ТЕМА 4 . Практическое занятие
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

«ГОРЕ ОТ УМА» А.С. ГРИБОЕДОВА

 

Цель занятия : включить в актив возможно более широкий материал о творчестве А.С. Грибоедова, так как тема в лекционном курсе не читается. Для это­го предлагается предварительное изучение 1-2 монографий о Грибоедове, анализ текста по содержанию. Внимание акцентируется на проблемах жанра, метода, конфликта, композиции, приемах драматургической типизации.

Методы работы над темой: историко-генетический способ необходим при изучении истории соз­дания комедии «Горе от ума», идейно-тематическом изучении текста, ха­рактеристике типических черт героев. Другие проблемы требуют использо­вания эстетического анализа художественной драматургической структуры и сравнительно-типологического исследования.

Проблематика и план занятия

 

1. Типология комедии в системе жанров классицизма и Просвещения применительно к комедии Грибоедова (черты «высокой комедии», «серьез­ного жанра», «комедии положений», «комедии нравов»):

а) воздействие и трансформация поэтики комедии классицизма (трие­динство, объект сатиры, распределение положительных и отрицательных героев, значащие имена и фамилии, следы амплуа, притворство и подслушивание как движущие сюжет элементы, соотношение разума и чувства);

б) жанровая принадлежность монологов Чацкого;

в) черты самодвижущейся эстетической системы (по законам собственной объ­ективной логики – найти эту логику).

 

  2. Черты романтического метода в конфликте и группировке действу­ющих лиц:

а) герой-одиночка в конфликте с консервативной массой;

б) контраст идеала и действительности;

в) вхождение элементов романтического мышления в новую систему разностороннего изображения действительности, их подчинение логике самой жизни и логике действующих лиц.

 

3. Реализм комедии:

а) способы создания типического характера в драме Грибоедова (ло­гика характера, логика жанра);

б) параметры конфликта, его двусоставность;

в) динамика сюжета в комедии, принцип «снежного кома», элементы сюжета, кульминация действия;

г) композиция произведения, роль сцены именин;

д) принцип историзма, прием генерализации;

е) черты самодвижущейся эстетической системы по законам собственной объ­ективной логики – найти эту логику как основной эстетический закон произведения.

 

4. Проблема ума в комедии Грибоедова. Заглавие пьесы, причины его изме­нения с «Горе уму» на «Горе от ума».

 

5. Проблема жанрового определения произведения Грибоедова. Точки зрения критиков и литературоведов.

 

6. Полемика по поводу комедии Грибоедова. Объяснить позиции кри­тиков.

 

Задания для контроля владения компетенциями:

1.Сравнить три произведения об уме и безу­мии: «Горе от ума» Грибоедова, «Мизантроп» Мольера и «История Абдеритов» Виланда. Объяснить обращение кэтим произведениям (прижизненная полемика вокруг комедии Грибоедова, типологическая родственность, углубление в серьезное сравнительно-ис­торическое и сравнительно-эстетическое изучение литературы):

1). Охарактеризовать творческую концепцию Мольера и Виланда, срав­нить с Грибоедовым.

2). Исторический материал, послуживший основой для художественных произведений Мольера, Виланда и Грибоедова.

3). Типология сюжета. Сходство и различие.

4). Типология героя. Сходство и различие.

5). Типология метода. Сходство и различие.

 

1. Сопоставить киноверсии спектаклей «Горе от ума» разных лет.

 

Основная терминология: сравнительно-историческое, типология, драматур­гический конфликт, драматургические жанры, комедия, сатира, самодвижу­щаяся художественная  система, внутренняя логика характера, кульмина­ция, сюжет, рациональное и эмоциональное в художественном произведе­нии, принцип историзма.

Литература:

1. Аникст А. Теория драмы в России от Пушкина до Чехова. М., 1972.

2. Асмус В.Ф. «Горе от ума» как эстетическая проблема // В.Ф. Асмус. Вопросы теории и истории эстетики. М., 1968.

3. Белинский В.Г. «Горе от ума», соч. А. Грибоедова // ПСС. Т. III. М., 1953.

4. «Век нынешний и век минувший…»: Комедия «Горе от ума» в русской критике и литературоведении. СПб., 2002.

5.  Веселовский А.Н. Альцест и Чацкий // Этюды и характеристики. М., 1894.

6. Веселовский А.Н. Этюды о Мольере. Мизантроп. М., 1881 (переизд. 1894 и 1912).

7. Герцен А.И. Новая фаза русской литературы, ч.1. // Герцен А.И. Об искусстве. М., 1954.

8. Гончаров И.А. Мильон терзаний (любое издание).

9. История русской литературы в 4-х тт. Т. 2. Л., АНСССР, 1981.

10. Лебедев А.А. Грибоедов. Факты и гипотезы. М., 1980.

11. Лебедев А. Куда влечет тебя свободный ум. М., 1982.

12. Мещеряков В. Жизнь и деяния Александра Грибоедова. М., 1989.

13. Орлов В. Грибоедов. М., 1954.

14. Петров С.М. «Горе от ума» – комедия Грибоедова. М., 1981.

15. Пиксанов Н.К. Творческая история комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». М., 1972.

16. Полемика вокруг комедии Грибоедова // Зельдович М.Г., Лившиц Л.Я. Русская литература XIX века. Хрестоматия критических материалов. М., 1975.

17. Пушкин А.С. Письма к  П.А. Вяземскому и   А.А. Бестужеву (январь 1825 г.) // Пушкин-критик. М., 1968 или 1978.

18. Тургенев И.С. Гамлет и Дон Кихот (любое издание).

19. Тынянов Ю. Сюжет «Горя от ума» // Пушкин и его современ­ники. М, 1969.

20. Фомичев С.А. Комедия Грибоедова «Горе от ума». Комментарии. М., 1983.

 

 

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН

 

ОБЩАЯ ЛИТЕРАТУРА О ПУШКИНЕ

(рекомендательный список)

1. Алексеев М.П. Стихотворение Пушкина «Я памятник себе воздвиг». Проблемы его изучения.  Л., 1967.

2. Архангельский А.Н. Беседы о русской литературе. М., 1999.

3. Ахматова А.А. О Пушкине. Статьи и заметки.  Л., 1977.

4. Баевский В.С. Сквозь магический кристалл.  М., 1990.

5. Благой Д.Д. Мастерство Пушкина. М., 1955.

6. Благой Д.Д. Творческий путь Пушкина (1813 – 1826) М., 1950; (1826 – 1830).  М., 1967.

7. Бонди С.М. О Пушкине // С.М. Бонди. Статьи и исследования. М., 1978.

8. Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина. Очерки. М., 1974.

9. В мире Пушкина / Составитель С.Машинский.  М., 1974.

10. Виноградов В.В. Язык Пушкина. Пушкин и история русского литературного языка. М.-Л. 1935.

11. Виноградов В.В. Стиль Пушкина.  М., 1941.

12. Виноградов В.В. О языке художественной прозы: Избранные труды. М., 1980.

13. Вольперт Л.И. Пушкин в роли Пушкина.  М., 1998.

14. Гаспаров Б.М. Поэтический язык Пушкина.  СПб., 1999.

15. Пушкин в русской философской критике.  М., 1990.

16. Гиршман М.М. Творчество А.С.Пушкина и современная теория поэтического произведения // А.С.Пушкин. Филологические и культурологические проблемы изучения.  Донецк, 1998.

17. Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. М., 1965.

18. Гуковский Г.А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. М., 1957.

19. Жирмунский В.М. Байрон и Пушкин. Л., 1978.

20. Кибальник С. Художественная философия Пушкина. СПб., 1993.

21. Кулешов В.И. Пушкин. Жизнь и творчество.  М., 1994.

22. Лежнев А. Проза Пушкина. Опыт стилевого исследования. М., 1937.

23. Летопись жизни и творчества Александра Пушкина. В четырех томах. М., 1999.

24. Лотман Ю.М. Пушкин. Исследования и статьи. М., 1996.

25. Макогоненко Г.П. Избранные работы. Л., 1987.

26. Мелетинский Е.М. Историческая поэтика новеллы. М., 1990.

27. Непомнящий В. Поэзия и судьба. Над страницами духовной биографии Пушкина.  М., 1987.

28. Образ совершенства. Зарубежная Россия и Пушкин. М.: Жизнь и Мысль, Русский мир; АО «Московские учебники», 1999.

29. Одиноков В.Г. «И даль свободного романа...». Новосибирск, 1983.

30. А.С.Пушкин в воспоминаниях современников. Т. 1-2. М., 1974.

31. А.С. Пушкин. Школьный энциклопеический словарь. М., 2000.

32. Пушкин в прижизненной критике. 1820 – 1827. СПб., 1996; 1826 – 1830. СПб.,    2001; 1831 – 1833. СПб., 2003.

33. Раскольников Ф. Статьи о русской литературе. М., 2002.

34. Скатов Н.Н. Русский гений.  М., 1987.

35. Слонимский А.Л. Мастерство Пушкина.  М., 1959.

36. Смирнова-Россет А.О. Воспоминания. Письма.  М., 1990.

37. Стихотворения Пушкина 1820 – 1830 годов. История создания и идейно-художественная проблематика / Под ред. Н.В. Измайлова. Л., 1974.

38. Современное американское пушкиноведение. Сб. статей. СПб.: Акад. проект, серия «Современная западная руссистика», 1999.

39. Томашевский Б.В. Пушкин. Материалы к монографии (1824 – 1837). М.-Л.,  1961.

40. Турбин В.Н. Пушкин. Гоголь. Лермонтов. Об изучении литературных жанров.  М., 1978.

41. Турбин В.Н. Роман прогнозов (К проблеме строения сюжета «Евгения Онегина») // Болдинские чтения.  Горький, 1988.

42. Турбин В.Н. Русские ночи. Три новеллы.  М., 1994.

43. Тынянов Ю.Н. Пушкин и его современники.  М., 1969.

44. Хализев В., Шешунова С.В. Цикл А.С. Пушкина «Повести Белкина». М., 1989. 

45. Цветаева М. Мой Пушкин. М., 1981.

46. Чумаков Ю. Стихотворная поэтика Пушкина. СПб., 1999.

47. Эткинд Е.Г. Божественный глагол. Пушкин, прочитанный в России и во  Франции.  М., 1999.

48. Эткинд Е.Г. «Внутренний человек» и внешняя речь. Очерки психопоэтики русской литературы XVIII – XIX вв. М., 1998.

49. Эткинд Е. Симметрические композиции у Пушкина.  Париж, 1988.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 357.