
Коэффициент смещения x равен:
для прямозубой передачи
мм (2.4.22)
Для колеса внутреннего зацепления x2 = x1.
Число зубьев колеса внутреннего зацепления
. (2.4.24)
Значение фактического передаточного отношения не должно отличаться от номинального более чем на 3 %, а общее фактическое передаточное число многоступенчатых редукторов на 5 %.
(2.4.26)
Определение геометрических параметров колес
Делительные диаметры d шестерни
, мм (2.4.28)
колеса:
, мм (2.4.29)
Диаметры окружности вершин dа и впадин df зубьев колес внутреннего зацепления
- вершин:
, мм (2.4.30)
, мм (2.4.31)
- впадин:
, мм (2.4.32)
, мм (2.4.33)
Ширина зубчатого венца шестерни и колеса
, мм (2.4.34)
, мм (2.4.35)
Силовой расчет
Наименование | Шестерни, Н | Колеса, Н |
Радиальная | ||
Окружная | ||
Осевая | ||
где α – угол зацепления (равен 20º для некоррегированных колес) |
Проверочный расчет
Проверка зубьев колес по контактным напряжениям
Определяем коэффициент ширины шестерни по диаметру:
(2.4.36)
Проверка контактных напряжений по формуле:
[5], МПа (2.4.37)
где КН – коэффициент нагрузки (рассчитан ранее);
Zs – коэффициент учитывающий вид зубьев колес (Zs =9600 – для прямозубых, Zs =8400 – для косозубых и шевронных):
Проверяем зубья на выносливость по напряжениям изгиба
, МПа (2.4.38)
где - коэффициент нагрузки
КFb - коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине зуба (коэффициент концентрации нагрузки) – таблица 2.4.7;
КFV - коэффициент динамичности (определен ранее);
- коэффициент, учитывающий форму зуба и зависящий от эквивалентного числа зубьев zu - эквивалентного числа зубьев –
таблица 2.4.8;
b – ширина зубчатого венца по которому будет производиться расчет[6].
Таблица 2.4.7 – Значения коэффициента неравномерности по ширине венца КFb
ybd | Твердость поверхности зубьев | |||||||
HB£350 | НВ > 350 | |||||||
I | II | III | IV | I | II | III | IV | |
0,2 | 1,00 | 1,04 | 1,18 | 1,10 | 1,03 | 1,05 | 1,35 | 1,20 |
0,4 | 1,03 | 1,07 | 1,37 | 1,21 | 1,07 | 1,10 | 1,70 | 1,45 |
0,6 | 1,05 | 1,12 | 1,62 | 1,40 | 1,09 | 1,18 | - | 1,72 |
0,8 | 1,08 | 1,17 | - | 1,59 | 1,13 | 1,28 | - | - |
1,0 | 1,10 | 1,23 | - | - | 1,20 | 1,40 | - | - |
1,2 | 1,13 | 1,30 | - | - | 1,30 | 1,53 | - | - |
1,4 | 1,19 | 1,38 | - | - | 1,40 | - | - | - |
1,6 | 1,25 | 1,45 | - | - | - | - | - | - |
1,8 | 1,32 | 1,53 | - | - | - | - | - | - |
Примечание: Данные, приведенные в столбце I относятся к передачам с консольным расположением зубчатого колеса, II - к передачам с несимметричным расположением колес по отношению к опорам, III – к передачам с симметричным расположением. |
(2.4.39)
Таблица 2.4.8 – Зависимость коэффициента формы зуба YF эквивалентного числа зубьев zu
zu | 17 | 20 | 25 | 30 | 40 | 50 | 60 | 70 | 80 | 100 и более |
YF | 4,28 | 4,09 | 3,90 | 3,80 | 3,70 | 3,66 | 3,62 | 3,61 | 3,61 | 3,60 |
Пример
Дано: U = 4 - передаточное отношение ступени; T 1 =26,6 Н × м - крутящий момент на входном валу передачи; T 2 =102,8 Н × м - крутящий момент на выходном валу передачи; w 1 =140,8 рад/с - угловая скорость вращения на выходном валу передачи; w 2 =35,2 рад/с - угловая скорость вращения на выходном валу передачи. Срок службы передачи – 5 лет, работа в 2 смены.
Решение:
Проектировочный расчет
Выбор материала.
Так как в задании нет особых требований в отношении габаритов передачи, выбираем материалы со средними механическими характеристиками.
Для шестерни: сталь 35ХГС, термическая обработка – улучшение, твердость – НВ 260 (таблица 2.1.1); для колеса: сталь 45, термическая обработка – улучшение, твердость – НВ200 (таблица 2.1.1).
Для шестерни
МПа.
Принимаем NHO 1 =2 × 107 (при HB 260, методом линейной интерполяции)
Принимаем KHL 1 =1, =1,1
МПа
Для колеса
МПа.
Принимаем NHO 2 =107 (при HB 200)
Принимаем KHL 2 =1, =1,1
МПа
Общее расчетное допускаемое контактное напряжение:
МПа
Значения предела выносливости при отнулевом цикле изгиба
- для шестерни
- для колеса
Коэффициент, учитывающий нестабильность свойств материала зубчатых колес .
Коэффициент, учитывающий способ получения заготовки зубчатого колеса .
Допускаемые контактные напряжения:
МПа - для шестерни
МПа - для колеса
Дальнейших расчет по наименьшему значению МПа.
Принимаем К=10 (при твердости шестерни и колеса Н £ 350 НВ)
Предварительное межосевое расстояние
мм
Ориентировочное значение окружной скорости колес (для прямозубых колес)
м/с
По таблице 2.4.4, степень точности n ст =8.
Коэффициент ширины
.
Из стандартного ряда, принимаем y ba =0,315
Коэффициент нагрузки определяется по формуле
где КН v =1,2 (таблица 2.4.5, при НВ≤350 и скорости υ=4,15 м/с);
КН β =1,1 (таблица 2.4.6, при НВ≤350 и несимметричном расположении колес);
Принимаем КН α =1,6 (т.к. расчетное получилось больше допустимого)
Уточненное межосевое расстояние
мм
Принимаем aw =125 мм (из стандартного ряда)
Предварительный делительный диаметр колеса
мм
Ширина зубчатого венца колеса
мм
Принимаем b 2 =40 мм (ближайшее - в большую сторону)
Минимальное значение модуля
мм
где К Fυ =1,4 (таблица 2.4.5, при НВ≤350 и скорости υ =4,15 м/с);
МПа – (меньшее значение)
Максимально допустимый из условия неподрезания зубьев у основания
мм
Из диапазона 0,84…4,9 выбираем m =2,5 мм (из стандартного ряда)
Минимальный угол наклона зубьев косозубых колес
Суммарное число зубьев
Принимаем zs =96
Действительное значение угла b наклона зуба
Число зубьев шестерни
Что больше допустимого минимального
Число зубьев колеса
Фактическое передаточное число зацепления
.
Ошибка Δ=0%.
Ширина зубчатого венца шестерни
мм.
Делительные диаметры d шестерни
мм
колеса:
мм.
Диаметры окружности вершин d а и впадин df зубьев колес
- вершин:
мм.
мм.
- впадин:
мм.
мм.
Силовой расчет
Силы в зацеплении
Наименование | Шестерни, Н | Колеса, Н |
Радиальная | ||
Окружная | ||
Осевая |
Проверочный расчет
Определяем коэффициент ширины шестерни по диаметру:
Проверка контактных напряжений по формуле:
Что меньше допустимого. Условие прочности выполнено.
Коэффициент нагрузки
где К F b =1,09 (таблица 2.4.7, при HB £ 350, ψ bd =0,54 и несимметричное расположение колес);
К FV =1,4 - коэффициент динамичности (определен ранее);
Эквивалентное число зубьев
и (по таблице 2.4.8)
Расчет ведем по колесу
МПа
Что меньше допустимого. Условие прочности выполнено.
2.5 Внешней открытой прямозубой
(Выборка из - Детали машин : учеб. пособие / И. И. Устюгов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Высш. шк., 1981. - 399 с.)
Выбор материала
По таблице 2.5.1 и 2.5.2, в зависимости от необходимых требований выбираем марку материала.
Допускаемое контактное напряжение определяется:
, МПа (2.5.1)
Принимается Khl =1.
Допускаемое напряжение при изгибе определяется:
, МПа (2.5.2)
Принимается KFl =1.
Таблица 2.5.1
Сталь НВ< 350—чугун | Тихоходные передачи больших габаритов и невысокой точности (8- и 9-я степени). Менее чувствительны к недостаточной смазке |
Сталь—сталь, улучшение, НВ<350 | Мелкосерийное производство. Редукторы как специальные, так и общего назначения. Невысокие нагрузки и скорости, отсутствие жестких требований и габаритам |
Сталь—сталь, закалка объемная или поверхностная, НВ>350 | Колеса со средней несущей способностью я повышенной скоростью коробок передач и специальных редукторов общего машиностроения. Редко переключаемые колеса коробок передач общего машиностроения, Переключение не на ходу |
Сталь—сталь, цементация, нитроцементация с закалкой, НВ>350 | Ответственные высоконагруженные передачи с повышенными требованиями к габаритам, работающие на повышенных скоростях, высокой точности (5, 6, 7-я степени). Требуются добавочные отделочные операции. Часто переключаемые колеса коробок передач |
Полиамид—сталь | Колеса, работающие с высокими скоростями и малыми нагрузками, при недостаточной жесткости конструкции. Уменьшают шум передачи. Спаренное стальное колесо должно быть достаточно твердым (НВ>300), с низкой шероховатостью поверхности (шлифованное или шевингованное), Значительные габариты |
Таблица 2.5.2 - Допускаемые напряжения для зубьев при расчете зубчатых передач на выносливость
Материал | Термообработка | Твердость | σ0НР, МПа | NH0·107 | σ0FР, МПа | NF0·107 | ||||
Вид нагрузки | ||||||||||
поверхности | сердцевины | нереверс. | реверсив. | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||
Сталь 45 | Нормализация | НВ180...200 | 420 | 1 | 155 | 110 | 4 | |||
Улучшение | НВ240...280 | 600 | 1,5 | 195 | 130 | 4 | ||||
Закалка ТВЧ сквозная с охватом дна впадины | HRC40...50 | 800 | 6 | 210 | 160 | 4 | ||||
Закалка ТВЧ поверхностная с охватом дна впадины | HRC40...52 | НВ240.. 280 | 800 | 6 | 230 | 180 | 4 | |||
Сталь 50Г | Закалка объемная | HRC45...50 | 800 | 6 | 220 | 165 | 4 | |||
Сталь 40X | Нормализация | HB210...230 | 550 | 1 | 200 | 130 | 4 | |||
Улучшение | НВ240...280 | 650 | 2,5 | 230 | 150 | 4 | ||||
Закалка ТВЧ объемная с охватом дна впадины | HRC48...52 | 900 | 8 | 230 | 170 | 4 | ||||
Закалка ТВЧ поверхностная с охватом дна впадины | HRC48...52 | НВ250...280 | 900 | 8 | 270 | 200 | 4 | |||
Сталь 40ХН | Закалка ТВЧ сквозная с охватом дна впадины | HRC48...55 | 1000 | 10 | 270 | 200 | 4 | |||
Закалка ТВЧ поверхностная с охватом дна впадины | HRC52...56 | НВ260...300 | 1000 | 10 | 320 | 240 | 4 | |||
Сталь 20Х и 20ХФ | Цементация с закалкой и последующей шлифовкой | HRC52...62 | HRC26...35 | 1100 | 12 | 280 | 210 | 4 | ||
Сталь 12ХН3А | рабочих поверхностей | HRC56...62 | HRC30...40 | 1150 | 12 | 330 | 250 | 4 | ||
Сталь 18ХГТ | HRC56...62 | HRC30…40 | 1150 | 12 | 300 | 220 | 4 | |||
Сталь 20Х и 40 X | Нитроцементация с закалкой и последующей шлифовкой рабочих поверхностей | HRC56...62 | HRC30...40 | 1100 | 12 | 300 | 220 | 4 | ||
Сталь 30ХГТ | Нитроцементация с закалкой и последующей шлифовкой рабочих поверхностей | HRC56...62 | HRC35...45 | 1100 | 12 | 300 | 220 | 4 | ||
Сталь 40X | Азотирование (газовое) | HRC60...65 | HRC25...28 | 950 | 14 | 240 | 215 | 4 | ||
Сталь 40ХФА | HRC60...65 | HRC26....30 | 1050 | 14 | 290 | 260 | 4 | |||
Чугун СЧ32-52 | — | НВ187...255 | 550 | 1 | 115 | 80 | 1 | |||
Высоко-прочный чугун ВЧ 30-2 | — | НВ197...265 | 600 | 1 | 120 | 85 | 1 | |||
Стальное литье 40ХЛ и 40ГЛ | Закалка с высоким отпуском | НВ190...255 | 600 | 1 | 135 | 90 | 4 | |||
Текстолит ПТ и ПТК | — | НВ30...35 | 45...55 | — | 40 | 40 | — | |||
ДСП Б и В | НВ30...50 | 50...60 | — | 50 | 50 | — | ||||
Полиамидкапролон | — | НВ14...15 | 42 | — | 30 | 30 | — | |||
Коэффициент ширины зубчатого венца по межосевому расстоянию, при консольном расположении одного из колес, выбирается из
диапазона ψba=0,2…0,25.
Коэффициент ширины зубчатого венца по диаметру:
(2.5.3)
где u – передаточное число передачи.
По таблице 2.5.3, определяем коэффициенты распределения нагрузки по ширине зубчатого венца, при расчете на контактную и изгибную
прочность KHβ и KFβ
Таблица 2.5.3 – Коэффициент формы зубьев
Относительная ширина колес ψbd | Консольное расположение одного из колес | |||
KHβ | KFβ | |||
при твердости рабочих поверхностей зубьев HB | ||||
>350 | <350 | >350 | <350 | |
0,2 | 1,15 | 1,07 | 1,25 | 1,13 |
0,4 | 1,35 | 1,15 | 1,55 | 1,28 |
0,6 | 1,60 | 1,24 | 1,90 | 1,50 |
0,8 | 1,85 | 1,35 | 2,30 | 1,70 |
Проектировочный расчет
Числа зубьев
Числа зубьев шестерни, задаются, конструктивно (z1 min=17). Числа зубьев колеса, определяется по формуле:
(2.5.4)
Модуль передачи
Определяется по формуле:
, мм (2.5.5)
где Кm – коэффициент (для прямозубых передач, принимается Кm =1,4);
YF – коэффициент формы зуба, таблица 2.5.4 (находят значения для шестерни и колеса , находят соотношение для шестерни и колеса. Дальнейший расчет ведут по наименьшему соотношению);
T1 – крутящий момент на шестерне, Н·м;
σFP - допускаемое напряжение при изгибе, МПа
Таблица 2.5.4 – Коэффициент формы зубьев YF
Число зубьев z или zυ | ||||||||||
17 | 20 | 25 | 30 | 40 | 50 | 60 | 80 | 100 | 150 | 300 |
4,3 | 4,12 | 3,96 | 3,85 | 3,75 | 3,37 | 3,73 | 3,74 | 3,75 | 3,78 | 3,75 |
Полученное значение округляется в большую сторону по таблице 5:
Таблица 2.5.5 – Стандартный ряд модулей
Нормальные модули зацепления m, мм | ||||||||||||
1 ряд | 1 | 1,25 | 2 | 2,5 | 3 | 4 | 6 | 8 | 10 | 12 | 16 | 20 |
2 ряд | 1,375 | 1,75 | 2,25 | 2,75 | 3,5 | 4,5 | 7 | 9 | 11 | 14 | 18 | 22 |
1-й ряд предпочтительнее 2-го |
Основные параметры колес
Диаметры колеса и шестерни:
Наименование диаметра | Диаметры шестерни, мм | Диаметры колес, мм |
Делительный | ||
Вершин | ||
Впадин |
Межосевое расстояние:
, мм (2.5.6)
Ширина зубчатого колеса:
, мм (2.5.7)
Ширина шестерни берется на 3…5 мм. больше ширины колеса.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 292.