МП довольно щепетильно относится к договорам о границах. Договор может быть изменен только по взаимному согласию обеих сторон.
Государства могут:
1) Производить взаимообмен территорией (например, проект договора о демаркации между РФ и Китаем);
2) Сдавать территорию в аренду (военная база США на Кубе).
У различных территорий могут быть различные правовые режимы, предопределяемые их физическими свойствами и географическим положением.
Существует 3 группы территорий:
1) Территории, имеющие м/н значение и не являющиеся частью территории какого-либо государства (Антарктика, космос, открытое море и др.) – регулируются МП;
2) Территории, являющиеся частью какого-либо государства, но имеющие м/н значение (территориальные воды, Арктика, м/н каналы и проливы) – регулируются МП и НП;
3) Территории государств, не имеющие м/н значения – регулируются НП.
Арктика
Единого м/н договора о ее правовом режиме нет.
Особенность в том, что существует 5 государств, территория которых выходит к Арктике (Дания, РФ, Норвегия, США, Канада). У каждого государства есть свой сектор → секторальный режим.
«-» в том, что это не договорная практика → многие хотят устранить этот режим по той причине, что на Северный морской путь не распространяется м/н морское право.
Антарктика
В перспективе имеет большое экономическое значение.
В разное время ее объявляли своей территорией Великобритания, Норвегия, Франция, Аргентина.
1959 г. – Вашингтонская конференция (12 государств, которые уже вели разведку и исследование) → 1.12.1959 г. – договор об Антарктике.
Ст. 1 – Антарктику можно исследовать только в мирных целях; запрещается размещение военных баз, военные мероприятия, испытания оружия; допускается использование военного персонала только для научных исследований при уведомлении других стран;
Ст. 2 – свобода научных исследований для всех государств и м/н организаций;
Ст. 4 – замораживание территориальных споров (решение проблемы территориальных претензий);
Ст. 5 – запрет ядерных испытаний.
МЕЖДУНАРОДНОЕ МОРСКОЕ ПРАВО
Нормы ММП стали складываться в Средние века. Современный вид они приобрели только в 1930-е гг., но все ММП тогда состояло из обычных норм.
После II-ой мировой войны – попытки кодификации ММП под эгидой ООН.
1958 г. – 1-ая конференция (89 стран) → 4 конвенции:
«О правовом режиме открытого моря»
«О территориальном море»
«О рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря»
«О континентальном шельфе»
СССР не участвовал только в третьей конвенции.
Конвенции вступили в силу в 1961 г.
Их значение – первая в истории кодификация ММП.
Но оставались проблемы. Не была определена предельная ширина территориальных вод и т.д.
1960 г. – 2-ая конференция (для решения проблемы ширины территориальных вод) → безрезультатно (на практике – 12 морских миль).
1973-1982 гг. – 3-я конференция на Ямайке → единая Конвенция «О м/н морском праве» для решения всех назревших вопросов:
- предельная ширина территориальных вод;
- континентальный шельф;
- появление новых государств, не участвовавших в конвенциях 1958 г.;
- заинтересованность СССР (проблема проливов и др.)
Итоги:
- предельная ширина территориальных вод – 12 морских миль;
- новый четкий порядок определения внешних границ континентального шельфа;
- ряд новых институтов (м/н морское дно, архипелажные воды, исключительная экономическая зона, внутренние воды и т.д.);
- закрепление свободного прохода через м/н проливы.
Территориальные воды
Это часть территории прибрежного государства (государственная граница проходит по их внешней кромке) → государство осуществляет все виды контроля и юрисдикции.
Максимальная ширина территориальных вод по Конвенции 1982 г. –12 морских миль (т.е. государство может установить и меньше), которые отсчитываются от исходных линий – линий соединяющих наиболее выступающие точки берега.
Проблема: возможность захода территориальных вод на судоходные пути.
Особенность в том, что статус регулируется как МП (предельная ширина, право мирного прохода иностранных судов), так и НП.
Мирный проход – это плавание через территориальное море с целью пересечь его без захода во внутренние воды и порты, либо с целью прохода во внутренние воды, либо выхода из них.
Проход должен быть непрерывным и быстрым. Остановка возможна при поломке, оказании помощи, чрезвычайных обстоятельствах, особенностях плавания в данном районе (лоцман).
Проход должен быть мирным. В Конвенции 1982 г. – 12 случаев нарушения мира и безопасности (ст. 19): угроза силой, подъем в воздух любого летательного аппарата, рыболовная деятельности, проведение научных исследований и т.д.
Подлодки должны проходить в надводном положении с поднятым флагом.
У прибрежного государства есть право определять правила судоходства в территориальном море (в целях безопасности, защиты живых ресурсов и навигационных сооружений и т.д.) → создание морских коридоров, схем движения и т.д.
Если при проходе судно совершило правонарушение, то по общему правилу – юрисдикции прибрежного государства нет, за исключением:
- распространения преступления на прибрежное государство;
- просьбы капитана судна или государства флага;
- незаконная торговля наркотиками.
Военные корабли всегда имеют иммунитеты.
Внутренние воды
Это все то, что за исходными линиями в сторону берега (бухты, заливы, лиманы, устья рек).
В силу того, что они входят в состав государственной территории, там действует только внутреннее законодательство.
Прилежащая зона
Предельная ширина – до 24 морских миль от исходных линий.
Устанавливается для осуществления таможенного, фискального, иммиграционного, санитарного контроля.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 236.