Проверяем зубья на выносливость по напряжениям изгиба по формуле:
, МПа (2.1.15)
где - коэффициент нагрузки (КFb - коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине зуба (коэффициент концентрации нагрузки – таблица 2.1.6);
КFu - коэффициент, учитывающий динамическое действие нагрузки (коэффициент динамичности – таблица 2.1.7);
- коэффициент, учитывающий форму зуба и зависящий от эквивалентного числа зубьев zu (таблица 2.1.8)
zu - эквивалентного числа зубьев;
b – ширина зубчатого венца по которому будет производиться
расчет[2], мм.
Таблица 2.1.5 – Значения динамического коэффициента КНu
Степень точности | Твердость поверхности зубьев | Окружная скорость колес u, м/с | |||||
1 | 2 | 4 | 6 | 8 | 10 | ||
6 | HB£350 | ||||||
HB>350 | |||||||
7 | HB£350 | ||||||
HB>350 | |||||||
8 | HB£350 | ||||||
HB>350 | |||||||
9 | HB£350 | ||||||
HB>350 | |||||||
Примечание: в числителе значения для прямозубых колес, в знаменателе для косозубых |
Таблица 2.1.6 – Значения коэффициента неравномерности по ширине венца КFb
ybd | Твердость поверхности зубьев | |||||
HB£350 | НВ > 350 | |||||
I | II | III | I | II | III | |
0,2 | 1,00 | 1,04 | 1,18 | 1,03 | 1,05 | 1,35 |
0,4 | 1,03 | 1,07 | 1,37 | 1,07 | 1,10 | 1,70 |
0,6 | 1,05 | 1,12 | 1,62 | 1,09 | 1,18 | - |
0,8 | 1,08 | 1,17 | - | 1,13 | 1,28 | - |
1,0 | 1,10 | 1,23 | - | 1,20 | 1,40 | - |
1,2 | 1,13 | 1,30 | - | 1,30 | 1,53 | - |
1,4 | 1,19 | 1,38 | - | 1,40 | - | - |
1,6 | 1,25 | 1,45 | - | - | - | - |
1,8 | 1,32 | 1,53 | - | - | - | - |
Примечание: Данные, приведенные в столбце I относятся к передачам с консольным расположением зубчатого колеса, II - к передачам с несимметричным расположением колес по отношению к опорам, III – к передачам с симметричным расположением. |
Таблица 2.1.7 – Значения динамического коэффициента КFu
Степень точности | Твердость поверхности зубьев | Окружная скорость колес u, м/с | |||||
1 | 2 | 4 | 6 | 8 | 10 | ||
6 | HB£350 | ||||||
HB>350 | |||||||
7 | HB£350 | ||||||
HB>350 | |||||||
8 | HB£350 | ||||||
HB>350 | |||||||
9 | HB£350 | ||||||
HB>350 | |||||||
Примечание: в числителе значения для прямозубых колес, в знаменателе для косозубых |
(2.1.16)
Таблица 2.1.8 – Зависимость коэффициента формы зуба YF эквивалентного числа зубьев zu
zu | 17 | 20 | 25 | 30 | 40 | 50 | 60 | 70 | 80 | 100 и более |
YF | 4,28 | 4,09 | 3,90 | 3,80 | 3,70 | 3,66 | 3,62 | 3,61 | 3,61 | 3,60 |
Допускаемое напряжение определяется по формуле:
, МПа (2.1.17)
где – значение предела выносливости при отнулевом цикле изгиба (таблица 2.1.9), МПа;
[SF] – коэффициент безопасности (таблица 2.1.9).
(2.1.18)
где - коэффициент, учитывающий нестабильность свойств материала зубчатых колес (таблица 2.1.9);
- коэффициент, учитывающий способ получения заготовки зубчатого колеса (для поковок и штамповок – 1; для проката – 1,15; для литых – 1,3).
Таблица 2.1.9 – Значения предела выносливости при отнулевом цикле изгиба и коэффициента безопасности [SF]
Марка стали | Термическая и термохимическая обработка | Твердость зубьев | , МПа | [SF] | |
на поверхности | в сердцевине | ||||
40, 45, 50, 40Х, 40ХФА | Нормализация, улучшение | HB180…350 | 1,8HB | 1,75 | |
40Х, 40ХН, 40ХФА | Объемная закалка | HRC45…55 | 500…550 | 1,8 | |
40ХН, 40ХН2МА | Закалка при нагреве ТВЧ | HRC48…58 | HRC25…35 | 700 | 1,75 |
20ХН, 20ХН2М, 12ХН2, 12ХН3А | Цементация | HRC57…63 | - | 950 | 1,55 |
Стали, содержащие алюминий | Азотирование | HV700…950 | HRC25…40 | 300+1,2 HRC сердцевины | 1,75 |
Пример
Дано: U = 4 - передаточное отношение ступени; T 1 =26,6 Н × м - крутящий момент на входном валу передачи; T 2 =102,8 Н × м - крутящий момент на выходном валу передачи; w 1 =140,8 рад/с - угловая скорость вращения на выходном валу передачи; w 2 =35,2 рад/с - угловая скорость вращения на выходном валу передачи. Срок службы передачи – 5 лет, работа в 2 смены.
Решение:
Проектировочный расчет
Выбор материала.
Так как в задании нет особых требований в отношении габаритов передачи, выбираем материалы со средними механическими характеристиками.
Для шестерни: сталь 35ХГС, термическая обработка – улучшение, твердость – НВ 260 (таблица 2.1.1); для колеса: сталь 45, термическая обработка – улучшение, твердость – НВ200 (таблица 2.1.1).
Для шестерни
МПа.
Принимаем NHO 1 =2 × 107 (при HB 260, методом линейной интерполяции)
Принимаем KHL 1 =1, =1,1
МПа
Для колеса
МПа.
Принимаем NHO 2 =107 (при HB 200)
Принимаем KHL 2 =1, =1,1
МПа
Общее расчетное допускаемое контактное напряжение:
МПа
Принимаем Ка=43 (для косозубых колес).
Принимаем КНβ=1,25 (таблица 2.1.2, при HB £ 350 и несимметричном расположении колес).
Принимаем y ba =0,25 (для косозубых колес).
Межосевое расстояние равняется:
Ближайшее стандартное значение межосевого расстояния
Нормальный модуль зацепления:
Принимаем стандартный модуль
Примем предварительный угол наклона зубьев β = 10° и определим числа зубьев шестерни и колеса по формуле:
Тогда
Уточненное значение угла наклона зубьев:
Итого: β = 16°15’
Определяем основные размеры шестерни и колеса.
Параметр | Шестерни, мм | Колеса, мм |
Делительный диаметр | ||
Диаметр вершин | ||
Диаметр впадин | ||
Ширина зубчатого венца |
После расчетов производим проверку:
мм.
Проверка выполнена.
Окружная скорость колес:
Степень точности зубчатых колес - 9
Силовой расчет
Силы, действующие в зацеплении:
Наименование | Шестерни, Н | Колеса, Н |
Радиальная | ||
Окружная | ||
Осевая |
Проверочный расчет
Определяем коэффициент ширины шестерни по диаметру:
Принимаем (таблица 2.1.3, при скорости , степени точности 9).
Принимаем (таблица 2.1.4, при твердости и несимметричном расположении колес относительно опор).
Принимаем (таблица 2.1.5, при степени точности колес - 9, HB£350, м/с, для косозубых колес).
Тогда
Проверка контактных напряжений:
МПа
МПа - условие выполняется.
Принимаем (таблица 2.1.6, при HB £ 350, y bd =0,68 и несимметричном расположении).
Принимаем (таблица 2.1.7, при степени точности колес - 9, HB £ 350, м/с, для прямозубых колес).
Эквивалентные числа зубьев:
Отсюда, коэффициенты учитывающие форму зуба:
Принимаем YF 1 =3,85 (таблица 2.1.8, при zυ 1 =27,13).
Принимаем YF 2 =3,60 (таблица 2.1.8, при zυ 2 =108,5).
Значения предела выносливости при отнулевом цикле изгиба
Принимаем (таблица 2.1.9, при марке стали 45, улучшении)
Принимаем (для поковок и штамповок)
Допускаемые контактные напряжения:
МПа
МПа
Находим отношение
МПа
МПа
Дальнейший расчет следует вести для зубьев колеса, для которого найденное отношение меньше.
МПа
Условие прочности выполнено.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 261.