Оценивая влияние лидера на окружающих людей, закономерно использовать в этом контексте термин «власть». Власть – это возможность воздействовать на ситуацию или поведение других людей (по Филоновичу С. Р.). В таблице № 4 представлены источники власти лидера. Лидер может мотивировать и стимулировать окружающих, используя ресурсы (экономические и неэкономические), принуждая других, апеллируя к страху, наказанию, используя манипулирование другими как метод воздействия, апеллируя к слабостям и комплексам. Лидер может пользоваться авторитетом, так как его поведение согласуется с ценностями и установками окружающих, тогда влияние строится на доверии. В основе влияния может лежать уверенность окружающих в том, что нидер имеет опыт решения сложных задач, обладает соответствующими знаниями. Харизматичный лидер воспринимается окружающими как привлекательный. В основе этого лежит не знание, а безусловное доверие, которое порой носит некритичный характер.
Таблица 4
Источники власти
Источник власти | Описание |
Вознаграждение | Лидер обладает ресурсами, необходимыми для вознаграждения |
Принуждение | Источник власти – способность внушать страх (например, потерять работу, шантаж) |
Легитивность | Поведение лидера согласуется с разделяемыми ценностями последователей, поэтому они передают лидеру полномочия |
Экспертиза | Лидерство основывается на знаниях и опыте, относящихся к задаче |
Харизма | Лидер обладает чертами личности, которые делают его привлекательным в глазах последователей |
Харизма – психологическая притягательность человека, способность вызывать у людей приверженность своим целям и энтузиазм в их достижении.
Характеристика лидера:
1. лидер подчеркивает важность общих ценностей и общего видения будущего;
2. лидер сосредоточен на развитии отношений между людьми и формировании у них чувства «кто мы есть» и «за что мы стоим» как организация;
3. лидер моделирует желаемое поведение, проявляет личную приверженность ценностям и целям, которые продвигает;
4. лидер олицетворяет силу, создает впечатление уверенности в себе, физической и социальной смелости, решительности, оптимизма и новаторства.
Черты харизматического лидера (А. Нахаванди)
- высокий уровень уверенности в себе;
- сильнейшая убежденность в правильности своих идей;
- высокий уровень энергии и энтузиазма;
- высокий уровень экспрессивности, внешняя выразительность;
- развитые коммуникативные и ораторские навыки;
- активное моделирование роли и формирование имиджа.
Черты харизматического лидера (С. И. Макшанов)
- физическая привлекательность;
- сексуальная привлекательность;
- интеллект выше среднего уровня; социально приемлемая маргинальность личности;
- наличие экстремального опыта в жизни;
- создание вокруг себя психологического поля (способность к внушению, заражению и формированию импульса).
Рис. 4. Карта лидерства
Правила общения
Во взаимодействии «человек-человек» этикетные модели касаются, прежде всего, ситуации общения. Осуществляя процесс общения, мы постоянно решаем три задачи: пытаемся наиболее точно объяснить свою позицию (подать себя) - стараемся понять партнера (принять партнера); стараемся найти решение вопроса, наиболее полно удовлетворяющее обе стороны (осуществить взаимодействие).
Для решения этих задач от человека требуется актуализация ряда качеств личности. Деликатность - простейший рабочий элемент оптимизации общения. Включает доброжелательность, уважение и терпимость по отношению к другим спокойствие, уравновешенность, уверенность в себе. Особенно велика цена деликатности в работе с женщинами и молодежью. Для деликатных людей характерно чувство такта в общении. Особенно деликатность необходима в напряженных ситуациях: при высказывании замечаний, разрешении конфликтов и т. п.
Правила общения (рекомендации).
Локализация. Правило локализации означает формирование определенных ограничений на интонационную окраску высказывания. Тон высказывания должен быть спокойным и дружеским. Раздражительный тон существенно затруднит ситуацию общения. Особенно важно демонстрировать нетрадиционную реакцию в конфликтных ситуациях. Например, в ситуации напряженного общения доброжелательность, исные и убедительные интонации приобретают особое значение для нейтрализации сложных замечаний и критических иозражений.
Запрет на грубость. Никогда не следует возражать открыто и грубо, даже если собеседник ведет себя некорректно. Нельзя употреблять выражения: «Вы совершенно не правы», «Это не имеет под собой никакой почвы» и т. п.
Уважение. Позицию собеседника следует принимать с уважением, даже если она ошибочна или для вас неприемлема.
Признание правоты. Если вы заметили, что ваш собеседник очень трепетно относится к своей точке зрения, болезненно принимает возражения, то тактичнее будет пригнать его правоту. «Это интересный подход, который я, честно говоря, упустил из виду. Конечно же, во время принятия
решения мы его учтем».
Сдержанность в личных оценках. Следует избегать
личных оценок: «Будь я на вашем месте...»
Лаконичность ответов. Чем более сжато и по-деловому вы ответите на замечание, тем это убедительнее прозвучит. Чем многословнее ответ, тем больше вероятность недопонимания и раздражения.
Контролирование реакций. Очень полезно контролировать состояние собеседника. В процессе беседы периодически спрашивайте его, доволен ли он ответом, ходом решения вопроса и т. п.
Недопущение превосходства. Не следует парировать каждое замечание собеседника, нужно показать, что и вам присущи человеческие слабости. Особенно следует избегать немедленного ответа на каждое замечание. Этим вы косвенно недооцениваете собеседника: то, над чем он напряженно думал, вы парируете между делом.
- Собеседник не всегда прав, но часто бывает выгодно признать его правоту, особенно в мелочах
- Замечания и возражения - естественные составляющие любой беседы, так что не следует чувствовать себя обвиняемым, который должен защищаться
- Следует учитывать, что, обсуждая значимый для него вопрос ваш собеседник становится очень чувствительным к малейшим признакам недоверия или невнимания с вашей стороны. Вы должны полностью контролировать свое поведение
- Нельзя делать замечания, которые даже косвенно могут восприниматься как оскорбление личности. Это прямая дорога к конфликту. (Например, «Вы не понимаете » Что вы тут раскричались, как на базаре...», «Сколько еще южно вам объяснять...» и т. п.)
- Можно привести собеседника в хорошее настроение идя на некоторые уступки, но нужно определить границы уступок, прежде чем на них решиться, любое несогласие необходимо исчерпывающе объяснить эго снизит вероятность обиды и увеличит ваши шансы на успех.
- При излишне эмоциональной реакции собеседника не стоит продолжать разговор, так как договориться по - деловому вряд ли получится. Следует дать ему выпустить пар Призывы типа «успокойтесь, пожалуйста» не всегда работают, а иногда даже вызывают обратную реакцию, поэтому целесообразнее просто дать человеку выразить свое возбуждение, создав паузу в беседе.
- Собеседник должен чувствовать, что вы относитесь серьезно к его замечаниям.
- Следует помочь собеседнику высказать свои замечания и возражения, попытаться выяснить причины его невысказанного неудовольствия или волнения.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 303.