Этот институт введен по инициативе стран «3-го мира» для продажи собственных ресурсов (путем продажи квот на аукционе).
Предел – 200 морских миль от исходных линий.
Прибрежные государства обладают следующими правами:
1) Суверенное право на разведку, разработку и сохранение природных ресурсов в воде и на дне;
2) Исключительная юрисдикция в отношении: создания искусственных островов и сооружений, научных исследований, защиты и сохранения морской среды.
Другие государства могут:
1) Свобода судоходства и полетов;
2) Свобода прокладки кабелей и трубопроводов (исторически сложилось).
Открытое море
Базовый принцип – свобода открытого моря.
Свободы открытого моря:
По Конвенции 1958 г.
1) Судоходство;
2) Рыболовство;
3) Пролетов;
4) Прокладки кабелей и трубопроводов;
По Конвенции 1982 г.
5) Научных исследований;
6) Возведения искусственных островов и сооружений.
Однако возможна остановка военным судном любого государства, если у него есть основания полагать, что останавливаемый занимается:
- работорговлей;
- пиратством;
- незаконным теле- и радиовещанием;
- торговлей наркотиками;
- не имеет национальности (флага);
- на судне поднят флаг иностранного государства, но есть основания полагать, что оно принадлежит другому государству.
Возможно преследование по горячим следам – право военного или полицейского корабля прибрежного государства преследовать гражданское судно за пределами территориальных вод данного государства, если имеются основания полагать, что это гражданское судно нарушило, находясь в территориальных водах, законы прибрежного государства.
Особенности преследования:
1. Начало: в момент совершения правонарушения судно-нарушитель (или хотя бы 1 из его шлюпок) находится в территориальных водах, прилежащей зоне, исключительной экономической зоне либо над континентальным шельфом прибрежного государства.
2. Преследование: после подачи сигнала остановиться с дистанции, дающей возможность полагать, что сигнал принят.
3. Окончание: задержанием и конвоированием для наказания на свою территорию либо ничем, если преследуемый зашел в территориальные воды другого государства.
4. Преследование считается законным и оправданным и разрешается только при непрерывности.
Континентальный шельф
Конвенция 1958 г. – первое определение континентального шельфа («резиновая» формулировка).
Конвенция 1982 г. – новое четкое определение (в основе – отсчет от исходных линий).
Континентальный шельф включает в себя морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределами территориального моря до внешней границы подводной окраины материка либо на расстояние 200 морских миль от исходных линий территориальных вод (но в любом случае не более 200 миль).
Конвенция 1982 г. устанавливает суверенное право прибрежного государства на разведку и разработку природных ресурсов на континентальный шельф.
Природные ресурсы – это минеральные и другие неживые ресурсы, а также живые организмы, которые прикреплены или ползают по дну.
Другие государства имеют право прокладки кабелей и трубопроводов на территории континентального шельфа.
Лекция
ПРАВОВОЙ РЕЖИМ МОРСКОГО ДНА
В МП дно – это окончание «юридического» континентального шельфа, т.е. оно находится за пределами национальной юрисдикции.
В Конвенции это - Район (морского дна).
Особенность правового статуса Района: он принадлежит всему человечеству (концепция «общего наследия человечества» с подачи стран «3-го мира» с целью предотвращения освоения Района каким-либо государством или компанией).
Ни одно государство не может претендовать на суверенитет в отношении Района и его ресурсы.
Для управления Районом создана м/н организация (Орган по морскому дну - Орган). Никто не может разрабатывать ресурсы Района без согласия Органа. Разработкой также осуществляется Предприятием (создано Органом) → принцип параллельной разработки.
М/н проливы
При принятии конвенций по ММП СССР был особо заинтересован в решении этого вопроса.
В мире существует более 100 м/н проливов. К 1982 г. только 3 из них были урегулированы отдельно.
1. Балтийские проливы (Большой Бельт и Малый Бельт – соединяют Балтийское и Северное моря между Данией и Швецией).
Копенгагенский трактат 1857 г.
2. Черноморские проливы (Босфор и Дарданеллы – соединяют Черное и Средиземное моря).
Конвенция Монтрё 1936 г.
В мирное время:
- торговые суда всех государств пользуются полной свободой плавания и прохода;
- военные корабли любых государств – только надводные (подлодки – только черноморских государств) – дневной проход с поднятым флагом.
3. Магелланов пролив (отделяет Южную Америку от о-ва Огненная земля).
Буэнос-Айресский договор 1941 г.
Остальные проливы – по Конвенции 1982 г. (базовый принцип – свобода транзитного прохода через проливы).
М/н каналы
Конвенции по ММП не имеют к ним отношения: они регулируются отдельными договорами.
Суэцкий канал – Константинопольская конвенция 1888 г.
Провозглашается свободный (платный) проход судов всех государств в любое время (если только Египет не находится в состоянии войны).
Панамский канал – 2-сторонние соглашения между США и Панамой.
Долгое время канал находился под юрисдикцией США. С 31.12.1999 г. – под контролем Панамы.
Провозглашается свободный (платный) проход судов всех государств в любое время.
Кильский канал (соединяет Северное и Балтийское моря) – внутреннее законодательство Германии (сейчас уже потерял значение).
ПРАВОПРЕЕМСТВО ГОСУДАРСТВ
Практика развития м/н сообщества выработала правила и нормы, регулирующие изменения в статусе государств при:
- объединении государств (возникает 1 новый субъект МП);
- отделении (1 старый и 1 новый субъект МП);
- разделении государств (2 новых субъекта МП);
- поглощении (1 старый субъект МП).
Правопреемство – это смена одного государства другим в несении ответственности за м/н отношения на соответствующей территории и в осуществлении существующих к этому времени прав и обязанностей по м/н договорам.
Особое развитие этот институт получил после II-ой мировой войны (появление новых государств в Азии и Африке).
1990-е гг. – распад Чехословакии, Югославии, СССР; поглощение ГДР ФРГ (за период с 1992 г. по 1993 г. появилось 23 новых государств).
При правопреемстве существует государство-преемник и государство-предшественник.
Объект правопреемства – территория, по отношению к которой сменяется государство.
Долгое время в этой сфере действовал м/п обычай, сейчас:
- Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г.;
- Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, архивов и государственных долгов.
Основной принцип – осуществление правопреемства в соответствии с принципами и нормами МП → захват государства не является правопреемством.
При правопреемстве государства могут использовать нормы м/н обычаев и договоров или свои варианты (как, например, СССР).
Дата: 2019-02-25, просмотров: 243.