Научно-техническая революция и её влияние на современную культуру
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Научно-техническая революция – коренное, качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства. В ходе научно-технической революции, начало которой относится к сер. 40-х гг. XX в., происходит процесс превращения науки в непосредственную производительную силу. НТР изменяет условия, характер и содержание труда, структуру производительных сил, общественного разделения труда, отраслевую и профессиональную структуру общества, ведёт к быстрому росту производительности труда, оказывает воздействие нa все стороны жизни общества, включая культуру, быт, психологию людей, взаимоотношение общества с природой.                                  

Научно-техническая революция – длительный процесс, который имеет две главные предпосылки: научно-техническую и социальную. Важнейшую роль в подготовке научно-технической революции сыграли успехи естествознания в XIX – нач. XX ст., в результате которых произошёл коренной переворот во взглядах на материю и сложилась новая картина мира. Этот переворот начался открытием электрона, радия, превращения химических элементов, созданием теории относительности и квантовой теории и ознаменовал собой прорыв науки в область микромира и больших скоростей.

Революционный сдвиг произошёл и в технике, в первую очередь под влиянием применения электричества в промышленности и на транспорте. Было изобретено радио, получившее широкое распространение. Родилась авиация. В 40-х гг. наука решила проблему расщепления атомного ядра. Человечество овладело атомной энергией. Важнейшее значение имело возникновение кибернетики. Исследования по созданию атомных реакторов и атомной бомбы впервые заставили различные государства организовать в рамках крупного национального научно-технического проекта взаимодействие науки и промышленности. Это послужило школой для осуществления общенациональных научно-технических исследовательских программ.

Начался резкий рост ассигнований на науку. Научная деятельность стала массовой профессией. Во 2-й пол. 50-х гг. XX в. во многих странах началось создание технопарков, деятельность которых направлена на планирование и управление научной деятельностью. Усилились непосредственные связи между научными и техническими разработками, ускорилось использование научных достижений в производстве. В 50-х гг. создаются и получают широкое применение в научных исследованиях, производстве, а затем и управлении электронно-вычислительные машины (ЭВМ), ставшие символом НТР. Их появление знаменует начало постепенной передачи машине выполнения элементарных логических функций человека. Развитие информатики, вычислительной техники, микропроцессоров и робототехники создало условия для перехода к комплексной автоматизации производства и управления. ЭВМ – принципиально новый вид техники, изменяющий положение человека в процессе производства.         

На современном этапе своего развития НТР характеризуется следующими основными чертами:

– превращением науки в непосредственную производительную силу в результате слияния воедино переворота в науке, технике и производстве, усиления взаимодействия между ними и сокращения сроков от рождения новой научной идеи до её воплощения в производстве;

– новым этапом общественного разделения труда, связанным с превращением науки в ведущую сферу развития общественного производства;

– качественным преобразованием всех элементов производительных сил – предмета труда, орудий производства и самого работника;

– возрастающей интенсификацией всего процесса производства благодаря его научной организации и рационализации, постоянному обновлению технологии, сбережению энергии, снижению материалоемкости, капиталоемкости и трудоемкости продукции. Приобретаемое обществом новое знание в своеобразной форме «замещает» затраты на сырье, оборудование и рабочую силу, многократно окупая расходы на научные исследования и технические разработки;

– изменением характера и содержания труда, возрастанием в нём роли творческих элементов; – преодолением противоположности между умственным и физическим трудом, между непроизводственной и производственной сферой;

– созданием новых источников энергии и искусственных материалов с заранее заданными свойствами;

– повышением социального и экономического значения информационной деятельности как средства для обеспечения научной организации, контроля и управления общественным производством, гигантским развитием средств массовой коммуникации;

– ростом уровня общего и специального образования, культуры, а также увеличением свободного времени;

– возрастанием взаимодействия наук, комплексным исследованием сложных проблем, ростом значения общественных наук;

– резким ускорением общественного прогресса, дальнейшей интернационализацией всей человеческой деятельности в масштабе планеты, возникновением т. н. глобальных проблем.

Превращение науки в ведущее звено в системе «наука – техника – производство» не означает низведения двух других звеньев этой системы до пассивной роли лишь воспринимающих импульсы, идущие к ним от науки. Общественное производство является важнейшим условием существования науки, и его потребности по-прежнему служат главной движущей силой её развития. Однако, в отличие от предшествующего периода, к науке перешла наиболее революционизирующая, активная роль. Это находит выражение в том, что на основе результатов фундаментальных научных исследований возникают принципиально новые отрасли производства, которые не могли бы развиться из предшествующей производственной практики (атомные реакторы, современная радиоэлектронная и вычислит, техника, квантовая электроника, открытие кода передачи наследственных свойств организма и др.). В условиях НТР сама практика требует, чтобы наука опережала технику, производство, а последнее всё больше превращалось в технологическое воплощение науки.

Рост науки, техники и промышленности способствует интенсивной урбанизации, а развитие средств массовой коммуникации и современного транспорта способствует интернационализации культурной жизни. В ходе НТР существенно изменяется содержание труда. Предъявляются возрастающие требования к профессиональным знаниям, организационным способностям, а также к общему культурному и интеллектуальному уровню работников. Наряду с увеличением объёма обязательного общего образования возникает проблема повышения и изменения квалификации работников, возможности их периодической переподготовки, особенно в наиболее интенсивно развивающихся сферах труда.

Масштабы и темпы изменений в производстве и общественной жизни, которые несёт с собой НТР, вызывают необходимость своевременного предвидения совокупности их последствий как в сфере экономики, так и в сфере их влияния на общество, человека и природу. Всемирный характер НТР настоятельно требует развития международного научно-технического сотрудничества. Это диктуется главным образом тем обстоятельством, что целый ряд последствий НТР выходит далеко за национальные рамки и требует объединения усилий многих стран и международного регулирования, например борьба с загрязнением окружающей среды, использование космических спутников связи, разработка ресурсов Мирового океана и т.д. С этим связана взаимная заинтересованность всех стран в обмене научно-техническими достижениями.

Вопросы для самоконтроля:

1. Может ли культура развиваться безотносительно к природе?

2. Какие формы понимания природы Вы можете выделить в истории культурного развития человечества?

3. Что такое технократизм?

4. Что представляет собой научно-техническая революция? Какое влияние она оказывает на развитие культуры?

Литература к теме 4: [1, 2, 3, 6]

Лекция № 5. Основные этапы развития мировой и отечественной культуры (3 ч ).(Часть 1. Основные этапы развития мировой культуры выносится на самостоятельное изучение. Часть 2. Основные этапы развития отечественной культуры прорабатывается на лекциях и семинарах)

Содержание лекции № 5:

Дата: 2019-02-25, просмотров: 285.