Основные черты культуры Древнего Рима
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Рим был основан в 753 г. до н.э. Это город, стоящий на 7 холмах. Ядро городского населения Рима составили латинские и сабинские деревни при определяющем влиянии греков и этрусков в политике и культуре. Царский период Древнего Рима охватывает VIII-VI вв. до н.э. Упоминаются 7 царей: Ромул, Нума Помпилий, Тулл Гостилий, Анк Марций, Тарквиний Древний, Сервий Туллий и Тарквиний Гордый. В царский период завершился переход от первобытного общества к классовому. Появилось государство, возникло рабство. Частным выражением этого развития явилась реформа Сервия Туллия (VI в. до н.э.), который разделил всех способных носить оружие граждан на 5 классов по имущественному цензу, а также включил плебеев (городское простонародье) в состав римского народа. В результате этого социально-политическое лицо римских граждан определялось не только принадлежностью к роду, но и богатством. С изгнанием Тарквиния Гордого римская государственность обрела форму аристократической республики.

Период существования римской республики – ок. 510-31 гг. до н.э. Государством управляли ежегодно сменявшиеся регулярные или чрезвычайные магистраты; высшими государственными постами были должности двух консулов, избираемых на год, а высшим органом власти был римский сенат (в Греции – народное собрание). Также у римлян в III в. до н.э. формируется новый господствующий класс – нобилитет, состоящий из патрициев и верхушки плебеев, в отличие от греков, где существовало равенство свободных граждан.

Религиозные воззрения римлян, особенно с III в. до н.э., тесно связаны с греческой религией. Более того, в ряде случаев они ее заимствовали у греков, давая другие имена богам: Юпитер – Зевс, Марс – Арес, Венера – Афродита, Юнона – Гера, Минерва – Афина, Церера – Деметра, Дионис – Вакх, Меркурий – Гермес и т.д. Но в отличие от поэтических богов греков боги римлян были до крайности прозаичны. Часть богов римляне также заимствовали у других народов, если им казалось, что иноземный бог может принести пользу римскому государству. Бог для римлянина – средство достижения практических, а часто и низменных целей. У римлян боги греков потеряли многофункциональность и человечность. Например, главный бог Рима – Юпитер вобрал в себя черты Зевса и Гелиоса. Он так же, как и Зевс, бог-громовержец, главнейший из богов. Но что осталось от справедливости и умеренности, мужества и любвеобильности Зевса? Юпитер суров, жесток, равнодушен. Это холодный и непреклонный бог, стоящий над всеми остальными, подобно римскому государству, покровителем которого он считался. Это – бог всесокрушающей государственной машины, бог порядка, бог собственников, бог подданных, а не граждан, рассудочный и прозаичный.

У римлян игры и праздники также носили весьма прозаический характер. Даже названия об этом говорят: римские игры, плебейские игры. В конце III - нач. II вв. до н.э. возникают Аполлоновы игры, флоралии в честь богини Флоры. Продолжительность игр достигала 76 дней в году, из них 50 дней отводилось на театральные представления. Кстати, в 55 г. до н.э. в Риме Помпей впервые в мире построил постоянное каменное здание театра.

Гладиаторские бои – сугубо римское явление. Они возникли у этрусков еще в VI в. до н.э. и от них они проникли в Рим. Первый бой гладиаторов состоялся в Риме в 264 г. до н.э. Первоначально они были частным делом. В 105 г. до н.э. гладиаторские бои начали проводить магистраты.

Римская поэзия и литература зарождаются в III в. до н.э. Первым римским поэтом был Ливий Андроник, грек из города Тарента. Современниками Андроника были римские поэты Невий и Энний, писавшие трагедии и комедии. Крупнейшим римским писателем был Тит Марций Плавт (254-184 гг. до н.э.). В отличие от первых, которые в основном следовали греческим трагедиям и комедиям, Плавту присуща некоторая самостоятельность творчества, поскольку произведения были написаны на сюжеты из жизни римлян, но герои носили греческие имена, действие происходило в греческих городах.

Истинно римским жанром была сатура (смесь плодов). Стихи сатуры – длинные и короткие, написанные сатурическим и другими размерами, писал Гай Луцилий (180-102 гг. до н.э.), который написал 30 книг сатур, изображавших пороки римлян.

Римская поэзия в I в. до н.э. поднялась на новую, более высокую ступень. В это время существовало повальное увлечение поэзией, но только два гиганта определили поэзию первой половины I века до н.э. Это – Тит Лукреций Кар (95-51 гг. до н.э.) и Гай Валерий Катулл (87-54 гг. до н.э.). Лукреций Кар – поэт и философ, наиболее выдающийся представитель теории атомистики в Древнем Риме, последователь учения Эпикура. В написанной в традиции дидактического эпоса поэме «О природе вещей» он излагает основные положения философской системы Эпикура. Валерий Катулл – это лирик и изобличитель пороков, в том числе пороков великого Ю. Цезаря. Его творчество высоко ценил А. С. Пушкин.

В эпоху расцвета Римской империи – в век Августа – жили и творили классики латинской поэзии Вергилий (автор национальной эпопеи «Энеида»), Гораций (автор множества од, вдохновлявших европейских поэтов нового времени), Овидий Назон (создатель выдающихся лирических произведений).

Наиболее выдающимися писателями были Марк Теренций Варрон (116-27 гг. до н.э.) и Марк Тулий Цицерон (106-43 гг. до н.э.) – два корифея римской и мировой литературы.

Изобразительное искусство. С IV в. до н.э. появляются статуи гражданским лицам – магистратели. Главное, что должно было быть соблюдено при создании статуи, это портретное сходство с оригиналом.

С конца III в. до н.э. на римскую скульптуру оказывает сильнейшее влияние греческая скульптура. При грабеже греческих городов, например, один римский полководец захватил 285 бронзовых и 230 мраморных скульптур; другой – вывез 250 телег, нагруженных бронзовыми и мраморными скульптурами и т.д. Эти скульптуры продавались, а поскольку их не хватало (они пользовались большим спросом), то их копировали и тоже продавали. Многие греческие статуи сохранились в римских копиях.

Искусство скульптора, так же как и деятельность философа, не ценились в Древнем Риме. Они считалось ремёслами, не заслуживающими внимания аристократа, который должен заниматься ратным трудом. О самостоятельной римской скульптуре можно говорить только относительно римского скульптурного портрета I в. до н.э., ибо уже во II в. н.э. в искусстве портрета возникает так называемое направление «панэллинизма». Начиная с III в. н.э. в скульптурном портрете развиваются новые художественные формы с глубокой психологической характеристикой персонажа. Это достигалось суровым отбором самых главных черт портретируемого.

Юриспруденция. Как известно, греки не создали юриспруденцию в собственном смысле слова, её возникновение – заслуга римлян. В III-I вв. до н.э. в Риме получили распространение частные бесплатные юридические консультации, которые давались, как правило, членами видных сенатских семейств. Некоторые из них были авторами юридических сочинений, из которых, однако, до нашего времени почти ничего не дошло. Последнее столетие существования Республики Муций Сцевола и Сервий Сульпиций Руф развили плодотворную юридическую деятельность, как практически – на судебных процессах, так и теоретически – в своих сочинениях. Высшего расцвета достигла юриспруденция в императорский период, особенно во II в. н.э. Уже Август стремился к тесному контакту с юристами своего времени, значение которых возрастало по мере того, как их консультации приобретали обязательную силу. Со временем юристы стали активно привлекаться к управлению государством: большинство из них занимали высокие государственные посты и состояли членами государственного совета. В середине III века начинается упадок юриспруденции.

Роль римской юриспруденции до сих пор огромна. До настоящего времени римское право изучают на юридических факультетах в университетах всего мира.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 231.