(Выборка из Расчет и проектирование деталей машин / Под ред.
Г.Б. Столбина, К.П.Жукова, - М.: Высш. шк., 1978. - 247 с.)
Проектировочный расчет
В отличии от редукторов, коробки передач (скоростей) рассчитывать начинают с предварительного начального диаметра шестерни:
(2.6.1)
где Kd – вспомогательный коэффициент (таблица 2.6.1), МПа1/3;
T1 – крутящий момент на шестерне, Н·м;
КHβ – коэффициент, учитывающий распределение нагрузки по ширине венца (таблица 2);
u – передаточное число (наибольшее значение);
ψbd – коэффициент отношения ширины зубчатого венца, к начальному диаметру;
- допускаемое контактное напряжение, МПа.
Таблица 2.6.1 – Значения коэффициента Kd и
Коэффициент | Материал шестерни и колеса | ||||||
сталь-сталь | сталь-чугун | сталь-бронза | чугун-чугун | текстолит-сталь | ДСП-сталь | полиамид-сталь | |
Kd | 770 | 700 | 680 | 645 | 310 | 360 | 240 |
274 | 234 | 225 | 209 | 69,5 | 35 | 47,5 |
Таблица 2.6.2
Коэффициент ψbd | Весьма жесткий вал L/dоп≤3…6 | Менее жесткий вал L/dоп>6 | ||||||
КHβ | КFβ | КHβ | КFβ | |||||
При твердости рабочих поверхностей | При твердости рабочих поверхностей | |||||||
>350 | <350 | >350 | <350 | >350 | <350 | >350 | <350 | |
0,2 | 1,01 | 1,0 | 1,02 | 1,01 | 1,06 | 1,02 | 1,1 | 1,05 |
0,4 | 1,05 | 1,02 | 1,07 | 1,04 | 1,12 | 1,05 | 1,20 | 1,12 |
0,6 | 1,09 | 1,04 | 1,13 | 1,07 | 1,20 | 1,08 | 1,30 | 1,17 |
0,8 | 1,14 | 1,06 | 1,20 | 1,11 | 1,27 | 1,12 | 1,44 | 1,23 |
1,0 | 1,18 | 1,08 | 1,27 | 1,15 | 1,37 | 1,15 | 1,57 | 1,32 |
1,2 | 1,25 | 1,10 | 1,37 | 1,20 | 1,50 | 1,18 | 1,72 | 1,40 |
1,4 | 1,32 | 1,13 | 1,50 | 1,25 | 1,60 | 1,23 | 1,85 | 1,50 |
1,6 | 1,40 | 1,16 | 1,60 | 1,32 | — | 1,28 | — | 1,60 |
Коэффициент отношения ширины зубчатого венца, к начальному диаметру:
(2.6.2)
где - коэффициент ширины зубчатого венца от межосевого расстояния (принимается в пределах 0,2…1,6).
Допускаемое контактное напряжение определяется по зависимости:
(2.6.3)
где - допускаемое контактное напряжение, соответствующее базовому числу циклов перемены напряжений (таблица 2.6.3), МПа;
КHL – коэффициент долговечности.
(2.6.4)
где - базовое число циклов перемены напряжений, соответствующее длительному пределу выносливости (таблица 2.6.3);
- эквивалентное число циклов перемены напряжений.
Предельные значения KHL ограничиваются:
Ø для стальных колес при объемном упрочнении KHL≤2,6;
Ø для стальных колес при поверхностном упрочнении KHL≤1,8;
Ø при NHE/NH0>1, коэффициент долговечности KHL=1;
Ø для чугунных 1≤KHL≤1,4;
Ø для неметаллических колес KHL=1.
При постоянной нагрузке:
(2.6.5)
где tч – полное число часов работы передачи за расчетный срок службы, ч;
n - частота вращения вала, мин-1.
(2.6.6)
где Д – количество рабочих дней в году (обычно принимают 300 дней), днях;
Lгод – количество лет работы, годах;
с – количество смен в день.
Таблица 2.6.3 – Материалы
Материал и марка | Термообработка | Твердость HB или HRC | Толщина упрочненного слоя, мм | Допускаемые напряжения при базовом числе циклов | |||||
, МПа | NH0 | , МПа | NF0 | ||||||
поверхности | сердцевины | нереверсивная | реверсивная | ||||||
Сталь 45 | Улучшение | HB 240…280 | - | 600 | 1,5·107 | 195 | 130 | 4·106 | |
Закалка ТВЧ сквозная с охватом дна впадины | HRC 40…50 | на 1…3 мм ниже дна впадины | 800 | 6·107 | 210 | 160 | 4·106 | ||
Закалка ТВЧ поверхностная с охватом дна впадины | HRC 40…52 | HB 240…280 | (0,2…0,3)·m | 800 | 6·107 | 230 | 180 | 4·106 | |
Сталь 50Г | Закалка объемная | HRC 45…50 | - | 800 | 6·107 | 200 | 165 | 4·106 | |
Сталь 40Х | Нормализация | HB 210…230 | - | 550 | 107 | 200 | 130 | 4·106 | |
Улучшение | HB 240…280 | - | 650 | 2,5·107 | 230 | 150 | 4·106 | ||
Закалка ТВЧ сквозная с охватом дна впадины | HRC 48…52 | на 1…3 мм ниже дна впадины | 900 | 8·107 | 230 | 170 | 4·106 | ||
Закалка ТВЧ поверхностная с охватом дна впадины | HRC 48…52 | HB 250…280 | (0,2…0,3)·m | 800 | 8·107 | 270 | 200 | 4·106 | |
Сталь 40ХН | Закалка ТВЧ сквозная с охватом дна впадины | HRC 48…52 | на 1…3 мм ниже дна впадины | 1000 | 10·107 | 270 | 200 | 4·106 | |
Закалка ТВЧ поверхностная с охватом дна впадины | HRC 52…56 | HB 260…300 | (0,2…0,3)·m | 1000 | 10·107 | 320 | 240 | 4·106 | |
Сталь 20Х и 20ХФ | Цементация с закалкой и последующей шлифовкой рабочих поверхностей | HRC 52…62 | HRC 26…35 | (0,2…0,25)·m | 1100 | 12·107 | 280 | 210 | 4·106 |
Сталь 12ХН3А | HRC 56…62 | HRC 30…40 | 1150 | 12·107 | 330 | 250 | 4·106 | ||
Сталь 18ХГТ | HRC 56…62 | HRC 30…40 | 1150 | 12·107 | 300 | 220 | 4·106 | ||
Сталь 20Х и 40Х | Нитроцементация с закалкой и последующей шлифовкой рабочих поверхностей | HRC 56…62 | HRC 30…40 | (0,15…0,2)·m | 1100 | 12·107 | 300 | 220 | 4·106 |
Сталь 30ХГТ | HRC 56…62 | HRC 35…45 | 1100 | 12·107 | 300 | 220 | 4·106 | ||
Сталь 40Х | Азотирование (газовое) | HRC 60…65 | HRC 25…28 | (0,1…0,13)·m | 950 | 14·107 | 240 | 215 | 4·106 |
Сталь 40ХФА | HRC 60…65 | HRC 26…30 | 1050 | 14·107 | 290 | 260 | 4·106 | ||
Чугун СЧ 32-52 | - | HB 187…255 | - | 550 | 107 | 115 | 80 | 106 | |
Чугун ВЧ 30-2 | - | HB 197…255 | - | 600 | 107 | 120 | 85 | 106 |
При ступенчатой нагрузке:
(2.6.7)
где - крутящий момент, соответствующий i-й ступени циклограммы нагружения, Н·м;
- крутящий момент на шестерне, Н·м;
- время действия i-го момента, ч.
Дальнейший расчет ведется по тому допускаемому контактному напряжения (колеса или шестерни), для которого допускаемое контактное напряжение – меньше.
Рассчитывается модуль:
(2.6.8)
где z – число зубьев шестерни.
Модуль округляется до стандартного числа
Нормальные модули зацепления m, мм | |||||||||||||
1 ряд | 1 | 1,25 | 2 | 2,5 | 3 | 4 | 6 | 8 | 10 | 12 | 16 | 20 | |
2 ряд | 1,375 | 1,75 | 2,25 | 2,75 | 3,5 | 4,5 | 7 | 9 | 11 | 14 | 18 | 22 | |
Основные размеры шестерен и колес определяются по формулам:
- делительный
(2.6.9)
- диаметр вершин
(2.6.10)
- диаметр впадин
(2.6.11)
- межосевое расстояние
(2.6.12)
- ширина колес
(2.6.13)
Окружная скорость:
(2.6.14)
Силовой расчет
Окружная сила:
(2.6.15)
Радиальная сила:
(2.6.16)
где α – угол зацепления (равен 20º для некоррегированных колес).
Проверочный расчет
Расчет на контактную выносливость зубьев:
(2.6.17)
где - коэффициент, учитывающий форму сопряженных поверхностей зубьев (таблица 2.6.4);
- коэффициент, учитывающий механические свойства материалов сопряженных колес (таблица 2.6.1);
- коэффициент, учитывает суммарную длину контактных линий;
- удельная окружная сила, Н/мм.
Таблица 2.6.4– Значения коэффициента
0,080 | 0,050 | 0,030 | 0,020 | 0,010 | 0,005 | 0 | -0,005 | -0,010 | -0,015 | -0,020 | |
1,48 | 1,52 | 1,58 | 1,62 | 1,68 | 1,71 | 1,76 | 1,83 | 1,93 | 2,14 | - |
(2.6.18)
где - коэффициент торцового перекрытия
(2.6.19)
Удельная окружная сила:
(2.6.20)
где - коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями (принимается );
– коэффициент, учитывающий распределение нагрузки по ширине венца (таблица 2.6.2) – определялся ранее;
- коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку
(2.6.21)
где - удельная окружная динамическая сила, Н/мм.
(2.6.22)
где - коэффициент, учитывающий влияние вида зубчатой передачи и модификации профиля головок зуба (при HB≤350 - , при HB>350 - );
- коэффициент, учитывающий влияние разности шагов зацеплений шестерни и колеса (таблица 5). При этом степень точности принимается - 7.
Таблица 2.6.5 – Значение коэффициент
Модуль m, мм | Степень точности по нормам плавности | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
до 3,5 | 17 | 28 | 38 | 47 | 56 | 73 |
свыше 3,5 до 10 | 22 | 31 | 42 | 53 | 61 | 82 |
свыше 10 | - | 37 | 48 | 64 | 73 | 100 |
Проверка по контактным напряжениям
(2.6.23)
где - коэффициент, учитывающий формы зуба колеса (таблица 2.6.6);
- коэффициент, учитывающий перекрытие зубьев
(принимается );
- коэффициент, учитывающий наклон зубьев (принимается );
- коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями;
– коэффициент, учитывающий распределение нагрузки по ширине венца (таблица 2.6.2);
- коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку.
Таблица 2.6.6 - Значения коэффициента
Число зубьев z | Коэффициент смещения x | |||||||
0,7 | 0,5 | 0,3 | 0,1 | 0 | -0,1 | -0,3 | -0,5 | |
14 | 3,12 | 3,42 | 3,78 | - | - | - | - | - |
16 | 3,15 | 3,40 | 3,72 | - | - | - | - | - |
17 | 3,16 | 3,40 | 3,67 | 4,03 | 4,26 | - | - | - |
18 | 3,17 | 3,39 | 3,64 | 3,97 | 4,20 | - | - | - |
19 | 3,18 | 3,39 | 3,62 | 3,92 | 4,11 | 4,32 | - | - |
20 | 3,19 | 3,39 | 3,61 | 3,89 | 4,08 | 4,28 | - | - |
21 | 3,20 | 3,39 | 3,60 | 3,85 | 4,01 | 4,22 | - | - |
22 | 3,21 | 3,39 | 3,59 | 3,82 | 4,00 | 4,20 | - | - |
24 | 3,23 | 3,39 | 3,58 | 3,79 | 3,92 | 4,10 | - | - |
25 | 3,24 | 3,39 | 3,57 | 3,77 | 3,90 | 4,05 | 4,28 | - |
28 | 3,27 | 3,40 | 3,56 | 3,72 | 3,82 | 3,95 | 4,22 | - |
30 | 3,28 | 3,40 | 3,54 | 3,70 | 3,80 | 3,90 | 4,14 | - |
32 | 3,29 | 3,41 | 3,54 | 3,69 | 3,78 | 3,87 | 4,08 | 4,45 |
37 | 3,32 | 3,42 | 3,53 | 3,64 | 3,71 | 3,80 | 3,96 | 4,20 |
40 | 3,33 | 3,42 | 3,53 | 3,63 | 3,70 | 3,77 | 3,92 | 4,13 |
45 | 3,36 | 3,43 | 3,52 | 3,62 | 3,68 | 3,72 | 3,86 | 4,02 |
50 | 3,38 | 3,44 | 3,52 | 3,60 | 3,65 | 3,70 | 3,81 | 3,96 |
60 | 3,41 | 3,47 | 3,53 | 3,59 | 3,62 | 3,67 | 3,74 | 3,84 |
80 | 3,45 | 3,50 | 3,54 | 3,58 | 3,61 | 3,62 | 3,68 | 3,73 |
100 | 3,49 | 3,52 | 3,55 | 3,58 | 3,60 | 3,61 | 3,65 | 3,68 |
150 | - | - | - | - | 3,60 | 3,63 | 3,63 | 3,63 |
Коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями
(2.6.24)
где - степень точности передачи.
Коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку:
(2.6.25)
где - удельная окружная динамическая сила, Н/мм.
(2.6.26)
где - коэффициент, учитывающий влияние вида зубчатой передачи и модификации профиля головок зуба (принимается );
- коэффициент, учитывающий влияние разности шагов зацеплений шестерни и колеса (таблица 2.6.5). При этом, степень точности принимается - 7.
3 Расчет конической прямозубой передачи
(Выборка из - Курсовое проектирование деталей машин : [Учеб. пособие для машиностроит. спец. техникумов] / С. А. Чернавский [и др.]. - 2-е изд. , перераб. и доп. - М. : Машиностроение, 1988. - 414 с)
Выбор материала
Чем больше крутящий момент, тем более прочный материал следует выбирать. А также, если необходимо уменьшить межосевые расстояния, то следует выбирать материал с большей σв. Характеристики материалов брать из таблицы 3.1.
Таблица 3.1 - Механические свойства сталей, применяемые при изготовлении зубчатых колес.
Марка стали | Диаметр заготовки | Предел прочности sв, МПа | Предел текучести sт, МПа | Твердость HB (средняя) | Термообработка |
поковка и штамповка | |||||
45 | 100-500 | 570 | 290 | 190 | Нормализация |
45 | до 90 | 780 | 440 | 230 | Улучшение |
90-120 | 730 | 390 | 210 | ||
св. 120 | 690 | 340 | 200 | ||
35ХГС | до 140 | 1020 | 840 | 260 | |
св. 140 | 930 | 740 | 250 | ||
40Х | до 120 | 930 | 690 | 270 | |
120-160 | 880 | 590 | 260 | ||
св. 160 | 830 | 540 | 245 | ||
40ХН | до 150 | 930 | 690 | 280 | |
150-180 | 880 | 590 | 265 | ||
св. 180 | 835 | 540 | 250 | ||
отливка | |||||
40Л | - | 520 | 290 | 160 | Нормализация |
45Л | 540 | 310 | 180 | ||
35ГЛ | - | 590 | 340 | 190 | Улучшение |
35ХГСЛ | 790 | 590 | 220 |
Ищем допускаемые контактные напряжения (для колеса и шестерни по отдельности):
, МПа (3.1)
где - предел контактной выносливости при базовом числе
циклов, МПа;
- коэффициент долговечности;
- коэффициент безопасности (для нормализованных и улучшенных сталей, а также при объемной закалке =1,1…1,2; при поверхностном упрочнении =1,2…1,3)
(3.2)
где NHO – базовое число циклов, которое определяется в зависимости от твердости стали (при HB<200 принимают NHO=107; при HB200…500, NHO возрастает по линейному закону от 107 до 6×107);
NHE – расчетное число циклов и напряжений.
Если: колеса из нормализованной или улучшенной стали KHL>2,6 то принимают KHL=2,6; для закаленных сталей KHL>1,8 то принимают KHL=1,8. Если KHL<1, то принимают KHL=1
(3.3)
где w - угловая скорость того из колес, по материалу которого определяют допускаемые напряжения, рад/с;
Lh – ресурс работы передачи, ч.;
Lr – срок службы передачи, лет;
Д – число рабочих дней в году;
С – число смен;
tc – продолжительность смены, ч.
Общее расчетное допускаемое контактное напряжение:
, МПа (3.4)
Проектировочный расчет
Дата: 2019-02-25, просмотров: 217.