, МПа (3.23)
где - коэффициент нагрузки;
КFb - коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине зуба (коэффициент концентрации нагрузки) – таблица 3.7,
КFu - коэффициент, учитывающий динамическое действие нагрузки (коэффициент динамичности) – таблица 3.8;
- коэффициент, учитывающий форму зуба и зависящий от эквивалентного числа зубьев zυ – таблица 3.9;
υF - коэффициент, учитывающий понижение нагрузочной способности конической прямозубой передачи по сравнению с цилиндрической (υF =0,85);
b – ширина зубчатого венца по которому будет производиться расчет[8].
Таблица 3.7 – Значения коэффициента неравномерности по ширине венца КFb
ybd | Твердость поверхности зубьев | |||||||
HB£350 | НВ > 350 | |||||||
I | II | III | IV | I | II | III | IV | |
0,2 | 1,00 | 1,04 | 1,18 | 1,10 | 1,03 | 1,05 | 1,35 | 1,20 |
0,4 | 1,03 | 1,07 | 1,37 | 1,21 | 1,07 | 1,10 | 1,70 | 1,45 |
0,6 | 1,05 | 1,12 | 1,62 | 1,40 | 1,09 | 1,18 | - | 1,72 |
0,8 | 1,08 | 1,17 | - | 1,59 | 1,13 | 1,28 | - | - |
1,0 | 1,10 | 1,23 | - | - | 1,20 | 1,40 | - | - |
1,2 | 1,13 | 1,30 | - | - | 1,30 | 1,53 | - | - |
1,4 | 1,19 | 1,38 | - | - | 1,40 | - | - | - |
1,6 | 1,25 | 1,45 | - | - | - | - | - | - |
1,8 | 1,32 | 1,53 | - | - | - | - | - | - |
Примечание: Данные, приведенные в столбце I относятся к передачам с консольным расположением зубчатого колеса, II - к передачам с несимметричным расположением колес по отношению к опорам, III – к передачам с симметричным расположением. |
Таблица 3.8 – Значения динамического коэффициента КFu
Степень точности | Твердость поверхности зубьев | Окружная скорость колес u, м/с | |||||
1 | 2 | 4 | 6 | 8 | 10 | ||
6 | HB£350 | ||||||
HB>350 | |||||||
7 | HB£350 | ||||||
HB>350 | |||||||
8 | HB£350 | ||||||
HB>350 | |||||||
9 | HB£350 | ||||||
HB>350 |
Эквивалетное число зубьев
(3.24)
Таблица 3.9 – Зависимость коэффициента формы зуба YF эквивалентного числа зубьев zu
zu | 17 | 20 | 25 | 30 | 40 | 50 | 60 | 70 | 80 | 100 и более |
YF | 4,28 | 4,09 | 3,90 | 3,80 | 3,70 | 3,66 | 3,62 | 3,61 | 3,61 | 3,60 |
Допускаемое напряжение определяется по формуле:
, МПа (3.25)
где – значение предела выносливости при отнулевом цикле изгиба – таблица 3.9, МПа;
[SF] – коэффициент безопасности.
(3.26)
где - коэффициент, учитывающий нестабильность свойств материала зубчатых колес (таблица 3.10);
- коэффициент, учитывающий способ получения заготовки зубчатого колеса (для поковок и штамповок – 1; для проката – 1,15; для литых – 1,3).
Таблица 3.10 – Значения предела выносливости при отнулевом цикле изгиба и коэффициента безопасности [SF]
Марка стали | Термическая и термохимическая обработка | Твердость зубьев | , МПа | [SF] | |
на поверхности | в сердцевине | ||||
40, 45, 50, 40Х, 40ХФА | Нормализация, улучшение | HB180…350 | 1,8HB | 1,75 | |
40Х, 40ХН, 40ХФА | Объемная закалка | HRC45…55 | 500…550 | 1,8 | |
40ХН, 40ХН2МА | Закалка при нагреве ТВЧ | HRC48…58 | HRC25…35 | 700 | 1,75 |
20ХН, 20ХН2М, 12ХН2, 12ХН3А | Цементация | HRC57…63 | - | 950 | 1,55 |
Стали, содержащие алюминий | Азотирование | HV700…950 | HRC25…40 | 300+1,2 HRC сердцевины | 1,75 |
Пример
Дано: U = 4 - передаточное отношение ступени; T 1 =26,6 Н × м - крутящий момент на входном валу передачи; T 2 =102,8 Н × м - крутящий момент на выходном валу передачи; w 1 =140,8 рад/с - угловая скорость вращения на выходном валу передачи; w 2 =35,2 рад/с - угловая скорость вращения на выходном валу передачи. Срок службы передачи – 5 лет, работа в 2 смены.
Решение:
Проектировочный расчет
Выбор материала.
Так как в задании нет особых требований в отношении габаритов передачи, выбираем материалы со средними механическими характеристиками.
Для шестерни: сталь 35ХГС, термическая обработка – улучшение, твердость – НВ 260 (таблица 3.1); для колеса: сталь 45, термическая обработка – улучшение, твердость – НВ200 (таблица 3.1).
Для шестерни
МПа.
Принимаем NHO 1 =2 × 107 (при HB 260, методом линейной интерполяции)
Принимаем KHL 1 =1, =1,1
МПа
Для колеса
МПа.
Принимаем NHO 2 =107 (при HB 200)
Принимаем KHL 2 =1, =1,1
МПа
Общее расчетное допускаемое контактное напряжение:
МПа
Внешний делительный диаметр колеса:
Принимаем К d =99 (для прямозубых).
Принимаем y bRe =0,285 (рекомендованное значение).
Принимаем КН b =1,15 (таблица 3.2, при HB £ 350 и несимметричном расположении колес ).
Диаметр округляем до стандартного числа de =225
Число зубьев шестерни рекомендуется брать z 1 =18…32. Принимаем z1=25. Число зубьев колеса:
Число округляют до целого числа. После чего уточняют передаточное число:
Внешний окружной модуль:
мм.
Определяем углы делительных конусов:
Внешнее конусное расстояние Re и длина зуба b :
мм.
мм.
Длина зуба округляется до целого числа,
Внешний делительный диаметр шестерни de 1 :
мм.
мм. – рассчитано ранее
Средний делительный диаметр шестерни:
мм.
мм.
Внешние диаметры шестерни и колеса (по вершинам зубьев):
мм
мм
Средний окружной модуль m :
мм
Коэффициент ширины шестерни по среднему диаметру:
Средняя окружная скорость колес:
м/с
Степень точности - 7.
Силовой расчет
Силы в зацеплении
Название | Шестерня, Н | Колесо, Н |
Окружная | ||
Радиальная | ||
Осевая |
Проверочный расчет
Проверка контактных напряжений
Принимаем КН a =1 (таблица 3.4, для прямозубых колес)
Принимаем КН b =1,07 (таблица 3.5, при твердости и несимметричном расположении колес относительно опор).)
Принимаем КН u =1,11(таблица 3.6, при степени точности колес - 7, HB£350, м/с, для прямозубых колес).
Что меньше допустимого МПа
Принимаем К Fβ =1,14 (таблица 3.7, при HB £ 350, y bd =0,685 и несимметричном расположении).
Принимаем К Fυ =1,28 (таблица 3.8, при степени точности колес - 7, HB £ 350, м/с, для прямозубых колес).
Принимаем (таблица 3.9 при zυ 1 =25,76).
Принимаем (таблица 3.9 при zυ 1 =412,49).
Значения предела выносливости при отнулевом цикле изгиба
Принимаем (таблица 3.10, при марка стали 45, улучшении)
Принимаем (для поковок и штамповок)
Допускаемые контактные напряжения:
МПа
МПа
Находим отношение
МПа
МПа
Дальнейший расчет следует вести для зубьев колеса, для которого найденное отношение меньше.
МПа
Условие прочности выполнено.
4 Расчет червячной передачи
(Выборка из - Курсовое проектирование деталей машин : [Учеб. пособие для машиностроит. спец. техникумов] / С. А. Чернавский [и др.]. - 2-е изд. , перераб. и доп. - М. : Машиностроение, 1988. - 414 с)
4.1 Выбор материала
Материал применяемый для червяка – Сталь 45, 50 (или какая другая сталь, что не особо влияет на дальнейший расчет), твердостью HRC45…50 – при закалке, HRC45…50 – при закалке и цементации.
Материал, применяемый для венца червячного колеса необходимо выбрать из таблицы 1 или 2.
Ø Для оловянистых бронз: Предварительно, принимается скорость скольжения в зацеплении us»5 м/с. При длительной работе (частый случай), допускаемые контактные напряжения [sH] определяется по:
, МПа (4.1)
где [sH]' - основные допускаемые напряжения (таблица 4.1), МПа;
KHL – коэффициент долговечности (минимальное значение 0,67; максимальное значение 1,15).
Таблица 4.1 – Механические характеристики, основные допускаемые напряжения [sH]', основные допускаемые напряжения изгиба [s0F]' и [s-1F]' для материалов червячных колес, МПа
Марка бронзы или чугуна | Способ отливки | Пределы | Допускаемые напряжения при твердости червяка | ||||||
HRC<45 | HRC³45 | ||||||||
прочнос-ти, sв | текучес-ти, sт | [s0F]' | [s-1F]' | [sH]' | [s0F]' | [s-1F]' | [sH]' | ||
БрО10Ф1 | П | 200 | 100 | 45 | 30 | 135 | 55 | 40 | 168 |
БрО10Ф1 | К | 255 | 147 | 57 | 41 | 186 | 71 | 51 | 221 |
БрО10Н1Ф1 | Ц | 285 | 165 | 64 | 45 | 206 | 80 | 56 | 246 |
БрО5Ц5С5 | П | 150 | 80 | 35 | 25 | 111 | 45 | 32 | 133 |
БрО5Ц5С5 | К | 200 | 90 | 45 | 32 | 132 | 53 | 38 | 159 |
БрА9Ж3Л | К | 490 | 236 | 85 | 69 | - | 108 | 83 | - |
БрФ10Ж4Н4Л | П, К | 590 | 275 | 101 | 81 | - | 130 | 98 | - |
Примечание: К – отливка в кокиль, П – отливка в песчаную форму, Ц – отливка центробежная |
Коэффициент долговечности
(4.2)
где NS - суммарное число циклов перемены напряжений (максимальное значение 25×107, при больших значениях, округлять то максимального), определяется:
- для не реверсивной передачи:
(4.3)
- для реверсивной передачи:
(4.4)
где n2 – частота вращения червячного колеса, об/мин;
t – срок службы передачи, ч.
(4.5)
где L – срок службы передачи, лет;
Кг – коэффициент использования времени, годовой;
Кс – коэффициент использования времени суточный.
Ø Для безоловянистых бронз: Предварительно, принимается скорость скольжения в зацеплении us»5 м/с. При длительной работе (частый случай), допускаемые контактные напряжения [sH] определяется по
таблице 4.2.
Таблица 4.2 – Безоловянистые бронзы
Материал венца червячного колеса | Способ | [σH], МПа, при uск, м/с | ||||||
0,5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 6 | 8 | ||
БрА9ЖЗЛ | В кокиль | 182 | 179 | 173 | 167 | 161 | 150 | 138 |
БрА10Ж4Н4Л | В кокиль | 196 | 192 | 187 | 181 | 175 | 164 | 152 |
Допускаемые напряжение изгиба определяется по формуле:
, МПа (4.6)
где КFL – коэффициент долговечности (при ручном приводе КFL=1,5; при машинном приводе и длительной работе КFL=0,543)
4.2 Проектировочный расчет
Число заходов червяка, число зубьев колеса
Определяется число витков червяка из зависимости: z1=4 при u=8…15; z1=2 при u=15…30; z1=1 при u>30.
При этом число зубьев червячного колеса
z2=u× z1 (4.7)
Данное значение округляется до ближайшего стандартного значения из
таблицы 4.3
Таблица 4.3
aw, мм | m, мм | q | z2:z1 = и | |
1-й ряд | 2-й ряд | |||
40 |
| 1,6 | 10 | 40:4; 40:2; 40:1 |
2 | 8 | 32:4; 32:2; 32:1 | ||
50 |
| 2,5 | 8 | 32:4; 32:2; 32:1 |
2 | 10 | 40:4; 40:2; 40:1 | ||
63 | 3,15 | 8 | 32:4; 32:2; 32:1 | |
80 | 4 | 8 | 32:4; 32:2; 32:1 | |
100 |
| 5 | 8 | 32:4; 32:2; 32:1 |
4 | 10 | 40:4; 40:2; 40:1 | ||
125 |
| 5 | 10 | 40:4; 40:2; 40:1 |
4 | 12,5 | 50:4; 50:2; 50:1 | ||
| 140 | 5 | 16 | 40:4; 40:2; 40:1 |
5 | 10 | 46:4; 46:2; 46:1 | ||
160 | 8 | 8 | 32:4; 32:2; 32:1 | |
200 |
| 10 | 8 | 32:4; 32:2; 32:1 |
8 | 10 | 40:4; 40:2; 40:1 | ||
250 |
| 12,5 | 8 | 32:4; 32:2; 32:1 |
10 | 10 | 40:4; 40:2; 40:1 | ||
8 | 12,5 | 50:4; 50:2; 50:1 | ||
| 280 | 10 | 16 | 40:4; 40:2; 40:1 |
10 | 10 | 46:4; 46:2; 46:1 | ||
400 |
| 20 | 8 | 32:4; 32:2; 32:1 |
16 | 10 | 40:4; 40:2; 40:1 | ||
500 |
| 20 | 10 | 40:4; 40:2; 40:1 |
16 | 12,5 | 50:4; 50:2; 50:1 |
После округления проверяем передаточное отношение:
(4.8)
По ГОСТ 2144-76 допустимое отклонение не более 4 %
В начале расчета, предварительно принимают коэффициент диаметра червяка – q=8 или 10, а для слабонагруженных, при M2£300 Н×м - q=12,5
или 16.
Определяют межосевое расстояние:
, мм (4.9)
где К – коэффициент нагрузки (для начала расчетов можно принять 1,2);
Т2 – крутящий момент на червячном колесе, Н∙м.
Определяем модуль червячного колеса:
, мм (4.10)
По ГОСТ 2144-76 (таблица 4.4 и 4.3), m и q округляют до ближайших стандартных чисел
Таблица 4.4 – Сочетание модулей m и коэффициентов диаметра червяка q
m | q | m | q | m | q |
- | - | 3,15 | 8,00 10,00 12,5 16,0 20,0 | 8,00 | 8,0 10,0 12,5 16,0 20,0 |
1,6 | 10,0 12,5 16,0 20,0 | 4,00 | 8,0 10,0 12,5 16,0 20,0 | 10,00 | 8,0 10,0 12,5 16,0 20,0 |
2,00 | 8,0 10,0 12,5 16,0 20,0 | 5,0 | 8,0 10,0 12,5 16,0 20,0 | 12,5 | 8,0 10,0 12,5 16,0 20,0 |
2,50 | 8,0 10,0 12,5 16,0 20,0 | 6,30 | 8,0 10,0 12,5 14,0 16,0 20,0 | 16,0 | 8,0 10,0 12,5 16,0 |
20,0 | 8,0 10,0 12,5 16,0 |
Пересчитываем межосевое расстояние:
, мм (4.11)
Если aw – получается не стандартное, то берем другие значения q и m.
Таблица 4.5 – Стандартный ряд межосевых расстояний
1-й ряд | 80 | 100 | 125 | 160 | 200 | 250 | 315 | 400 |
2-й ряд | - | - | - | 140 | 180 | 225 | 280 | 355 |
Примечание – 1-й ряд следует предпочитать 2-му. |
Основные размеры червячного колеса и червяка
Наименование показателя | Червяк, мм | Червячное колесо, мм |
Делительный диаметр | ||
Диаметр вершин | ||
Диаметр впадин | ||
Делительный угол подъема | γ - таблица 4.6 | — |
Длина нарезанной части шлифованного червяка | при z1=1…2 при z1=3…4 для шлифуемых и фрезеруемых червяков длина должна быть увеличена: при m≤10 на 25 мм., при m=10…16 на 35…40, при m≥16 на 50 мм. | |
Наибольший диаметр червячного колеса | — | |
Ширина венца червячного колеса | при z1=1…3 при z1=4 |
Таблица 4.6 – Делительный угол подъема червяка
z1 | Коэффициент q | |||||
8 | 10 | 12,5 | 14 | 16 | 20 | |
1 | 7°07' | 5°43' | 4°35' | 4°05' | 3°35' | 2°52' |
2 | 14°02' | 11°19' | 9°05' | 8°07' | 7°07' | 5°43' |
3 | 20°33' | 16°42' | 13°30' | 12°06' | 10°37' | 8°35' |
4 | 26°34' | 21°48' | 17°45' | 15°57' | 14°02' | 11°19' |
Уточняем окружную скорость:
, м/с (4.12)
Уточняем скорость скольжения:
, м/с (4.13)
4.3 Силовой расчет
Силы, действующие в зацеплении.
Наименование нагрузки | Червяк, Н | Червячное колесо, Н |
Окружная | ||
Радиальная | ||
Осевая | ||
где α – угол зацепления (равен 20º для некоррегированных колес) |
4.4 Проверочный расчет
Проверка зубьев колес по контактным напряжениям
Для безоловянистых бронз уточняем допускаемые контактные напряжения по таблице 4.1.
<5% (4.14)
Если условие не выполняется, необходимо изменить расчет межосевого расстояния и дальнейшие расчеты.
При данной скорости необходимо уточнить КПД, для этого определяем приведенный коэффициент трения f’ и приведенный угол трения ρ' по таблице 4.7.
Таблица 4.7 – Приведенные коэффициенты трения f’ и приведенные углы трения ρ'
uск, м/с | f' | ρ’ | uск, м/с | f’ | ρ’ |
0,1 0,5 1 1,5 2 | 0,080…0,090 0,055…0,065 0,045…0,055 0,040…0,050 0,035…0,045 | 4o34'…5o09' 3o09'…3o43' 2o35'…3o09' 2o17'…2o52' 2o00'…2o35' | 2,5 3,0 4,0 7,0 10,0 | 0,030…0,040 0,028…0,035 0,023…0,030 0,018…0,026 0,016…0,024 | 1o43'…2o17' 1o36'…2o00' 1o26'…1o43' 1o02'…1o29' 0o55'…1o22' |
Примечание: 1. Меньшие значения следует принимать при шлифовальном или полированном червяке. 2. При венце колеса из без оловянной бронзы или латуни табличные значения следует увеличить на 30…50%. |
(4.15)
Контактные напряжения находятся по формуле:
£[sH][9], МПа (4.16)
где К – коэффициент нагрузки, определяемый по формуле:
(4.17)
где Кb - коэффициент учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине контактных линий;
Кu - коэффициент учитывающий динамическую нагрузку, возникающую в зацеплении (таблица 4.10).
(4.18)
где Θ – коэффициент деформации червяка, значения которого при различных q и z1 приведены в таблице 4.8;
х – коэффициент режима (таблица 4.9).
Таблица 4.8 – Коэффициент деформации червяка Θ
z 1 | Коэффициент q | |||||
8 | 10 | 12,5 | 14 | 16 | 20 | |
1 2 3 4 | 72 57 51 47 | 108 86 76 70 | 154 121 106 98 | 176 140 132 122 | 225 171 148 137 | 248 197 170 157 |
Таблица 4.9 – Коэффициент режима χ
Интенсивность работы электродвигателя | Продолжительность работы в сутки, ч | Значение χ при нагрузке | ||
постоянной | пульсирующей | ударной | ||
При редких пусках | 0,5 2 10 24 | 0,80 0,90 1,00 1,25 | 0,90 1,00 1,25 1,50 | 1,00 1,25 1,50 1,75 |
При частных пусках и остановках | 0,5 2 10 24 | 0,90 1,00 1,25 1,50 | 1,00 1,25 1,50 1,75 | 1,25 1,50 1,75 2,00 |
Примечание: продолжительность работы в сутки определяется как Ссут×24 |
Таблица 4.10 – Коэффициент динамической нагрузки K u
Степень точности по ГОСТ 3675-81 | Скорость скольжения u ск, м/с | ||||
До 1,5 | 1,5…3 | 3…7,5 | 7,5…12 | 12…18 | |
6 7 8 9 | - 1,0 1,15 1,25 | - 1,0 1,25 - | 1,0 1,1 1,4 - | 1,1 1,2 - - | 1,3 - - - |
Примечание: для силовых передач степень точности назначается 5…9, для обычных |
Проверяем зубья на выносливость по напряжениям изгиба
Проверка прочности зубьев осуществляется по следующему условию:
£[s0F], МПа (4.19)
где YF – коэффициент формы зуба, определяемый по таблице 4.11.
Таблица 4.11 - Коэффициенты формы зуба YF
zu | 28 | 30 | 35 | 40 | 45 | 50 | 65 | 80 | 100 | 150 |
YF | 2,43 | 2,41 | 2,32 | 2,27 | 2,22 | 2,19 | 2,12 | 2,09 | 2,08 | 2,04 |
Где zu эквивалентное число зубьев, определяемое по формуле:
(4.20)
4.5 Пример
Дано: U = 19,6 - передаточное отношение ступени; T1=39,4 Н ×м - крутящий момент на валу червяка; ω1=150,7 рад/с - угловая скорость вращения червяка; T2=553,2 Н ×м - крутящий момент на валу червячного колеса; ω2=7,69 рад/с - угловая скорость вращения червячного колеса. Срок службы передачи L= 5 лет; Ксут=0,29; Кгод=0,3.
Решение:
Выбор материала.
Т.к. к редуктору не предъявляется никаких требований, то выбираем:
Ø материал червяка Сталь 45 (с твердостью HRC45 и последующим шлифованием);
Ø материал колеса БрА9Ж3Л (отливка в кокиль)
Предварительно принимаем скорость скольжения u s » 5 м/с. И по таблице 4.2 находим [ s H ]=155 МПа.
Допускаемое напряжение изгиба определяем:
МПа
При u =19,6 принимаем число заходов червяка z 1 =2
Тогда число зубьев червячного колеса
z2= u × z1=2 × 19,6=39,2
Округляем до стандартного z2=40. Проверяем передаточное отношение
Ошибка:
<4%
Принимаем q=10. Предварительно принимаем коэффициент нагрузки K=1,2.
Рассчитываем межосевое расстояние:
мм
мм
Модуль определяем:
мм.
По таблице 3, принимаем стандартные значения m =8, q =10.
Уточняем межосевое расстояние
мм.
Наименование показателя | Червяк | Червячное колесо |
Делительный диаметр | мм. | мм |
Диаметр вершин | ||
Диаметр впадин | мм | |
Делительный угол подъема | 11 ° 19' (таблица 4.6) | — |
Длина нарезанной части шлифованного червяка | при z1=1…2 для шлифуемых и фрезеруемых червяков длина должна быть увеличена: при m ≤10 на 25 мм. В связи с чем b 1 =107,2+25=132,2 » 133 | |
Наибольший диаметр червячного колеса | — | мм |
Ширина венца червячного колеса | при z1=1…3 |
Уточняем окружную скорость:
м/с
Уточняем скорость скольжения:
м/с
где γ=11º19` (таблица 4.6, при z1=2 и q=10)
Принимаем степень точности 7 (таблица 4.10).
Силовой расчет
Дата: 2019-02-25, просмотров: 257.