БАСЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО И.А. КРЫЛОВА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цель занятия: усвоить особенности басни как жанра, разобраться в ее историчес­ком функционировании, охарактеризовать значение и художественную инди­видуальность Крылова-баснописца.

Методы работы над темой. Изучая предлагаемые вопросы, следует учитывать принципы историко-генетического исследования при характеристике становления басенного жанра в Рос­сии (соотношение с эпохой, с литературным направлением, с биографией поэта), сравнительно-исторического исследования (типологические парал­лели на разных уровнях жанра: персонажи, автор, сюжет, аллегорическое содержание, речевые характеристики, стих, мораль), структурно-эстетического анализа (структурообразующие эстетические элементы басни).

Основная терминология: эпос, аллегория, анимализация, дидактический жанр, компаративизм,  персонификация.

 

Проблематика и план занятия

 

1. Басня как литературный жанр, ее основные характеристики, ус­тойчивое и изменчивое в жанровой структуре басни, структурообразующие басенные приемы:

1) ситуация басни; сюжетная схема (сравнить со схемой античной басни по Гаспарову – «Некто захотел нарушить положение вещей так, чтобы ему от этого стало лучше, но когда он это сделал, оказалось, что ему от этого не лучше, а хуже»);

2) персонажи-образы басен; аллегория как художественная основа басни, ее сочетание с реально-бытовым планом, элемент фантас­тики в аллегории, аллегория и принцип персонификации;

3) функция и композиционное место морали в жанре.

Для подготовки этого вопроса следует обратиться к работе – Гаспаров М.Л. Античная литературная басня. М., 1971.

 

2. Историческое развитие басенного жанра в России. Типология русской басни. Сравнить односюжетные басни (от Эзопа) Сумарокова, Хемницера, Дмитриева, Измайлова, Крылова: «Стрекоза и муравей», «Ворона», «Ворона и лисица» (по выбору):

1) герои басен (трансформация в басенных вариантах);

2) особенности сюжета (объяснить причину и следствие изменений сюжетного порядка);

3) особенности персонификации, приемы создания образа;

4) речевая характеристика персонажей, речь рассказчика, автора;

5) мораль, ее место в баснях разных авторов, варианты содержания;

6) выражение в баснях принципов литературного направления.

Следует готовить этот вопрос по монографии Степанова Н.Л. Басни Крылова. М., 1983.

 

3. Новаторство Крылова в жанре басни:

1) фактическая (социальная, бытовая, литературная) основа басен Крылова;

2) социальная основа басенной аллегории у Крылова, преодоление аллегорического примитивизма, элементы психологизма в басенной персонификации; сочетание объективности и дидактизма;

3) причинно-следственная обоснованность сюжетно-персонификационной системы;

3) речевая дифференцированность персонажей в баснях Крылова;

4) язык басен, особенности стиха (ритм, размер);

5) основная направленность в содержании басен Крылова: критика явлений действительности, сатирическое осмеяние явлений мора­ли, демократизм, народность;

6) реализм как художественный метод басен Крылова.

       Материал для подготовки вопроса содержится в монографии Коровина В.И. Басни Ивана Крылова. М., 1997. Следует также использовать статьи: 1) Белинский В.Г. Иван Андреевич Крылов // В.Г.Белинский. ПСС. Т.VIII. М., 1955; 2) Жуковский В.А. О басне и баснях Крылова // В.А. Жуковский. Эстетика и критика. М., 1985.

 

Задания для контроля владения компетенциями:

Проанализировать одну из басен Крылова по вышеизложенному плану. Выучить ее наизусть.

1.Ответить на вопросы:

1) Теория басни в России (1790 – 1812 гг.).

2)Переводные басни Крылова. Определите  художественное своеобразие переводных басен Крылова, структурообразующие басенные приемы (персонификация, анимализация, ал­легория).

3) Назовите оригинальные басни Крылова на компаративные сюжеты.

4) Социальные, общеполитические, граждански-злободневные и исто­рические мотивы в баснях Крылова.

5) Житейская мудрость и разумность в баснях Крылова.

6) Народность басен Крылова, их житейская мудрость и разумность.

       2. Выполнить презентацию, представляющую характерные черты эпохи, отразившейся в баснях Крылова.

 

 

Литература:

1. Белинский В.Г. Иван Андреевич Крылов // В.Г.Белинский. ПСС. Т.VIII. М., 1955.

2. Гаспаров М.Л. Античная литературная басня. М., 1971.

3. Жуковский В.А. О басне и баснях Крылова // В.А. Жуковский. Эстетика и критика. М., 1985.

4. Степанов Н.Л. Басни Крылова. М., 1983.

5. Коровин В.И. Басни Ивана Крылова. М., 1997.

 

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 420.