Основные этапы культуры Древней Греции. Термин «античный» означает в переводе с латыни – древний. Этот термин был введен итальянскими гуманистами в эпоху Возрождения для определения греко-римской культуры, древнейшей из известных в то время. С точки зрения современного знания более древние цивилизации, чем греко-римская находились на Древнем Востоке, поэтому термин «античный» приобрел условное значение, выступая обозначением культуры Древней Греции и Рима.
Обычно античность связывают с рабовладельческим обществом, а гибель его – это предпосылка для перехода к феодализму.
Античность – это древняя культура, имеющая свою структуру и временные границы. Временные границы культуры Древней Греции можно обозначить следующим образом:
1. Гомеровский или ранне-архаический период: XI - VIII вв. до н.э.
2. Архаический период: VII - VI вв. до н.э.
3. Классический период: V - до последней трети IV в. до н.э.
4. Эллинистический период: последняя треть IV- I вв. до н.э.
В гомеровский период фактически зарождаются все те принципы античной культуры, которые в последующие периоды получат развитие: мифологический, агонистический и демократический принципы.
Всякая мифология преодолевает, подчиняет и формирует силы природы в воображении: она исчезает вместе с наступлением действительного господства над этими силами. Предпосылкой греческого искусства и в целом культуры, является греческая мифология, т.е. природа и сами общественные формы, уже переработанные бессознательно-художественным образом народной фантазией.
Возникает вопрос: почему человечество до сих пор получает наслаждение от греческой культуры и в известном отношении она является нормой и недосягаемым образцом для последующих поколений? Один из возможных ответов: это было детство человеческого рода, и оно развилось в Греции наиболее прекрасно, обладая для человечества вечной прелестью, как никогда не повторяющаяся ступень. Известно высказывание: бывают чрезмерно умные дети, бывают глупые дети, нормальными детьми были греки.
В греческой мифологии природные и общественные силы уже познаны и персонифицированы в богах и божествах. Для греков миф не есть бытие идеальное, но жизненно ощущаемая и творимая, вещественная и телесная реальность, до животности телесная действительность.
У греков существовали основные двенадцать олимпийских богов во главе с Зевсом. Существовали также божества леса, рек, веселья, вина и т.д. При этом боги у греков были многофункциональны и им была присуща вся палитра человеческих качеств, от возвышенных до самых грубых и даже животных. Отличие человека от богов состояло в том, что боги бессмертны, в то время как люди – существа смертные. Но у богов, как и у людей, также имеются недостатки. Более того, считалось, что если у бога и, соответственно, у человека нет недостатков, то значит – они несовершенны. Такой ярко выраженный антропоморфизм и демократизм греческой религии и был фундаментом греческой культуры. Известно, что гомеровские «Илиада» и «Одиссея» были книгой книг для греков, как Библия для христиан.
Агонистический принцип. Агон (от греч. борьба, состязание) отличительная черта греческой жизни – неудержимое стремление к состязаниям почти во всех сферах их деятельности. Агон распространяется и на богов. В «Илиаде» и «Одиссее» состязание между богами происходит постоянно. Даже главный город греков получил свое название в результате борьбы Посейдона и Афины. Победила в этом состязании Афина, которая дала городу оливки и ткацкий станок.
Известно, что олимпийские игры уходят ещё в догомеровские времена, но общепринятая датировка возникновения олимпийских игр 776 г. до н.э. Спортивные соревнования проходили по бегу, пятиборью, кулачному бою, борьбе, марафонскому бегу (состязаниям вестников), конным соревнованиям (колесничий бег и скачки), состязаниям трубачей. Вслед за взрослыми мужчинами соревновались мальчики (до 18 лет). Также олимпийские игры позволяли ученым и людям искусства познакомить тысячи людей со своими творениями.
В гомеровский период господствовала эпическая поэзия, в архаический период больше развивается лирическая поэзия. С этого периода начали проводиться поэтические соревнования на Парнасе (горный массив до 2458 м высотой в Центральной Греции). На его склоне древние Дельфы с храмом Аполлона. Поэтому Парнас стал горой муз и символом поэтического искусства. На олимпийских играх и победителей поэтического искусства на Парнасе награждали оливковым венком. Победителей же пифийских игр (с VI в. до н.э.) награждали лавровым венком.
Вся история греческой философии свидетельствует, что ей внутренне присущ агон. Высшим выражением этого принципа является гераклитова стихийная диалектика. Борьба, состязание выступают основой развития, изменения. В этом смысле показателен следующий пример: Сократ был учителем Платона, а тот, в свою очередь – учителем Аристотеля. Вот как подытожил эту связь гениев Аристотель: «Платон мне друг, но истина дороже», т.е. ученик не должен повторять учителя, а идти дальше. Этот принцип и стал в последующем основой европейского типа мышления. Восточный же тип мышления – делай как я, мысли как я.
Принцип демократии. Главной формой политической организации греков стали города-государства или полисы, управляемые избираемыми аристократами. Центром государства был город, возникавший чаще всего в результате слияния нескольких деревень. Это называлось синойкизмом. Спарта, например, включала в себя 5 деревень, Афины – 12.
Демократия в Греции прошла и через тиранию. Тиран для греков – это человек, насильно захвативший власть в полисе и установивший единоличное правление. Примером такого тирана был Писистрат, захвативший власть в Афинах и сумевший передать эту власть своим двум сыновьям. Однако греки избавились от тирании Писистратидов и даже поставили скульптурную группу «Тираноборцы».
Стремясь оградить себя от тирании, греки (Клисфен) ввели закон о Совете 500 и закон об остракизме. Это способствовало победе греков над персами, т.к. демократическое устройство греческого города-государства способствовало патриотизму войска, которое сражалось не за тирана, а за свободу сограждан. Греки наказывали своих предводителей или вождей за попытки установления тирании лишением гражданства.
Наибольшего расцвета греческая демократия получила в эпоху Перикла (середина V в. до н.э.). Афиняне избирали ежегодно этого правителя почти 15 раз и, если бы не преждевременная смерть, не известно сколько раз он был бы еще избран, таким авторитетом он пользовался. И афиняне гордились тем, что любой ремесленник мог поспорить на площади с главой государства Периклом. В этом они видели выражение демократии, а свой город считали цитаделью демократии, городом граждан.
Основа демократии для греков – добродетель. Главных добродетелей три: умеренность, мужество и мудрость. Без добродетелей, как учат греческие мудрецы, человек не может быть полезен ни себе, ни своим близким. Гражданин, лишенный добродетелей, бесполезен и государству. Пороки, и особенно честолюбие, лицемерие и праздность, в Афинах презирались, к богатству относились философски.
Гражданин должен присутствовать в амфитеатре, который был расположен на склоне холма Акрополя, и участвовать в принятии решений не только голосованием, но и вникать в суть дела.
Для афинянина равенство прав не означает равенства способностей и заслуг. Именно в эпоху Перикла греческая демократия достигла своего апогея, когда политика и нравственность шли рука об руку. Когда же в конце V в. и в особенности в IV в. до н.э. эта взаимосвязь нарушается, тогда, происходит то, о чем говорил Антисфен: «Государства погибают, когда перестают отличать хороших людей от дурных.» Это и произошло в следующую эпоху.
1.2.2. Эллинистический период. Первоначально эллинизм обозначал правильное употребление греческого языка, особенно - не-греками; затем он стал обозначать распространение греческой культуры на страны, завоеванные А. Македонским. Распространение эллинизма окончилось с включением Птоломеевского Египта в состав Римского государства (336-30 гг. до н.э.) Причины формирования эллинизма следующие: а) в Греции в IV в. до н.э. значение полисов упало, они переживали острый социально-политический кризис, в результате чего усилившаяся Македония добилась политического господства над ними; б) в Македонии к тому времени утвердилась централизованная монархия; в) для преодоления кризиса в Греции под руководством Македонии были предприняты завоевания на Востоке, которые способствовали распространению греческой культуры.
Эллинистическая эпоха охватывает: 1) период завоевательных походов А. Македонского (334-323 гг. до н.э.); 2) распад империи А. Македонского и образование на ее основе эллинистических восточных государств (323-280 гг. до н.э.); 3) историю этих государств до их подчинения Римом и Парфией (280-30 гг. до н.э.). Важнейшими эллинистическими государствами были сама Македония, государство Селевкидов, Птоломеевский Египет, Пергам, Родос и др.
В культуре восточных эллинистических государств отчётливо прослеживается сильное греческое влияние (в архитектуре, в официальном языке и т.д.). Греческие переселенцы, образовавшие новые полиса в эллинистических царствах распространили здесь античную /частную/ форму собственности в ремесле и сельском хозяйстве в районах, непосредственно прилегающих к городам. В них существовало классическое рабство. Однако эти города больше не представляют собой самостоятельных политических и социально-экономических единиц. Они являются частью государства, или, в лучшем случае, их зависимыми союзниками. Они должны платить налоги или дань. В эллинистических городах культурная жизнь определялась господствующим классом, состоящим преимущественно из греков.
Философия. Уже в эпоху архаики большую роль в жизни греческих полисов играют мудрецы. В этот период рождается рационализм, который, однако, не порывает с представлениями о связи человека с богами. Вступлению греческой культуры на путь рационалистического мышления способствовал целый ряд исторических условий.
В Греции не было замкнутой касты жрецов, не было и устойчивых религиозных догматов, что облегчало отделение науки, философии от религии. Мысль греческих мудрецов устремилась к свободному поиску первоосновы всего сущего, что имело решающее значение для возникновения в VI в. до н.э. античной философии, родиной которой были греческие полисы. Именно в богатых, быстро развивающихся ионийских городах Малой Азии, где рано начали выделяться творческие индивидуальности, создались наилучшие предпосылки для свободного поиска истины, для пробуждения интереса и любви к философии. Уверенность в собственных интеллектуальных силах, в своём праве самостоятельно открывать и провозглашать людям истину стали одной из предпосылок возникновения философии.
К числу этих первых мудрецов принадлежали Анаксимандр, Анаксимен, Пифагор, Парменид, Эмпедокл и др. философы. В этот период возникают большие достижения во всех областях экономической и духовной жизни, которые стали заделом для последующего развития, особенно в классический период.
Из философов классического периода заметно выделяются фигуры таких философов, как Сократ, Платон и Аристотель.
Сократ (470-399 гг. до н.э.) жил в Афинах и письменных трудов не оставил. Диалоги Платона и Ксенофонта – важнейшие источники для изучения деятельности Сократа, которого занимало, в основном, нравственное воспитание граждан. Философия призвана совершенствовать человека. Она в состоянии сделать это, ибо правильные поступки обусловлены истинным знанием, а добродетель можно воспитать. Предпосылкой истинного знания является самопознание, в особенности понимание собственного незнания, невежества. Сократ заставлял своих собеседников искать истину путем постановки наводящих вопросов /майевтика/, тем самым, подводя их к самопознанию. Одновременно он требовал, чтобы они находили в самих себе это истинное знание. Сократ высказывал мысль, что каждый человек в равной мере способен к добродетели, ибо каждому дана возможность достичь истины.
Известно, что Сократ был приговорен к смерти по ложному обвинению и выпил по приговору суда чашу с ядом, несмотря на то, что друзья его отговаривали и предлагали устроить побег. Однако, Сократ отверг их предложение и последовал приговору суда.
Платон (427-347 гг. до н.э.) – один из выдающихся античных мыслителей. Потрясённый судом над своим учителем и смертью Сократа, он приложил все свои усилия к тому, чтобы разработать проект государства, основанного на справедливости. С этой целью в 388-387 гг. до н.э. Платон основывает в Афинах свою философскую школу – Академию.
Учение Платона о государстве тесно связано с этикой. Основной идеей его сочинения «Государство» является идея справедливости, создание идеального политического строя. Согласно Платону, человек не может жить вне государства. Государство же состоит из сословий: правителей, стражей и т.н. третьего сословия, куда входят крестьяне, ремесленники, торговцы и т.д. По Платону, каждое сословие должно заниматься своим делом, в совершенстве владеть своим мастерством (techne). Основное разделение сфер деятельности определяется назначением каждого сословия. Так, философы-правители управляют, стража призвана охранять государство от внешних и внутренних врагов, а крестьяне и ремесленники должны производить материальные блага как для себя, так и для первых двух сословий. Соответствующими этическими добродетелями сословий является мудрость, мужество и послушание. Гармоничное сочетание деятельности сословий и их добродетелей и создает справедливый государственный строй.
Аристотель (384-322 гг. до н.э.) – древнегреческий философ и ученый-энциклопедист. Аристотель 20 лет пребывал в платоновской Академии в качестве ученика, слушателя и затем – преподавателя. После смерти Платона оставил Афины, путешествовал, был учителем А. Македонского. В 335 г. основал учебное заведение в Ликее (Афины). Обучение происходило во время прогулок (по греч. прогулка – перипата), благодаря чему его школа получила свое название – Школы перипатетиков.
Вслед за Платоном Аристотель подчёркивает большую роль государства в общественной жизни. Цель государства – счастье граждан, но не отдельных индивидов, а всего общественного целого. Главная задача государства – дать гражданам нравственную жизнь, приучить их к добродетельным поступкам.
Наука. Наука как систематизированный опыт и целенаправленное исследование закономерностей природы и общества была основана греками. В целом, для духовной ориентации греков были характерны следующие богатые последствиями тенденции: – наличие бескорыстного интереса к жизни и нравам чужеземных стран и народов; – стремление к объяснению мира из него самого, рационалистическая трактовка природы и общества; – желание представить мир в виде сочетания наименьшего числа простых элементов. Отдельные научные дисциплины, первые шаги к образованию которых были сделаны пифагорейцами и Демокритом, а затем софистами, формируются в эпоху эллинизма. Крупнейшими учеными эпохи эллинизма были греки Архимед, Евклид, Птолемей, Эратосфен, Гален, Диофант.
Театр /греч. – место для зрелищ, зрелище/. Начиная с конца VI в. до н.э. в Афинах ежегодно ставились трагедии, комедии и сатировские драмы. Подобные представления были известны и в других городах Греции. Наиболее широкое распространение получила трагедия /греч. – песнь козлов/. Предшественником трагедии считался дифирамб, который стал произведением хоровой лирики, исполнявшийся хором певцов одетых в костюмы сатиров. Начиная со 2-й половины VI в. до н.э. дифирамбы исполнялись в Афинах на празднике Великих Дионисий. Феспид первым использовал наряду с хором одного актера-декламатора, дававшего пояснения по ходу представления, создав предпосылку для диалога. Позже Эсхил ввел второго, а Софокл – третьего актера-декламатора. Так стало возможным драматическое действие, независимое от хора.
В Афинах ежегодно по праздникам в честь бога Диониса проводились состязания поэтов, во время которых исполнялись трагедии. Каждый день исполнялась тетралогия одного автора, состоящая из трех трагедий и одной сатировской драмы. Основу драм составляли мифологические сюжеты, драмы же на основе современных сюжетов авторы ставили редко. Начиная с Софокла, сюжетное единство тетралогии перестает быть необходимым условием. По окончании празднеств жюри оценивало произведения и распределяло награды.
Предпосылкой для расцвета трагедии как жанра искусства явилась демократия полисов. Своего апогея греческая трагедия достигла в произведениях Эсхила, Софокла и Еврипида. Для этих поэтов характерно глубоко гуманистическое толкование актуальных проблем и событий, которые через мифологические сюжеты нашли отражение в трагедиях этих авторов. В последующие века эти трагедии ставились регулярно, постепенно становясь классическими. Благодаря этому творения Эсхила, Софокла и Еврипида хотя и не полностью, но всё же дошли до нас. Из всех литературных жанров античности трагедия оказала самое большое влияние на мировую литературу.
Изобразительное искусство. Наиболее глубокое развитие в Древней Греции получила скульптура. В архаику возникает архаическая скульптура, т.н. куросы и коры, отличающиеся некоторым схематизмом, застывшими формами и натурализмом. Правда, лица их освещались так называемой «архаической улыбкой». В начале V в. до н.э. возникает «суровый стиль». Создатели его Калон, Главкиад, Агелад, Пифагор и др. Лучший образец этого стиля – мраморная скульптура, украшающая фронтоны храма Зевса в Олимпии (70-е гг. V в. до н.э.).
Полноты классического совершенства греческая пластика достигла во фризах Парфенона, созданных несколькими скульпторами под руководством великого Фидия в 50-40 гг. V в. до н.э. Идеал человеческой личности воплощён Фидием в больших культовых статуях Афины Парфенос и Зевса Олимпийского. Фигура богини высотой 12 метров, выполненная из слоновой кости и золота, стояла внутри храма Парфенон. Мягкий, глубоко человеческий взгляд бога Зевса заставлял всякого, кто пришёл в его святилище в Олимпии, позабыть на время заботы и приобрести надежду.
О Мироне мало что известно. Бессмертную славу Мирону принёс «Дискобол». Если сравнить это произведение с архаическими «Аполлонами», то сразу видно, как далеко ушло искусство за 100 лет. Эта фигура атлета, передающая силу и уверенность, движение в момент наиболее сильного напряжения физических и духовных сил.
Третьим великим скульптором был Поликлет из Аргоса, работавший некоторое время в Афинах. Творчество Поликлета – это совершенство человеческих пропорций. Установленный им канон более 100 лет господствовал в греческом искусстве, пока ему на смену не пришел новый, открытый скульптором Лисиппом. И Фидий, и Мирон, и Поликлет изображают людей идеальных, какими они должны быть, соединяя в себе физическое и духовное совершенство.
На смену величавости, достоинству, серьезности скульптуры V в. до н.э. пришли в IV в. иные идеалы. Общество и человек изменились. Не было уже той гармонии между обществом и человеком. И если раньше человек выступал как представитель общества, а человеческая боль, страдание не учитывались, то в четвертом веке и боль, и страдание, и другие чувства начинают изображаться. Этот принцип присущ творчеству Скопаса, Праксителя, Лисиппа.
Великолепный скульптор IV в. Лисипп оставил потомкам прекрасный бюст А. Македонского (около 320 г. до н.э.), «Отдыхающего Гермеса» и др. Он разработал новый пластический канон. Статуи Лисиппа и его учеников заметно отличаются по своим пропорциям от предшественников. У атлетов Лисиппа очень длинные ноги, тонкий изящный стан и совсем небольшая голова. Так сложился новый пластический идеал красоты, наиболее полно воплощенный в фигуре «Апоксимена». Сравнивая это произведение с «Дорифором» Поликлета, Лисипп говорил: «Поликлет представлял людей такими, каковы они на самом деле, а я такими, какими они кажутся».
Оценивая в целом всё то, что создали греки, нельзя не восхититься силой и многосторонностью их творческого гения. Он дал миру Пифагора, Сократа, Платона, Аристотеля, Мирона, Фидия, Софокла, Поликлета и многих, многих других. Он создал Акрополь, науку, философию, демократию. Очевидно, здесь наиболее полно проявились возможности народа, который положил в основу своей жизни свободу.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 362.