Проверяем зубья на выносливость по напряжениям изгиба
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Проверяем зубья на выносливость по напряжениям изгиба по формуле:

 

, МПа         (2.2.15)

 

где  - коэффициент нагрузки (КFb - коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине зуба (коэффициент концентрации нагрузки – таблица 2.2.5);

КFu - коэффициент, учитывающий динамическое действие нагрузки (коэффициент динамичности – таблица 2.2.6);

 - коэффициент, учитывающий форму зуба и зависящий от эквивалентного числа зубьев zu (таблица 2.2.7)

zu - эквивалентного числа зубьев;

b – ширина зубчатого венца по которому будет производиться расчет[4].

 


Таблица 2.2.4 – Значения динамического коэффициента КНu

Степень точности

Твердость поверхности зубьев

Окружная скорость колес u, м/с

1 2 4 6 8 10

6

HB£350
HB>350

7

HB£350
HB>350

8

HB£350
HB>350

9

HB£350
HB>350

Примечание: в числителе значения для прямозубых колес, в знаменателе для косозубых

 

Таблица 2.2.5 – Значения коэффициента неравномерности по ширине венца КFb

ybd

Твердость поверхности зубьев

HB£350

НВ > 350

I II III IV I II III IV
0,2 1,00 1,04 1,18 1,10 1,03 1,05 1,35 1,20
0,4 1,03 1,07 1,37 1,21 1,07 1,10 1,70 1,45
0,6 1,05 1,12 1,62 1,40 1,09 1,18 - 1,72
0,8 1,08 1,17 - 1,59 1,13 1,28 - -
1,0 1,10 1,23 - - 1,20 1,40 - -
1,2 1,13 1,30 - - 1,30 1,53 - -
1,4 1,19 1,38 - - 1,40 - - -
1,6 1,25 1,45 - - - - - -
1,8 1,32 1,53 - - - - - -

Примечание: Данные, приведенные в столбце I относятся к передачам с консольным расположением зубчатого колеса, II - к передачам с несимметричным расположением колес по отношению к опорам, III – к передачам с симметричным расположением.

 


Таблица 2.2.6 – Значения динамического коэффициента КFu

Степень точности

Твердость поверхности зубьев

Окружная скорость колес u, м/с

1 2 4 6 8 10

6

HB£350
HB>350

7

HB£350
HB>350

8

HB£350
HB>350

9

HB£350
HB>350

 

                             (2.2.16)

 

Таблица 2.2.7 – Зависимость коэффициента формы зуба YF эквивалентного числа зубьев zu

zu 17 20 25 30 40 50 60 70 80 100 и более
YF 4,28 4,09 3,90 3,80 3,70 3,66 3,62 3,61 3,61 3,60

 

Допускаемое напряжение определяется по формуле:

 

, МПа                (2.2.17)

 

где – значение предела выносливости при отнулевом цикле изгиба – таблица 2.2.8, МПа;

[SF] – коэффициент безопасности 2.2.8.

 


 

                          (2.2.18)

 

где - коэффициент, учитывающий нестабильность свойств материала зубчатых колес (таблица 2.2.8);

 - коэффициент, учитывающий способ получения заготовки зубчатого колеса (для поковок и штамповок – 1; для проката – 1,15; для литых – 1,3).

 

Таблица 2.2.8 – Значения предела выносливости при отнулевом цикле изгиба  и коэффициента безопасности [SF]

Марка стали

Термическая и термохимическая обработка

Твердость зубьев

, МПа

[SF]

на поверхности в сердцевине
40, 45, 50, 40Х, 40ХФА Нормализация, улучшение

HB180…350

1,8HB 1,75
40Х, 40ХН, 40ХФА Объемная закалка

HRC45…55

500…550 1,8
40ХН, 40ХН2МА Закалка при нагреве ТВЧ HRC48…58 HRC25…35 700 1,75
20ХН, 20ХН2М, 12ХН2, 12ХН3А Цементация HRC57…63 - 950 1,55
Стали, содержащие алюминий Азотирование HV700…950 HRC25…40 300+1,2 HRC сердцевины 1,75

 






Пример

 

Дано: U = 4 - передаточное отношение ступени; T 1 =26,6 Н × м - крутящий момент на входном валу передачи; T 2 =102,8 Н × м - крутящий момент на выходном валу передачи; w 1 =140,8 рад/с - угловая скорость вращения на выходном валу передачи; w 2 =35,2 рад/с - угловая скорость вращения на выходном валу передачи. Срок службы передачи – 5 лет, работа в 2 смены.

Решение:

Проектировочный расчет

Выбор материала.

Так как в задании нет особых требований в отношении габаритов передачи, выбираем материалы со средними механическими характеристиками.

Для шестерни: сталь 35ХГС, термическая обработка – улучшение, твердость – НВ 260 (таблица 2.2.1); для колеса: сталь 45, термическая обработка – улучшение, твердость – НВ200 (таблица 2.2.1).

Для шестерни

 МПа.

 

Принимаем NHO 1 =2 × 107 (при HB 260, методом линейной интерполяции)

 

Принимаем KHL 1 =1, =1,1

 МПа

Для колеса

 МПа.

Принимаем NHO 2 =107 (при HB 200)

Принимаем KHL 2 =1, =1,1

 МПа

Общее расчетное допускаемое контактное напряжение:

МПа

Принимаем Ка=49,5 (для прямозубых колес).

Принимаем КНβ=1,25 (таблица 2.2.2, при HB £ 350 и несимметричном расположении колес).

Принимаем y ba =0,25 (для прямозубых колес).

Межосевое расстояние равняется:

Ближайшее стандартное значение межосевого расстояния

Нормальный модуль зацепления:

Принимаем стандартный модуль

Определяем суммарное число зубьев:

Числа зубьев колеса и шестерни (при этом числа зубьев должны быть целыми):


Проверяем передаточное число:

Определяем основные размеры шестерни и колеса.

Параметр Шестерни, мм Колеса, мм
Делительный диаметр
Диаметр вершин
Диаметр впадин
Ширина зубчатого венца

Окружная скорость колес:

Степень точности зубчатых колес - 9


Силовой расчет

Силы, действующие в зацеплении:

Наименование Шестерни, Н Колеса, Н
Радиальная
Окружная
Осевая

Проверочный расчет

Определяем коэффициент ширины шестерни по диаметру:

Принимаем  (для прямозубых колес).

Принимаем  (таблица 2.2.3, при  твердости  и несимметричном расположении колес относительно опор).

Принимаем  (таблица 2.2.4, при степени точности колес - 9, HB£350,  м/с, для прямозубых колес).

Z s =310 для прямозубых колес.

Тогда

Проверка контактных напряжений:

 МПа

 МПа - условие выполняется.

Принимаем  (таблица 2.2.5, при HB £ 350, y bd =0,43 и несимметричном расположении).

Принимаем  (таблица 2.2.6, при степени точности колес - 9, HB £ 350,  м/с, для прямозубых колес).

Эквивалентные числа зубьев:

Отсюда, коэффициенты учитывающие форму зуба:

Принимаем YF 1 =3,65 (таблица 2.2.7, при zυ 1 =47)

Принимаем YF 2 =3,605 (таблица 2.2.7, при zυ 2 =93)

Значения предела выносливости при отнулевом цикле изгиба

Принимаем  (таблица 2.2.8, при марка стали 45, улучшении)

Принимаем  (для поковок и штамповок)

Допускаемые контактные напряжения:

МПа

 МПа

Находим отношение

 МПа

 МПа

Дальнейший расчет следует вести для зубьев колеса, для которого найденное отношение меньше.

 МПа

Условие прочности выполнено.

 


2.4 Внутренней закрытой со мещением

(Выборка из - Конструирование узлов и деталей машин : учеб. пособие для вузов / П. Ф. Дунаев, О. П. Леликов. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : Высш. шк.,
1998. - 447 с.)



Выбор материала

 

Чем больше крутящий момент, тем более прочный материал следует выбирать. А также, если необходимо уменьшить межосевые расстояния, то следует выбирать материал с большей σв. Характеристики материалов брать из таблицы 2.4.1.

Таблица 2.4.1 - Механические свойства сталей, применяемые при изготовлении зубчатых колес.

Марка стали Диаметр заготовки Предел прочности sв, МПа Предел текучести sт, МПа Твердость HB (средняя) Термообработка

поковка и штамповка

45 100-500 570 290 190 Нормализация

45

до 90 780 440 230

Улучшение

90-120 730 390 210
св. 120 690 340 200

35ХГС

до 140 1020 840 260
св. 140 930 740 250

40Х

до 120 930 690 270
120-160 880 590 260
св. 160 830 540 245

40ХН

до 150 930 690 280
150-180 880 590 265
св. 180 835 540 250

отливка

40Л

-

520 290 160

Нормализация

45Л 540 310 180
35ГЛ

-

590 340 190

Улучшение

35ХГСЛ 790 590 220

 


Ищем допускаемые контактные напряжения (для колеса и шестерни по отдельности):

 

, МПа                    (2.4.1)

 

где  - предел контактной выносливости при базовом числе циклов, МПа;

 - коэффициент долговечности;

 - коэффициент безопасности (для нормализованных и улучшенных сталей, а также при объемной закалке =1,1…1,2; при поверхностном упрочнении =1,2…1,3)

 

                                (2.4.2)

 

где NHO – базовое число циклов, которое определяется в зависимости от твердости стали (при HB<200 принимают NHO=107; при HB200…500, NHO возрастает по линейному закону от 107 до 6×107);

NHE – расчетное число циклов и напряжений.

Если: колеса из нормализованной или улучшенной стали KHL>2,6 то принимают KHL=2,6; для закаленных сталей KHL>1,8 то принимают KHL=1,8. Если KHL<1, то принимают KHL=1

 

              (2.4.3)

 

где w - угловая скорость того из колес, по материалу которого определяют допускаемые напряжения, рад/с;

Lh – ресурс работы передачи, ч.;

Lr – срок службы передачи, лет;

Д – число рабочих дней в году;

С – число смен;

tc – продолжительность смены, ч.

 

Общее расчетное допускаемое контактное напряжение:

 

, МПа               (2.4.4)

Допускаемое напряжение на изгибную прочность определяется по формуле:

 

, МПа                         (2.4.5)

 

где – значение предела выносливости при отнулевом цикле изгиба (таблица 2.4.2), МПа;

[SF] – коэффициент безопасности.

 

                             (2.4.6)

 

где - коэффициент, учитывающий нестабильность свойств материала зубчатых колес (таблица 2.4.2);

 - коэффициент, учитывающий способ получения заготовки зубчатого колеса (для поковок и штамповок – 1; для проката – 1,15; для
литых – 1,3).

 

Таблица 2.4.2 – Значения предела выносливости при отнулевом цикле изгиба  и коэффициента безопасности [SF]

Марка стали

Термическая и термохимическая обработка

Твердость зубьев

, МПа

[SF]

на поверхности в сердцевине
40, 45, 50, 40Х, 40ХФА Нормализация, улучшение

HB180…350

1,8HB 1,75
40Х, 40ХН, 40ХФА Объемная закалка

HRC45…55

500…550 1,8
40ХН, 40ХН2МА Закалка при нагреве ТВЧ HRC48…58 HRC25…35 700 1,75
20ХН, 20ХН2М, 12ХН2, 12ХН3А Цементация HRC57…63 - 950 1,55
Стали, содержащие алюминий Азотирование HV700…950 HRC25…40 300+1,2 HRC сердцевины 1,75

 


Проектировочный расчет

Предварительное значение межосевого расстояния и окружная скорость колес

Предварительное значение межосевого расстояния , мм определяют следующим образом

 

, мм                (7)

 

где T1 – вращающий момент на шестерне, Н·м;

u – передаточное число.

К - коэффициент назначается в зависимости от поверхностной твердости Н1 и Н2 зубьев шестерни и колеса соответственно по таблице 2.4.3.

 

Таблица 2.4.3 - Коэффициент К

Твердость Н Н1 £ 350 НВ Н2 £ 350 НВ Н1 > 45 HRCэ Н2 £ 350 НВ Н1 > 45 HRCэ Н2 £ 45 HRCэ
Коэффициент К 10 8 6

Ориентировочное значение окружной скорости колес υ, м/с. вычисляют по формуле

 

, м/с                           (2.4.8)

 

где ω1 – угловая скорость шестерни, рад/с.

 

По таблице 2.4.4 назначается степень точности зубчатой передачи.

 

Таблица 2.4.4 - Степень точности зубчатых колёс

Степень точности по ГОСТ 1643-81 Допустимая окружная скорость колес υ, м/с
6 (передачи повышенной точности) До 20
7 (передачи нормальной точности) До 12
8 (передачи пониженной точности) До 6
9 (передачи низкой точности) До 2

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 214.