Неолитическая революция: предпосылки, сущность и культурно-историческое значение
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Стадия позднепервобытной (в иной терминологии – позднеродовой) общины характеризуется наличием двух форм хозяйственной жизни: 1) развитием высокоспециализированного присваивающего хозяйства так называемых высших охотников, рыболовов и собирателей в одних частях ойкумены (заселенной людьми земли) и 2) возникновением производящего хозяйства ранних земледельцев или земледельцев-скотоводов – в других частях ойкумены. На протяжении всей этой стадии повсюду, где имелись благоприятные природные условия, вторая форма хозяйства вытесняла первую. Однако суть происходящего процесса заключалась не в их количественном соотношении, а в наступлении коренного перелома в истории развития человечества, который стал возможным благодаря возникновению качественно новой формы хозяйствования – земледелия. Именно земледелие станет доминантой общественного развития на многие тысячелетия вперёд вплоть до XVI-XVII веков включительно. Недаром за этим поворотным моментом, приходящимся в основном на время неолита, закрепилось название «неолитической (или – аграрной) революции», предложенное английским археологом Го́рдоном Ча́йлдом по аналогии с введённым Фридрихом Энгельсом термином «промышленная революция».

1.1.3. Возникновение производящего хозяйства. Когда, где и как возникли скотоводство и земледелие – ответ на этот вопрос является принципиально важным для понимания сути неолитической революции. Оставляя в стороне детали научной полемики по этому вопросу, заметим следующее: некоторые археологи и палеонтологи, увязывая происхождение производящего хозяйства с началом приручения и одомашнивания некоторых животных (например, собаки), склонны считать, что производящее хозяйство зародилось в верхнем палеолите. Однако, как справедливо указывает А.И. Першиц, «столь прямолинейную логику вряд ли можно считать оправданной: ведь производящее хозяйство, действительно, существует тогда, когда происходит обеспеченное определёнными технологическими приёмами стабильное воспроизведение общественного продукта. Бесспорно, собака помогала человеку при охоте, может быть, даже при загонной охоте…, но меняла ли эта помощь кардинально размеры добычи и делала ли её стабильной? В этом можно сомневаться. Гораздо существеннее доместикация (одомашнивание) продуктивных животных, а она произошла позже».

Какова же древность более или менее бесспорных находок остатков культурных растений и домашних животных? Они относятся к IX-VIII тысячелетиям до н. э. и происходят из Передней Азии – Палестины, Сирии, юго-восточной Турции. Из растений это пшеница, ячмень, чечевица. Первыми продуктивными домашними животными были овца и коза, крупный рогатый скот был приручен и стал использоваться позже. Бесспорные свидетельства одомашнивания осла, лошади, верблюда, северного оленя, ламы относятся к значительно более позднему времени. Таков ответ, который дают нам сегодня археология и палеонтология на вопрос о том, «когда и где?» возникло производящее хозяйство.

Что же касается вопроса «как и в связи с чем» осуществился переход к производящему хозяйству, то, как квалифицируют эту ситуацию В.П. Алексеев и А.И. Першиц, «…в настоящее время трудно назвать единичный фактор, который бы привёл к освоению новых природных ресурсов и переходу к производящему хозяйству». Поэтому учёные выделяют несколько факторов.

Существовавшее в мезолите охотничье хозяйство по природе своей было нестабильно. Оно было подвержено спадам из-за перемен в природной обстановке, которые вызывали нарушение экологических ниш и резкое падение численности промысловых животных, и поэтому было чревато периодическими наступлениями голода, иногда продолжавшегося несколько лет. Это обстоятельство было сильнейшим стимулом поиска новых источников пищи, поэтому оно может рассматриваться как экономический фактор (или – стимул) перехода к производящему хозяйству.

Но не меньшую роль должно было играть хорошее знакомство наших предков с миром животных и растений, приобретённое в процессе многотысячелетней охоты и собирательства. Знание повадок животных и продуктивных свойств растений, а также мест их возможного обнаружения составило другой фактор перехода к производящему хозяйству, который можно назвать производственно-познавательным.

При использовании плодов и семян диких растений какая-то часть их оставалась неиспользованной и давала всходы вблизи жилища. Переход от такого стихийного выращивания в культуру – был лишь делом времени, после чего сразу же начался процесс, выразительно описанный ещё Дарвином, – бессознательный отбор, когда человек начинал выращивать рядом с жилищем наиболее крупные семена так же, как он сохранял на племя крупных животных.

И всё же, ответ на вопрос о том, «как» произошёл переход к производящему хозяйству, будет неполным, если мы оставим в стороне одну из центральных проблем современной науки, а именно: проблема очагового (то есть, приуроченного к определённым замкнутым пространствам) или непрерывного по всей ойкумене (так сказать, панойкуменного) возникновения производящего хозяйства представляет собою одну из кардинальных проблем истории первобытного общества. На одном полюсе её решения стоит крупная фигура Николая Ивановича Вавилова, выдвинувшего гипотезу прерывистого очагового происхождения земледелия (как в Старом, так и в Новом Свете) и обосновавшего свою гипотезу результатами тщательных исследований культурного растительного покрова планеты. На другом полюсе её решения – противостоящие теоретическим расчётам Вавилова современные версии, базирующиеся на идее непрерывности процесса введения растений в культуру и отсутствия локальной приуроченности возникновения земледелия.

Уже сегодня новейшие археологические исследования (и это неоднократно подчёркивается в современной научной литературе, посвящённой данной проблеме) в целом подтверждают теорию Вавилова.

1.1.4. Культурно-исторические значение неолитической революции. Возникновение земледелия и скотоводства вызвало крупные сдвиги в развитии производительных сил. Прежде всего, значительно прогрессировала техника изготовления каменных орудий труда. Местами известные уже в мезолите шлифование, полирование и сверление камня в неолите получили большее распространение, так как для расчистки леса под поля и огороды потребовались более эффективные топоры и тёсла. Для их изготовления стали обрабатываться новые, более твёрдые породы минералов. Это неизбежно повлекло за собой разработку подземных отложений камня, появились крупные «мастерские» каменных орудий.

Применявшиеся собирателями палки-копалки и примитивные жатвенные ножи эволюционировали в настоящие мотыги и серпы. Широкое распространение получили средства передвижения: лодки-долблёнки, волокуши, в которые со временем стали запрягать собак, на севере – сани и лыжи. Для изготовления этих транспортных средств также применялись шлифованные топоры.

С изобретением в неолите прядения и простейшего ткачества стала появляться одежда из растительного волокна, а позднее и шерсти. Домашняя утварь пополнилась одним из крупных нововведений – изобретённой теперь керамикой, ставшей характерной приметой периода неолита. 

Так что же всё-таки явилось основным достижением эпохи неолита – скотоводство, земледелие или возникновение первых ремёсел? В чём главное содержание неолитической революции? Какой из перечисленных видов деятельности стал основой и источником качественных преобразований всех без исключения сфер общественной жизни? Если ответить кратко, то возникновение и развитие земледелия.

Объективные нужды развития земледелия потребовали не только усовершенствования перечисленных выше орудий труда и связанной с их изготовлением техники обработки камня, но и вызвали к жизни многие виды деятельности, которых раньше не было (включая ремёсла), а вместе с новыми видами деятельности – также и новые отношения и формы общественной жизни.

Так, развитие земледелия вызвало не просто дальнейшее совершенствование организации труда, а его качественное преобразование: на смену естественному разделению труда, основанному на половозрастных различиях, шло общественное разделение труда, которое диктовалось объективными потребностями самой деятельности людей по обработке земли. И хотя труд по-прежнему оставался простой кооперацией, тем не менее, его разделение (т.е. закрепление определённых занятий за определёнными группами людей) уже не было связано с их половозрастным делением, а в значительной степени становилось социально обусловленным.

Нужды земледелия, связанные с изготовлением всё более сложных орудий труда, постепенно сделали возможной качественно иную, нежели прежде, индивидуализацию и специализацию в некоторых видах деятельности: усложнявшаяся специализация отдельных общинников, выделявшихся своим опытом и умением, неизбежно вела к освобождению от других видов работ и со временем стала предполагать накопление особых знаний и технологических приёмов, которые должны были передаваться по наследству, оставаясь в пределах одной семьи. Таков исторический путь становления ремёсел как особого вида труда, порождённого земледелием и отделившегося от него в качестве самостоятельной деятельности. Выделение земледельческих племён из общей массы других племён стало мощным стимулом к развитию межобщинного обмена, который сначала осуществлялся в форме прямого безденежного обмена продуктами труда, а позже и в форме обмена, основанного на использовании денег.

Земледелие способствовало значительному закреплению достигнутой осёдлости, в силу чего примитивные хижины стали сменяться более долговременными и прочными наземными домами. С переходом к примитивному земледелию значительно возрастает обеспеченность людей жизненными ресурсами, в силу чего динамика численности народонаселения многократно возрастает. Даже по самым скромным оценкам прирост населения в эпоху неолитической революции увеличился не менее чем в 100 раз, породив первую в истории человечества «демографическую революцию». Возникавшие в связи с этим крупные поселения земледельцев, для которых была характерна уже прочная осёдлость, становились предпосылками появления будущих городов.

В связи с развитием земледелия, возникавшего, как правило, в устье крупных рек, стали практиковаться приёмы мелиорации почв (например, системы ирригации в Передней Азии или дренажа на Новой Гвинее). Развитие поливного земледелия вело, с одной стороны, к новому витку развития производительных сил общества, а с другой – к новым производственным отношениям, основанным на систематической эксплуатации рабского труда. Создание сложной системы каналов, плотин, запруд и водохранилищ требовало высокого инженерного мастерства и знаний, включая сложные измерительные инструменты, чертежи и карты. Технология поливного земледелия (в разных её модификациях в Египте, Китае, Индии) потребовала с одной стороны, объединения физических усилий огромных масс людей, которые могли быть собраны только с помощью обращения в рабство пленённых в победоносных войнах иноплеменников, а с другой, потребовала выработки новых способов жёсткой организации усложнившейся системы общественного бытия.

Взятые вместе эти факторы требовали принципиально новой – централизованной организации управления не только всем комплексом работ, связанных с земледелием, но и зарождающейся системой антагонистических общественных отношений. И такой механизм, позволявший одним группам людей управлять деятельностью других людей, присваивая результаты их труда, был создан в лице государства

Культурно-историческое значение неолитической революции состоит в том, что возникновение земледелия было не только величайшим достижением первобытной экономики, но и одновременно фундаментом всей дальнейшей социально-экономической истории человечества, важнейшей предпосылкой получения регулярного избыточного, а затем и прибавочного продукта, приведшего к появлению института частной собственности, изнутри взорвавшего общинный строй. В перспективе именно это обстоятельство явилось причиной разложения первобытного общества и возникновения в его недрах классового общества с характерными для него отношениями господства и подчинения, ставшими фундаментом всех без исключения архаических цивилизаций (государств).  

Дата: 2019-02-25, просмотров: 435.