ТЕМА 3. Практическое занятие
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 «ДУМЫ» К.Ф. РЫЛЕЕВА И «ПЕСНЬ О ВЕЩЕМ ОЛЕГЕ» А.С. ПУШКИНА. ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИЧЕСКОЙ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ИСТИНЫ

Цель занятия : выявить основные положения романтической эстетики декабристов и рассмотреть, как она последовательно реализовалась в цикле «Думы» Ры­леева; поставить проблему соотношения исторической и художественной истины, определить ценности той и другой; проанализировать тексты про­изведений Рылеева и сопоставить их с источником («История государства Российского», летопись, сб. «исторических песен» Ю.-У. Немцевича) и с позицией Пушкина этого же периода («Песнь о вещем Олеге»). Включиться в проблему целей и задач искусства как одну из сторон со­отношения искусства и действительности.

Методы работы над темой : историко-генетическое исследование (взаимосвязи исторического, политического, художественного содержания произведений, литературной критики, полемики, философских взглядов времени); структурно-эстетичес­кий анализ текста; сопоставительно-типологический анализ двух произве­дений «Олег Вещий» и «Песнь о вещем Олеге».

Проблематика и план занятия

 

1. Законспектировать «Предисловие к «Думам» К.Ф. Рылеева. Охарак­теризовать литературную программу Рылеева. Сравнить со статьей Кюхель­бекера «О направлении нашей поэзии, особенно лирической, в последнее десятилетие», со статьей А.Бестужева «Взгляд на русскую словесность в течение 1824 года и в начале 1825 года», с предисловиями П. Вяземского к «Кавказскому пленнику» и «Бахчисарайскому фонтану», с идеями трактата Ореста Сомова «О романтической поэзии». Выявить основные положения декабристской эстетики.

 

2. Прочитать цикл Рылеева «Думы». Охарактеризовать поэтическую систему «Дум»:

а) типы героев;

б) контраст, как основа художественного построения «Дум»;

в) особенности нравственной проблематики;

г) поиски народного характера, атрибутика «Дум»;

д) тип композиции произведений цикла.

 

3. Сравнив думы «Олег Вещий», «Ольга при могиле Игоря», «Иван Сусанин»,  определить характер эволюции жанра в творчестве Рылеева.

 

4. Сопоставительно-типологический анализ произведений «Олег Вещий» Рылеева и «Песнь о вещем Олеге» Пушкина:

 а) характер изложения исторического события: агитационная сущность (Рылеев) и историческая, этног­рафическая точность (Пушкин);

б) характер героя: логическая схема, соответствующая декабрист­ским представлениям о патриоте-воине, правителе (Рылеев) и психологи­чески аргументированный, обусловленный исторически и нравственно тип личности (Пушкин);

в) назидание, мораль в думе Рылеева и ассоциативное начало по­вествования в «Песни...» Пушкина (декабристский романтический канон – идея пророчества; фольклорный канон – выбор богатыря на перепутье); способ создания актуальной проблематики у Рылеева и Пушкина;

 

5. Возможности художественной системы в открытии исторической истины, исторического закона:

а) историческая истина – верность объективного факта, предмет изучения – событие; художественная истина – интерпретация объективного факта с ав­торской позиции, предмет изучения – человек в событии;

б) научные законы, причинно-следственные связи и нравс­твенные,  психологические закономерности, познание логическое и эмоциональное);

в) отличие романтического мышления от реалистического и принцип художественности.

 

 Основная терминология : художественность, романтизм, разновидности романтизма, интерпре­тация, эстетический канон, эстетический закон.

Задания для контроля владения компетенциями:

1. Определить возможности художественной системы в открытии исторической истины, исторического закона:

а) историческая истина – верность объективного факта, предмет изучения – событие; художественная истина – интерпретация объективного факта с ав­торской позиции, предмет изучения – человек в событии;

б) научные законы, причинно-следственные связи и нравс­твенные,  психологические закономерности, познание логическое и эмоциональное);

в) отличие романтического мышления от реалистического и принцип художественности.

       2.Составить рассуждение на тему о способах внушения «любви к отечеству» в поэзии, сравнив изучаемое произведение Пушкина и «Думы» Рылеева.

 

Основная терминология : художественность, романтизм, разновидности романтизма, интерпре­тация, эстетический канон, эстетический закон.

Литература:

1.Архипова А. Литературное дело декабристов. Л., 1987.  

2. Литературно-критические работы декабристов. М., 1978.

3. Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. М., 1976.

4. Тынянов Ю.Н. Пушкин и его современники. М., 1969.

 

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 306.