Нормальный модуль зацепления принимаем по следующей рекомендации:
, мм (2.2.6)
Округляется до стандартного числа из следующих рядов:
Нормальные модули зацепления m, мм | |||||||||||||
1 ряд | 1 | 1,25 | 2 | 2,5 | 3 | 4 | 6 | 8 | 10 | 12 | 16 | 20 | |
2 ряд | 1,375 | 1,75 | 2,25 | 2,75 | 3,5 | 4,5 | 7 | 9 | 11 | 14 | 18 | 22 | |
Определяем суммарное число зубьев:
(2.2.7)
Числа зубьев колеса и шестерни (при этом числа зубьев должны быть целыми):
(2.2.8)
(2.2.9)
Проверяем передаточное число:
(2.2.10)
Определяем основные размеры шестерни, колеса и степень точности колес
Параметр | Шестерни, мм | Колеса, мм |
Делительный диаметр | ||
Диаметр вершин | ||
Диаметр впадин | ||
Ширина зубчатого венца |
Окружная скорость и степень точности колес
Окружная скорость
, м/с (2.2.11)
Определяем степень точности зубчатых колес:
- для прямозубых колес:
u<5 м/с – степень точности 9
u=5…8 м/с – степень точности 8
u=8…12,5 м/с – степень точности 7
u>12,5 м/с – степень точности 6
- для косозубых колес
u<5 м/с – степень точности 9
u=5…8 м/с – степень точности 9
u=8…12,5 м/с – степень точности 8
u>12,5 м/с – степень точности 7
Силовой расчет
Силы, действующие в зацеплении, определяются по формулам:
Наименование | Шестерни, Н | Колеса, Н |
Радиальная | ||
Окружная | ||
Осевая | ||
где α – угол зацепления (равен 20º для некоррегированных колес) |
Проверочный расчет
Проверка зубьев колес по контактным напряжениям
Определяем коэффициент ширины шестерни по диаметру:
(2.2.12)
Проверка контактных напряжений по формуле:
[3], МПа (2.2.13)
где КН – коэффициент нагрузки, который рассчитывается по формуле;
Zs - коэффициент учитывающий вид зубьев колес (Zs =310 – для прямозубых, Zs =270 – для косозубых и шевронных):
(2.2.14)
где КНa - коэффициент учитывающий неравномерность распределения нагрузки между зубьями (для прямозубых колес КНa=1);
КНb - коэффициент учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине венца (по таблице 2.2.3);
КНu - динамический коэффициент (по таблице 2.2.4).
Таблица 2.2.3 – Значения коэффициента неравномерности по ширине венца КНb
ybd | Твердость поверхности зубьев | |||||
HB£350 | НВ > 350 | |||||
I | II | III | I | II | III | |
0,4 | 1,15 | 1,04 | 1,0 | 1,33 | 1,08 | 1,02 |
0,6 | 1,24 | 1,06 | 1,02 | 1,50 | 1,14 | 1,04 |
0,8 | 1,30 | 1,08 | 1,03 | - | 1,21 | 1,06 |
1,0 | - | 1,11 | 1,04 | - | 1,29 | 1,09 |
1,2 | - | 1,15 | 1,05 | - | 1,36 | 1,12 |
1,4 | - | 1,18 | 1,07 | - | - | 1,16 |
1,6 | - | 1,22 | 1,09 | - | - | 1,21 |
1,8 | - | 1,25 | 1,11 | - | - | - |
2,0 | - | 1,30 | 1,14 | - | - | - |
Примечание: Данные, приведенные в столбце I относятся к передачам с консольным расположением зубчатого колеса, II - к передачам с несимметричным расположением колес по отношению к опорам, III – к передачам с симметричным расположением. |
Дата: 2019-02-25, просмотров: 242.