Уточняют предварительно найденное значение межосевого расстояния по формуле
, мм (2.4.9)
где Ka – коэффициент межосевого расстояния (450 – для прямозубых
колес), МПа;
yba – коэффициент ширины принимают из ряда стандартных чисел: 0,1; 0,125; 0,16, 0,2; 0,25; 0,315; 0,4; 0,5; 0,63; 0,8; 1; 1,25:
Кн – коэффициент нагрузки в расчетах на контактную прочность.
Для передач внутреннего зацепления, рекомендуется
. (2.4.10)
Коэффициент нагрузки определяется по формуле
, (2.4.11)
где Кнυ - коэффициент, учитывающий внутреннюю динамику нагружения, связанную с ошибками шагов зацепления и погрешностями профилей зубьев (таблица 2.4.5);
Кнb - коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине контактных линий, обусловленной погрешностями направления зуба и упругими деформациями валов (таблица 2.4.6);
Кнa - коэффициент распределения нагрузки между зубьями, зависящий от степени точности (nст) изготовления зубчатых колес по нормам плавности (формулы 2.4.12 и 2.4.13).
Таблица 2.4.5 - Коэффициенты динамичности КHυ и КFυ
Степень точности ГОСТ 1643-81 | Твердость поверхностей зубьев | Коэффициент | υ, м/с | ||||
1 | 3 | 5 | 8 | 10 | |||
6 | НВ≤350 | КНυ | 1,03 | 1,09 | 1,16 | 1,25 | 1,32 |
КFυ | 1,06 | 1,18 | 1,32 | 1,50 | 1,64 | ||
НВ≥350 | КНυ | 1,02 | 1,06 | 1,10 | 1,16 | 1,20 | |
КFυ | 1,02 | 1,06 | 1,10 | 1,16 | 1,20 | ||
7 | НВ≤350 | КНυ | 1,04 | 1,12 | 1,20 | 1,32 | 1,40 |
КFυ | 1,08 | 1,24 | 1,40 | 1,64 | 1,80 | ||
НВ≥350 | КНυ | 1,02 | 1,06 | 1,12 | 1,19 | 1,25 | |
КFυ | 1,02 | 1,06 | 1,12 | 1,19 | 1,25 | ||
8 | НВ≤350 | КНυ | 1,05 | 1,15 | 1,24 | 1,38 | 1,48 |
КFυ | 1,10 | 1,30 | 1,48 | 1,77 | 1,96 | ||
НВ≥350 | КНυ | 1,03 | 1,09 | 1,15 | 1,24 | 1,30 | |
КFυ | 1,03 | 1,09 | 1,15 | 1,24 | 1,30 | ||
9 | НВ≤350 | КНυ | 1,06 | 1,12 | 1,28 | 1,45 | 1,56 |
КFυ | 1,11 | 1,33 | 1,56 | 1,90 | - | ||
НВ≥350 | КНυ | 1,03 | 1,09 | 1,17 | 1,28 | 1,35 | |
КFυ | 1,03 | 1,09 | 1,17 | 1,28 | 1,35 |
Таблица 2.4.6 – Ориентировочные значения коэффициента KHb, для зубчатых передач, работающих при переменной нагрузке.
Расположение зубчатых колес относительно опор | Твердость HB поверхностей зубьев | |
£350 | >350 | |
Симметричное (рисунок 1а) | 1,00…1,15 | 1,05…1,25 |
Несимметричное (рисунок 1б) | 1,10…1,25 | 1,15…1,35 |
Консольное (рисунок 1в) | 1,20…1,35 | 1,25…1,45 |
Рисунок 2.4.1 – Схемы расположения
Для прямозубых передач
; (2.4.12)
где nст – степень точности изготовления зубчатых колес ( 5 £ nст £ 9).
Межосевое расстояние желательно округлять до стандартного числа (1-й ряд предпочтительнее 2-го):
Межосевое расстояние aw, мм | |||||||||||||||||||
1 ряд | 40 | 50 | 63 | 80 | 100 | 125 | 160 | 200 | 250 | 315 | 400 | 500 | 630 | 800 | 1000 | 1250 | 1600 | 2000 | 2500 |
2 ряд | 71 | 90 | 112 | 140 | 180 | 224 | 280 | 335 | 450 | 560 | 710 | 900 | 1120 | 1400 | 1800 | 2240 |
Определение модуля передачи
Минимальное значение модуля определяют из условия прочности зуба на изгиб
, мм (2.4.16)
Из полученного диапазона модулей принимают значение m, согласуя его со стандартным по ГОСТ 9563-80 (ряд 1 следует предпочитать
ряду 2).
Нормальные модули зацепления m, мм | |||||||||||||
1 ряд | 1 | 1,25 | 2 | 2,5 | 3 | 4 | 6 | 8 | 10 | 12 | 16 | 20 | |
2 ряд | 1,375 | 1,75 | 2,25 | 2,75 | 3,5 | 4,5 | 7 | 9 | 11 | 14 | 18 | 22 | |
В многоступенчатых цилиндрических редукторах модуль тихоходных ступеней необходимо принимать больших значений, чем на быстроходных.
Суммарное число зубьев
. (2.4.19)
Полученное значение zs округляют в меньшую сторону до целого числа и определяют действительное значение угла b наклона зуба
Дата: 2019-02-25, просмотров: 323.