ПРАВО МЕЖДУНАРОЖНЫХ ДОГОВОРОВ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Право м/н договоров – это совокупность норм, определяющих порядок заключения, условия действительности, действие и прекращение м/н договоров.

Это одна из старейших и основных отраслей МП.

Объект этой отрасли – м/н договор (источник МП) → изменения в этой отрасли отражаются на всех других отраслях.

Изначально право м/н договоров было представлено обычаями. В 20 в. – попытки кодификации:

1928 г. – Гаванская конвенция о праве м/н договоров → неудача (участвовало только 6 государств).

1969 г. – Венская конвенция о праве м/н договоров (в рамках ООН).

1986 г. - Венская конвенция оправе м/н договоров с участием м/н организаций.

Две последних конвенции – кодификация права м/н договоров:

- более четкие формулировки, ясный смысл;

- систематизация норм;

- превращение норм из обычных в договорные;

- создание новых норм в этой сфере.

Важную роль сыграла Комиссия МП ООН: с марта 1968 г. по май 1969 г. – Венская конференция, принявшая Конвенцию и Декларацию о запрещении принуждения при заключении м/н договоров.

Эта проблема регулируется и нормами МП, и нормами НП (без НП процесс неполноценен). В законодательстве РФ это ФЗ «О м/н договорах РФ» 1995 г.

Стороны м/н договора

Сторонами в м/н договоре могут быть все субъекты МП.

Сторона – более узкое понятие, чем участник (возможно несколько участников на одной стороне, например, при капитуляции государств после II мировой войны, в кредитных соглашениях и т.п.).

Стороны в м/н договоре – это субъекты МП, которые должным образом оформили свое участие в данном договоре и для которых он вступил и остается в силе.

Все государства обладают правом заключать любые договоры (ст. 6 Венской конвенции 1969 г.) → все государства обладают правом участвовать в универсальных (открытых для всех) договорах.

Существуют и закрытые договоры (договор о ЕС), для участия в которых помимо желания нового государства необходимо согласие государств-членов.

Органы, представляющие государства в процессе заключения м/н договоров:

Главы государств → межгосударственные договоры;

Главы правительств → межправительственные договоры;

Главы министерств и ведомств → межведомственные договоры.

Нации, борющиеся за независимость, представляются национально-политическими органам, возглавляющими борьбу (фронт освобождения, временное правительство и т.д.).

М/н организации реализуют договорную правоспособность через органы, компетенция которых заложена в учредительном документе организации (в ООН это Генеральный секретарь и т.д.).

 

 

 

 

Лекция № 6

ПРАВО МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ [продолжение]

Заключение м/н договоров – это процесс согласования воль государств (итог этого процесса – получение согласия).

Но с точки зрения права м/н договоров, это – совокупность правил и процедур, включающая несколько стадий:

1. Согласование и принятие текста м/н договора;

2. Установление аутентичности текста м/н договора;

3. Подписание м/н договора;

4. Ратификация м/н договора.

Прохождение процедур зависит от сущности м/н договора и желания сторон, но 2 стадии должны присутствовать обязательно:

1) выработка текста м/н договора;

2) принятие государствами обязательств по договору (т.е. согласие на его обязательность).

В любой момент государство может отказаться от дальнейшего участия. Например, СССР участвовал в разработке и создании МВФ (добившись очень выгодных для себя условий), но в последний момент отказался.

Выработка текста м/н договора:

1. Проверка полномочий сторон (мандата).

У государства на каждой стадии могут быть отдельные представители с отдельными полномочиями.

Без полномочий (ex officio - в силу должности) переговоры могут вести: главы государств и правительств, министры иностранных дел и главы дипломатических представительств в тех странах, где они находятся.

В СССР до середины 70-х гг. первым лицом государства был генеральный секретарь КПСС (т.е. политической партии), что ставило в тупик Запад. Проблема была решена, когда пост генерального секретаря была совмещен с постом Председателя Президиума Верховного Совета СССР.

Полномочия – это, по сути, доверенность на ведение переговоров.

Ситуация с проверкой полномочий усложняется, когда участников в м/н договоре несколько. Тогда этим занимается мандатная комиссия.

2. Согласование текста м/н договора.

Может проходить в различные сроки (текст М/н конвенции по морскому праву 1982 г. согласовывался 9 лет)

3. Принятие текста м/н договора.

Это процедура, во время которой представители государств высказывают свое согласие с формулировками м/н договора.

При множестве участников (на м/н конференциях) проводится голосование. Как правило, порог – 2/3 голосов, т.к. 100%-ое согласие практически невозможно. Результат голосования оформляется резолюцией.

4. Установление аутентичности текста м/н договора.

Это процедура, посредством которой принятый текст объявляется окончательным.

Установление аутентичности часто путают с принятием текста. Разница в том, что установление аутентичности – это оформление, фиксация окончательности.

При 2-сторонних соглашениях подписание предваряется парафированием (т.е. проставлением инициалов уполномоченных лиц на каждой странице договора).

При многосторонних соглашениях эту роль выполняет заключительный акт конференции (текст договора вставляется в текст заключительного акта).

Если договор заключается в рамках м/н организации, то роль заключительного акта выполняет резолюция.

Интересно используемое при этом правило альтерната: в каждом экземпляре у каждой стороны она (сторона), ее столица и подпись стоят на 1-ом месте – правило вежливости.

Принятие государствами обязательств по договору:

1. Подписание – основная форма.

Оно может быть окончательным и неокончательным (тогда необходимы другие процедуры: ратификация, утверждение и т.д.).

2. Ратификация.

Это окончательное утверждение согласия государств на обязательность м/н договора, которое проводится уполномоченными органами государства (форма ратификации определяется национальным законодательством).

В итоге ратификация на национальном уровне дает 2 документа:

- ратификационная грамота (для м/н использования, других участников договора);

- закон о ратификации (для внутреннего использования)

В РФ ФЗ о ратификации рассматривают как обычный законопроект (по ст. 14 ФЗ «О м/н договорах РФ»).

В РФ обязательной ратификации подлежат договоры:

1) требующие изменения либо принятия новых законов (для избежания коллизий);

2) предметом которых являются права и свободы человека;

3) о границе, разграничении территории, континентального шельфа, исключительной экономической зоны;

4) об основах межгосударственных отношений, по вопросам обороноспособности, разоружения, мира и безопасности, договоры о мире и коллективной безопасности;

5) об участии в межгосударственных союзах и организациях, если предусматривается передача им части полномочий РФ;

6) сами устанавливающие необходимость ратификации.

Если в таких случаях нет ратификации, то у м/н договора нет юридической силы.

При ратификации текст договора изменить уже нельзя, но можно сделать оговорки.

3. Утверждение соответствующими органами государства.

В РФ это Президент (в отношении договоров, заключенных от имени РФ) и Председатель Правительства (в отношении договоров, заключенных от имени Правительства).

В некоторых странах это референдум (так, Норвегия дважды сказала «нет» ЕС).

4. Присоединение к уже существующим м/н договорам.

Этот вопрос решается на уровне Президента или Правительства.

 

Предусмотрена отдельная форма для выражения согласия на м/н договоры, вносящие изменения в Конституцию: они ратифицируются в обычном порядке, но после внесения изменений в Конституцию в установленном НП порядке.

Вступление м/н договора в силу:

2-сторонние договоры – по договоренности (т.е. на условиях и в срок, указанные в договоре).

При многосторонних соглашениях устанавливается порог, при преодолении которого договор вступает в силу (здесь важно правильно определить этот порог).

При множестве участников используется депозитарий (хранитель) ратификационных грамот договора. Депозитарием может быть должностное лицо (например, Генеральный секретарь ООН), государство (чаще неучаствующее), м/н организация. Задача депозитария – хранение оригинала м/н договора и ратификационных грамот и извещение сторон.

 

 

Лекция № 7

ПРАВО МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ [продолжение]

Регистрация м/н договоров:

Регистрация бывает:

- внутренняя (в РФ все м/н договоры подлежат обязательной регистрации в МИДе);

- внешняя (в секретариате ООН).

МП не может обязать государства регистрировать м/н договоры, однако в случае нерегистрации договора у государств нет права ссылаться на него в споре, рассматриваемом М/н Судом ООН.

Опубликование м/н договоров:

Опубликование бывает:

- внутреннее (в РФ если решение на обязательность м/н договора – в законе, то тот закон публикуется в Собрании законодательства РФ; Бюллетень м/н договоров МИД);

- внешнее (в сборниках ООН).

Оговорки:

Оговорка (“ reservation ”) – это одностороннее заявление государства в любой форме и под любым названием, которое делается на любой стадии принятия государством обязательств по данному договору (т.е. при подписании, ратификации, присоединении и т.д.).

В этом заявлении государство желает изменить полностью либо исключить юридическую силу определенного положения данного договора применительно к себе (текст м/н договора на этой стадии менять уже нельзя).

Например, Великобритания постоянно исключает из сферы действия м/н договоров свои авшорные острова (Мэн и т.д.). СССР всегда исключал из м/н договоров статьи о том, что споры переносятся на обязательное рассмотрение М/н Суда ООН (М/н Суд еще не рассматривал дел с участием СССР или РФ). Россия сделала много оговорок при присоединении к Венской конвенции о м/н купле-продаже 1980 г.

Требования к оговоркам:

- письменная форма;

- доведение до всеобщего сведения.

Другие государства могут возражать (делать контроговорки), но безо всякой юридической силы, т.к. оговорка – это суверенное право государства.

Оговорки возможны только, если положения, к которым они делаются, носят второстепенный характер (срок, территория действия и т.д.), но не касаются принципиальных вопросов.

МП запрещает оговорки, если:

- сам договор запрещает оговорки (например, Римский Статут М/н уголовного Суда, Конвенция по морскому праву);

- оговорка касается существенных условий договора.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 218.