А.С. ПУШКИН О ПРИРОДЕ ПОЭТИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА. ОБРАЗ ПОЭТА-ПРОРОКА В ТВОРЧЕСТВЕ
А.С. ПУШКИНА
Тексты : «К другу-стихотворцу» (1814), «К Жуковскому» (1816), «Жуковскому» (1818), «Чиновник и поэт» (1821), «Муза» (1821), «Песнь о вещем Олеге», «Послание цензору» (1822), «Разговор книгопродавца с поэтом» (1824), «Андрей Шенье», «Прозаик и поэт» (1825), «Пророк» (1826), «Поэт и толпа» (1828), «Близ мест, где царствует Венеция златая» (1827), «Безумных лет угасшее веселье», «Поэту» (1830), «Красавица», «Эхо» (1832), «Осень» (1836), «Из Пиндемонти» (1836), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» (1836), «Моцарт и Сальери», «Египетские ночи».
Цель занятия : опираясь на анализ художественной системы стихотворений о поэте и поэте-пророке, выявить семантику центральных образов в поэзии Пушкина. Включить их в контексты пушкинской онтологии и современной Пушкину поэзии. Обратить внимание на актуализацию пушкинских идей в сегодняшнее время.
Методы работы над темой: работа с текстом стихотворений – анализ эстетической структуры. Возможны заранее подготовленные сообщения студентов. Элементы диспута.
Проблематика и план занятия
1. Понятие гармонии в творчестве Пушкина («Безумных лет угасшее веселье», «Красавица», «Моцарт и Сальери»). Определите значения эпитета «стройный».
2. Выявите характеристики, присущие поэту (художнику вообще) в поэтическом мире Пушкина.
3. Полярность восприятия поэта-творца (точка зрения автора, лирических героев-художников, черни или толпы). Кого Пушкин именовал «чернью»? Причины столкновения художника с «чернью».
4. Определите варианты композиционного членения «Пророка», «Поэту», используя понятие контрастного параллелизма; отмечая моменты лексической переклички частей, определите их смысловую значимость.
5. Проанализируйте систему глагольных форм стихотворений с точки зрения их смысловой значимости («Пророк» – процесс преображения, «Поэту» – оценочность в субъективной принадлежности к центральным образам).
6. Система антиномий «Пророка», «Поэту».
7. Пушкинская концепция мироздания с центральным положением всевидящего поэта-пророка.
8. Связь «Пророка», «Поэту» с другими произведениями цикла.
Задания для контроля владения компетенциями:
1. Рассмотреть проблему пророчества у Пушкина как биографическую и творческую. Образ пророка в контексте современной Пушкину поэзии (декабристы, Грибоедов, Баратынский, Козлов и др.): найти стихи на данную тему у разных поэтов, сравнить образную систему и художественные концепции.
2. Тезисно законспектировать статьи В.Г. Белинского, В. Соловьева о Пушкине. Как рассмотрена проблема судьбы у критиков разных эпох и мировоззрений.
3. Составить систему вопросов для диспута на тему «Место и роль поэта в обществе в пушкинскую эпоху и в наше время».
Основная терминология: произведение как художественная структура и художественная система, образ и образная система, компоненты системы, форма лирического высказывания, лирический герой, лирический персонаж, лирический сюжет, художественное лирическое пространство, художественное лирическое время, композиция, приемы художественной выразительности, развитие лирической темы.
Литература:
1. Благой Д.Д. Творческий путь Пушкина. (1813-1826). М., 1950; (1826-1830). М., 1967.
2. Бонди С.М. О Пушкине // С.М. Бонди. Статьи и исследования. М., 1978.
3. Блок А.А. О назначении поэта // А. Блок. Собр. соч. в 8 т. Т.6. М.-Л., 1962.
4. Брюсов В. Статьи о Пушкине // Собр.соч. в 7 т. Т.7. М., 1975.
5. Вересаев В.В. В двух планах. Статьи о Пушкине. М., 1929.
6. Гершензон И.О. Мудрость Пушкина // Пушкин в русской философской критике: конец XIX – начало ХХ века. М., 1990.
7. Комментарии к стихотворениям «Пророк», «Поэту» // Пушкин. ПСС. Т.З. М., АН СССР, 1949.
8. Лотман Ю.М. А.С. Пушкин. Исследования и статьи. М., 1996.
9. Соловьев B.C. Значение поэзии в стихотворениях Пушкина. Судьба Пушкина // В. Соловьев. Литературная критика. М., 1990.
10. Чумаков Ю. Стихотворная поэтика Пушкина. СПб., 1999.
ТЕМА 7. Практическое занятие.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 404.