Общая характеристика и периодизация культуры европейского Возрождения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

История итальянского Возрождения проходит три этапа:

1-й этап (2-ая пол. ХIII - ХIV вв.) – Проторенессанс, называемый по-итальянски «треченто»;

2-й этап (ХIV в.) – Раннее Возрождение, или «квадроченто»;

3-й этап (начало XVI века) – Высокое Возрождение, или «чинквеченто».

В ХIII-ХIV вв. в Италии сформировались исторические и социальные условия для возникновения культуры Возрождения. Во-первых, Италия была страной, в которой стали появляться первые ростки капитализма в Европе. Благодаря слабости феодальной системы в стране, а также исключительному географическому положению итальянские города раньше других европейских городов вступили на путь широких международных сношений. Еще в период раннего средневековья они стали средоточием европейской торговли с Востоком, путь которой пролегал через Средиземное море. Развитие торговли сопровождалось подъемом ремесел, а затем и зарождением первых форм капиталистического производства. В итальянских городах рано сформировался и новый политический уклад. Уже в XI-XIII вв. в ряде из них произошли коммунальные революции, в результате которых многие города приобрели самостоятельность и установили республиканскую форму правления. Например, такую самостоятельность Флоренция приобрела в 1115 г. Это же в целом относится к Тоскане. Во Флоренции уже в 1293 г. была провозглашена чрезвычайно передовая конституция, а в 1321 г. был основан университет.

Начиная с ХIV в. происходит целый ряд изменений в социально-экономической и духовной жизни Западной Европы, знаменующих начало новой эпохи, которая вошла в историю под именем Возрождение. Это все вело к существенным переменам в умонастроениях. Эти перемены были связаны, прежде всего, с процессом освобождения от религии и церковных институтов, происходивших во всех областях культурной и общественной жизни. Наступившая эпоха осознает себя как возрождение античной культуры, античного образа жизни, способа мышления и чувствования, откуда идет название – «Ренессанс», т.е. «Возрождение».

Средневековая культура теоцентрична. В эпоху Возрождения – и это стало одним из основных результатов происходившей в ту пору идеологической революции – духовная диктатура церкви была сломлена. Однако гуманисты не были безбожниками и почти никогда не потешались над таинствами христианской религии. Но они вынесли бога за пределы ренессансной идеологии. Потусторонний бог перестал считаться ими главной проблемой времени именно потому, что он потусторонний.

Важнейшей отличительной чертой мировоззрения эпохи Возрождения является его ориентация на искусство, т.е. Возрождение – это эпоха художественно-эстетическая. В центре внимания Возрождения оказывается человек. Поэтому мировоззрение этого периода в целом можно охарактеризовать как антропоцентрическое. В эпоху Возрождения индивид приобретает большую самостоятельность, чем когда-либо. Отсюда вырастает новое самосознание человека и его общественная позиция: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта становятся отличительными качествами человека. Ренессансный человек склонен приписывать все свои заслуги себе. Именно эпоха Возрождения дала миру ряд выдающихся индивидуальностей, обладавших ярким темпераментом, всесторонней образованностью. Разносторонность – вот идеал ренессансного человека.

Человек Возрождения не просто природное существо, он творец самого себя, а потому фигура художника-творца становится символом Возрождения. В эпоху Возрождения всякая деятельность воспринимается иначе, чем в античности и в средневековье. Не случайно именно в эпоху Возрождения впервые размывается грань, которая раньше существовала между наукой, практически-технической деятельностью и художественной фантазией. Именно теперь инженер и художник - это не просто «искусник», «техник», теперь он - творец. Отныне художник не просто подражает созданиям бога, но подражает самому божественному творчеству.

Как ни парадоксально, но именно средневековое учение о воскрешении человека во плоти привело к «реабилитации» человеческой телесности, которая так характерна для Возрождения. С антропоморфизмом связан характерный для Возрождения культ красоты, и не случайно как раз живопись, которая прежде всего изображает прекрасное человеческое лицо и тело, становится в эту эпоху главенствующим видом искусства. У великих художников Возрождения – Джотто, Мазаччо, Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Тициана и др. мировосприятие Ренессанса получает свое наивысшее выражение.

Связь науки и искусства составляет одну из важнейших особенностей культуры Возрождения. Правдивое изображение мира и человека должно опираться на их познание, поэтому познавательное начало играло в искусстве особенно большую роль. Художники той поры искали опору в науках, нередко стимулируя их развитие. Эпоха Возрождения отмечена появлением целой плеяды художников-ученых, среди которых, несомненно, первое место принадлежит Леонардо да Винчи.

Итальянское Возрождение – это рождение первой в истории Европы национальной культуры, принявшей идеальные, классические формы в итальянской поэзии и новеллистической прозе, а затем в живописи, скульптуре, архитектуре.

Искусство Высокого Возрождения сформировалось в обстановке экономического и политического кризиса в Италии, и в связи с этим представляет сложную и противоречивую картину. С одной стороны, именно на это время приходится заключительный этап, высочайший взлет искусства, питавшегося традициями гуманистической культуры, этап, получивший в истории наименование Высокого Возрождения, давший миру таких художников, как Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Корреджо, Джорджоне, Тициан. С другой стороны, в это время зарождаются глубоко чуждые Возрождению художественные явления, отражающие крушение гуманистических идеалов и породившие в итальянском искусстве так называемый маньеризм – течение, распространившееся во второй половине века не только по всей Италии, но и проникшее в большинство европейских стран.

Вообще для искусства этого времени характерна тяга к синтезу, к обобщению, к раскрытию общей закономерности явлений и их логической взаимосвязи. Мастера Высокого Возрождения всегда опускали незначительные с точки зрения общего замысла подробности и детали и, отрешаясь от частных случайностей, стремились достигнуть в своих произведениях гармонического синтеза наиболее прекрасных сторон действительности.

Философия и наука Возрождения по своей идейной направленности носила антифеодальный и антицерковный характер. Она перестает быть «служанкой богословия». Переосмысливалось античное философское наследие, популярными стали идеи пантеизма и неоплатонизма, возродились этические учения эпикуреизма и стоицизма. Одним из главных достижений философской мысли Возрождения была натурфилософия. В борьбе против схоластики и теологии впервые со времен античности философская мысль обращается к природе. Объективной тенденцией развития философии Возрождения было стремление объяснить существование единого бесконечного материального мира, исходя из его собственной основы, независимо от бога. Философы Возрождения в основном утверждали познаваемость мира, обосновывали опытный метод познания мира, отрицали врожденные идеи, признавали великую силу разума. Демократические тенденции, свойственные части философов-гуманистов, отразились в концепциях утопического социализма (Т. Мор, Кампанелла). Философия Возрождения расчищала путь научному знанию и деятельность Леонардо да Винчи, Дж. Бруно, Н. Коперника, Г. Галилея, Эразма Роттердамского нанесла удар церковному учению о Вселенной и природе.

В естествознании философская мысль Возрождения заложила основы научного метода исследования. Самыми выдающимися достижениями в области астрономии были создание Н. Коперником гелиоцентрической системы мира и открытие И. Кеплером законов движения небесных тел. В физике решен ряд задач механики, изобретены подзорная труба, микроскоп и др. Новыми достижениями обогатилась математика, в частности алгебра. Одной из особенностей науки Возрождения была связь ее с искусством. Выдающиеся географические открытия Х. Колумба, Васко да Гамы, Ф. Магеллана и др. на практике доказали, что Земля имеет форму шара, расширили знания о ней. Зародилась общая теория химии. Значительный шаг вперед был сделан в геологии, ботанике и др. науках. Ученые-анатомы Падуанского университета (А. Везалий и др.) заложили основы научной анатомии. В медицине были созданы новые методы лечения болезней. Значительный прогресс наблюдался в технике.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 315.