Передачи для коробки скоростей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

(Выборка из Расчет и проектирование деталей машин / Под ред.
Г.Б. Столбина, К.П.Жукова, - М.: Высш. шк., 1978. - 247 с.)

 


Проектировочный расчет

 

В отличии от редукторов, коробки передач (скоростей) рассчитывать начинают с предварительного начального диаметра шестерни:

 

                            (2.6.1)

 

где Kd – вспомогательный коэффициент (таблица 2.6.1), МПа1/3;

T1 – крутящий момент на шестерне, Н·м;

К – коэффициент, учитывающий распределение нагрузки по ширине венца (таблица 2);

u – передаточное число (наибольшее значение);

ψbd – коэффициент отношения ширины зубчатого венца, к начальному диаметру;

­  - допускаемое контактное напряжение, МПа.

 

Таблица 2.6.1 – Значения коэффициента Kd и

Коэффициент

Материал шестерни и колеса

сталь-сталь сталь-чугун сталь-бронза чугун-чугун текстолит-сталь ДСП-сталь полиамид-сталь
Kd 770 700 680 645 310 360 240
274 234 225 209 69,5 35 47,5

 

Таблица 2.6.2

Коэффициент ψbd

Весьма жесткий вал L/dоп≤3…6

Менее жесткий вал L/dоп>6

К

К

К

К

При твердости рабочих

поверхностей

При твердости рабочих

поверхностей

>350 <350 >350 <350 >350 <350 >350 <350
0,2 1,01 1,0 1,02 1,01 1,06 1,02 1,1 1,05
0,4 1,05 1,02 1,07 1,04 1,12 1,05 1,20 1,12
0,6 1,09 1,04 1,13 1,07 1,20 1,08 1,30 1,17
0,8 1,14 1,06 1,20 1,11 1,27 1,12 1,44 1,23
1,0 1,18 1,08 1,27 1,15 1,37 1,15 1,57 1,32
1,2 1,25 1,10 1,37 1,20 1,50 1,18 1,72 1,40
1,4 1,32 1,13 1,50 1,25 1,60 1,23 1,85 1,50
1,6 1,40 1,16 1,60 1,32 1,28 1,60

 


Коэффициент отношения ширины зубчатого венца, к начальному диаметру:

 

                                                     (2.6.2)

 

где  - коэффициент ширины зубчатого венца от межосевого расстояния (принимается в пределах 0,2…1,6).

 

Допускаемое контактное напряжение определяется по зависимости:

 

                                (2.6.3)

 

где  - допускаемое контактное напряжение, соответствующее базовому числу  циклов перемены напряжений (таблица 2.6.3), МПа;

КHL – коэффициент долговечности.

 

                                (2.6.4)

 

где  - базовое число циклов перемены напряжений, соответствующее длительному пределу выносливости (таблица 2.6.3);

 - эквивалентное число циклов перемены напряжений.

 

Предельные значения KHL ограничиваются:

Ø для стальных колес при объемном упрочнении KHL≤2,6;

Ø для стальных колес при поверхностном упрочнении KHL≤1,8;

Ø при NHE/NH0>1, коэффициент долговечности KHL=1;

Ø для чугунных 1≤KHL≤1,4;

Ø для неметаллических колес KHL=1.

При постоянной нагрузке:

 

                             (2.6.5)

 

где tч – полное число часов работы передачи за расчетный срок службы, ч;

n - частота вращения вала, мин-1.

 

                             (2.6.6)

 

где Д – количество рабочих дней в году (обычно принимают 300 дней), днях;

Lгод – количество лет работы, годах;

с – количество смен в день.

 


Таблица 2.6.3 – Материалы

Материал

и марка

Термообработка

Твердость HB или HRC

Толщина упрочненного слоя, мм

Допускаемые напряжения при базовом числе циклов

, МПа

NH0

, МПа

NF0

поверхности сердцевины нереверсивная реверсивная

Сталь 45

Улучшение

HB 240…280

- 600 1,5·107 195 130 4·106
Закалка ТВЧ сквозная с охватом дна впадины

HRC 40…50

на 1…3 мм ниже дна впадины 800 6·107 210 160 4·106
Закалка ТВЧ поверхностная с охватом дна впадины HRC 40…52 HB 240…280 (0,2…0,3)·m 800 6·107 230 180 4·106
Сталь 50Г Закалка объемная

HRC 45…50

- 800 6·107 200 165 4·106

Сталь 40Х

Нормализация

HB 210…230

- 550 107 200 130 4·106
Улучшение

HB 240…280

- 650 2,5·107 230 150 4·106
Закалка ТВЧ сквозная с охватом дна впадины

HRC 48…52

на 1…3 мм ниже дна впадины 900 8·107 230 170 4·106
Закалка ТВЧ поверхностная с охватом дна впадины HRC 48…52 HB 250…280 (0,2…0,3)·m 800 8·107 270 200 4·106

Сталь 40ХН

Закалка ТВЧ сквозная с охватом дна впадины

HRC 48…52

на 1…3 мм ниже дна впадины 1000 10·107 270 200 4·106
Закалка ТВЧ поверхностная с охватом дна впадины HRC 52…56 HB 260…300 (0,2…0,3)·m 1000 10·107 320 240 4·106
Сталь 20Х и 20ХФ

Цементация с закалкой и последующей шлифовкой рабочих поверхностей

HRC 52…62 HRC 26…35

(0,2…0,25)·m

1100 12·107 280 210 4·106
Сталь 12ХН3А HRC 56…62 HRC 30…40 1150 12·107 330 250 4·106
Сталь 18ХГТ HRC 56…62 HRC 30…40 1150 12·107 300 220 4·106
Сталь 20Х и 40Х

Нитроцементация с закалкой и последующей шлифовкой рабочих поверхностей

HRC 56…62 HRC 30…40

(0,15…0,2)·m

1100 12·107 300 220 4·106
Сталь 30ХГТ HRC 56…62 HRC 35…45 1100 12·107 300 220 4·106
Сталь 40Х

Азотирование (газовое)

HRC 60…65 HRC 25…28

(0,1…0,13)·m

950 14·107 240 215 4·106
Сталь 40ХФА HRC 60…65 HRC 26…30 1050 14·107 290 260 4·106
Чугун СЧ 32-52 -

HB 187…255

- 550 107 115 80 106
Чугун ВЧ 30-2 -

HB 197…255

- 600 107 120 85 106

 


При ступенчатой нагрузке:

 

                                (2.6.7)

 

где  - крутящий момент, соответствующий i-й ступени циклограммы нагружения, Н·м;

 - крутящий момент на шестерне, Н·м;

 - время действия i-го момента, ч.

 

 

Дальнейший расчет ведется по тому допускаемому контактному напряжения  (колеса или шестерни), для которого допускаемое контактное напряжение – меньше.

Рассчитывается модуль:

 

                                         (2.6.8)

 

где z – число зубьев шестерни.

 

Модуль округляется до стандартного числа

 

Нормальные модули зацепления m, мм

 
1 ряд 1 1,25 2 2,5 3 4 6 8 10 12 16

20

2 ряд 1,375 1,75 2,25 2,75 3,5 4,5 7 9 11 14 18

22

                           

 

Основные размеры шестерен и колес определяются по формулам:

- делительный

 

                                  (2.6.9)

 

- диаметр вершин

 

                              (2.6.10)

 

- диаметр впадин

 

                            (2.6.11)

 

- межосевое расстояние

 

                               (2.6.12)

 

 

- ширина колес

 

                                 (2.6.13)

 

Окружная скорость:

 

                              (2.6.14)

 




Силовой расчет

 

Окружная сила:

 

                       (2.6.15)

Радиальная сила:

 

                      (2.6.16)

 

где α – угол зацепления (равен 20º для некоррегированных колес).

 

Проверочный расчет

 

Расчет на контактную выносливость зубьев:

 

               (2.6.17)

 

где  - коэффициент, учитывающий форму сопряженных поверхностей зубьев (таблица 2.6.4);

 - коэффициент, учитывающий механические свойства материалов сопряженных колес (таблица 2.6.1);

 - коэффициент, учитывает суммарную длину контактных линий;

 - удельная окружная сила, Н/мм.

 

Таблица 2.6.4– Значения коэффициента

0,080 0,050 0,030 0,020 0,010 0,005 0 -0,005 -0,010 -0,015 -0,020
1,48 1,52 1,58 1,62 1,68 1,71 1,76 1,83 1,93 2,14 -

 

                                  (2.6.18)

 

где  - коэффициент торцового перекрытия

 

                   (2.6.19)

 

Удельная окружная сила:

 

                        (2.6.20)

 

где  - коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями (принимается );

 – коэффициент, учитывающий распределение нагрузки по ширине венца (таблица 2.6.2) – определялся ранее;

 - коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку

 

                          (2.6.21)

 

где  - удельная окружная динамическая сила, Н/мм.

 

                            (2.6.22)

 

где  - коэффициент, учитывающий влияние вида зубчатой передачи и модификации профиля головок зуба (при HB≤350 - , при HB>350 - );

 - коэффициент, учитывающий влияние разности шагов зацеплений шестерни и колеса (таблица 5). При этом степень точности принимается - 7.

 

Таблица 2.6.5 – Значение коэффициент

Модуль m, мм

Степень точности по нормам плавности

4 5 6 7 8 9
до 3,5 17 28 38 47 56 73
свыше 3,5 до 10 22 31 42 53 61 82
свыше 10 - 37 48 64 73 100

 

 


Проверка по контактным напряжениям

 

               (2.6.23)

 

где  - коэффициент, учитывающий формы зуба колеса (таблица 2.6.6);

 - коэффициент, учитывающий перекрытие зубьев
(принимается );

 - коэффициент, учитывающий наклон зубьев (принимается );

 - коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями;

 – коэффициент, учитывающий распределение нагрузки по ширине венца (таблица 2.6.2);

 - коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку.

 

Таблица 2.6.6 - Значения коэффициента

Число зубьев z

Коэффициент смещения x

0,7 0,5 0,3 0,1 0 -0,1 -0,3 -0,5
14 3,12 3,42 3,78 - - - - -
16 3,15 3,40 3,72 - - - - -
17 3,16 3,40 3,67 4,03 4,26 - - -
18 3,17 3,39 3,64 3,97 4,20 - - -
19 3,18 3,39 3,62 3,92 4,11 4,32 - -
20 3,19 3,39 3,61 3,89 4,08 4,28 - -
21 3,20 3,39 3,60 3,85 4,01 4,22 - -
22 3,21 3,39 3,59 3,82 4,00 4,20 - -
24 3,23 3,39 3,58 3,79 3,92 4,10 - -
25 3,24 3,39 3,57 3,77 3,90 4,05 4,28 -
28 3,27 3,40 3,56 3,72 3,82 3,95 4,22 -
30 3,28 3,40 3,54 3,70 3,80 3,90 4,14 -
32 3,29 3,41 3,54 3,69 3,78 3,87 4,08 4,45
37 3,32 3,42 3,53 3,64 3,71 3,80 3,96 4,20
40 3,33 3,42 3,53 3,63 3,70 3,77 3,92 4,13
45 3,36 3,43 3,52 3,62 3,68 3,72 3,86 4,02
50 3,38 3,44 3,52 3,60 3,65 3,70 3,81 3,96
60 3,41 3,47 3,53 3,59 3,62 3,67 3,74 3,84
80 3,45 3,50 3,54 3,58 3,61 3,62 3,68 3,73
100 3,49 3,52 3,55 3,58 3,60 3,61 3,65 3,68
150 - - - - 3,60 3,63 3,63 3,63

 

Коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями

 

                        (2.6.24)

 

где  - степень точности передачи.

 


Коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку:

 

                           (2.6.25)

 

где  - удельная окружная динамическая сила, Н/мм.

 

                          (2.6.26)

 

где  - коэффициент, учитывающий влияние вида зубчатой передачи и модификации профиля головок зуба (принимается );

 - коэффициент, учитывающий влияние разности шагов зацеплений шестерни и колеса (таблица 2.6.5). При этом, степень точности принимается - 7.

 

 


3 Расчет конической прямозубой передачи

(Выборка из - Курсовое проектирование деталей машин : [Учеб. пособие для машиностроит. спец. техникумов] / С. А. Чернавский [и др.]. - 2-е изд. , перераб. и доп. - М. : Машиностроение, 1988. - 414 с)

 




Выбор материала

 

Чем больше крутящий момент, тем более прочный материал следует выбирать. А также, если необходимо уменьшить межосевые расстояния, то следует выбирать материал с большей σв. Характеристики материалов брать из таблицы 3.1.

Таблица 3.1 - Механические свойства сталей, применяемые при изготовлении зубчатых колес.

Марка стали Диаметр заготовки Предел прочности sв, МПа Предел текучести sт, МПа Твердость HB (средняя) Термообработка

поковка и штамповка

45 100-500 570 290 190 Нормализация

45

до 90 780 440 230

Улучшение

90-120 730 390 210
св. 120 690 340 200

35ХГС

до 140 1020 840 260
св. 140 930 740 250

40Х

до 120 930 690 270
120-160 880 590 260
св. 160 830 540 245

40ХН

до 150 930 690 280
150-180 880 590 265
св. 180 835 540 250

отливка

40Л

-

520 290 160

Нормализация

45Л 540 310 180
35ГЛ

-

590 340 190

Улучшение

35ХГСЛ 790 590 220

Ищем допускаемые контактные напряжения (для колеса и шестерни по отдельности):

 

, МПа                        (3.1)

 

где  - предел контактной выносливости при базовом числе
циклов, МПа;

 - коэффициент долговечности;

 - коэффициент безопасности (для нормализованных и улучшенных сталей, а также при объемной закалке =1,1…1,2; при поверхностном упрочнении =1,2…1,3)

 

                             (3.2)

 

где NHO – базовое число циклов, которое определяется в зависимости от твердости стали (при HB<200 принимают NHO=107; при HB200…500, NHO возрастает по линейному закону от 107 до 6×107);

NHE – расчетное число циклов и напряжений.

 

Если: колеса из нормализованной или улучшенной стали KHL>2,6 то принимают KHL=2,6; для закаленных сталей KHL>1,8 то принимают KHL=1,8. Если KHL<1, то принимают KHL=1

 

             (3.3)

 

где w - угловая скорость того из колес, по материалу которого определяют допускаемые напряжения, рад/с;

Lh – ресурс работы передачи, ч.;

Lr – срок службы передачи, лет;

Д – число рабочих дней в году;

С – число смен;

tc – продолжительность смены, ч.

 

Общее расчетное допускаемое контактное напряжение:

 

, МПа                (3.4)

 

 




Проектировочный расчет

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 190.