«ДУМЫ» К.Ф. РЫЛЕЕВА И «ПЕСНЬ О ВЕЩЕМ ОЛЕГЕ» А.С. ПУШКИНА. ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИЧЕСКОЙ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ИСТИНЫ
Цель занятия : выявить основные положения романтической эстетики декабристов и рассмотреть, как она последовательно реализовалась в цикле «Думы» Рылеева; поставить проблему соотношения исторической и художественной истины, определить ценности той и другой; проанализировать тексты произведений Рылеева и сопоставить их с источником («История государства Российского», летопись, сб. «исторических песен» Ю.-У. Немцевича) и с позицией Пушкина этого же периода («Песнь о вещем Олеге»). Включиться в проблему целей и задач искусства как одну из сторон соотношения искусства и действительности.
Методы работы над темой : историко-генетическое исследование (взаимосвязи исторического, политического, художественного содержания произведений, литературной критики, полемики, философских взглядов времени); структурно-эстетический анализ текста; сопоставительно-типологический анализ двух произведений «Олег Вещий» и «Песнь о вещем Олеге».
Проблематика и план занятия
1. Законспектировать «Предисловие к «Думам» К.Ф. Рылеева. Охарактеризовать литературную программу Рылеева. Сравнить со статьей Кюхельбекера «О направлении нашей поэзии, особенно лирической, в последнее десятилетие», со статьей А.Бестужева «Взгляд на русскую словесность в течение 1824 года и в начале 1825 года», с предисловиями П. Вяземского к «Кавказскому пленнику» и «Бахчисарайскому фонтану», с идеями трактата Ореста Сомова «О романтической поэзии». Выявить основные положения декабристской эстетики.
2. Прочитать цикл Рылеева «Думы». Охарактеризовать поэтическую систему «Дум»:
а) типы героев;
б) контраст, как основа художественного построения «Дум»;
в) особенности нравственной проблематики;
г) поиски народного характера, атрибутика «Дум»;
д) тип композиции произведений цикла.
3. Сравнив думы «Олег Вещий», «Ольга при могиле Игоря», «Иван Сусанин», определить характер эволюции жанра в творчестве Рылеева.
4. Сопоставительно-типологический анализ произведений «Олег Вещий» Рылеева и «Песнь о вещем Олеге» Пушкина:
а) характер изложения исторического события: агитационная сущность (Рылеев) и историческая, этнографическая точность (Пушкин);
б) характер героя: логическая схема, соответствующая декабристским представлениям о патриоте-воине, правителе (Рылеев) и психологически аргументированный, обусловленный исторически и нравственно тип личности (Пушкин);
в) назидание, мораль в думе Рылеева и ассоциативное начало повествования в «Песни...» Пушкина (декабристский романтический канон – идея пророчества; фольклорный канон – выбор богатыря на перепутье); способ создания актуальной проблематики у Рылеева и Пушкина;
5. Возможности художественной системы в открытии исторической истины, исторического закона:
а) историческая истина – верность объективного факта, предмет изучения – событие; художественная истина – интерпретация объективного факта с авторской позиции, предмет изучения – человек в событии;
б) научные законы, причинно-следственные связи и нравственные, психологические закономерности, познание логическое и эмоциональное);
в) отличие романтического мышления от реалистического и принцип художественности.
Основная терминология : художественность, романтизм, разновидности романтизма, интерпретация, эстетический канон, эстетический закон.
Задания для контроля владения компетенциями:
1. Определить возможности художественной системы в открытии исторической истины, исторического закона:
а) историческая истина – верность объективного факта, предмет изучения – событие; художественная истина – интерпретация объективного факта с авторской позиции, предмет изучения – человек в событии;
б) научные законы, причинно-следственные связи и нравственные, психологические закономерности, познание логическое и эмоциональное);
в) отличие романтического мышления от реалистического и принцип художественности.
2.Составить рассуждение на тему о способах внушения «любви к отечеству» в поэзии, сравнив изучаемое произведение Пушкина и «Думы» Рылеева.
Основная терминология : художественность, романтизм, разновидности романтизма, интерпретация, эстетический канон, эстетический закон.
Литература:
1.Архипова А. Литературное дело декабристов. Л., 1987.
2. Литературно-критические работы декабристов. М., 1978.
3. Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. М., 1976.
4. Тынянов Ю.Н. Пушкин и его современники. М., 1969.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 306.