Любопытную модель стилей руководства разработали американские ученые В.Вурм и Ф.Йеттон. По их мнению в зависимости от ситуации, особенностей коллектива и характеристики самой проблемы можно говорить о пяти стилях управления.
А. - руководитель сам принимает решения на основе имеющейся информации.
Б. - руководитель сообщает подчиненным суть проблемы, выслушивает их мнения и принимает решение.
В. - руководитель излагает проблему подчиненным, обобщает высказанные ими мнения и, с учетом их, принимает собственное решение.
Г. - руководитель совместно с подчиненными обсуждает проблему и в результате вырабатывается общее мнение.
Д. - руководитель постоянно работает совместно с группой или вырабатывает конкретное решение, или принимает лучшее, независимо от того, кто его автор.
- При выборе стиля руководители пользуются следующими основными критериями:
- наличие достаточной информации и опыта у подчиненных;
- уровень требований, предъявляемых к решению;
- четкость и структурированность проблемы;
- степень причастности подчиненных к делам организации и необходимость согласовывать с ними решения,
- вероятность того, что единоличное посещение руководителя получит поддержку исполнителей,
- заинтересованность исполнителей в достижении целей,
- степень вероятности возникновения конфликтов между подчиненными в результате принятия решений.
Основные подходы к определению и оценке различных стилей руководства
Стиль руководства – это система способов, методов, приемов воздействия, используемая руководителем для мобилизации коллектива на достижение поставленных целей.
Авторитет руководителя обусловлен как объективными факторами (должностным положением), так и субъективными (завоеванным им самим престижем).
Эти факторы дополняют друг друга.
Обязательными условиями авторитета являются:
− деловая компетентность;
− умение работать с людьми;
− образцовое выполнение функций и прямых обязанностей;
− развитая система положительных личных качеств, вызывающая уважение членов коллектива (доброжелательность, вежливость, гибкость, трудолюбие, самокритичность, готовность помочь и др.).
Применение того или иного стиля обусловлено действием трех основных факторов: ситуации, личностных особенностей руководителя и специфики коллектива.
Наиболее предпочтительным является ситуационный подход к руководству, основанный на том, что в каждом конкретном случае успешное руководство имеет свои особенности и требует особого взаимодействия руководителей и подчиненных. Эта взаимосвязь основана на формуле:
УР = Ф (РПС), (1)
где
УР – успешное руководство;
Ф – функция;
Р – руководитель;
П- подчинение;
С – ситуация.
Существует ситуационная теория лидерства – теория жизненного цикла, согласно которой, самые эффективные стили руководства зависят от степени «зрелости» исполнителей. Зрелость характеризуется как способность подчиненных самостоятельно выполнять свою работу, принять на себя дополнительную ответственность, желание добиваться успеха и достичь цели.
Базовые навыки лидера
Рис. 3. Навыки лидера
Самосознание предполагает высокую степень понимания своих возможностей и ограничений, того, как формировался в течение жизни тот или иной стиль лидерского поведения. Чем более развита способность к осознанию, тем более эффективно осуществляет управление собой и ситуацией. В качестве метафоры можно использовать луковицу, снимая с которой разные слои есть вероятность добраться до сердцевины. Так и у лидера – необходимо осознать то самое иажное, что есть в нем как в лидере.
Приоритеты и целеполагание. Лидер умеет ставить цели (привлекательные для себя и окружающих, реалистичные или фантастические (цель-мечта), достижимые в определенном временном интервале. Для лидера характерно умение ориентироваться во времени, использовать прошлое для построения настоящего и думать о будущем и о том, как оно влияет на настоящее. Выбор приоритетов – основа успешности лидера.
Умение принимать решения имеет в своей основе способность системно анализировать ситуации, различать повод и причину возникающих проблем. Принятие решения основывается на умение конструировать желаемую ситуацию и организовать переход из реального к желаемому.
Навык управления коммуникациями является одим из осноных для лидера. Не умеющий договариваться с окружающими, порождающий вокруг себя конфликты человек вряд ли может быть лидером. Гибкость поведения, умение услышать точку зрения другого, умение грамотно донести свою позицию для окружающих – это лишь некоторые составляющие управления коммуникациями.
Управление конфликтами предполагает владение эффективными технологиями профилактики и разрешения конфликтных ситуаций. Лидер свободно владеет различными стратегиями поведения в конфликте (приспособление, уход, конфронтация, компромисс и сотрудничество). Выбор оптимальной стратегии связан с пониманием ситуации, особенностей партнеров по общению и задачи, которую они решают.
Управление временем основано на способности лидера планировать свою деятельность, отличать значимые и незначимые ситуации, на умении делегировать решение ряда задач своему окружению.
Управление стрессом – это готовность жить в условиях высокой неопределенности, выносливость при сверх нагрузках, а также владение специальными приемами восстановления себя во время или после стрессовых ситуаций. Важно обратить внимание на то, что лидеры часто более эмоционально чувствительны, чем другие люди, не любят проигрывать и в случае неуспеха склонны к эмоциональным срывам. Обучение психотехникам (правильное дыхание, регуляция эмоций через телесные проявления, умение от- нлекаться и переключаться от повседневных дел) важно при формировании навыков лидерского поведения.
Таблица 3
Отличия менеджера и лидера
Менеджер | Лидер |
Администратор | Инноватор |
Поручает | Вдохновляет |
Работает по целям других | Работает по своим целям |
Основывает действия на планировании | Основывает действия на видении перспективы |
Полагается на систему | Полагается на людей |
Использует доводы | Использует эмоции |
Контролирует | Доверяет |
Поддерживает движение | Дает импульс движению |
Профессионал | Энтузиаст |
Принимает решения | Превращает решения в реальность |
Делает дело правильно | Делает правильное дело |
Пользуется уважением | Чувствует принятие |
Дата: 2019-02-25, просмотров: 405.