ТЕМА 2 . Практическое занятие
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ЛИРИКА В.А. ЖУКОВСКОГО И К.Н. БАТЮШКОВА.

(Сравнительный анализ стихотворений «Весеннее чувство»

В.А. Жуковского и «Пробуждение» К.Н. Батюшкова)

 

Цель занятия: составить представление о специфике индивидуального художествен­ного мышления двух современников; выявить их романтический идеал в образном воплощении; проанализировать лирическое стихотворение как художественную систему по ее компонентам. Выявит корреляцию понятий «художественный мир», «художественная философия», авторская позиция. Расширить представление о содержательности художественного образа и его функциональной эстетической роли.

Методы работы над темой: структурно-эстетический анализ лирического произведения, харак­теристика эстетических средств и их сопоставительный анализ в разных текстах.

Проблематика и план занятия

 

1. Определить форму лирического высказывания, ее функцию в стихотворениях Жуковского и Батюшкова.

 

2. Сопоставить характер образности в стихах:

- пластическая, предметная;

- образ-действие;

- образ-переживание;

- детальные образы;

- единично-пластические;

- развернуто-описательные;

- монологичные, диалогичные образы

Какая образность преобладает у Жуковского, какая у Батюшкова? Почему?

 

3. Найти в стихах о природе конкретно-пластические, единичные об­разы, создающие пейзажи, общеромантические канонические образы-мотивы. Есть ли образы-архетипы? Сравнить с этой точки зрения оба стихотворе­ния. Сравнить метафорическое наполнение образов. Как из характера образной обобщенности вырисовывается картина мира и чем она отличается у двух поэтов?

 

4. Как созданы в стихах пространственно-временные отношения (со­четание прошлого-настоящего-будущего в одном моменте переживания; вер­тикальные, горизонтальные, локальные, бесконечные измерения пространс­тва)? Их смысл в общей картине мира, созданной в стихах. Чем отличаются характеризуемые элементы в стихах двух поэтов? Как это связано с их ценностными ориентирами?

 

5. Как создается эмоциональное содержание стиха у двух художников (звук, повтор, вопрос, восклицание, градация, анафора и т.д.)? Опреде­лить значение эмоционального контекста в романтической лирике.

 

6. Охарактеризовать особенности художественной оппозиции «человек-природа» в стихах Жуковского и Батюшкова. Какие еще оппозиции наблюдаются в сти­хах? Их роль. Отличаются ли содержание и функции оппозиций у двух поэ­тов?

 

7. Проанализировать композицию стихотворений. Как она помогает разобраться в отношениях поэтов с миром, формированию их художественной философии?

 

8. Дать характеристику ритмического строения в каждом стихотво­рении, определить его смысловое значение. Определить стихотворный раз­мер, его особенности. Как он способствует созданию общего образа в стихах? Проследить за рифмами, выявить их роль.

 

Основная терминология : форма лирического высказывания, романтизм, двоемирие, эстетическая структура, антиномия, прост­ранственно-временные характеристики, субъектно-объектная сфера, образ (его характеристики), образная система, мотив, архетип, образ мира, модель мира, романтический идеал, ритм, рифма, ком­позиция лирического стихотворения, художественная философия.

Задания для контроля владения компетенциями:

1. Определить основное организующее начало художественного текста –  субъект организации. Как этому центру стихотворения подчиняется вся система каждого из них?

2. Определить жанр анализируемых стихов, творческую индиви­дуальность каждого поэта, их идеалы? Изложить критерии определения жанров.

3. Дать аналогичный анализ стихотворений В.А. Жуковского «Невыразимое» (или другое по выбору студента) К.Н. Батюшкова «Мой гений» (или другое по выбору студента).

4. Выучить наизусть стихи Жуковского и Батюшкова.

 

Литература:

1. Анализ одного стихотворения. Л., 1985.

2. Анализ одного стихотворения. Киев, 1991.

3. Гуковский Г. Пушкин и русские романтики. М., 1965.

4. Кошелев В.А. Константин Батюшков: странствия и страсти. М., 1987.

5. Лазарев В.Я. Уроки Василия Жуковского. Очерки о великом рус­ском поэте. М., 1984.

6. Русское стихосложение XIX века. Материалы по лирике и строфике русских поэтов / Под ред. М.Л. Гаспарова. М., 1979.

7. Семенко И.М. Жизнь и поэзия Жуковского. М., 1975.

8. Семенко И.М. Батюшков и его «Опыты» // К.Н. Батюшков. Опыты в стихах и прозе. М., 1977 («Литературные памятники»).

9. Серман И.З. К. Батюшков. «Мои пенаты…» // Поэтический строй русской лирики. Л., 1973.

10. Янушкевич А.С. Этапы и проблемы творческой эволюции В.А. Жу­ковского. Томск, 1985.

 

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 360.