Мирное урегулирование м/н споров – один из основных принципов МП.
Правовое содержание принципа:
1) Государства обязаны разрешать споры только мирными средствами;
2) Государства не вправе оставлять споры неразрешенными (из-за тенденции к нарастанию);
3) Государства должны воздерживаться от действий, влекущих обострение спора;
4) Государства обязаны разрешать споры на основе МП и справедливости;
Ст. 38 Статута М/н Суда → конвенции, обычаи, общие принципы права, судебные решения и доктрина.
5) Государства обладают правом выбора средств разрешения м/н споров.
Например, Конвенция по м/н морскому праву – 4 процедуры.
Ст. 33 Устава ООН – мирные средства решения м/н споров:
1. Непосредственные переговоры и консультации;
Самое удобное, гибкое и доступное средство. Стороны сами определяют пути разрешения спора.
2. М/н примирительная процедура;
- добрые услуги – действия 3-ей стороны (не участвующей в споре), направленные на установление контактов м/у спорящими сторонами;
- посредничество – действия 3-ей стороны, которая активно влияет на аргументацию, решения и т.д.
3. Следственные и согласительные комиссии;
Они образуются на паритетных началах из представителей спорящих сторон.
Следственные комиссии – устанавливают факты, обстоятельства спорной ситуации.
Согласительные комиссии – изучают факты и предлагают варианты решений.
4. Рассмотрение споров в м/н организациях;
Например, ВТО, Совет Безопасности ООН и т.д.
5. М/н третейские суды;
Речь не о МКАСе, Стокгольмском арбитраже и т.д. (они – для юридических лиц, а не для государств).
Это – один из самых старых и доступных средств. Преимущество в том, что стороны выбирают орган и соглашаются на обязательность решения. Существуют:
- постоянно действующие (институциональные) суды, где есть персонал, инфраструктура, процедура (государства только выбирают арбитров);
- суды ad hoc (т.е. последующие).
Оформляется согласие на то, что спор передается в арбитраж (иногда это прописано в самом договоре – «арбитражная оговорка»).
Существует еще «третейская запись» - дополнительное соглашение, заключенное уже после возникновения спора о передаче его на рассмотрения в арбитраж.
Особенно популярен этот вид разрешения споров был в конце XIX – начале XX вв., т.к. тогда не было м/н судебных органов. Зачастую арбитрами выступали известные юристы-теоретики (например, Ф. Ф. Мартенс).
6. М/н судебная процедура
Стала развиваться со 2-ой половины XX в. из-за очевидной необходимости.
На региональном уровне – в рамках м/н организаций (Суд ЕС);
На глобальном уровне – М/н Суд ООН.
Международный Суд ООН:
М/н Суд ООН действует на основе Устава ООН → подписывая Устав, сторона автоматически подписывает Статут (можно, однако, подписать Статут и не быть связанным Уставом: Швейцария до вступления в ООН в 2002 г.).
С 1946 г. располагается в Гааге.
Состав: 15 судей, избираемых ГА и Советом Безопасности ООН на 9 лет (ГА и Совет Безопасности голосуют раздельно). Судьи действуют в личном качестве. При отборе кандидатов – жесткие критерии:
1) Кандидат либо обладает квалификацией, которая требуется в его стране для избрания в высшие судебные органы, либо является юристом и признанной компетенцией в области МП;
2) Состав судей обеспечивает представительство главных форм цивилизаций и основных правовых систем мира;
У М/н Суда ООН – 2 задачи:
- рассмотрение споров между государствами;
- консультативные заключения по любым юридическим вопросам по запросам м/н органов и организаций, имеющих на это право (прежде всего, ГА и Совета Безопасности ООН).
Особенности рассмотрения дела в М/н Суде ООН:
1) Только споры между государствами (т.е. исключаются даже м/н организации – большой недостаток);
2) Дело принимается к рассмотрению только при согласии на это обеих сторон (т.е. факультативная юрисдикция);
3) Суд обязан рассмотреть дело.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 228.